Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ I Варфоломей I, Патриарх Константинопольский. Фотография. Кон. ХХ в. Варфоломей I, Патриарх Константинопольский. Фотография. Кон. ХХ в. [греч. Βαρθολομαος] (Димитриос Архондонис; род. 12.03.1940, с. Айи-Теодори, о-в Имброс (Гёкчеада), Турция), Патриарх К-польский (со 2 нояб. 1991). Род. в семье цирюльника и владельца кофейни Христоса Архондониса. В 1961 г. окончил Богословскую школу на о-ве Халки. 13 авг. 1961 г. принял монашеский постриг с именем Варфоломей и рукоположен в сан диакона в митрополичьем соборе Имброса своим духовником митр. Имбросским и Тенедосским Мелитоном (впосл. занял Илиупольскую и Халкидонскую кафедру). В 1961-1963 гг. находился на военной службе в тур. армии. В 1963-1968 гг. проходил обучение по стипендии К-польской Православной Церкви в Папском Восточном ин-те в Риме, в экуменическом ин-те Боссе (Швейцария) и Мюнхенском ун-те. В 1968 г. получил степень д-ра канонического права, защитив дис. «О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви». В том же году назначен помощником декана Богословской школы на о-ве Халки; занимал эту должность до закрытия школы тур. властями в 1971 г. В. был рукоположен во священника 19 окт. 1969 г., через 6 месяцев в 1970 г. Патриархом Афинагором возведен в сан архимандрита в патриаршей часовне св. Андрея. В 1972 г. вновь избранный Патриарх Димитрий I назначил В. управляющим своей канцелярии. 25 дек. 1973 г. В. был рукоположен во епископа и наречен митрополитом Филадельфийским, оставшись во главе Патриаршей канцелярии. В 1974-1991 гг. В.- постоянный член Свящ. Синода К-польского Патриархата. Представлял К-польский Патриархат на мн. межправосл. и межхрист. совещаниях, постоянно сопровождал Патриарха Димитрия во всех его зарубежных поездках, в т. ч. в 1987 г. в СССР. С 1975 г. В.- член комиссии ВЦС «Вера и порядок», 8 лет был вице-президентом этой орг-ции. В янв. 1991 г. возглавил правосл. делегацию на 7-й Генеральной ассамблее ВЦС в Канберре, где был избран членом центрального и исполнительного комитетов ВЦС и выступил с критикой в адрес ВЦС за отход от принципов древней Церкви. Тем не менее В. оставался приверженцем развития широких контактов правосл. мира с др. Церквами.

http://pravenc.ru/text/154409.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Протестанты попросили прощения за иконоборчество Реформации 05.08.2015 Немецкая протестантская община принесла официальные извинения за уничтожение религиозных образов в период Реформации , сообщает Радио Ватикана. В своём заявлении религиозные лидеры Евангелической церкви Германии (EKD) подчёркивают, что протестантская община решительно осуждает эту деструктивную практику. Во время встречи между немецкими евангеликами и представителями Константинопольского патриархата, прошедшей в Гамбурге, евангелический епископ Петра Боссе-Хубер отметила, что «изображения уже давно стали выражением протестантской набожности». Религиозные лидеры встретились в Гамбурге, чтобы обсудить и углубить смысл изображения с православной и протестантской точек зрения. Вселенский патриарх Варфоломей и глава Евангелической церкви Германии епископ Генрих Бедфорд-Штром прислали участникам свои приветствия, благословляя эту экуменическую встречу. Уничтожение изображений, как было отмечено в ходе работ, получило наибольшее распространение в период, последовавший сразу же за Реформацией. В первой половине шестнадцатого века статуи Пресвятой Богородицы и святых, а также витражи, на которых были изображены священные образы, чудесные и сверхъестественные события, были удалены из католических церквей и часовен и очень часто уничтожены. В особенности Швейцария, Нидерланды, Англия и Южная Германия понесли наибольшие потери от этой разрушительной практики. В 1531 г. в немецком городе Ульме во время так называемого «Götzentag» - «Дня ложного кумира», - сторонники Реформации яростно разрушили шестьдесят алтарей и два органа в древнем соборе: эти люди были убеждены, что религиозные артефакты представляют собой символы суеверного идолопоклонства. Наконец, Женева стал свидетелем одной из самых разрушительных волн уничтожения церковных образов и священных предметов, вдохновением для чего послужила группа влиятельных протестантских богословов. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.08.2015 20:34:31

