Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ И БУТУРЛИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. путем выделения из состава Воронежской епархии. Включена в состав Воронежской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Борисоглебский и Бутурлиновский». Временно управлять новообразованной епархией было поручено митр. Воронежскому Сергию (Фомину) . 3 дек. 2013 г. на Борисоглебскую кафедру назначен еп. Семилукский, викарий Воронежской епархии Сергий (Копылов) . Объединяет приходы в административных границах Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Грибановского, Новохоперского, Панинского, Поворинского, Таловского, Терновского и Эртильского районов Воронежской области. Кафедральный город - Борисоглебск, кафедральный собор - в честь Знамения Божией Матери в Борисоглебске. Правящий архиерей - еп. Сергий (Копылов). Епархия разделена на благочиния: Архиерейское, Борисоглебское, Бутурлинское, Аннинское, Новохопёрское, Грибановское. При ЕУ работают отделы: архитектурно-строительный, по работе с правоохранительными органами, молодежный, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по тюремному служению, религиозного образования и катехизации, по работе с казачеством, по культуре, по взаимодействию с региональными МЧС, по утверждению трезвости и противодействию наркомании и алкоголизму, по заците материнства и детства, издательский и паломнический. Также работают комиссии: по имуществу религиозного назначения, по культуре, по канозации святых и историко-архивная комиссия. Святыни и крестные ходы. В Б. и Б. е. в конце июля проходит ежегодный трехдневный крестный ход из г. Борисоглебска и г. Новохопёрска в Серафимо-Саровский монастырь. Крестный ход приурочен к монастырскому престольному празднику обретение мощей прп. Серафима Саровского (1 авг.). В монастыре находятся 2 святых целебных источника. Также святыней епархии является чудотворная икона Божией Матери " Скоропослушница " . Архиереи: временно управляющий епархией - митр. Сергий (Фомин; 26 дек. 2013 г.-3 июня 2016 г.); Сергий (Копылов; с 3 июня 2016 г.). Действующие монастыри: Серафима Саровского преподобного мужской монастырь , близ с. Новомакарово Грибановского р-на Воронежской обл. (основан в 1995 г., открыт в 1998 г.). Недействующие монастыри: Троицкий Битюцкий мужской монастырь (основан в 1699 г., закрыт в 1764 г.), Лысогорский Успенский женский монастырь в с. Троицкое Новохопёрского р-на (основан как монашеская община в 1860 г., открыт в 1890 г., закрыт в 1922 г.); Казанский Таволжанский женский монастырь в с. Таволжанка Грибановского р-на (открыт в 1884 г., закрыт в 1922 г.). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2014. 8. С. 9; Определения Свящ. Синода//Там же. 2014. 11. С. 8. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2072227.html

ЖУРНАЛ 37 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Борисоглебской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященным Борисоглебским и Бутурлинским быть епископу Семилукскому Сергию, викарию Воронежской епархии. ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: Благословить Преосвященному митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору продолжить управление Екатеринодарской епархией. ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Боровичского и Пестовского Ефрема о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: Благословить Преосвященному епископу Боровичскому и Пестовскому Ефрему продолжить управление Боровичской епархией. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 3 июня, 2016 3 июня, 2016 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 30 декабря, 2020 3 июня, 2016 3 июня, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Василий (Беляев) 29.06.1925 хирот. во еп. Спасо-Клепиковского, вик. Рязанской епархии; 1927–1929 еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; в 1931 г. еп. Бутурлинский; † после 1931 г. Василий (Богдашевский) с 6.08.1914 еп. Каневский, вик. Киевской епархии; с 1925 г. в сане архиепископа; † 25.02.1933. Василий (Богоявленский) с 5.10.1916 архиеп. Черниговский и Нежинский; замучен 27.08.1918. Василий (Васильцев) 1.10.1989 хирот. во еп. Кировоградского и Николаевского; с 1992 г. еп. Кировоградский и Новомиргородский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.12.1994 архиеп. Кировоградский и