Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Павел Борисоглебский, прп. Описания иконы Павел Борисоглебский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ФЕОДОРА И ПАВЛА БОРИСОГЛЕБСКИХ (память 22 сентября/5 октября) Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. До 2005.] Казанская с прпп. Феодором и Павлом Борисоглебскими. Борисоглеб. До 2005 года. Икона иконостаса придела собора Борисоглебского монастыря. Файл 9084.jpg:   Размер: 414x1200, 0.5 MPix, 47 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (168) , (0) . Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых (фрагмент). Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Свято - Троицкий Варницкий монастырь. Ростов Великий. Файл 9085.jpg:   Размер: 1139x1200, 1.37 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (121) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Крест запрестольный (фрагмент). Русь. Конец XVII в. Из Ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 9086.jpg:   Размер: 843x1200, 1.01 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (123) , (1) . Описание: [Россия. XIX.] Икона на раке над мощями прпп. Феодора и Павла Борисоглебских (фрагмент). Россия. XIX век. Собор Борисоглебского монастыря. Файл 9087.jpg:   Размер: 727x1200, 0.87 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2624

Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье Святитель Димитрий Ростовский Преподобный Иринарх Ростовский Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове . Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково. Будучи еще только шести лет он однажды сказал своей матери: – Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям. Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе и радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности. Около того же времени случилось, что отец Ильи Акиндин позвал к себе на обед своего сельского священника, именем Василия. За обедом священник рассказывал житие преподобного Макария Калязинского чудотворца . Прислушиваясь к речам священника, Илья вдруг сказал: – И я буду таким же монахом. Священник Василий удивился, видя ребенка, говорящего речи, приличные взрослому, и строго сказал: – Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово? Илья отвечал: – Кто тебя не боится, тот это и говорит. Илья рос при своих родителях. Но вот во всей той округе случился голод. Илья, будучи уже восемнадцати лет, расстался с отцом и матерью и отправился на заработки к Нижнему Новгороду. Два года сын не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его и послали своих двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ Нижнего в одном селении у крестьянина, у которого он работал; обрадовавшись встрече с братом, они пробыли с ним у того же крестьянина еще целый год. Во время своего пребывания у крестьянина, Илья однажды, сидя вместе с другими в комнате, стал неутешно плакать. Все, видевшие его, изумились и, не могши утешить, с горестью спрашивали, отчего он так плачет и рыдает. Он отвечал им:

http://pravoslavie.ru/118853.html

На иконе «Прп. Иринарх затворник, с сюжетами жития» (2007, иконописцы М. Поляков, Л. Малышева из иконописной мастерской «София» в Ярославле; см.: «София»: 20 лет. Ярославль, С. 235. Ил.) представлена сложная композиция с изображением в центре Борисоглебского мон-ря и стоящего в келье И., облаченного в схиму, с веригами. К его ногам припадают кн. Пожарский и Минин, слева стоит блж. Иоанн Большой Колпак. В углах композиции изображены 4 сюжета из Жития И.: слева вверху И. копает св. «колодчик»; справа вверху на фоне Московского Кремля - царь и И.; слева внизу - крестный ход; справа - поляки с опущенными знаменами; в верхней части иконы - Казанский образ Божией Матери. Над захоронением И. установлена рака, юж. и сев. стороны к-рой украшены сюжетами из Жития преподобного, исполненными в технике резьбы по дереву с позолотой (2003, мастер А. Г. Быстров из пос. Борисоглебского). На восточной стороне раки вырезаны тексты тропаря и кондака святому, на западной стороне - молитва к И. Каждая житийная композиция сопровождается надписью, порядок клейм начинается с северной стороны: 1. Пострижение И.; 2. Начало подвига И. (снятие сапог); 3. Откровение о затворе; 4. Беседа И. с блж. Иоанном; 5. Бдения и подвиги. На юж. стороне раки: 6. Изгнание беса; 7. И. благословляет кн. Димитрия Пожарского; 8. Кончина И.; 9. Погребение И.; 10. Изгнание беса. В иконографии 1-3-го и 7-9-го клейм использованы рисунки Самойлова, композиции остальных разработаны впервые в традициях древнерус. резьбы по дереву. На шитом надгробном покрове (2003, московский мастер Е. Ф. Филатова) у И. окладистая с проседью борода, правая рука перед грудью, в левой - свиток. В 2006 г. в пос. Борисоглебском вблизи мон-ря был поставлен бронзовый памятник И. на гранитном постаменте (дар З. К. Церетели). Святой одет в мантию и схиму, на груди - большой крест, пальцы правой руки сложены в благословении. Ист.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417 [Описная книга Борисоглебского мон-ря за 1752 г.]; РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 318 об.- 366 [Житие И. 1762 г.]; Архив ГМЗРК. Р-535 [ С. И. Горский. Служба преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье. 1881 г.]; Р-58 [Полный месяцеслов всего лета Всех празднуемых православною Греко-восточною Церковию святых и Господских и Богородичных праздников, с приобщением подлинника, каковым подобием святии изображаются, и полного Алфавита имен святых. Сост. Ярославской епархии г. Ростова Лазарево-Воскрешенской церкви диак. Василием Поникаровским. 1850 г.].