http://drevo-info.ru/news/19282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕТИАН (Топузлиев Димитрий Попвасилев; 11.11.1932, с. Хасовица близ совр. г. Смолян - 18 сент. 2017), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви. Сын свящ. Василия Топузлиева. В 1947 г. окончил гимназию и поступил в Пловдивскую ДС. В 1952-1956 гг. учился в ДА св. Климента Охридского в Софии. Во время обучения нес послушание регента в рус. Никольской ц. в Софии. В 1956 г. окончил военную службу. 14 янв. 1959 г. в Мыглижском мон-ре пострижен в монашество. 10 марта 1959 г. в соборе вмч. Димитрия в Стара-Загоре рукоположен во диакона, служил в храме Пресв. Богородицы в Стара-Загоре. В сент. 1959 г. направлен на специализацию в МДА. 18 июля 1962 г. в академическом храме МДА Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в присутствии Патриарха Болгарского Кирилла рукоположен во иерея. 1 сент. 1962 г. вернулся в Болгарию, 1 янв. 1963 г. назначен протосинкеллом Тырновской митрополии. 4 дек. 1963 г. возведен в сан архимандрита. С 10 марта 1967 г. проходил стажировку в экуменической общине Тезе (Франция), в окт. того же года - в Боссе экуменическом ин-те (Швейцария). В 1968 г. прослушал курс лекций на богословском фак-те ун-та Лозанны (Швейцария), с авг. 1968 по авг. 1969 г. находился на стажировке в Оксфорде (Англия). В сент. 1969 г. вернулся на родину, назначен протосинкеллом Софийской митрополии. В нояб. 1970 г. назначен главным секретарем Св. Синода. 15 дек. 1974 г. в кафедральном соборе св. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа Знепольского, викария Софийской митрополии. Продолжал выполнять послушание главного секретаря Св. Синода. 1 марта 1979 г. переведен на Акронскую кафедру БПЦ (США). 1 апр. 1983 г. назначен викарием Софийского митрополита. 2 авг. 1987 г. утвержден на кафедру Видинской епархии . Главное внимание уделяет обновлению храмов и просвещению паствы. По предложению Д. день памяти вмч. Димитрия Солунского объявлен в г. Видин Днем города. Награжден орденом Иоанна Рильского I степени (1982). Лит.: Коев Т. Новият Видински митр. Дометиан//Църковен вестн. София, 1987. 25/26. С. 4-6; он же. Достоен юбилей на достоен юбиляр//Там же. 20; Василев Й. , прот. Летописи за Видинска епархия. Пловдив, 1999. С. 148-152; он же. Видинский митр. Дометиан//Възраждане. Пловдив, 2002. 6. С. 8-13. С. Илчевски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/178814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (Грезин Владимир Кузьмич; род. 23.11.1951, г. Шумерля Чувашской АССР), еп. Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Из семьи рабочих. В 1967 г. окончил 8-классную школу. В 1968-1969 гг. учился в профессионально-техническом уч-ще в Москве, после окончания к-рого работал электромонтером на оптико-механическом заводе в Загорске (ныне Сергиев Посад). В 1970-1972 гг. проходил военную службу, потом работал в Шумерле на заводе по сборке автофургонов и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В 1973-1974 гг. работал электромонтером-оператором на авиационном заводе в г. Химки Московской обл. С 1974 г. трудился в Троице-Сергиевой лавре . В 1975 г. поступил в Московскую ДС, с 1978 г. учился в МДА. Окончил академию в 1982 г., получив степень кандидата богословия за соч. «Святоотеческие догматические системы». В окт. 1982 г. был зачислен слушателем аспирантуры при МДА, одновременно приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС; ныне Отдел внешних церковных связей) Московского Патриархата в секторе миротворческого служения РПЦ. 3 апр. 1985 г. принял монашеский постриг с именем Иринарх. 13 апр. был рукоположен во диакона, 15 апр.- во иерея. Иринарх (Грезин), еп. Красногорский. Фотография. 2011 г. Иринарх (Грезин), еп. Красногорский. Фотография. 2011 г. После окончания аспирантуры в июле-сент. 1987 г. изучал английский язык в Селли-Ок-колледже в Бирмингеме (Великобритания), затем в 1987-1988 гг. учился в Экуменическом ин-те Боссе в Женеве (Швейцария). В 1988-1989 гг. прослушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском ун-те (США). В 1988 г. возведен в сан игумена. С апр. 1989 г., продолжая работать в ОВЦС, курировал церковную программу содействия борьбе с алкоголизмом и наркоманией в Москве. Подготовил и провел совместное совещание Московского Патриархата с Минздравом СССР (1989) и советско-американские церковные семинары по борьбе с алкоголизмом и наркоманией (1989, 1990). Вел активную духовно-пастырскую работу с больными в 2 крупнейших московских наркологических клиниках. 1 марта 1990 г. назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве. Одновременно был секретарем комиссии Свящ. Синода по благотворительности и катехизации и комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1990-1991).