Александровский. Василий (Дохтуров) 16.08.1924 хирот. во еп. Горно-Алтайского, вик. Новосибирской епархии; в 1925 г. еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии; 1925–1926 еп. Яранский, вик. Вятской епархии; в 1926 г. еп. Вытегорский, вик. Олонецкой епархии; в 1927 г. еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; уклонился в «иосифлянскую» оппозицию. Василий (Зеленцов) 12.08.1925 хирот. во еп. Прилуцкого, вик. Полтавской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 9.02.1930. Василий (Златолинский) 2.12.1990 хирот. во еп. Симферопольского и Крымского; с 27.07.1992 еп. Запорожский и Мелитопольский. Василий (Зуммер) в 1921 г. хирот. во еп. Суздальского, вик. Нижегородской епархии; † 24.12.1923. Василий (Кривошеин) 14.06.1959 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 31.05.1960 еп. Бельгийский и Брюссельский; с 21.07.1960 в сане архиепископа; † 22.09.1985. Василий (Осборн) 7.03.1993 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Сурожской епархии. Василий (Преображенский) 14.09.1921 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 1926 г. еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; † 12.08.1945 в ссылке. Василий (Ратмиров) в 1921 г. хирот. во епископа; уклонился в обновленческий раскол и снял сан; в 1941 г. принес покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру; с сент. 1944 г. архиеп. Минский и Белорусский; с 13.08.1947 на покое; † ок. 1980 г. Василий (Шуан) 30.05.1957 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Во время Великой Отечественной войны командовал авиаэскадрильей, был штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка, в 1942—1944 гг. командиром гвардейского истребительного авиаполка 2ВА, а в 1944—1945 гг. заместитель командира авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинс кого фронта. Воевал на Западном, Калининском, Донском, Юго-Западном, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах. За 115 успешных боевых вылетов и участие в 16 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии за 299 боевых вылетов, в которых уничтожил 22 самолета, награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего совершил 427 боевых вылетов, в 163 воздушных боях сбил 34 самолета противника лично, 19 в групповом бою и 2 немецко-фашистских истребителя принудил к посадке на свой аэродром. В послевоенный период, заместитель командира гвардейского авиационного соединения. С сентября 1946 года в запасе. Работал начальником аэроклуба, затем директором Коломенского шиноремонтного завода. Награжден орденом Ленина , тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Также сегодня мы вспоминаем П.В.Петрянова-Соколова (1907-1996), физика, химика, академика, Героя Социалистического Труда. Игорь Васильевич Петрянов-Соколов родился 18 июня 1907 года в крестьянской семье в селе Большая Якшень Нижегородской губернии (ныне Бутурлинского района Нижегородской области). В Большой Якшени и в соседних селах было много семей с фамилией Петряновы. Чтобы отличаться от однофалильцев, придумывали клички. Отец будущего академика любил соколиную охоту, поэтому добавил к фамилии «Соколов». Отец — Василий Михайлович Петрянов отправился на заработки в Москву , начинал свою жизнь в столице ломовым извозчиком, после революции работал в Совете. Мать — Пелагея Матвеевна осталась в Якшени. В 1925 году, после окончания на «отлично» средней школы, Игорь Петрянов-Соколов едет из Большой Якшени в столицу, поступает в МГУ на химический факультет. Свою первую научную статью Игорь Васильевич написал студентом, в этот же период (1929 год) его принимают на работу в НИФХИ им. Карпова в качестве младшего научного сотрудника. В этом институте он проработал всю жизнь (60 лет).

http://ruskline.ru/history/2015/05/19/et...

