Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ И БУТУРЛИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. путем выделения из состава Воронежской епархии. Включена в состав Воронежской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Борисоглебский и Бутурлиновский». Временно управлять новообразованной епархией было поручено митр. Воронежскому Сергию (Фомину) . 3 дек. 2013 г. на Борисоглебскую кафедру назначен еп. Семилукский, викарий Воронежской епархии Сергий (Копылов) . Объединяет приходы в административных границах Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Грибановского, Новохоперского, Панинского, Поворинского, Таловского, Терновского и Эртильского районов Воронежской области. Кафедральный город - Борисоглебск, кафедральный собор - в честь Знамения Божией Матери в Борисоглебске. Правящий архиерей - еп. Сергий (Копылов). Епархия разделена на благочиния: Архиерейское, Борисоглебское, Бутурлинское, Аннинское, Новохопёрское, Грибановское. При ЕУ работают отделы: архитектурно-строительный, по работе с правоохранительными органами, молодежный, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по тюремному служению, религиозного образования и катехизации, по работе с казачеством, по культуре, по взаимодействию с региональными МЧС, по утверждению трезвости и противодействию наркомании и алкоголизму, по заците материнства и детства, издательский и паломнический. Также работают комиссии: по имуществу религиозного назначения, по культуре, по канозации святых и историко-архивная комиссия. Святыни и крестные ходы. В Б. и Б. е. в конце июля проходит ежегодный трехдневный крестный ход из г. Борисоглебска и г. Новохопёрска в Серафимо-Саровский монастырь. Крестный ход приурочен к монастырскому престольному празднику обретение мощей прп. Серафима Саровского (1 авг.). В монастыре находятся 2 святых целебных источника. Также святыней епархии является чудотворная икона Божией Матери " Скоропослушница " . Архиереи: временно управляющий епархией - митр. Сергий (Фомин; 26 дек. 2013 г.-3 июня 2016 г.); Сергий (Копылов; с 3 июня 2016 г.). Действующие монастыри: Серафима Саровского преподобного мужской монастырь , близ с. Новомакарово Грибановского р-на Воронежской обл. (основан в 1995 г., открыт в 1998 г.). Недействующие монастыри: Троицкий Битюцкий мужской монастырь (основан в 1699 г., закрыт в 1764 г.), Лысогорский Успенский женский монастырь в с. Троицкое Новохопёрского р-на (основан как монашеская община в 1860 г., открыт в 1890 г., закрыт в 1922 г.); Казанский Таволжанский женский монастырь в с. Таволжанка Грибановского р-на (открыт в 1884 г., закрыт в 1922 г.). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2014. 8. С. 9; Определения Свящ. Синода//Там же. 2014. 11. С. 8. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2072227.html

Заодно с Тамбовской епархией св. Синод присоединил к своей области все еще не имевший определенной епархиальной подведомственности г. Борисоглебск. 286 До приписки к Синодальной области с 1718 г. он, на основании общего указа Петра Великого – воронежскому митрополиту Пахомию ведать города, села и церкви по рр. Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару – должен был поступить в Воронежскую епархию. Но борисоглебские городские и уездные священники «учинились сильными и не желали платить дань воронежскому архиерею, предпочитая оставаться в ведении отдаленного Патриаршего Казенного Приказа, часто корыстуясь сами церковными сборами. Пахомий, подавший в течение одного 1722 г. шесть прошений в Св. Синод о затруднениях, которые он встречал в управлении придонскими церквами и монастырями, отданными ему по указу 1718г., между прочим, просил «подтвердительного повеления» на Борисоглебск. Он говорил, что епархия его скудна и что Борисоглебск находится «в самой близости» к Воронежу (150 верст) – в его уезде и под ведением Новохоперской крепости (40 верст), принадлежавшей к Воронежской епархии. 287 Действительно в продолжение 1718–1720 г. сборы с борисоглебских церквей поступали исключительно в Воронежский Казенный Приказ; с 1721 г. борисоглебские дани и всякие сборы поступают одновременно в Воронежский и в Синодальный Приказы. Понятно, что такая финансовая раздвоенность отражалась и на епархиальном управлении. Св. Синод без указа присоединил к своей области г. Борисоглебск вместе с Тамбовской епархией, чтобы прекратить зазорную распрю между м. Пахомием и борисоглебскими попами. 288 Когда воронежский епископ Иоаким (Струков), ссылаясь на то, что г. Борисоглебск при Пахомии года четыре, по царскому указу принадлежал к его епархии, в 1733 г. возбудил дело о возвращении Борисоглебска к Воронежской епархии, то ни Казенный Приказ, ни Дикастерия не могли сказать, по каким указам Борисоглебск поступил в ведение бывшей Патриаршей области. Дикастерия сослалась на то, что дело в 1731 г. взято в Св. Синод, но и там его не оказалось. 289 Тем не менее Борисоглебская десятина с 10 церквами много позже, в 1738 г., оставалась в Синодальной области. 290