http://pravenc.ru/text/673971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХОВСКОЙ Сергей Сергеевич (5.07.1907 - 4.08.1986, Крествуд, шт. Нью-Йорк, США), богослов. Из семьи потомственных дворян Костромской губ., отец - инженер путей сообщения. В 1920 г. семья В. эвакуировалась в К-поль с армией ген. П. Н. Врангеля, в 1921 г. переехала в Чехословакию. Среднее образование В. получил в Праге, затем учился в Братиславском ун-те и Сорбонне в Париже. В 1931 г. женился на О. С. Четвериковой, дочери прот. Сергия Четверикова . В 1932-1936 гг. учился в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, там же защитил диссертацию, к-рая была опубликована после войны (Учение об идеях Ф. А. Штауденмайера//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 37-53). В 1937-1941 гг. В. являлся секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1944-1952 гг. преподавал в Православном богословском ин-те нравственное богословие, историю философии. В 1945-1952 гг. был председателем братства Христа Спасителя в Париже. В 1952 г. В. переехал в США по приглашению Свято-Владимирской семинарии (шт. Нью-Йорк), занимал должность профессора догматического, нравственного и сравнительного богословия; в 1955 г. назначен проректором семинарии. В качестве консультанта принимал участие во 2-й ассамблее ВСЦ в Эванстоне (шт. Иллинойс, 1954). В 1956/57 г. был приглашен для чтения лекций в Боссе экуменический ин-т . Состоял членом Комиссии по вопросам экклезиологии при Национальном Совете Церквей (США). В 1960 г. получил степень д-ра богословия от Православного богословского ин-та прп. Сергия. В 1968 г. Американской Православной Церковью был делегирован на 4-ю ассамблею ВСЦ в Уппсале (Швеция). В 1981 г. вышел на пенсию. В.- автор исследования «Бог и человек» (Н.-Й.,1956) и сб. «The Light of the World» (Свет мира) (N. Y., Crestwood, 1982). В кн. «Бог и человек» рассматриваются свойства Бога, учение о Св. Троице и связь человека с Богом согласно Свящ. Писанию и святоотеческому наследию. Сб. «Свет мира» посвящен личности и деяниям Христа, роли Церкви в жизни человека. В. причислял себя к богословам «неопатристического» направления, таким как В. Н. Лосский , прот. Георгий Флоровский и протопр. Иоанн Мейендорф . Он считал, что святоотеческое наследие необходимо изучать в свете Свящ. Писания, являвшегося основой для творений отцов Церкви. В изложении В. правосл. догматическое богословие представляет собой синтез библейского учения в толковании отцов Церкви, Вселенских Соборов, церковных канонов и литургических текстов.