Сумской, вик. Харьковской епархии; † 20.06.1918. Митрофан (Афонский) с 20.03.1914 еп. Подольский и Брацлавский; † 1920. Митрофан (Гринев) 27.06.1921 хирот. во еп. Аксайского; 1923–1927 в Соловецком лагере; с 16.09.1927 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии; с 29.10.1930 еп. Ульяновский; с 16.07.1933 на покое; с 12.11.1935 еп. Арзамасский (правящий); с 1937 г. в заключении. Митрофан (Гутовский) 5.07.1953 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 28.11.1955 еп. Орловский и Брянский; с 31.05.1956 еп. Куйбышевский и Сызранский; † 12.09.1959. Митрофан (Загорский) с 1917 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с янв. 1919 г. еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии; † февр. 1919 г. Митрофан (Краснопольский) с 1918 г. архиеп. Астраханский; расстрелян 21.06.1919. Митрофан (Огиенко) в 1924 г. упом. как еп. Прикаспийский и Бакинский. Митрофан (Поликарпов) 7.01.1924 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Казанской епархии; с 1927 г. еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии, † 9.12.1934. Митрофан (Русинов) в окт. 1924 г. хирот. во еп. Болховского, вик. Орловской епархии; с 1925 г. в «григорианском» расколе; в 1932 г. принес покаяние; с 1933 г. еп. Старооскольский; с 27.07.1935 еп. Полтавский; с марта 1937 еп. Одесский; † 1939. Митрофан (Симашкевич) с 1915 г. архиеп. Донской и Новочеркасский; с 1922 г. в сане митрополита; с 1926 г. в «григорианском» расколе; † после 1928 г. Михаил (Богданов) с 11.07.1914 еп. Самарский и Ставропольский; с 1918 г. в эмиграции; с 1919 г. еп. Владивостокский; † 1925. Михаил (Воскресенский) 4.12.1953 хирот. во еп. Чкаловского и Бузулукского (с 7.12.1957 еп. Оренбургский и Бузулукский); с 23.11.1960 еп. Казанский и Марийский; с 25.02.1963 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 23.10.1967 архиеп. Казанский и Марийский; с 25.07.1975 на покое; † 21.10.1976. Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

( < < back) …когда начал действовать негласный (бутурлинский) комитет 2–го апреля… — Речь идет о создании в 1848 г. «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений», председателем которого стал Д. П. Бутурлин (1790—1849), военный историк, генерал–майор, с 1843 г. — директор императорской Публичной библиотеки, считавший, что «если бы Евангелие не была такая известная книга, надо бы цензуре исправить ее». ( < < back) Дорогая госпожа Осипова, хотя жизнь — siisse Gewohnheit (сладкая привычка (нем.). — Ред.), однако в ней есть горечь, делающая ее в конце концов отвратительной, а свет — мерзкая куча грязи (фр.). (Цит. по: Пушкин А. С. П олн. собр. соч. М.; Л., 1949. Т. 16. С. 375— 376). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > …(все conventionelle Liigen, как выражается Max Nordau)… — Парафраз названия книги М. Нордау «Die conventionellen Liigen der Kulturmen- schheit» («Условная ложь культурного человечества») (Leipzig, 1883). ( < < back) < >< back) > Кстати, аргументы г. Спасовича против достоверности записок Смирновой положительно блестящи и во многом неотразимы. Он указывает массу фактических и хронологических ошибок во всем, что касается сведений о Пушкине. И больше: по его мнению, Пушкин в «Записках» не таков, каким он был в действительности. Жаль поэтому, что «Записки» вышли вторым изданием: они могут ввести в заблуждение многих, как уже ввели г–на Мережковского. — Примеч. авт. ( < < back) …к методе С. Бёва. со оставить о нем лишь приятное воспоминание. — Автор рецензии иронизирует над нетвердостью убеждений Ш. О. Сент–Бёва, его зависимостью от громких литературных репутаций, что зачастую приводило к непоследовательности в его оценках. См. оценку, данную ему Г. Брандесом, в примеч. 4 к «Выпискам и заметкам о Монтане», с. 835. ( < < back) …я уже достаточно говорил на столбцах «Новостей» и, следовательно, с этим пунктом я согласен. — Скриба имеет в виду высказанную им в статье «Что сей сон значит? (Нечто удивительное и нравоучительное)» (Новости и биржевая газета. 1896. 340. 9 (21) декабря. С. 2) мысль о многоли- кости Мережковского: «Протей, настоящий Протей! То он выступит с критической статьей, то с переводом древнегреческой трагедии, то с историческим романом. Я не говорю уже о стихах, поэмах, лирических драмах, мелких рассказах и даже ученых исследованиях (наприм., о Монтене). Очевидно, для полноты коллекции не хватает только надписей на монументы или гимнов пряникам… Но если нет надписей и гимнов — появились зато новеллы, что и оригинально, и поразительно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Всего: 15 (35,7%) 27 (64,3%) В скобках указаны данные по городу Тамбов. Районы Незарегистрированные общины возбуждавшие ходатайство об открытии церкви (% от всех) не возбуждавшие ходатайство об открытии церкви (% от всех) всего (100%) Арзамасский 2 (100%) Богородский 2 (100%) Б. Мурашскинский 1 (100%) Бутурлинский 1 (100%) В адский 1 (50%) 1 (50%) Вачский 1 (100%) Воротынский 