– Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет. Сидя, он задремал и в тонком сне видит: идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы; он вопрошает их: – Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб? – Идем старец за тобой, – отвечают они, – поди в наш монастырь! Он пробудился от сна, и слышит, что у окна кто–то творит молитву. Отворив свое оконце, он увидел старца Борисоглебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: – Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание; строитель спрашивает: подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь? Старец Иринарх отвечал ему: – Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь. А в это время он носил уже на себе железа тяжелые и на ногах путы. Ростовский Борисоглебский монастырь Вскоре он собрался и с великою радостью пошел на свое обещание в Борисоглебский монастырь. На пути, утомившись от великой тяжести своих вериг, он присел отдохнуть и слегка заснул. Во сне он видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань, и змея уползла. Старец пробудился от сна, встал, перекрестился и пошел далее без всякого вреда. Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца, подошел к воротам и горячо помолился. Вошедши в монастырь, где шла тогда литургия, он вошел в церковь, встал на место, помолился и поклонился строителю. Строитель Варлаам был весьма рад прибытию Иринарха, с любовью облобызал его и поставил рядом с собою. По зависти дьявольской, один из старцев по имени Никифор подошел и сказал строителю: – Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах, и бос ходит, и железа на себе многие носит. Но строитель Варлаам своим посохом отстранил этого старца, действовавшего по навету дьявола, и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью. Преподобный Иринарх неопустительно ходил в церковь и, стоя со страхом и трепетом усердно молился пред святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Однажды, стоя пред сею иконою, он в слезах обратился с такою молитвою:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Игумен благословил старца и обоих учеников его. Старец пришел в свою келью, благодарил Бога за избавление от гонения и молился о даровании ему терпения. И свыше был ему голос: – Дерзай, страдалец мой, Я с тобою всегда: Я ждал твоего подвига и терпению твоему дивились ангелы. Теперь уже больше не будет на тебя гонений, но ждет тебя уготованное тебе место в Царстве Небесном. Старец Иринарх слышал голос но никого не видел, и в трепете только творил молитву со слезами: – Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного и избавь от искушения, – и ограждал себя крестным знамением. После того вскоре игумен Симеон удален был из монастыря. Между тем, по преставлении князя Михаила Скопина–Шуйского, Литва снова ободрилась, враги собрались снова под Москву, Сами москвичи, под влиянием лести врагов свели с престола царя Василия и пустили в город Москву ляхов которые отправили бывшего царя Василия Шуйского в ссылку в Польшу. Москва подверглась пленению и разорению. Литва снова стала разорять области вокруг Москвы на далекое пространство. В 1612 году Литва пришла в Ростов. От страха перед нею, игумен Борисоглебского монастыря бежал со всею братьей на Белое озеро, а старец Иринарх с учениками своими остался в кельи своей, молясь беспрестанно Богу. Литва заняла монастырь и пробыла в нем десять недель. Один пан пришел раз в келью Иринарха и сказал: – Благослови, батько! А Сапега убит под Москвою, по твоему слову! Старец отвечал: – Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земле, и вам быть убитыми! Пан ушел и поведал слова Иринарха прочим всем панам. И стали паны приходить к старцу, и старец говорил им: – Подите в свою землю; если не пойдете, то будете убиты. Пришел к старцу сын воеводы, по имени Воин, и благословился у старца идти в свою землю. Старец благословил; воеводин сын поклонился до земли, пошел к своему отцу и рассказал о благословении. Тогда и сам воевода Иоанн Каменский пришел к старцу в келью, поклонился старцу до земли и сказал: – Благослови, батько, и меня идти в свою землю, как благословил сына моего.