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Борисоглебск. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» находилась на Хлебной площади рядом со Сретенским храмом. Ее разобрали в 1901 г. после того как был построен Сретенский храм. Часовенная церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» или «Милующая» Благодарные жители в ознаменование чуда избавления от эпидемии холеры решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть». Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице. Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало. К каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.

http://sobory.ru/article/?object=41118

Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже XVII-XVIII веков. К югу от храма в конце XVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трёхъярусные Святые ворота, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до XIX века. Во время знаменитой губернской реформы, проведённой Екатериной II, изменения затронули и Борисоглебскую слободу с окрестностями. В 1777 году её объединили с Ямской слободой и селом Ново-Благовещенье в город Борисоглебск, который определили центром одноимённого уезда. Воскресенский собор получил статус главного городского собора. Минуло без малого полвека, и в 1822 году состоялось ещё одно объединение: два города, расположенных друг напротив друга, Борисоглебск и Романов, слились в один - Романов-Борисоглебск. В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и всё время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать " звонкую монету " , оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе ценителей старины. Воскресенский собор - духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города. Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений " Второго Крещения " явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение 70 лет не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный ещё в 1793 году крестный ход с чудотворым образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днём - эта традиция берёт своё начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летие Крещения Руси. Духовенство собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в тёмное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Борисоглебск. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба – самый древний в городе и районе. Здание его расположено на месте, где в XVII веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося до нынешнего дня. Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале XIX века. «Четверик храмовой части был завершен массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырехгранный первый ярус был завершен ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала. В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма» (Кригер Л. В.). В 1937 году храм был закрыт и осквернен, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. (Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского обл­исполкома). Колокольня и купол были снесены. Окна – заложены кирпичом. Былое благолепия Дома Божия было уничтожено. Обезображенное здание было сокрыто от взоров горожан высоким дощатым забором. В годы перестройки, начиная с 1992 года, Администрация города Борисоглебска начала реставрационные работы. В конце 2004 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Храму решено было возвратить древнее наименование в честь святых братьев-миротворцев. С 2009 в храме начались регулярные Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11533

В эти же дни в Киеве прошла т.н. «интронизация» Епифания Думенко. Кроме Фанара, его не признала сначала ни одна Поместная Православная Церковь, но позже, пресмыкаясь перед США и международным масонством, совершила предательство Элладская Церковь. А позднее пошёл на поводу у масонов Александрийский Патриархат. 8 ноября Александрийский и всея Африки Патриарх Феодор Второй во время литургии в египетском храме помянул имя украинского раскольника Думенко в диптихе Предстоятелей Православных Поместных Церквей. 7 февраля пришло сообщение: Зубово-Полянский суд Мордовии освободил многолетнего политузника полковника ГРУ Владимира Васильевича Квачкова. Реально он вышел на свободу 19 февраля. Будучи монархистом, Владимир Васильевич уже в этом году участвовал в наших стояниях в Царские дни 19 мая и 17 июля. Нами было получено приглашение на Иринарховские чтения в Борисоглебск 22-23 февраля. Состояние моего здоровья не позволило выехать в Борисоглебск, но я выслал организаторам чтений свой доклад «Вселенское значение России» ( опубликован на Русской Народной Линии и прочитан в монастыре). 14 февраля приставы от Федерального Государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (ФГБУ АУИПИК) (Кравец Ирина Владимировна) захватили Фонд славянской письменности и культуры (создан В.М.Клыковым по благословению Патриарха Алексия Второго) в Черниговском переулке и навесили замки на ворота и помещения. На следующий день 15 февраля православная общественность, включая СПБ, провела митинг на Пушкинс кой площади (Священники Виктор Кузнецов и Всеволод Чаплин, Коренев, Осипов, Елена Рохлина, казаки Камшилов, Гора и другие). Президент Путин ответил на просьбу лидера КПРФ Г.А.Зюганова и ветерана антитеррористического отряда «Альфа» С.А.Гончарова о создании в помещениях Черниговского переулка музея великого русского скульптора В.М.Клыкова (1939-2006) и Славянского фонда при нём и подписал распоряжение министру культуры В.Р.Мединскому о положительном решении данного вопроса. Но Мединский проигнорировал указание Президента и как раз после этого указания закрыл и опечатал здания в Черниговском переулке. Лично я расценил это как заговор против Путина . 16 февраля мы провели совещание в храме на Ордынке о судьбе Славянского фонда. 24 февраля вместе с о. Виктором Кузнецовым провели молебен в защиту Славянского фонда (прямо у ворот запертого на замки помещения).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/26/py...