1 (50%) 1 (50%) Воскресенский 1 (33%) 2 (67%) Горький г. 1 (20%) 4 (80%) Дзержинск г. 1 (100%) Дивеевский 1 (100%) Заветлужский 3 (100%) Залесный 2 (67%) 1 (33%) Кстовский 1 (100%) Лукояновский 3 (37%) 5 (63%) Лысковский 1 (100%) Павловский 6 (86%) 1 (14%) Первомайский 2 (100%) Салаганский 1 (100%) Спасский 1 (100%) Уренский 1 (100%) Чернухинский 2 (100%) Шатковский 2 (100%) Всего: 26 (49,1%) 27 (50,9%) Таблица 5. Руководители незарегистрированных общин в Рязанской области на 1 января 1948 г. 831 Белое духовенство Монашествующие Миряне священники диаконы черное духовенство монахи монахини мужчины женщины В общинах, возбуждавших ходатайства об открытии церкви 49(47,1%) 6 (5,8%) 7 (6,7%) 9 (8,7%) 32 (30,8%) 1(1,0%) 104 (100%) 55 (52,9%) 48 (46,2%) 1 (1,0%) В общинах, не возбуждавших ходатайства об открытии церкви 24 (28,6%) 4(4,8%) 13(15,5%) 7 (8,3%) 35(41,7%) 1 (1,2%) 84(100%) 28 (33,3%) 55 (65,5%) 1(1,2%) Их число отличается от числа общин, так как в ряде групп было несколько организаторов: священник и монахиня, несколько монахинь и т.д. Таблица 6. Руководители незарегистрированных общин в Воронежской области на 1 января 1949 г. 832 Белое духовенство Монашествующие Миряне священники диаконы черное духовенство монахи монахини мужчины женщины В общинах, возбуждавших ходатайства об открытии церкви 4 (26,7%) 7 (46,7%) 4 (26,7%) 15(100%) 4 (26,7%) 11 (73,3%) В общинах, не возбуждавших ходатайства об открытии церкви 2(5,1%) 14(35,9%) 21 (53,9%) 39(100%) 2(5,1%) 2(5,1%) 35 (89,7%) Таблица 7. Руководители незарегистрированных общин в Тамбовской области на 1 января 1949 г. 834 Белое духовенство Монашествующие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Туркестанской епархии; с 17.10.1929 в заключении; с 1931 г. еп. Курганский; с 19.11.1933 в заключении. Мелхиседек (Лебедев) 17.06.1965 хирот. во еп. Вологодского и Великоустюжского; с 7.10.1967 еп. Венский и Австрийский; с 25.06.1970 еп. Пензенский и Саранский; с 9.09.1976 в сане архиепископа; с 10.10.1978 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 26.12.1984 архиеп. Свердловский и Курганский; с 28.02.1994 архиеп. Брянский и Севский. Мелхиседек (Николин) 26.09.1920 хирот. во еп. Каширского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; в 1944 г. принес покаяние. Мелхиседек (Паевский) с 17.06.1917 еп. Ладожский, вик. Петроградской епархии; с 1919 г. еп. Минский и Туровский; в июле 1923 г. провозглашен «митр. Минским и Белорусским», главой «Автономной Белорусской Церкви»; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в июне 1926 г. принес покаяние, сложил титул митрополита; с 1928 г. архиеп. Енисейский и Красноярский; † 17.05.1931. Мефодий (Абрамкин) 27.06.1924 хирот. во еп. Ранненбургского, вик. Тамбовской епархии; с 6.02.1931 еп. Бугурусланский; с 27.04.1931 еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии; с 8.03.1933 еп. Пятигорский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с окт. 1937 в заключении. Мефодий (Герасимов) с 1918 г. архиеп. Оренбургский и Тургайский; с 1919 г. в эмиграции; с 1920 г. архиеп. Харбинский; с 1929 г. в сане митрополита; † 11.10.1929. Мефодий (Красноперов) с 6.11.1914 еп. Петропавловский, вик. Омской епархии; убит 4.02.1921. Мефодий (Мензак) 29.08.1962 хирот. во еп. Волынского и Ровенского; с 22.12.1964 еп. Черновицкий и Буковинский; с 7.10.1967 еп. Вологодский и Великоустюжский; † 23.10.1974. Мефодий (Немцов) 27.04.1980 хирот. во еп. Иркутского и Читинского; с 16.07.1982 еп. Воронежский и Липецкий; с 26.06.1985 в сане архиепископа; с апр. 1988 г. в сане митрополита. Мефодий (Петровцый) 30.07.1994 хирот. во еп. Хустского и Виноградовского. Мисаил (Крылов) с 21.09.1917 на покое (б. еп. Олонецкий); † после 1918 г. Митрофан (Абрамов) с 5.07.1916 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

