С. 124-125; Гречухин В. Чудеса нечудесного века//Новое время: Газ. Пос. Борисоглебский, 1999. 3 февр.; Рыбников А. С. Исследование и реставрация кельи прп. Иринарха Затворника//Там же; Лапшина С. А. Здесь все дышит памятью//Там же; она же. Созерцатель жизни: Записки И. А. Тихомирова о прп. Иринархе - затворнике Борисоглебского мон-ря//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 189-192; Чудинов А. Борисоглебский на Устье мон-рь: История, архитектура, святыни: Дис./МДА. Серг. П., 2000; Тюменцев И. О., Тюменцева Н. Е. Жители Ростовского у. и воры 1608-1611 гг.: По мат-лам рус. архива Яна Сапеги//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 53-73; Гадалова Г. С. Жития и службы Ростовских святых в хранилищах Твери//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 337-342; Федорова М. М. Предания Александра Артынова в собр. Ростовского музея//6-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. 2003. Вып. 3. С. 31-33; Мартышина Т. В. По страницам Жития прп. Иринарха, затворника Борисоглебского мон-ря//7-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. Ярославль, 2004. Вып. 4. С. 73-74; она же. Христа ради юродивый Иоанн Большой Колпак - друг и сотаинник прп. Иринарха//Там же. С. 45-46; Поспелов А. Е. Святыни Борисоглебского мон-ря в творчестве С. М. Прокудина-Горского//7-е Всерос. Иринарховские чт.: Сб. мат-лов. Ярославль, 2004. Вып. 4. С. 62-63; Черняева Е. Архим. Амфилохий - автор Жития прп. Иринарха//Там же. С. 76-77; Щербаков С. А. В Борисоглебском раю//Борисоглебское лето: Прп. Иринарх: Сб. М., 2005. С. 100-118; Тюменцев И. О. Смутное время в России нач. XVII ст. М., 2008. С. 404-407. П. К. Доброцветов Иконография Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.) Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.) В иконописном подлиннике XVIII в. под 27 нояб. сказано, что И. «подобием надсед гораздо; брада аки Пафнутия Боровскаго; ризы преподобническия, и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40; см. также ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 92; Большаков.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Однако вряд ли можно согласиться со столь категоричным выводом исследователя. Летописное известие о смерти князя Константина Васильевича в следующем 1365 г.: «Того же лета въ Ростове бысть моръ на люди силенъ, а князь Костянтинъ Ростовскыи съ княгынею и с детми преставися и владыка Петръ» 312 , доказывает, что умер он не в далеком Устюге, а в своем стольном Ростове и, следовательно, не терял ростовского стола. В этих условиях князь Константин Васильевич Ростовский и поддерживавший его ростовский владыка Игнатий, оказавшись в 1363 г. в противостоянии с победившей Москвой, волей-неволей должны были искать пути примирения с московским правительством. Для этого необходим был посредник. При его выборе самой оптимальной кандидатурой оказывалась фигура Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли и одновременно игумена Троицкого монастыря в пределах Московского княжества. Очевидно, именно поэтому с просьбой о посредничестве князь Константин Васильевич и оказался в обители преподобного, а чуть позже Сергий появился в Ростове. Об этом мы узнаем уже не из «Жития» Сергия Радонежского, а из другого источника – «Повести о Борисоглебском монастыре, коликих лет и како бысть ему начало». Поскольку этот источник относится к довольно позднему времени и был создан спустя полтора столетия после кончины преподобного, в современной литературе сложилось довольно критическое отношение к нему. В этом плане довольно характерна позиция В. А. Кучкина: «Позднейшие предания приписывают Сергию создание... Борисоглебского (монастыря. – Авт.) на р. Устье близ Ростова... однако достоверность этих преданий не подкрепляется более ранними свидетельствами». Аналогичного мнения придерживается и Б. М. Клосс: «Позднейшие предания приписывают Сергию Радонежскому еще создание Борисоглебского монастыря на реке Устье близ Ростова... однако эти сведения носят слишком легендарный характер и ранними свидетельствами не подкрепляются. Вопрос нуждается в доисследовании» 313 . На первый взгляд, процитированные нами исследователи правы. Наиболее ранние сведения по истории Борисоглебского монастыря дошли до нас только от XVI в. Так, в летописи он впервые упоминается лишь под 1504 г., когда «тоя же зимы, генваря, Тихонъ Ростовский оставилъ архиепископию за немошъ и соиде въ монастырь кь Борису-Глебу на Устью» 314 . Но означает ли это, что источники XVI в. не содержат достоверных сведений за предшествующее время, и мы не можем опираться на них для реконструкции событий XIV в.? Определенную надежду на положительное решение поставленного нами вопроса дает характеристика «Повести...», данная в свое время В. О. Ключевским : «...повесть о Борисоглебском монастыре (в 15 верстах от Ростова)... написана в самом монастыре в начале второй половины XVI в., как видно по указаниям автора и по времени одного ее списка. Рассказ в ней очень прост и сух, без всяких риторических украшений, но передает события с такой полнотой и ясностью, какая редко встречается в житиях...» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

