История основания Борисоглебского монастыря в одной древней повести 139 описана так: при Великом Князе Димитрии Донском, при Св. Алексии, Митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, Преподобный Сергий Радонежский проходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у Князя и Епископа дозволение построить монастырь, просили благословения от Преподобного Сергия и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». – Ободренные сими словами, а в последствии и видением Св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему, Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские, и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями 140 , Феодор перешел на Белоозеро, и там, выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному Князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил его уступить оное под монастырь Св. Николая. Князь не только дал место, но и снабдил будущую обитель разными угодьями 141 . Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое Игуменом Павла, простился с братиею, и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь 142 . Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 Октября, 1410 (6918) года. После Павла перечисляется в повести еще несколько Игуменов Борисоглебских. Девятый из них, Феофил, подвизавшийся в игуменстве и строительстве 30 лет, муж добродетельный и благочестивый, в 1524 (7032) году приступил к построению Соборной каменной церкви. Имея недостаток в извести, он скорбил, но был утишен видением Св. Бориса и Глеба, и на другой день один крестьянин указал место, где известь была поверх земли и бела, как снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде при Сойгинском озере на речке Сойге, близ большой Архангелогородской дороги по Двине, от Сольвычегодска к северо-западу в 200 вёрстах, на самой границе Архангелогородской Губернии; она построена в 7147 (1639) году Иеромонахом Кириллом с братией по грамоте Патриарха Иоасафа Всероссийского от 3 Января, того же года. В этой пустыне Настоятельство было Строительское. По переписным книгам 7186 года было написано за нею 8 дворов, а по генеральному 1722 года свидетельству – 117 душ мужского пола, земли – 48 четвертей, а сенокоса – 14.307 пудов. Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь Упразднённая, находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по Вычегде в 75 вёрстах, на высоком гористом берегу при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в Вычегду. Ныне там, на месте монастыря, приходская только церковь Сойгинского погоста. О начале сего монастыря находится в помянутой приходской церкви следующая летописная записка: «Лета 7047, Сентября 16, на память Святой Великомученицы Евфимии всехвальной пришёл на место на устье реки Сойги на плёс Вычегодское, на дикой лес Игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский, постриженик и ученик Корнилиев, что на Комеле и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540) Мая 8, а освящена та церковь в лето 7049, Мая 17 день, при Архиепископе Ростовском Досифее, а преставился Игумен Симон в лето 7070 (1562) Ноября 24, на память Святой Великомученицы Екатерины, при Архиепископе Никандре Ростовском, и положен в своём строении, где обитель создал во имя Преображения Господня». До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина, основателя Николаевского Коряжемского монастыря, в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и, найдя упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 вёрстах от Коряжемы, основал на оном свою обитель, в коей и был первым Игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Старец благословил их в поход под Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице и преподобному Сергию. От Троицы Пожарский послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из–под Москвы бежал. Между тем, к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее на помощь под Москву со всею ратью. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. И, помощью Божьей и заступничеством московских чудотворцев русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китаем – городом так что литва засела только в Московском кремле. Немного времени спустя сдался и кремль, и князь Димитрий Михаилович Пожарский вступил в кремль, помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей. В монастыре же Борисоглебском на Устье – реке была тогда большая печаль: монастырь был несколько раз разорен и опустошен литовскими людьми, в монастыре ничего не было, а между тем с него требовали больших даней на прокормление ратных людей. Игумен с братией и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял их просьбе, предоставил все на их волю и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю. Старец Александр пришел к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца от Иринарха, дал ему грамоту, чтобы не давать Борисоглебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Борисоглебский, что на Устье, второклассный монастырь замечателен по громадным постройкам, воздвигнутым в конце XVI века усердием царя Иоанна Васильевича Грозного. Каменная ограда до 15 аршин вышиной, а в окружности около версты, с 14 башнями