http://pravenc.ru/text/673961.html

В Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре отметили престольный праздник Борисоглебский, 7 августа 2005 г . В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре вчера, 6 августа, прошел престольный праздник. Праздничную литургию в Борисоглебском соборе возглавил настоятель Борисо-Глебского монастыря игумен Иоанн (Титов). Ему сослужили иеромонахи обители, священники Ярославской епархии. Поле службы и молебна святым страстотерпцам Борису и Глебу, многочисленные прихожане и паломники обошли Борисоглебский собор крестным ходом. По традиции все желающие были приглашены на праздничную трапезу. В воскресенье, 7 августа, жители поселка Борисоглебский отмечают день города. Поселок вычищен, украшен, на площади и в парке проходят ярмарки и концерты. На стадионе проходят футбольные матчи. Отрадно, что многие жители начали празднование дня города с посещения монастыря, помолившись за литургией. Древний монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба был основан в XIV веке на земле Ростовского княжества. Со временем земля русского княжества становится уездом Русского государства. В советское время Борисоглебские слободы, то есть поселения, образовавшиеся вокруг обители, стали центром вновь образованного района – Борисоглебского. От Ростова Великого до поселка Борисоглебский 18 км . Обитель основана преподобными Феодором и Павлом (память 4 ноября). Сначала в пустынном месте поселился Феодор, через три года к нему пришел монах Павел. В 1366 году в Ростов на поклонение «Пречистой и Ростовским чудотворцам» приходил Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, преподобные Феодор и Павел пошли в Ростов и просили князя и епископа разрешить им построить в этом пустынном месте церковь и монастырь, а Преподобного Сергия просили, чтобы он благословил строительство и выбрал место, где им поставить церковь. Преподобный Сергий пошел  с ними, все осмотрел и на том месте, где теперь стоит церковь страстотерпцев Бориса и Глеба, сказал: «Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, это место велми возградится и в последующие времена будет превозносимо под большими лаврами». 7 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14187.html

Один из панов сказал старцу: – Ты, старец изменник: ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь. Старец отвечал: – Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это ты меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: немного во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку. Пан Микулинский подивился: так велика была вера в старце. Спустя некоторое время, стали собираться русские силы против врагов. Князь Михаил Скопин–Шуйский пришел из Новгорода с русскими и шведскими войсками и стал в Калязин, против Литвы. Из–под Троице–Сергиева монастыря пришел против него с войском пан Сапега. Но, Божьей помощью, заступлением великих чудотворцев и по слову старцеву, Московская сила побила литву, и пан Сапега со своим войском отступил и остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря на Устье, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. В монастыре поднялась кручина великая и печаль, братия прощалась друг с другом. Старец же Иринарх стал утешать своих учеников Александра и Корнилия: – Не убоимся сожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа, Бога нашего. Затем Иринарх обратился с горячей молитвой к Господу Богу об избавлении от угрожавшего бедствия и о вселении в сердца врагов милости и жалости к святой обители. В то время пришел в монастырь пан ротмистр Кирбитский и вошел в келью старца: он благословился у него и подивился старцевым трудам. Вернувшись к Сапеге, он сказал: – В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных. Сапега сам пожелал видеть старца и вперед послал одного пана известить о своем приходе. Старец посланному сказал: – Если пан захочет посетить, то по своей воле приедет к нам. Услышав такой ответ, Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему: – Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку? Старец отвечал ему: – Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Согласно подлиннику 1850 г., составленному диак. Василием Поникаровским с образца 1658 г., И. «бе рус, власы и брада коротки, правое плечо голое, риза едина с леваго плеча под правое зелена, в руках две кочерги» (Арх. ГМЗРК. Р-58. Л. 44). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. блаженный описан так: «Типа немецкаго с запада; преклонных лет, волосы длинны, русы, борода не велика, с малою проседью; в одной убогой рубахе, босой. Можно давать ему хартию с его изречением: «Многими скорбьми подобает ти внити в Царство Небесное, нужно бо есть, и нуждницы восхищают е»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 280). И. изображался преимущественно на иконах с избранными Ростовскими святыми. На одной из ранних, 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14), он представлен в традиц. иконографии, стоящим в верхнем ряду чудотворцев крайним справа, рядом с прп. Авраамием и Ростовскими святителями. На правом поле иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» сер. XVI в. из ц. Богоявления с. Уславцево Ростовского у. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55) И. написан в рост, в молении, вполоборота влево, босой и полуобнаженный, на правом плече зеленая риза, короткие русые волосы взлохмачены, борода едва заметна. Во вкладных книгах Борисоглебского на Устье мон-ря указано, что в местном ряду одного из храмов находилась икона с образами свт. Леонтия Ростовского и И.: в кон. XVI в. старец Авраамий дал 51 р. «да обложил серебром и позолотил две иконы местные Леонтия да Сидора Ростовских чудотворцев да икону Николая чудотворца з деянием» ( Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881. С. 13).

