Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен был сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе» (6,244). Фальшивая роль продолжает исполняться, когда перед Наполеоном устанавливается привезённый портрет его сына: «С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность» (6,245). Не: почувствовал нежность, — но: сделал вид нежности… Лишь в те минуты, когда он, со своим фальшивым актёрским величием, оказывается перед явлением недоступных его пониманию истинных начал жизни, истории, — в эти мгновения Наполеон интуитивно может угадать неуместность своего актёрства. Так, ожидая на Поклонной горе депутацию московских жителей, он не может не ощутить ложности собственного положения: «…император, уставши от тщетного ожидания и своим актёрским чутьём чувствуя, что величественная минута, продолжаясь слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак» (6,369). Но полнее всего истинные и естественные чувства ненадолго посещают его в разгар Бородинской битвы: «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежней сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен был сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе» (6,244). Фальшивая роль продолжает исполняться, когда перед Наполеоном устанавливается привезённый портрет его сына: «С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь,— есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь,— это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность» (6,245). Не: почувствовал нежность,— но: сделал вид нежности... Лишь в те минуты, когда он, со своим фальшивым актёрским величием, оказывается перед явлением недоступных его пониманию истинных начал жизни, истории,— в эти мгновения Наполеон интуитивно может угадать неуместность своего актёрства. Так, ожидая на Поклонной горе депутацию московских жителей, он не может не ощутить ложности собственного положения: «...император, уставши от тщетного ожидания и своим актёрским чутьём чувствуя, что величественная минута, продолжаясь слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак» (6,369). Но полнее всего истинные и естественные чувства ненадолго посещают его в разгар Бородинской битвы: «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежней сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый-военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение. Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все-таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность. Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.     XXIX Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал: — Шахматы поставлены, игра начнется завтра. Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l " imperatrice [ в придворном штате императрицы ] , удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений. Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе и небрежно болтал так, как это делает знаменитый, уверенный и знающий свое дело оператор, в то время как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке: «Дело все в моих руках и в голове, ясно и определенно. Когда надо будет приступить к делу, я сделаю его, как никто другой, а теперь могу шутить, и чем больше я шучу и спокоен, тем больше вы должны быть уверены, спокойны и удивлены моему гению».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Но вот этого-то они и не желают, и не могут понять. Люди этого уровня несут гибель для жизни. Разумеется, различия между Москвою и Петербургом определяются не географическим положением, но типом мipobuдehuя и жизненным поведением. Тот или иной персонаж принадлежит к одному или другому обществу не по месту проживания, а по внутреннему тяготению к различным уровням жизнечувствия. Персонажи могут перемещаться в пространстве сколько им заблагорассудится, но всегда будут иметь в своём характере отпечаток либо естественности, либо натужной фальши. И это обнаруживается постоянно: недаром Ростовы в Петербурге воспринимаются чужаками, которых отчасти третирует столичная знать. Не только место проживания, но и национальность, социальная принадлежность и прочие внешние характеристики человека не являются для Толстого решающими при определении истинной сущности. Поэтому графиня Наташа Ростова может быть ближе натурою своею к простой крестьянке, нежели к графине же Элен Безуховой, а русский император Александр имеет большее внутреннее родство с корсиканцем Наполеоном, чем с русским полководцем Кутузовым. Примеры можно множить. Проблема подлинного осмысления сущности жизни на уровне барыни есть проблема религиозная. Святитель Феофан (Затворник) писал о подобном существовании: «Ибо такая жизнь есть жизнь падшего человечества, которого ис ходная черта есть самолюбие или эгоизм , себя ставящий целию, а всё и всех средством. Тут причина того, что всякий хочет навязать свои желания на другого или связать его ими...» 18   Ярчайшим же образцом погружённости человека в мip фальшивых ценностей, в мip игры, самообмана и