Предисловие ко второму изданию . Жизнь преп. Иринарха, напечатанная мною в 1865 году в небольшом количестве экземпляров уже вся разошлась. Но требование, как заявлял и лично и письменно о. архимандрит Евангел, от жителей Борисоглебских слобод и других селений, окружающих Борисоглебский монастырь, не прекращается. Желаю удовлетворить требование усердных чтителей преп. Иринарха, изданием его жизни в другой раз. Оно будет издано без изменения, кроме исправления опечаток и прибавления одного рисунка, именно креста его, украденного с гробницы в 1830 году, как значится в монастырской описи, с прежним количеством картин и в туже величину. Копия с креста преп. Иринарха мною найдена в собрании снимков с древних икон и крестов, числом более 600, принадлежащем теперь Обществу Любителей Духовного Просвещения и находящемся в хранилище икон Общества при Московском Данилове монастыре. Г. Филимонов это собрание снимков приписывает иконописцу Московскому Гурию, не так давно умершему. Формат книжки, по желанию о. Архимандрита и некоторых жителей уменьшится, но величина картин не уменьшится, особенно картин, сделанных в настоящую величину, чтобы сохранить труды препод. Иринарха навсегда в памяти чтущих его, и иметь понятие о них более наглядное, если какой-нибудь из великих его трудов, от непредвиденных обстоятельств, затеряется, или украден будет, как упомянутый выше крест преп. Иринарха. По цене желаю сделать доступнее прежнего издания, не смотря на прибавление еще одного рисунка. Архимандрит Амфилохий 1 Ростовский Второклассный Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье реке, находится в 18-ти верстах от Ростова, Ярославской губернии, по Угличскому тракту. 2 Сия молитва выписана из службы преподобному Иринарху, не известно кем составленной в конце 18-го столетия, или в начале 19-го. Тут сказано, что преподобный Иринарх жил в тесной хижине (в затворе) 38 лет, но это не справедливо. Преподобный Иринарх вступил на затвор 38-ми лет, а умер 68-ми: следовательно он жил в затворе тридцать лет. Из 8-ми лет не затворнической жизни, известны следующие годы: три года он был в Борисоглебском монастыре, болен ногами от ознобу, три года и пол жил в Лазаревском Ростовском монастыре, один год и две недели, там же, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не сказано в житии, им проведено в Ростовском Авраамиевом монастыре, в келарском послушании. Ученик его Александр, поступивший на затвор к Иринарху, как сказано в житии, в начале затворнической жизни, и прожил с ним тридцать лет, как написал ученик Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). История Православия на Кольском полуострове связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз — Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет. В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу — «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого — храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей». Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни Кандалакшского края. В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Образованный человек, замечательный проповедник, он нес свет и добро «темным язычникам Севера».

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

В более позднее время – в конце XVII века – возводится надвратная церковь, куда переносится престол из храма-колокольни. Лишь с этого времени можно говорить о Никольской церкви над вратами монастыря, а прежний храм продолжал существовать в виде колокольни. В описных книгах Покровского монастыря 1702 года сообщается: «Построены святые ворота к Волге реке каменные с калиткою; на святых воротах построена церковь Николая Чудотворца, каменная ж с папертьми о 5 главах, главы обиты черепицею». Там же значится и «колокольница каменная» с набором колоколов и железными часами с четвертным боем. Возведённая в конце XVII века Никольская надвратная церковь была фланкирована двумя башнями. Это был характерный приём, введённый в местную архитектуру митрополитом Ионой Сысоевичем. Подобная композиция получила блестящее воплощение в ансамблях ростовского митрополичьего двора и Борисоглебского монастыря «на Устье», а также была применена в Авраамиевом, Толгском монастырях и угличском Покровском. Важно отметить, что Святые ворота ростовского Авраамиева монастыря являются близким аналогом. Даже церковь имеет такое же посвящение. Надвратная пятиглавая Никольская церковь, фланкированная башнями, и древняя шатровая колокольня определяли облик монастыря на протяжении XVIII – первой трети XIX веков. Далее древние памятники были утрачены. Обветшавшая Никольская церковь разобрана в 1828 году. В период 1829-1832 годов построен новый надвратный храм в стиле классицизма, завершённый одноярусной колокольней с колоннами и шпилем. При этом были сохранены старинные башни. Аналогичная перестройка по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова в тоже время проведена и в ростовском Авраамиевом монастыре. Правда, там старинная Никольская церковь уцелела, а колокольня надстроена над её сводами. Было ещё одно отличие – в угличской обители Никольский храм так и остался неосвящённым. В нём хранились детали иконостаса, но внутреннее убранство так и не было выполнено. В 1829 году была разобрана прежняя колокольня – утрачен древний храм 1526 года. Какой можно сделать вывод? Никольская надвратная церковь вовсе не являлась постройкой XVI века – была возведена в конце XVII столетия. Вместе с тем в Покровском монастыре существовал столпообразный храм «иже под колоколы», являвшийся самостоятельным и малоизвестным произведением древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=59060