Логгин давно уже намеревался выйти из монастыря, но любовь к престарелому отцу и наставнику Корнилию удерживала Симона в обители; он просил своего друга отложить исполнение общего их желания до кончины пр. Корнилия, обещаясь быть тогда его спутником и указать места, весьма удобный для пустынножительства. Весною 1537 года пр. Корнилий скончался и хотя еще за год до кончины своей передал управление монастырем вполне достойному преемнику, ученику своему блаженному Лавревтию, – но пр. Симон, подобно многим другим своим сподвижникам, уже не захотел оставаться в осиротелой обители и, после погребения старца, вскоре вышел из нее. Вместе с Логгином он направился к своей родине Сольвычегодску, надеясь там, среди неизмеримых и девственных лесов найти себе удобное для жительства место. Достигши Сольвычегодска, странники остановились в Борисоглебском монастыре, где и пробыли несколько времени, но любовь к пустыне и уединению влекла их далее. Преподобный Симон еще и потому не хотел оставаться в этом монастыре, что здесь у него было много родных и знакомых, а он стремился в уединении, неведомо для людей, служить единому Богу и как огня боялся мирской славы. Вышедши из Борисоглебского монастыря, странники остановились в 15 верстах от города при устье речки Коряжемы. Преподобный Логгин решился поселиться на этом, действительно прекрасном и удобном месте, а так как он был уже в летах преклонных и изнурен иноческими подвигами, то остался с ним и Симон и помог ему устроить келью и часовню. Поживши с Логгииом несколько времени, пр. Симон, вследствие близкого расстояния от города, не нашел этого места достаточно для себя удобным и пошел далее вверх по Вычегде искать себе нового места для подвигов. В 60 верстах от Коряжемы, на высоком и крутом берегу Вычегды, при устье речки Сойги, в дикой тогда пустыне, под сенью вековых дерев, он поставилсебе малую келью и стал подвизаться в ней в совершенном уединении и безмолвии. «Лета 7047 (1539) сентября в 16 день, на память святой великомученицы Евфимии всехвальные, пришел на устье реки Сойги, на плесо Вычегодское, на дикий лес игумен Симон, постриженник и ученик Корнилиев, что на Комеле, и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540) мая в 8 день, а священа та церковь в лето 7049 (1541), мая в 17 день, при архиепископе ростовском Досифее, а преставися игумен Симон в лето 7070 (1562), ноября в 24 день, на память великомученицы Екатерины, при архиепископе ростовском Никаноре и положен бысть в своем строении, идеже обитель созда Преображения Господня», говорит древняя летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот перечень их, в хронологическом порядке, независимо от выше исчисленных, раньше 1863 года вышедших из печати: 1. Жизнь преподобного Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реки, с картинами и изображениями его праведных трудов. Москва, 1863. Стр. 33 + IV. Второе, исправленное и дополненное одним новым рисунком издание вышло там же, в 1875 году. Стр. 59. 2. Краткая жизнь ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реки, чтеца Алексея. Стефановича (юродивого), с его портрета. Москва, 1863. Стр. 7. 3. Археологические заметки о греческой Псалтири конца 4 века, бывшей Лобковской, а теперь А. И. Хлудова, со снимками. Москва, 1866. Вместе с другими рукописями библиотеки и А. И. Хлудова, эта рукописная Псалтирь поступила в последствие в библиотеку московского Никольского единоверского монастыря. Статья эта читана была о. Амфилохием в одном из заседаний Московского Археологического Общества. 4. Царские врата в Успенской теплой церкви в Николо-Угрешском монастыре, и пр. Древние церковные вещи того же монастыря. (Обе статьи напечат. в. Сборнике Общества древнерусского искусства, отд. 3, ,,Смесь», стр. 122–124. Москва, 1866). 5. Описание иконы Божией Матери. Благовещение с лицевым акафистом по полям, находящейся в Ростовском Борисоглебском монастыре , в теплой церкви Благовещенской. Там же, стр. 148–150) 109 . 6. О греческой Кормчей Московской Синодальной библиотеки, последней четверти 9 века, под 393. (См. Археологич. Вестник за 1867 год, изд. Московским Археологическим Обществом, вып.1). 7. Находка древностей в юрту станицы Мичуринский на Дону. (См. Древности. Труды Московского Археологич. Общества. Т. 1, вып. 2, стр. 197–200, отдела ,,Археологических известий». Москва, 1867). С рисунком кубка. 8. Объяснение об исследовании греческого кондакария 12–13 века, 437, Московской Синодальной библиотеки, сравнительно с древним славянским переводом и с снимками. (В Записках Импер. Академии Наук за 1868 г., т. 13, кн. 1, стр. 186–194. То же самое напечатано потом и на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре , что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский , к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.