и множеством бойниц, огромные храмы, высокая одноярусная колокольня — все это напоминало прежнее богатство обители. Мощи преподобных Феодора и Павла почивали под спудом в соборном храме монастыря. Монастырь стоял на горе и был окружен с одной стороны рощей, с другой — живописными извилинами р. Устьи и обширными слободами, принадлежавшими некогда графу Панину. Ковжинский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи, впадающей в Белое озеро. Строение в нем было все деревянное. По ветхости и бедности он упразднен еще до учреждения штатов (то есть ранее 1763 года). Иона Яшезерский, преподобный Преподобный Иона был родом из селения Шокши, находящегося в 16 верстах к северу от основанной им Яшезерской пустыни. Местность, в которой стоит Яшезерская обитель, представляет собой каменистую пустыню. Начало основания обители было положено прп. Ионой в конце царствования Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Тогда устроена была в монастыре деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. Около того же времени к прп. Ионе собралось восемь человек братии, чтобы разделить его пустынные труды и подвиги. Много трудился прп. Иона над устроением обители. Своими руками выкопал он канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. По нуждам обители и ради ее пользы преподобный ездил верхом на лошади по глухим тропинкам окрестностей. Хранятся и доныне в монастыре две дорожные верховые кожаные сумы прп. Ионы. Сам подвижник вытачивал из дерева некоторые сосуды, употребляемые при богослужении. Напоминанием о таких трудах его служит выточенный им из карельской березы ковш для употребления под теплоту, также хранящийся в обители. Слава, которую стяжал прп. Иона святостью жизни и неусыпным попечением об устроении обители, привлекла знатных покровителей и вкладчиков. В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги: великая государыня инокиня Марфа Иоанновна, царь Василий Иоаннович Шуйский (1606–1610), кроме книг наделивший обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Вскоре по основании Андроникова монастыря в Москве, когда преп. Сергий в 1363 году приходил на родину для примирения Ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а при большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от проходящих милостыню для своего пропитания. Он жил как птица небесная без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел и оба старца вместе обратились к великому отцу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от города и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». Ободренные этими словами, а потом и явлением св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Игумен Феодор, после недолгого настоятельства, поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье р. Ковжи, где основал новый монастырь. 161 Предузнав кончину свою, блаж. старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и преп. Павел. 162 В 1365 году, возвращаясь из Нижнего-Новгорода в Москву, преп. Сергий положил основание Георгиевской пустыни, в Гороховском округе, на реке Клязьме. 163 В числе учеников преп. Сергия находился родной племянник его, сын брата его Стефана, Феодор (в мире Иоанн). Он приведен отцом на 13-м году в пустыню Сергия и тогда же пострижен в монашество. Под непосредственным руководством игумена – дяди, юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный соблазнам грешного мира. В душе его не было ничего сокровенного для отца и наставника; он открывал ему грехи свои и помыслы тревожные и днем и ночью. Удостоившись священства в обители Сергиевой, Феодор почувствовал желание основать новый общежительный монастырь. Св. Сергий, видя твердость и неизменяемость этого помысла в продолжении многого времени, признал его делом Божиим и согласился отпустить Феодора и с ним несколько братий, чтобы они избрали место для новой обители. Им понравилось место близь р. Москвы, по имени Симоново. Сергий сам приходил осмотреть это место, одобрил и благословил. Тогда Феодор, с разрешения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

160 Духов, грам. преп. Иосифа Волоцкого , слово 10. Рукоп. Синод. Библ. 52. Рус. св. под 12 июня. Блаж. Даниил иконописец и Андрей Рублев, спостник его, в старинных святцах поставлены в числе святых. Они скончались в 1427 году и погребены в Андрониковском монастыре. 161 Ковженский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи, впадающей в Белое озеро. Строение в нем было все деревянное. По ветхости и бедности он упразднен еще до учреждения штатов (Истор. Росс. Иерар. ч. VI, стр. 548). 162 Борисоглебский, что на Устье, второклассный монастырь, замечателен по громадным постройкам конца XVI и начала XVII века. Каменная ограда до 15 аршин вышиною, а в окружности около версты, с 14 башнями и множеством бойниц; огромные храмы, высокая одноярусная колокольня, – все это напоминает прежнее богатство обители, теперь давно уже обедневшей. Мощи преп. Феодора и Павла почивают под спудом в построенном ими соборном храме монастыря. Сведения об них взяты из древне рукописной повести (Библ. Сергиевой лавры, Сборник под 20). 