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Борисо-Глебский монастырь отмечает девять лет со дня возрождения монашеской жизни Борисоглебский поселок, 4 ноября 2003 г. 4 ноября особый день для Ростовского Борисоглебского-на-Устье мужского монастыря. В день празднования Казанской иконы Божией Матери в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла - первостроителей монастыря. А ровно девять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в монастыре. Обитель была основана в 1363 году старцами Феодором и Павлом. Старцы Феодор и Павел основали монастырь на берегу реки Устье на том месте, которое указал им преподобный Сергий Радонежский. Обитель была названа в честь святых князей мучеников Бориса и Глеба. Феодор стал первым игуменом нового монастыря, но, желая безмолвия, через некоторое время он удалился в пределы Вологодские, а игуменом оставил Павла. На новом месте, на берегу р. Ковжи, Феодор основал монастырь святителя Николая. Предчувствуя свою кончину, он возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 октября 1410 г. Вскоре после него отошел ко Господу и преподобный Павел. В обители было пять храмов. Самый древний - соборный, заложен в честь святых Бориса и Глеба. В нем почивали мощи преподобного Иринарха Затворника, скончавшегося в 1613 года (память совершается 13 января). Тут же были похоронены основатели монастыря - преподобные отцы Федор и Павел. В церкви хранились вериги, цепи, кресты преподобного Иринарха. Здесь же подвизался юродивый Алексей Степанович память о котором хранилась в народе. На его могиле совершались панихиды. При монастыре была иконная мастерская. В 1992 году в Борисоглебском соборе начал совершать службы приходской священник. В 1994 году возродилась монашеская жизнь. В монастыре появилась немногочисленная братия. Настоятель - игумен Иоанн. В обители 2 действующих храма: зимний - святого пророка Илии и летний - Бориса и Глеба. Сохранились келии преподобного Иринарха, вериги. Сохранены могилы преподобного Феодора и Павла, блаженного Алексия. В монастыре ведутся восстановительные работы. 4 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8088.html

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Юродивый Алексий родом был из Ростова и происходил из духовного звания. Он служил чтецом в Ростовском женском монастыре. Неизвестно, что побудило его вступить на путь юродства. Быть может, пример тех причисленных к лику святых Христа ради юродивых, что нетленно покоятся в Ростове. Жизнь их, несомненно, была хорошо известна Алексию Стефановичу. Но, как бы то ни было, — в конце первой половины 18-го века он стал юродствовать, так что епархиальная власть нашла нужным поместить его в Борисоглебский монастырь (что на реке Устье), в 18 верстах от Ростова. Об этом распоряжении сохранился такой документы «Ростовского Рождественского девичьяго монастыря дьячек Алексей Степанов 1749 года Генваря 18 дня за шалости, чинимыя им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисоглебский монастырь для содержания». Митрополитом Ростовским и Ярославским в то время был знаменитый Арсений Мациевич, человек крутого нрава… Очевидно, Алексий Стефанович не пришел уже больше никогда «в совершенное состояние», т. е. не сошел с пути юродства, потому что до смерти, в течение 82 лет, остался в Борисоглебском монастыре. Здесь он вел жизнь юродивого «в великом терпении». Носил он всего одну только верхнюю одежду, прямо на голом теле и ходил босой. Такой способ одеваться не был им никогда изменяем и зимою. Помещался он в монастырской сторожке и, определенный в число послушников монастыря, был посвящен в стихарь. Он любил в своем монастыре за «ранней» обедней читать «Апостол». По окончании этой обедни часто он хаживал к «поздней» литургии, в Ростов, в Успенский собор. Совершал он этот 18-ти верстный путь чрезвычайно быстро. Об этой ходьбе его сохранился следующий рассказ. Одна боярыня ехала на тройке лошадей в Ростов на богомолье. В Борисоглебском монастыре она посетила Алексия Стефановича (доказательство того, что уже в то время он пользовался уважением лиц, чтивших подвижничество). Она жалела, что не может подолее остаться у него, так как до литургии в соборе оставалось очень мало времени. Юродивый заметил ее поспешность и сказал ей: «Мы увидимся в Ростове!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Иван Рудинский Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия настоятеля Данилова монастыря в Москве Источник Среди современников, работающих над изучением и толкованием Слова Божия, по Слову самого Господа нашего Иисуса Христа: читайте с разумом писания, видное место занимает настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий. Неустанно, из года в год, издает он в свет огромные фолианты своих трудов, начиная с полиграфических описаний греческих рукописей с IX по XVII в. в 4-х томах с 113 в две краски и кончая, только что вышедшим в свет, Апокалипсисом XIV в., исправленным преимущественно по Апокалипсису, писанному рукою св. Алексея митрополита, с 20 картинами из лицевого рукописного Апокалипсиса времен Петровских и одною картиною из греческого Нового Завета. Архимандрит Амфилохий, уроженец Калужской губернии, Малоярославского уезда, села Любицы, сын причетника, в миру Павел Казанский, по окончании курса в Калужской семинарии, принял 14-го ноября 1842 г. монашество, учась в Академии, а в 1844 г. закончил свое высшее академическое образование в Московской Духовной Академии, и в 1845 г. поступил смотрителем духовных училищ в г. Суздаль. Как в Суздале, так впоследствии в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье реки, где о. Амфилохий также первоначально занимал должность смотрителя при Борисоглебском училище, он оставил по себе в сердцах учащихся и вместе с ним служивших самое теплое, отрадное, «родное» воспоминание. К этому времени относится, сохранившийся в памяти, привет любовию согретый, поднесенный в день тезоименитства воспитанниками своему родному отцу, всегда горячо отзывавшемуся на все их нужды. Этот привет так начинался: Ныне с общего совета, Мы к тебе, родной отец, Поспешили для привета – С откровенностью сердец. И далее: Будь храним для нас ты небом! И живи детей любя, У Бориса – здесь и Глеба! и т.