http://pravenc.ru/text/166820.html

Упразднение монастыря Монастырь был беден и упразднён ранее 1764 года. Николаевская Ковжинская церковь после упразднения стала бесприходной. В одной версте от неё, в селе Ковжа - монастырской вотчине Ростовского Борисоглебского монастыря - в конце 17-го века стояла приходская деревянная Леонтиевская церковь. В 1800 году построена прихожанами каменная церковь, главный престол её в холодной церкви освятили в честь Сретения Господня, придельные в теплой церкви - во имя святителя Леонтия Ростовского и Архангела Михаила. В 1828 году бывшая монастырская Николаевская церковь приписана к приходской Сретенской церкви в качестве кладбищенской. В 1916 году году в Ковжинском приходе Белозерского уезда имелись 2 церкви (каменная в селе Ковжа и деревянная на кладбище), к приходу относились деревни Орлово на Белом озере и Морьево на Морьевке - притоке Ковжи. В настоящее время на островке в северо-западной части Белого озера стоит полуразрушенная Сретенская церковь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=262 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение На небольшом острове в устье реки Ковжи стоит полуразрушенная каменная церковь Сретения Господня, напоминающая о некогда стоявшем там селе Ковжа. Много лет назад стоял здесь Николаевский Усть-Ковжинский монастырь, который был основан в самом начале 15 века преподобным Феодором Борисоглебским. Феодор был первым игуменом основанного им же богатого Борисоглебского монастыря, но затем он ушел в глухие северные леса, на Кубенское озеро и Святую Луку в поисках уединения и безмолвия. Местные жители встретили его недружелюбно, и тогда старец ушел на безлюдный северный берег Белого озеро и поставил скит в устье реки Ковжи. В скором времени к нему присоединились еще несколько монахов, появилась небольшая пустынь с главным храмом Николая Чудотворца, а белозерский князь Андрей Донской наделил новую обитель скромными земельными угодьями по берегам Ковжи и правом на рыбную ловлю. Преподобный Феодор прожил здесь несколько лет, после чего оставил монастырь новому игумену и ушел в свою первую обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь, где и скончался в 1410 году. Данных об Усть-Ковжинском монастыре сохранилось очень мало. Известно, что монахов в обители было немного, все постройки были деревянными, а в 1680 году взамен старой обветшалой церкви здесь поставили новый храм во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была высокой и потому служила еще и маяком для проплывающих судов. Усть-Ковжинский монастырь был бедным, с малочисленной братией, не имел хорошего хозяйства, и поэтому еще в начале 18 века он был упразднен, и Никольский храм стал бесприходным.