http://pravenc.ru/text/674886.html

Самойлова из Жития, опубликованного в 1865 г., но на иллюстрации на заднем плане изображен храм. «Сретенская церковь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на реке Устье» - наименование 3-й композиции, где большая часть листа отведена изображению монастырского Сретенского храма. Перед мон-рем - маленькая фигурка коленопреклоненного монаха с молитвенно протянутыми к храму руками; наличие длинных цепей и посоха позволяют отождествить его с И. Здесь иллюстрируется текст Жития о возвращении И. из Лазаревского мон-ря в Ростове: «Подошед к монастырским воротам, он помолился иконам, что над воротами…». На 4-й гравюре подпись: «Преподобный Иринарх вручает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свой крест на одоление врагов Отечества». Рисунок близок по композиции к литографии по оригиналу Самойлова: в центре - коленопреклоненный кн. Д. М. Пожарский, позади него стоит К. Минин. Затворник в правой части композиции около своей кельи, босой, правая рука с крестом, левой опирается на палку. Большой железный крест на его груди сверху и снизу поддерживается цепями, И. прикован к деревянному бревну, стоящему в келье. На всех иллюстрациях у святого впалые щеки, окладистая борода средней величины, одет в схиму. Три гравюры из 4 соответствуют литографиям Жития И., изданного архим. Амфилохием, и их первоисточникам. Иллюстрация «Сретенская церковь Борисоглебского монастыря» по художественным качествам отличается от других, очевидно выполнена по рисунку др. мастера, предположительно гравера Полякова. В XVIII-XIX вв. образ И. часто вводился в монументальные живописные программы украшения храмов Ярославской обл. Его иконография, в частности длина бороды, не имеет устойчивых признаков. В росписи собора Богоявленского Авраамиева мон-ря в Ростове (после 1730) И. представлен в рост на левой стороне проема двери в сев. стене. Стенопись ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье Рыбное Ростовского р-на выполнена в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. А. Шустова. Очевидно, И. изображен в арочном проеме зап.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Старец благословил их в поход под Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице и преподобному Сергию. От Троицы Пожарский послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из–под Москвы бежал. Между тем, к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее на помощь под Москву со всею ратью. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. И, помощью Божьей и заступничеством московских чудотворцев русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китаем – городом так что литва засела только в Московском кремле. Немного времени спустя сдался и кремль, и князь Димитрий Михаилович Пожарский вступил в кремль, помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей. В монастыре же Борисоглебском на Устье – реке была тогда большая печаль: монастырь был несколько раз разорен и опустошен литовскими людьми, в монастыре ничего не было, а между тем с него требовали больших даней на прокормление ратных людей. Игумен с братией и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял их просьбе, предоставил все на их волю и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю. Старец Александр пришел к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца от Иринарха, дал ему грамоту, чтобы не давать Борисоглебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

Кончина преподобного Иринарха последовала в 1616 году января 13 дни на память святых мучеников Ермила и Стратоника с пятницы на субботу в девятом часу ночи. По благословению и повелению преосвященного митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла погребение схимонаха Иринарха совершал Борисоглебский игумен Петр и отец его духовный иеромонах Тихон, диакон Тит и ученики его старцы Александр и Корнилий. По завещанию преподобного Иринарха, гроб его положен в уготованной им самим пещере. После старца Иринарха осталось праведных «трудов» его: сто сорок два креста медных, семь трудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные пута ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связки, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело и прогонял невидимых бесов . В этих «трудах» праведных своих старец Иринарх прожил тридцать восемь лет и четыре месяца, а в мире жил тридцать лет, всего же он прожил шестьдесят восемь лет и четыре месяца. По преставлении преподобного Иринарха, совершалось много чудес при его гробе. Составитель жития, ученик его Александр записал тринадцать чудесных исцелений от разных недугов особенно же от беснования. На больных обыкновенно возлагали животворящий крест трудов Иринарха, иногда цепь его или другие, носившиеся им тяжести. Брали также землю от его гробницы и пили с нее воду. Совершалось немало чудес и впоследствии. И в настоящее время нередко многие страждущие, во время молебна преподобному Иринарху, надевают на себя те или другие из оставшихся после него тяжестей, веруя в целебную их силу. Рейтинг: 10 Голосов: 860 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Житие Иринарха написано было учеником его Александром, прожившим вместе с ним тридцать лет. Подлинное житие известно только по рукописям, но не издано. Преосвященный Амфилохий, бывший архимандритом Борисоглебского монастыря, в 1863 году в Москве издал изложение жития, близкое к рукописным текстам с приложением рисунков. В 1872 г. в Яросл. епарх. Вед. было напечатано житие Иринарха (И Корсунским), составленное также по рукописям издано и отдельно в Ярославле в 1873 г. В основу изложения положено здесь подлинное житие, известное нам по нескольким рукописям.

http://pravoslavie.ru/118853.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010