в Ростове Феодо­ром, который, желая безмолвия, удалил­ся сперва в пределы Вологодские, но, изгнанный оттуда, поселился на месте монастыря, испросив на это разрешение Вел. кн. Андрея Дмитриевича, сына Донского, который не только уступил место под монастырь, но и снабдил его раз­ными угодьями. Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский мон., где и преставился 22 окт. 1410 г. Когда упразднен, – не­известно, последний настоятель его Дио­нисий упоминается в 1703 г. К церкви Сретения села Ковжи окончательно приписан в 1829 г. Икона св. Николая, пользующаяся особым уважением, из монастырской церкви перенесена в Сре-тенскую церковь села. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 548, 880; Толстой, “Древн. свят. Ростова Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 2, 58; “Новгор. Сборн.”, I, 134; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 84; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 124, 91 (здесь сказано, что основан в 1553 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 104, 233; “Дополн. к Акт. истор.”, II, 34 (Гр. 1615 г. о невзимании податей с кре­стьян Борисогл. на Устье м-ря; строит. старец Кирилл), 70 (Мировая запись 1640 г. черн. попа Никандры Никитина); “Известия Археолог. Общ.”, 1863 г., 239 (указ 1701 г. о меди); “Опис. докум. и дел архива Св. Син.”, VIII, 1728 г., прилож., CXVII, XI (в ней монахов 3). 1806 . Николаевский – Кожанов или Кожин, мужской, ныне приход­ская церковь Николая Кожанова в гор. Пскове, на Завеличьи, между церквами Успения и Климента, близ берега р. Ве­ликой. Несомненно существовал в XVI ст., так как значится на древнем изображении Пскова 1581 г. В 1630 г. упоминается игумен Досифей; в 1695 г. м-рь еще продолжал существовать, но пришел в оскудение и только в 1730 г. возобновлен и всякими потребами удо­влетворен. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 409; Князев, “Указат. достопам. Пскова”, 31; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., I, смесь, 3 (следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожарском; игум. Досифей); “Опис. докум. и дел Св. Синода”, I, 408; Ва­силев, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вост. Африку, Юж. Родезию и другие страны. В 1953 г. норвежец О. Хаген (1906-1970) стал епископом Сев. Европы, в 1966-1970 гг. он занимал пост президента Всемирного методистского совета . В 1954 г. впервые в Н. была ординирована в пастора женщина - представительница методизма Агнес Х. Нильсен (1907-1996). В сер. XVI в. небольшая группа саамов-колта на севере Финляндии была крещена рус. миссионером прп. Трифоном Печенгским. В 1533 г. на р. Печенге, вблизи совр. российско-норвеж. границы, прп. Трифон основал Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы мужской монастырь , ставший оплотом Православия за Полярным кругом, в т. ч. в Северной Н. Печенгский мон-рь был не только религиозным, но и торговым и промысловым центром. Монахи и миряне, проживавшие в округе, занимались охотой, рыболовством, тюленебойным и китобойным промыслами. Во 2-й пол. XVI в., в период усиления торговых связей между Европой и Россией по сев. морскому пути, Печенгский мон-рь приобрел международную известность благодаря выгодному пограничному положению. Жалованной грамотой рус. царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. земля по р. Нявдеме (ныне Нейден) вместе с поселением саамов-колта (т. н. Нявдемский погост, совр. Нейден) была передана «в вотчину» Печенгскому монастырю. По преданию, в 1565 г. прп. Трифон поставил деревянную часовню во имя вмч. Георгия Победоносца на р. Нявдема (близ совр. Нейдена в Финнмарке) и деревянную ц. во имя святых Бориса и Глеба в устье р. Паз (на территории совр. пос. Борисоглебского Печенгского р-на, Мурманская обл.). Часовня существует по наст. время (дендрохронологический анализ показал, что ее старейшие элементы имеют возраст не более 200 лет, что может свидетельствовать о неоднократном ее обновлении). Являясь самой малой храмовой постройкой на территории Н., она служит важным духовным центром для саамов-колта и всех правосл. христиан севера Н. и России и охраняется Норвежским гос-вом как культурное наследие саамов. Первоначальное деревянное здание Борисоглебской ц., оказавшейся после демаркации российско-норвеж. границы в 1826 г. на территории России, погибло в ходе боевых действий в окт. 1944 г. Жители Нявдемского и Пазрецкого погостов платили подати как королю Датско-Норвежского гос-ва, так и русскому царю и сохраняли правосл. веру и связь с РПЦ. До сер. XIX в. погосты относились к правосл. Кольскому приходу.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В Борисо-Глебском монастыре началось празднование Лиддской иконе Божией Матери Борисоглебский (Ярославская область), 8 июля 2004 г. В 2001 году по благословению служившего тогда архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь была написана Лиддская икона Пресвятой Богородицы с лицевым сказанием об истории и чудесах. Эта икона является списком с особо чтимой святыни Борисо-Глебской обители, сегодня хранящейся в Ростовском музее. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим необычайным образом. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Евангелие в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пречистой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столбов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы, лик Ее и одежды были совершенно сходны с действительностью. Затем Матерь Божия Сама посетила Лиддский храм и даровала образу благодать и силу чудотворения. В IV веке по приказу римского императора Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить - его вырубали каменотесы, - но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. Весть об этом чуде быстро распространилась, и отовсюду в Лидду стали стекаться паломники. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел снять список с чудотворной иконы и молился перед ним ежедневно. Во времена иконоборческой ереси патриарх был низложен как ревностный защитник икон. В изгнании, предчувствуя скорую кончину, он вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и пустил ее в море со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (греческого императора Льва Исаврянина) в Рим к благочестивым христианам». На другой день икона чудесным образом достигла Рима, о чем папа Григорий II был извещен в сонном видении.