д. 1 Один из бывших учеников о. Амфилохия, ныне сам преподаватель, как скоро речь заходит о современном школьном образовании и об отношении учащихся к наставникам, вспоминает всегда в виде примера, о. Амфилохия, его простые, задушевные, чужды всякой излишней формальности, отношения, установившиеся при нем в Суздальской школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И, сняв с себя сапоги, Иринарх отдал их нищему. И с того часа Бог дал ему терпение и теплоту: он стал босой ходить по морозу, как в теплой келье. С того же времени он стал и одежды носить всегда ветхие. Такое поведение Иринарха, по внушению дьявольскому, неугодно было игумену, который начал смирять подвижника различными способами. Так он часа на два на морозе ставил его на молитву против оконца своей кельи и потом заставлял подолгу благовестить на колокольне. Иринарх все сие терпел и переносил с кротостью, поминая слово Господне, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22). После сего игумен посадил Иринарха на три дня в заключение и не давал ни есть, ни пить, – все для того, чтобы заставить его носить новую одежду и ходить в обуви. Но и это не помогло. Тогда игумен послал его снова на прежнюю службу. Иринарх продолжал ходить босой по морозу, подражая терпению Исаака Сирина, у которого ноги примерзали к камню, между тем как он не чувствовал холода. Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел выкупить сего человека с правежа. С этою целью он босой пошел в Ростов, а в то время был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы и от стужи вернулся в монастырь. Три года он проболел ногами, на которых образовались раны и текла кровь, но и в болезни он не оставлял своего правила и по–прежнему трудился для Бога. Когда Господь исцелил Иринарха от болезни, он по–прежнему и зимой и летом ходил без обуви, и по–прежнему игумен за сие смирял его. Он решил теперь послать Иринарха на работы вне монастыря. Это отлучение или отогнание от храма Божьего сильно огорчило подвижника: он не стерпел такого гонения и решился уйти из Борисоглебского монастыря. Проходя окружавшие в те времена монастырь леса, он подвергался нападению хищных зверей, волков и медведей, но, ограждая себя крестным знамением и творя про себя молитву, прогонял их от себя. Иринарх ушел в Ростов и направился в Аврамиев Богоявленский монастырь. Принятый с радостью архимандритом монастыря, он остался здесь в числе братий и вскоре был назначен келарем монастыря. С радостью Иринарх стал трудиться для братии, не оставляя при этом никакой церковной службы. Состоя келарем, он видел, как братия монастырская и прочие монастырские служители брали без меры и без воздержания всякие монастырские потребы и истощали монастырское достояние. Видя все это, он внутренне воздыхал и молился:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков, которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки из Борисоглебской братии, подстрекаемые внушением вражеским приступили к игумену Гермогену, осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. – Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует говорить, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22), не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них «труды» великие. По внушению вражьему и по своему немилосердию, игумен Гермоген внял сим наветам, и сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога и не уважив подвигов и трудов старца. Старец Иринарх смиренно покорился, поминая слово Господне: «если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века» ( Мф.10:23, 28:20). Изгнанный из Борисоглебского монастыря, Иринарх опять направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где и провел там год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок с Иринархом покаялся перед братией и послал одного из иноков звать Иринарха обратно. Посланный сказал: – Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святим страстотерпцам Борису и Глебу. Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание. Возлагая всю вину удаления из монастыря на самого себя, он говорил: – Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010