http://pravenc.ru/text/158210.html

О, сколько зол причиняет душе моей многострастная, пресыщенная плоть моя! Как она беснуется во время богослужения страстями сластолюбия, сребролюбия, неприязни, зависти, страха и боязни, малодушия и отчаяния! Как нагло, властно, гибельно действует во мне враг бесплотный, как посмевается надо мною, и если бы не Ты, Спас и Избавитель мой, Господи, то давно бы он поглотил меня, убив меня собственными страстями моими. О, как необходимо поститься в дни Страстной седмицы особенно! Как люто вооружается против меня диавол, а я оружия не имею против него – поста, и он одолевает меня, ужасно боря и расслабляя ослабленное сластями сердце мое! Благодарю Господа, избавившего меня от упомянутого лютого греха за покаяние мое и от лютого мучения за грехи мои. Приходила ко мне сегодня в три часа вечера чухонка, бывшая за двумя русскими мужами, от пастора немецкого Боссе и сказала, что жена его не дает милостыни на праздник потому, что чухонка была за двумя русскими мужьями, и потому пусть идет к русским священникам за милостыней. Доложить об этом при случае губернатору (или начальнику его канцелярии – посоветоваться с ним). Во время вечерни и обедни мне было крайне тяжело, прискорбно; враг был во мне и чрезвычайно теснил меня, смущал, устрашал, расслаблял, омрачал, особенно пред Евангелием и возгласом Бог молитвами и во время великого входа... После причащения я обновился, укрепился, ободрился. Благодарю Господа за чудо Его милосердия. Во время чтения паремий на вечерни враг одолел меня сном и чрез то умертвил сердце мое; я это тяжело почувствовал на великом входе, ощутив бессилие и мертвенность сердца моего, особенную бесовскую боязнь. Потом я покаялся на свою немощь пред Богом и просил Его благодати, которую и получил по мере веры и усердия. Причастился животворно, причастил мирян добре; заамвоннуто прочитал бодро, до слова; отпуст сказал весь. Не совместна любовь к Богу и ближнему с любовью к миру, к пище, питью, деньгам, к славе человеческой. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф.6:24 ]. Это испытываю всякий день (между прочим, при исповеди братиею): нечистая, сребролюбивая ревность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя. Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии. — Vive l " Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l " Empereur! [ Да здравствует император! Да здравствует римский король! ] — слышались восторженные голоса. После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии. — Courte et energique! [ Короткий и энергический! ] — проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!» — De la Moskowa! [ Под Москвою! ] — повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям. — Votre Majeste a trop de bonte, [ Вы слишком добры, ваше величество , ] — сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом. Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился. — Снимите его, — сказал он, грациозно-величественным жестом указывая на портрет. — Ему еще рано видеть поле сражения. Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

— Oui, Sire, [ Слушаю, государь . ] — и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза. Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль — быть достойными своего императора, и один страх — не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие. — Я должен поправить это в Москве, — сказал Наполеон. — A tantot, [ До свиданья . ] — прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что-то на стульях, и накрыл что-то покрывалом. Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт. Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо. — Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? — сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое. — Sire, tout Paris regrette votre absence, [ Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии . ] — как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо. — Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [ Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко . ] — сказал он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

— Sire! Je ne m " attendais pas a moins qu " a vous trouver aux portes de Moscou, [ Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы . ] — сказал Боссе. Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее. — Да, хорошо случилось для вас, — сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, — вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие. Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать. — А! это что? — сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что-то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил: — Подарок вашему величеству от императрицы. Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то все называли королем Рима. Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр. Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась. — Roi de Rome, [ Римский король . ] — сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. — Admirable! [ Чудесно! ] — С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его — и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Вот еще другое возражение Боссюэта и его историка против папской непогрешимости: Де-Боссе, составивший по словам Де-Местра, Историю Фенелона и Панегирик Боссюэту (необходимо было бы сказать совершенно напротив), Де-Боссе, говорим мы, припомнил с одобрительным отзывом следующие слова Боссюэта: «Согласно с галликанскими правилами, папское решение по предмету веры может быть обнародовано во Франции только после торжественного принятия, совершенного архиепископами и епископами государства, в канонической форме, и совершенно свободно» (стр. 174). Де-Местр сильно соблазняется этими словами. «Всегда одни и те же загадки!» говорит он. – Поистине мы не видим ничего загадочного в приведенных словах; они ясны до того, что приводят в отчаяние всех составителей новых мнений относительно папского абсолютизма; так как наконец и Боссюэт, не смотря на некоторые свои ошибки, вытекавшие у него скорее из его воспитания и его положения, чем от его свободной и независимой совести, обладал католическим духом. Если он произнес подобные слова, то и латиняне свободно могут повторять их после него и таким образом разрушать замыслы ультрамонтанского фанатизма, который нисколько не затрудняется нарушать даже залог веры, коль скоро подобное преступление может быть выгодно его делу. Де-Местр, чтобы ответить на возражение Боссюэта, предполагает, что епископы суть лишь необходимые органы, долженствующие уведомлять верующих о решении верховного первосвященника. Это положение противоречит следующему католическому убеждению: всякое догматическое решение должно проистекать только из церкви, при посредстве епископов, как органов, из которых каждый в своей епархии есть орган и эхо веры постоянной и вселенской. Если бы Де-Местр был знаком с истинным католическим богословием, то он понял бы Боссюэта и не представлял бы слов великого и ученого епископа какими-то «правилами, очевидно составленными для сокрытия затруднений, для возмущения чутких совестей, для ободрения людей злонамеренных». Правила Боссюэта могут представляться с подобным характером только невеждам и фанатикам, которые видят спасение и безопасность лишь в рабстве разума, лишь в папском деспотизме, могущем вызвать скорее насмешки и презрение в отношении к церковной власти, чем привлекать к ней людей с сердцем и разумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010