http://pravoslavie.ru/10409.html

Н. м. был причислен к третьеклассным, т. е. в нем должно было подвизаться 12 монашествующих. В 1791 г. в мон-ре было 10 насельников, но только двое являлись монашествующими. Прибывший в 1793 г. в обитель игум. Феофан (Соколов) с неодобрением писал: «Во всем монастыре было только двое постриженных: иеродьякон под запрещением и иеромонах в параличе; службу служил белый священник» ( Морошкин. 1862. С. 57). Благодаря деятельности архим. Феофана численность братии стала возрастать, и в 1823 г. по его просьбе к штатному составу К. Н. м. было прибавлено 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 монаха и 2 послушника ( Субботин. 1862. С. 50). В 1830 г. свт. Игнатию (Брянчанинову) новоезерские монахи показались «мирянами», «очень свободными в обращении» ( Игнатий (Брянчанинов). 2007. Т. 7. С. 170). В 1832 г. в К. Н. м. проживало ок. 70 чел., в т. ч. 9 иеромонахов и 7 иеродиаконов. Проф. С. П. Шевырёв отмечал, что в 1847 г. в числе иноков были светски образованные люди ( Шевырёв. 1850. С. 87). К 1865 г. в К. Н. м. числились 17 монашествующих и 21 послушник, к 1916 г.- 63 насельника, в т. ч. настоятель, бывш. настоятель, 4 иеромонаха, 5 иеродиаконов и 8 монахов, к 1919 г.- ок. 60 монахов. Перед закрытием обители жили 5 монахов ( Богословский. 1865. С. 277; Голицын. 1990. С. 328; Смирнова. 1999. С. 78). Именитые настоятели, насельники и посетители В 1623-1628 и 1631-1632 гг. игуменом К. Н. м. был Тит (Романов), постриженик Борисоглебского на Устье мон-ря . Благодаря его трудам ружное жалованье было заменено рыболовными угодьями на 3 озерах, сделана 1-я попытка начать каменное строительство ( Сазонова. 2011. С. 149), составлена Основная редакция Жития прп. Кирилла, начаты труды по его канонизации. Возрождение мон-ря после упадка в кон. XVIII в. традиционно связывают с игум. Феофаном (Соколовым). С 1799 г. прп. Феофан также являлся благочинным 5 монастырей, причем особое внимание уделял Горицкому девичьему. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), архим. Феофан «отвергал душевное делание как очень удобное к переходу в прелесть и выказал очень малую начитанность.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