эгоцентрического саморазрушения природы человека становится для автора эпопеи ничтожная в своём мнимом величии фигура Наполеона. Наполеон для Толстого прежде всего актёр, сознающий отчасти ложность своей игры, но не могущий выйти из рабской зависимости от навязанной ему (историей и им самим) роли и живущий вне простой человеческой правды. Вот он принимает накануне Бородинского сражения прибывшего из Парижа де Боссе: «— Sir, tout Paris regrette votre absense (Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии),— как и должно, ответил де Боссе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Японцы обрушили на русских моряков лавину огня, но не смогли сломить их духа. Шедший впереди " Решительный " , несмотря на ряд попаданий в его корпус и надстройки и контузию командира, метким огнем с обоих бортов нанес ощутимые повреждения эсминцам " Акебоно " и " Сазанами " и прорвался в Порт-Артур под защиту береговых батарей. В более тяжелой ситуации оказался " Стерегущий " . Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход, отстал и был полностью окружен врагами, начавшими его методично расстреливать со всех сторон. В такое трагическое и безнадежное положение не попадал даже " Варяг " . Капитан 2 ранга Боссе, заметив это и желая спасти товарища, повернул обратно, открыв учащенный огонь и отвлекая частично внимание и стрельбу японцев на себя. Но это истинно русское самопожертвование оказалось напрасно. В этот момент к месту боя подошли еще 2 вражеских легких крейсера ( " Читозе " и " Нанива " , дравшаяся месяц назад с " Варягом " ) и неравенство сил стало совершенно чудовищным. Боссе, поняв, что он не сможет самостоятельно выручить " Стерегущего " , а лишь потеряет и свой корабль, повернул опять " Решительный " на полной скорости в Порт-Артур, чтобы привести оттуда более существенную помощь в надежде, что " Стерегущий " сумеет продержаться до этого момента. И действительно, героический корабль дрался так отчаянно и долго, что лишь немного не дождался подмоги. Командир " Стерегущего " лейтенант А. Сергеев, несмотря на безнадежность ситуации, и мысли не допускал о сдаче. Подстать ему была и вся команда. Все сражались до полного истощения сил за честь России и родного флота. Подвиг " Варяга " служил всем примером! Командир был тяжело ранен в ногу в самом начале боя, но, истекая кровью, продолжал лежа командовать кораблем, пока не был вновь ранен осколками разорвавшегося снаряда и на этот раз смертельно. Умирая, он со слезами на глазах, обняв за плечо минного квартирмейстера Ф. Д. Юрьева, слабеющим голосом несколько раз повторил находившимся рядом матросам: " Братцы! Не сдавайте миноносца японцам! Не сдавайтесь! Не сдава... " И моряки " Стерегущего " свято исполнили завет любимого командира.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАТОРУ «БЕРДЯНСКИХ ЧТЕНИЙ» 4 мин., 23.08.2011 30-31 августа в городе Бердянск состоится V Международная научно-практическая конференция «Бердянские чтения» . Уже традиционно в ней участвуют преподаватели Свято-Тихоновского богословского университета, церковный писатель протоиерей Александр Торик, настоятель Храма Сошествия Святого Духа игумен Сергий Рыбко, священники из Украины, России и Белоруссии, занимающиеся исследованием феномена новомученичества, церковной истории, миссионеры и катехизаторы, преподаватели украинских вузов, представители православных издательств. Нам стало интересно: а кому и зачем нужно проводить подобное мероприятие, тем более, что принято думать, будто в провинции люди вообще ничем не интересуются. 5 ВОПРОСОВ организатору богословских чтений протоиерею Олегу Николаеву 1) — Существует стереотип, что в провинции «жизни нет». Так ли это? — Думаю, что это не так. В провинции люди связаны с самой сердцевиной жизни, в том числе и церковной. Мне не раз приходилось бывать в Москве и в Киеве, и я понимаю, что жизнь в мегаполисе очень сложна, а вот вырываясь из суеты, людям зачастую удается наиболее полно раскрыть свои таланты. В Италии есть городишко Боссе. Там проходит одна из христианских конференций мирового уровня. Те, кто там побывали, говорят, что это место похоже на простую деревушку; но именно здесь, на этой конференции собирались люди, которые внесли вклад в развитие христианской мысли. Все это свидетельствует о том, что и в провинции может кипеть научная жизнь. 2) — Но чтобы сделать ее кипучей, нужно прикладывать усилия. Что бы Вы посоветовали своим коллегам, священникам из провинции, чтобы как-то расшевелить жизнь в своей епархии? Тем более, что считается: уровень подготовки священников в провинции очень низкий... — Мне кажется, первое, что они должны сделать, — это не бояться. Если у человека есть стремление к просветительству и миссионерству, то бояться не нужно, надо действовать. Все остальное — опыт. Если сегодня ты чего-то не умеешь или не знаешь, то завтра у тебя это получится — если ты, конечно, будешь работать над собой.

http://foma.ru/5-voprosov-organizatoru-b...