163 Эта пустынь была приписною к Сергиевой лавре и давно уже упразднена (Описание Лавры, стр. 164. Ист. Иерар. III. 688) 164 Обитель Рождественская на Симонове первоначально стояла у большой дороги. Блаж. Феодор, уклоняясь от шума, перешел несколько далее, в тихое и лесное место, поставил себе келью и подвизался безмолвно. Скоро собрались к нему иноки на новое место; игумен построил здесь церковь Успения Богородицы и кельи для братии, при благотворительной помощи боярина Григория Ховрина, родоначальника Ховриных и Головиных. Так возник новый Симонов монастырь, состоящий теперь в числе первоклассных ставропигиальных, а старое Симоново осталось усыпальницей иноков. 165 В Ростове св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. (Святыни Ростова, изд. 3-е, стр. 80). 166 Мощи св. Феодора почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе, у южной стены. Память его благоговейно чтили еще в XV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

Св. Авраамий .... (Карамз., I, прим. 463); † 29 окт. (?) Дионисий , 1238. Св. Игнатий 19 сент. 1262 хирот. в еписк. Ростовского. Стефан , 1288. Григорий Лопот (в начале XV века), основатель Вологодского Лопотова монастыря. См. Спасский на Песку. Корнилий , 1546. Иоаким , 1552; † 1555. Иона , 1563 и 64. Феодорит , 1571. Иосиф , в янв. 1580. Афанасий , 20 июля 1584. Иосиф , 1589. Феодосий , 1598. Иосиф , 1613–18. [Этого ль? ( Симон , 1629 (sic), в февр. и мае 1633.)] Пимен , 22 нояб. (sic) 1636. Гормоген уволен на покой после 1640. Иона Сисоевич , в февр. 1646, а 22 авг. 1652 хирот. в митрополита Ростовского. Варлаам определён 24 дек. 1652. Дионисий , в дек. 1655–67. Антоний , в нояб. 1668. Нифонт , в июле, нояб. 1677. Герасим , 1680–88. Иоасаф , 1701. Адриан , 1706–23. Гавриил , 1727–42. Георгий 18 июля 1742 перев. из Углицкого Воскресенского, а 1743 – в Спасо-Ярославский. Иосиф определён 3 сент. 1743, а 27 мар. 1775 уволен на покой; † 21 мая 1776. Авраам Флоринский 27 мар. 1775 перев. из Борисоглебского на Устье, а 9 февр. 1786 – в Ростовский Яковлевский. Ювеналий 18 мая 1786 перев. из …, а 16 мая 1793 – в Пыскорский. Иосиф Быков , бывший архим. Спасо-Андрониевский, с 23 мая 1793; † 9 янв. 1798. Никон 10 мая 1798 перев. из Тольгского; † 30 нояб. 1799. Иоасаф Сретенский 1 мар. 1800 перев. из Нилова Столбенского, а 24 окт. 1808 – в Колязин. Анатолий Ставицкий 1 нояб. 1808 перев. из Борисоглебского, на Устье, а 6 февр. 1820 – в Юрьев. Неофит Докучаев-Платонов 8 февр. 1820 перев. из Борисоглебского, а 15 авг. 1821 хирот. в еписк. Архангельского. Нафанаил Павловский , 26 июля 1821, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., а в сент. 1830 хирот. в еписк. Полтавского. Макарий , с 9 окт. 1830 по 9 апр. 1836, перев. в Тольгский (?). Николай Доброхотов , перев. из Нижнеломовского, с 9 апр. 1836, а 27 апр. 1841 хирот. в еписк. Тамбовского. Афанасий Дроздов , с 24 апр. 1841, а 8 авг. 1842 хирот. в викария Подольского. Иоасаф Покровский 21 сент. 1842 перев. из Козловского Троицкого, а 24 авг. 1844 – в Каменец Подольский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пармен , 1740. 24 Спасский, на Песку, в Ростове, соединён с Ярославским в один мнтрь 1764 г. [VI, 256.] Архимандриты Св. Григорий основатель Лопотова Вологодского монастыря (в начале XV века). Тихон Малышкин 15 янв. 1489 хирот. в архиепископа Ростовского 83 . Феодорит , 1622–24. Сергий , в сент. 1644, в янв., июле 1649. Никандр , в июле 1651. Никита , 1652, 53. – Один? Тарасий , в сент. 1657, в мае 1660, в июле 1664. Герасим , в апр., авг. 1669, в окт. 1671. Дионисий , 1693. Игнатий , 1705–8. Филарет , 1710–14. Матфей Шушерин , с янв. 1715 (из Дмитровского Борисоглебского); 11 июля 1727 перев. в Донской. Феодосий , 10 янв. 1729. Иосиф , 1731–38. Николай , в дек. (sic) 1732, 7 мар. (sic) 1734. Вассиан , в окт. 1734. Иаков , 19 янв. 1742. Николай , 1742 и 43 (sic). Андроник , 1745 и 46. Пармен , из Борисоглебского да Устье? 1750–58. Иларион Завалевич 11 сент. 1758 перев. из Тольгского. Вонифатий 1758 уволен (а 1760 опять туда-же?). Иосиф , 1762–64. 25 Иаковлевский Зачатиевский (св. Анны) 84 , в Ростове, при озере, основан (как полагают) св. епископом Ростовским Иаковом († 1392 г.), но до начала XVII века нет о нём известий. В 1657 г. он был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, а в 1764 соединён в один с Спасским (См. 24). 9 мар. 1765 велено быть второклассным ставропигиальным св. Синода. [II, 507; IV, 142; VI, 256.] С 22 нояб. 1835 – 1-го класса. Игумены Павел , 1623 и 24. Иоаким , 1686. Никодим , в мар. 1703. Иосиф , 1734. Рафаил , 1735. (Ист. Uep. II, 520 ) Боголеп , 1736. Пармен , произведён в 1737 из иеромонахов Ростовского архиерейского дома, а в 1740 перев. в Ростовский Петровский. Савватий в 1740 перев. из Ярославской Александровой пустыни; † 1750. Серапион 1750 произведён из иеромонахов Тольгского монастыря, а 1753 перев. в Тройский Пошехонский. Гавриил 1753 перев. из Ростовского Карашского монастыря; вскоре †. Киприан , казначей архиерейского дома, в 1754–57; перев. в Тольгский мнтрь. Иларион Завалевич , игум. Угрешский, в 1757, а 14 мая 1758 перев. в Спасский Ярославский. Он же управлял и Яковлевским мнтрём. В 1761 – в Борисоглебском, на Устье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010