К Благовещенской ц. примыкают настоятельские покои, сооруженные в XVI в. и полностью перестроенные в XVII в. В XVI в. в Б. м. были также возведены каменные просфорный дом и братский корпус, где разместились поварня и погреба. К XVIII в. относится сооружение казначейского (архиерейского) корпуса, здание к-рого в 1822-1862 гг. занимало Ростовское ДУ. Церковь в честь Сретения Господня. 1692 г. Фотография И. Ф. Барщевского. Нач. XX в. Церковь в честь Сретения Господня. 1692 г. Фотография И. Ф. Барщевского. Нач. XX в. Возведение первых каменных стен в Б. м. относится, вероятно, к XVI в. К кон. XVII в. мон-рь стал мощным оборонительным сооружением: в 70-90-х гг. его территория была обнесена крепостными стенами, их длина составляет 1040 м, высота - 10-12 м, толщина - 3 м, с 14 башнями высотой от 25 до 40 м. Круглые в плане башни сев. стены мон-ря являются почти точной копией башен Ростовского кремля, выстроенных в кон. XVII в. при митр. Ионе (Сысоевиче) . Башни декорированы фигурными украшениями из тесаного кирпича. Одновременно с постройкой крепостных стен над юж. вратами обители была сооружена пятиглавая четырехстолпная ц. прп. Сергия Радонежского (освящена 7 сент. 1680). Проезды ворот расписаны в кон. XVII в. многофигурными композициями с изображениями Христа и святых, к-рые представлены в рост или погрудно в медальонах, на внутренней арке проезда располагался образ «Спас Благое молчание»; большая часть росписей утрачена или пребывает в плохом состоянии. 25 окт. 1682 г. в Б. м. была освящена трехъярусная звонница, почти без изменений сохранившаяся до наст. времени. Пристроенное тогда же крыльцо звонницы было украшено многоцветными («ценинными») рельефными изразцами, производство к-рых процветало в Ярославле. В нач. 90-х гг. XVII в. над Водяными воротами мон-ря была возведена Сретенская ц. (освящена в 1692). Планировка мон-ря, вероятно, сложилась к кон. XVII в. Согласно самому раннему из известных планов обители - на 1773 г., всю зап. часть занимал сад, сев.-вост.- огороды.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Сам поселок – это живая история. Местные жители его называют кратко и быстро – Борисоглеб. Один Борисоглебский мужской монастырь «что на устье» заслуживает отдельной книги. Кирпичные стены, как из Средневековья, невозможно проехать мимо. Но все же мимо мы проезжаем прямо к небольшому роддому – аккуратное деревянное здание с красной табличкой. Здесь в год на свет появляются около шестидесяти детей. Внутри заметное оживление: видеокамеры, журналисты (одна женщина в халате с диктофоном) берут интервью. Молодые девушки что-то объясняют, корреспонденты понимающе кивают. Внезапно врывается крепкий мужчина с усиками. Просит всех покинуть помещение: – На каком основании вы здесь находитесь? Кто дал разрешение? – расстреливал вопросами гражданин. Одним словом, он пытался убрать видеокамеры из сельского роддома. Сражу же выяснилось, что это главный врач районной больницы. Предложил перейти в здание администрации на встречу с главой Департамента здравоохранения. В небольшой палате разместились три женщины: мужественные, красивые и, несмотря на повышенное внимание прессы, добрые и собранные. Они до конца так и не поняли, за что единственный на несколько деревень роддом хотят ликвидировать. Мы переместились в здание администрации. Связующим мостом между властью и жителями стал священник Федор Божков. Он корректно, вежливо и спокойно призывал аудиторию к взаимопониманию и уважению. За длинным столом четверо мужчин. Не женское это дело закрывать роддома. Один из них глава Департамента Здравоохранения – Сергей Людвигович Вундервальд. Зачитывает бумаги, периодически комментируя прочитанное. У меня со студенческих лет выработался условный рефлекс – я не могу слушать, а главное, понимать, доклады, рецензии, рефераты, которые произносятся с листа. В зале человек семьдесят. Я не понял ни слова, кроме того, что роддом закрывают. На словах о том, что рожениц будут доставлять в Ростов на специальных авто, я не выдерживаю. Прошу прокомментировать жуткую историю, когда одного малыша из Борисоглебска спасти не удалось. Его не успели довести до Ярославля. Малыш умер в машине скорой помощи. Снова бескомпромиссная монотонная речь. Роддом будет закрыт! Зал молчит, и лишь иногда раздаются недовольные возгласы. Через несколько минут задаю вопрос.

http://pravoslavie.ru/58517.html

м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III . С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный . В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича , цариц Анастасии Романовны , Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу . Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII - нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами. В Б. м. подвизался прп. Иринарх , затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон.

http://pravenc.ru/text/153193.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010