http://sobory.ru/article/?object=19291

О изображениях преп. Иринарха на св. иконах и на стенной живописи и чеканной нижней доске Евангелия в разных окрестных местах Борисоглебского монастыря Изображение преп. Иринарха, как святого, с венцем на голове есть в Борисоглебском монастыре: 1. На стенной живописи в св. воротах, как надо полагать конца 1-й половины XVII в. или начала 2-й половины того же века; 2. На нижней доске Евангелия серебряной 1759 года (весу в нем 1 пуд. 27 фунт. и 12 золотн.) вычеканен преп. Иринарх как святой, с венцем на голове. 3. На иконе, находящейся в часовне близ дороги XVIII в.; 4. На иконе преп. Иринарха в житии. О сей иконе упоминается в описи монастырской 1763 года. С этой иконы нарисованы прилагаемые при сем жизнеописании изображения преп. Иринарха, рисованные иконописцем Иваном Самойловым, кроме изображения князя Дмитрия Михайловича Пожарского, принимающего от преп. Иринарха крест вместе с Нижегородским гражданином Космою Мининым, которое придумал нарисовать, соображаясь с житием, сам иконописец Самойлов. 5. В Ростовском Богоявленском монастыре на стенной живописи XVIII века, близ северных дверей, при входе в соборную церковь с северной стороны. 6. В Ростовской приходской церкви св. Иоанна Милостивого: в алтаре на стенной живописи XIX в. близ северных дверей, и на иконе над гробницею св. Иоанна Милостивого XVIII в. 7. На древней хоругви XVII–XVIII в. села Шульца, прежде принадлежавшего Борисоглебскому монастырю, на доске изображены: св. князья Борис и Глеб, преп. Сергий и Иринарх, и в молитвенном коленопреклоненном положении преп. Феодор и Павел, первые игумены Борисоглебские. 8. В селе Весках Ростовского уезда, в 18-ти верстах от монастыря, на стенном писании XIX в. 9. В селе Кондаково – месте родины преп. Иринарха – на стенной живописи XIX века 20 . 20 Будучи благочинным 19-ти ближайших сельских церквей и 6-ти ростовских монастырей, я имел удобный случай на месте видеть изображения преп. Иринарха, как святого с венцем на голове, во всех упоминаемых монастырях и церквах. Читать далее Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов/Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие прп. Иринарха, написанное А. Р., послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется 2-й пол. XVII в.- временем, когда еще живы были монахи, помнившие прп. Иринарха и А. Р. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иером. Петр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди к-рых особо выделяется один, с умилением взирающий на прп. Иринарха и протянувший к нему руки. Это монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. Вероятно, здесь изображен А. Р., первый ученик и автор жития преподобного. Год, место смерти и погребения А. Р. неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887) А. Р. выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя А. Р. в Соборе Ростовских святых не указано. Ист.: Ундольский В. М. Библиографические разыскания. М., 1846. С. 62-68; Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. Прил. 2: Отрывки из современного жития преподобного Иринарха Затворника//ЧОИДР. 1847. 2. Отд. 1. С. 63-67; Амфилохий [Сергиевский], архим. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863, 18742; Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб., 19092. (РИБ; Т. 13). Лит.: СИСПРЦ. С. 122-123; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1884; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в приделах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях. Ярославль, 1887; Соколова Л. В. Александр//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 61-63; Стрельников С. В. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 53-59; Вахрина В. И. Икона «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский в житии» из собрания Ростовского музея//Письменные источники житийной иконографии русских святых XI-XIX вв. (в печати).

http://pravenc.ru/text/64394.html

Литвою звали тогда у нас всех подданных польско–литовского королевства: поляков или ляхов, собственно литовцев и русских из Белой и Малой Руси; в числе сих малоруссов было много казаков. По вере почти все враги наши были католики или униаты, не щадившие православных храмов и прочих святынь. Они стали пленить Русскую землю и избивать жителей, завоевали много городов, например, выжгли город Дмитров, оскверняли церкви Божьи, ниспровергали престолы святые, снимали с них одежды, обдирали с икон оклады, а самые иконы бросали, грабили книги, часто самые церкви сжигали. Многие из русских, боясь посечения, признавали их власть, давали дань и кормы. Им покорилось много городов. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен; соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей обоих полов и всяких возрастов было посечено. Много терпели тогда от тяжести налогов православные и, не предвидя облегчения, многие города стали от врагов запираться. Это было время, когда при царе Василии Иоанновиче Шуйском враги наши выставили второго Лжедмитрия и требовали покорности ему, или его покровителю, польскому королю. Имея целью овладеть Москвой и царским престолом, враги собрались около Москвы и оттуда производили набеги и опустошения в разные стороны. Второй самозванец устроил лагерь при деревне Тушине. Не оставили враги в покое и Борисоглебского монастыря, где подвизался Иринарх. Некто, неприятельский воевода Микулинский, повоевав город Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив город Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Здесь он, со многими панами, вошел в келью старца и стал испытывать его веру: – В кого ты веруешь? – Я верую в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, – отвечал старец. – А земного царя кого имеешь? И старец громогласно произнес: – Я имею Российского царя Василия Иоанновича: живу в России, Российского царя и имею, а иного никого и нигде не имею.

http://pravoslavie.ru/118853.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010