Некоторые из его стихов прежней — и лучшей — поры дошли и до наших дней, пробыв долгие века под «этическим арестом», но куда большее количество было безвозвратно утрачено в ходе этой окончательной виктории, одержанной пуританами над «кавалерами». Может быть, еще большей потерей стала гибель в огне его писем к Сэвилу с содержащейся в них подлинной историей светской жизни эпохи Реставрации. Однако сам Рочестер попросил мать сжечь весь его архив, чтобы его личный пример и скоромное содержание его творений не смогли ввести во искушение новых читателей, и она скрупулезно выполнила эту просьбу. «Кстати, — написал однажды Хорейш Уолпол, — не пересказывал ли я тебе самого прелестного красного словца, принадлежащего мистеру Бентли? Он рассказал мне о старой богобоязненной леди Сент-Джон, которая сожгла целый сундук писем прославленного лорда Рочестера. " И за это, — сказал мистер Бентли, — ее душа нынче горит в раю! " »   notes Примечания 1 Портрет предположительно работы Джейкоба Гюисманса, 1675. Предоставлен лордом Бруком, замок Ворвик. 2 Подобным образом помечают порнографические издания. — Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных случаев, примеч. пер. 3 То есть Джону Донну. 4 В настоящем издании опущен. Фактография приведена в соответствие следующим источникам: Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда/Под ред. Н. А. Хачатурян. М.; СПб.: Алетейя, 2001; Эрланже Ф. Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558–1715 гг. Смоленск: Русич, 2005; Законодательство английской революции 1640–1660 гг. М.: Издательство Академии наук СССР; Институт права, 1946; Английская буржуазная революция XVII века/Под ред. Е. А Косинского и Я. А. Левицкого. М.: Издание Академии наук СССР, 1954. 5 Рисунок У. Н. Гарднера. Музей археологии и искусства Оксфордского университета. 6 Так называли роялистов, сражавшихся на стороне Карла I. 7 Живописное панно 1674 г. Поместье Дитчли. 8 Гравюра М. Ван дер Гюхта по рисунку Р. Ла Верга. Национальная портретная галерея, Лондон. 9 Оксфордский историк (1632–1695), автор трактатов «История и древности Оксфордского университета» и «История всех писателей и епископов Оксфорда», которые современники упрекали в многочисленных ошибках. 10 Модный англиканский проповедник и летописец своего времени, который в последние годы жизни Рочестера был его духовным наставником. 11 Годы военной диктатуры лорда-протектора Оливера Кромвеля и его сына Ричарда (1653–1659). 12 Гравюра А. Боссе. Библиотека иллюстраций Халтон. 13 Актом о добровольном и общем прощении, освобождении и забвении, принятым в 1660 году в соответствие Бредской декларации, Карл II обещал прощение всем подданным, которые в 40-дневный срок присягнут на верность королю (за исключением лиц, принимавших участие в казни Карла I). 14 Из книги «Oxonia Illustrata» Д. Логгана 1665 г. (копия Лондонской библиотеки). 15 Английский историк (1678–1735), хранитель оксфордской библиотеки Бодлейан. 16 Из книги «Oxonia Illustrata» Д. Логгана 1665 г. (копия Лондонской библиотеки). 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Предельно простой и откровенный смысл сражения (сгущение тьмы и ответное слияние света) явил себя в таком же простом и откровенном образе действий. «Механизм этой битвы, - говорил Ф.Н.Глинка, - был самый простой. Наполеон нападал, мы отражали. Нападение, отражение; нападение, опять отражение - вот и все! Со стороны французов - порыв и сила; со стороны русских - стойкость и мужество» . Сражались с предельным ожесточением, до полного изнеможения, падая от усталости и снова поднимаясь. «Под Бородиным, - вспоминал один из старых солдат, - мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два... устали, руки опустились! И мы и французы друг друга не трогаем, ходим, как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться! Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!» Есть старинный, веками опробованный, самый трудный и самый действенный русский способ борьбы с превосходящими силами зла. Нужно стоять на месте и не поддаваться их натиску. Так было на Куликовом поле и много позднее в битве под Сталинградом. Так было и при Бородине. Еще в первый месяц войны 1812 года генерал А.И.Остерман-Толстой на вопрос одного из подчиненных: «Что делать, войска несут слишком большие потери?», коротко отвечал: «Стоять и умирать!» Бородинская битва, как в древности, оказалась для русских именно великим стоянием. Это хорошо понял Л.Н.Толстой, показавший в «Войне и мире» картину не столько сражения, сколько стояния. В романе есть образ удивительной силы: полк князя Андрея Болконского просто стоит под огнем, теряя половину людей, не делая ни одного выстрела, но и не сходя с места. Слепой агрессивный напор, с которым французы весь день атаковали своего противника, мог сломить не одну сильнейшую армию. Специалисты по военной истории насчитывают 8 атак против флешей Багратиона, 3 атаки, произведенные на батарею Раевского, не считая других, происходивших по всему фронту. Но русские стояли, отдавая свои позиции только тогда, когда их уже некому было удерживать. Префект наполеоновского двора де Боссе (он объезжал вместе с императором поле только что отгремевшей битвы) вспоминает: «Целыми линиями русские полки лежали распростертые на окровавленной земле и этим свидетельствовали, что они предпочли умереть, чем отступить хоть на шаг» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/09/...