веселым, свободным и счастливым. Либо «Анчар» имел мысль сокровенную, гораздо более глубокую, на что наводят слова: «Анчар, как грозный часовой — Стоит один во всей вселенной… Но человека человек — Послал к Анчару властным взглядом… И умер верный раб у ног — Непобедимого владыки… И царь тем ядом напитал — Свои послушливые стрелы — И с ними гибель разослал — К соседям в чуждые пределы»… Чем больше я вдумываюсь теперь в это весьма загадочное произведение, тем более склоняюсь к тому, что, может быть, Третьяк до известной степени прав, и что граф Бенкендорф доказал свою проницательность, отнесясь подозрительно к «Анчару». Начало тридцатых годов еще не было столь тяжело для литературы, как во времена после февральской европейской революции 1848 г., когда начал действовать негласный (бутурлинский) комитет 2 апреля , когда русская литература платилась за политические беспорядки в западной Европе и когда прекратилось всякое свободное выражение мыслей по каким бы то ни было общественным вопросам. Но и в тридцатых годах уже определительно обозначалось, в каком направлении движется Россия и к какому умственному омертвению она должна прийти. Это настроение эпохи отражалось всего сильнее на Пушкине; не было человека более вольнолюбивого, чем он, но его не отпускали; он чувствовал себя по рукам и по ногам связанным и юридически, и нравственно, по чувству благодарности за непривлечение к ответственности по связям с декабристами, за монаршие милости и щедроты. Он был как птичка в клетке и, когда мог, пытался упорхнуть, просился В 1828 Г. на турецкую войну, но его не пустили; он сбежал без спроса в Эрзерум, но фельдмаршал Паскевич, по словам г–жи Смирновой, выпроводил его в Тифлис. Ему не позволили печатать даже хвалебных для правительства стихотворений, например «Друзьям»: «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю» (март, 1828). На него находила порою хандра. В одну из таких минут, в Малинниках, в 1828 г., он имел поэтическое видение: ему представились в поэтическом образе те тяжелые для мысли, для свободного творчества условия, в которых приходилось и ему, и целому обществу жить; кругом — омертвение, пустыня, ужасающее однообразие; над отдельными людьми–особями высится всемогущая власть, перед которою все преклоняется, которая всему миру грозна и посылает послушные стрелы во владения соседей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Подпишитесь на наш Телеграм «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» До того, как Бутурлинская комиссия при Николае I вычеркнула «несколько неуместных слов» из акафиста Покрову Богородицы, сочиненного святым Димитрием Ростовским, в церкви читалось: «Радуйся, Незримое Укрощение владык жестоких и зверонравных, совета неправедных князей разори, зачинающих рать погуби». Ф. Степун. «Религиозная трагедия Льва Толстого» Задача этого текста — обрисовать тематику войны в «Келейном летописце» свт. Димитрия Ростовского . Святитель Димитрий Ростовский (в миру — Данила Саввич Туптало; 1651–1709) — епископ, интеллектуал (богослов, проповедник, агиограф, драматург, поэт, педагог), значимая фигура восточнохристианского богословия раннего модерна, видный представитель «украинского барокко». В 1757 г. канонизирован Русской Церковью. Украинец, выходец из казачьей семьи; родился на Киевщине, подданным Гетманщины, умирает поданным Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии (будущая Киево-Могилянская академия — один из главных центров подготовки интеллектуалов для всего православно-восточнославянского пространства: то был период украинской интеллектуальной гегемонии в восточнославянском православии). На его жизнь выпало присоединение Гетманщины к Русскому царству и, соответственно, перевод Киевской митрополии из Константинопольского патриархата в Московский. Трудился на территории Киевской митрополии, пока при Петре I не становится ростовским митрополитом, в каковом статусе и умирает. В Ростове он основывает Славяно-греко-латинскую школу (второе учреждение такого рода в России после Московской Славяно-греко-латинской академии). Ему принадлежит множество сочинений разных жанров, самое известное, пожалуй, — «Жития святых», до сих пользующиеся большой популярностью у православного читателя. О «Летописце» Именно для учащихся в ростовской школе он пишет свой «Келейный летописец» (не авторское название, идущее от выражения автора « возжелах от скуки сочинить летописец вкратце за келлию »). Кроме «скуки» святитель называет следующие причины создания «Летописца»: малодоступность Библии (« купити едва достанет кто ») и, как следствие, плохое ее знание духовенством и народом: Святая Русь плохо знала Слово Божие. Задача святителя была « вкратце изложить », доступно пересказать библейскую историю от Творения мира до евангельских событий, то есть весь Ветхий Завет.

http://blog.predanie.ru/article/muchitel...

  001     002    003    004    005    006