Он поплыл под водой до стоявшего на рейде корабля, к которому было принайтовано гребное судно. Ему удалось спрятаться на нем до вечера. Ночью он снова пустился вплавь и достиг берега неподалеку от мыса Брен. Денег у него было достаточно, и он раздобыл себе там одежду. Кабак в окрестностях Балагье был в ту пору гардеробной беглых каторжников, что являлось для него прибыльной специальностью. Затем Жан Вальжан, подобно всем этим несчастным беглецам, старающимся обмануть бдительность закона и уйти от злой участи, уготованной им обществом, избрал сложный, беспокойный маршрут. Первый приют он нашел в Прадо близ Боссе. Затем он направился к Гран-Вилару, около Бриансона в Верхних Альпах. То было лихорадочное бегство вслепую, путь крота, подземные ходы которого никому не ведомы. Впоследствии можно было обнаружить некоторые следы его пребывания в Эне, находящемся в области Сивриэ; в Пиренеях, в Аконе, расположенном в местности, называемой Гранж-де-Думек; около деревушки Шавайль и в окрестностях Периге в Брюни, кантоне Шапель-Гонаге. Наконец он добрался до Парижа. Мы только что видели его в Монфермейле. Первой его заботой в Париже было купить траурную одежду для девочки семи-восьми лет и подыскать себе жилье. Сделав это, он направился в Монфермейль. Читатель, вероятно, припомнит, что перед своим предыдущим бегством он уже предпринимал в самом Монфермейле или в его окрестностях таинственное путешествие, о котором правосудие имело некоторые сведения. Впрочем, его считали умершим, и это еще сильнее сгущало опустившуюся на него тьму. В Париже ему попалась в руки газета, устанавливавшая факт его смерти. Он почувствовал себя успокоенным, почти умиротворенным, словно действительно умер. Вечером того же дня, когда Жан Вальжан вырвал Козетту из когтей Тенардье, он в сумерки вошел с ребенком в Париж через заставу Монсо. Здесь он сел в кабриолет, доставивший его к эспланаде Обсерватории, где он сошел. Уплатив кучеру, он взял Козетту за руку, и оба, уже глубокой ночью, направились по пустынным улицам, прилегавшим к Урсин и Гласьер, в сторону Госпитального бульвара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Дорогой моей Аликс сегодня минуло 32 года! Мама приехала из Гатчины к обедне, кот. была отслужена в красной угловой гостиной. Завтракали семейно. День стоял холодный, серый, только к 5 час. прояснилось. Гулял долго и убил 2-х ворон. Вместо утра принял гр. Ламздорфа в 6 час. Обедал Орлов (деж.). 26-го мая. Среда. Утро было серое, по временам налетали шквалы с дождем. Имел довольно большой прием. Завтракал Соловой (деж.). Катал Аликс в кресле удачно между двумя ливнями. Ездил в байдарке. После обеда покатались в коляске. 27-го мая. Четверг. Погода стояла теплая. Завтракали: кап. II р. Боссе, бывший командир миноносца “Решительный”, контуженный в голову, и мичман Губонин, сильно раненный в ногу на “Варяге”. В 2 1/2 приняли вдвоем уезжающего испанского посла Пио ди Савойя. Долго гулял и убил 2-х ворон. После обеда покатались. Вечер был совсем хороший. Принял Мещерского. 28-го мая. Пятница. Стоял отличный день. Погулял утром с Аликс. После завтрака отправился в 2 1/2 часа в Гатчину верхом. По Таицкому водопроводу выехал на Петербургское [шоссе] и через Зверинец приехал в 5 час. ко дворцу. После чая у Мама отправился на озеро с Мишей и Ольгой. В 10 час. поехал в Царское на новом железнодорожном моторе с Мишей. Очень хорошо, видно во все стороны. 29-го мая. Суббота. К 9 час. утра прибыл на Софийский плац и присутствовал на полковом учении лейб-гусар. Потом смотрел отдельно каждый эскадрон. В 10 1/4 было окончено учение. Заехал в дежурную комнату и закусил. Вернулся домой в 11 1/4 в сопровождении всех офицеров. Остался чрезвычайно доволен всем виденным. Имел три доклада. Завтракал Гейден (деж.). Катал Аликс; Ольга и Татьяна ехали рядом на велосипедах. Выпустили старых лошадей на луг. Читать пришлось очень много. После обеда покатались в Павловске. 30-го мая. Воскресенье. Отличный день. Утром погулял. В 11 час. пошли к обедне. Завтракали: Мейндорф и Котя Обол[енский] (деж.). Принял флигель-адъютанта Вильгельма гр. Ламздорфа, вновь назначенного военного агента. Катал Аликс в кресле. С нами гуляла одна Татьяна, т. к. другие не совсем здоровы.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010