Если же пойдет и сомневаться начнет... то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет... И поношение ему будет за это от Бога... за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми...» Глава VII. «Когда нас вели на расстрел...» Старинный приволжский городок Романов, объединенный в царствование Александра I с еще более древним Борисоглебском, что на противоположном берегу Волги, в единый уездный город Романово-Борисоглебск (1822), после революции и гражданской войны был спешно переименован в Тутаев. Видимо, новоявленные власти так торопились вычеркнуть из памяти народной даже само упоминание романовской фамилии, что не нашли ничего лучшего, чем присвоить городу имя погибшего от случайной пули в здешних местах красноармейца Ильи Тутаева. Героя Советского Союза из него, правда, не получилось, о самом красноармейце вскоре позабыли, а вот простецкая – тутаевская – его фамилия прилепилась к городу прочно, так что когда в начале 90-х годов провели среди жителей опрос – вернуть или нет городу его историческое название Романово-Борисоглебск – большинство горожан высказалось за то, чтобы остаться тутаевцами. Хотя Романовым городок назван был не в честь царской династии, а по имени своего основателя – князя Романа Васильевича, правнука св. Феодора Черного, который, будучи на княжении в Угличе, заложил в 1345 году на высоком берегу Волги, напротив Борисоглебской стороны, соборную церковь Воздвижения Креста, выстроил крепость и, довольный сооружением, дал городу свое имя. Впоследствии Романов переходил из рук в руки; по прихоти царя Ивана Грозного был даже отдан татарским мурзам, которые басурманили здесь почти полвека, пока избранный на царство молодой Михаил Романов Указом 1614 года не установил в городе царского воеводу, отобрав у татар всякую самостоятельность. Окончательный удар по романовским мурзам нанесла императрица Елизавета Петровна, выселив их в Кострому (1760), где они образовали Татарскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

На иконе 2-й пол. XIX в. (ГМИР) фронтальный поясной образ И. помещен на бирюзовом фоне, святой изображен с куколем на голове. Правая рука в благословляющем жесте, в левой - свернутый свиток; по сторонам фигуры надпись: «          ». Образ И. в рус. минейных циклах вплоть до XIX в. не встречается, несмотря на включение описания облика святого в подлинники со 2-й четв. XVII в. (Софийский подлинник). Так, даже в поздних русских гравированных святцах XVIII в. предпочтительным осталось изображение под 9 сент. праотцев Иоакима и Анны и мч. Севериана Севастийского, а под 18 окт.- только ап. Луки. Четвертым в группе святых, чей день памяти приходится на 9 сент., изображен И. на минейных иконах на сент.: сер. XIX в. письма палешанина «села Мардовского иконописца Терентья Иванова» из собрания М. Де Буара (М. Е. Елизаветина; см: Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собраниях: Кат. М., 2008. С. 228. 75); XIX в. из частного собрания (см.: Бенчев. 2007. С. 287). Сохранившиеся изображения И. в составе Собора избранных святых датируются от кон. XVIII в. На створке старообрядческого киота «Образы Богоматери, избранные святые и праздники» из собрания Н. П. Лихачёва (кон. XVIII в., Романов-Борисоглебск ?, ГРМ) И. показан в левой группе преподобных (восточнохристианских и русских), предстоящих в нижней части иконы образам Божией Матери «Знамение» и Корсунская (3-й в 3-м ряду). На левой створке старообрядческого кузова с вкладной иконой ««О Тебе радуется», с праздниками и святыми» (кон. (посл. четв.?) XVIII в., Романов-Борисоглебск, ГРМ) И.- крайний в средней левой группе преподобных. На старообрядческой иконе «Образ всех Российских чудотворцев с Софией, Премудростью Божией», написанной в 1814 г. иконописцем Петром Тимофеевым (происходит из Зеленковской моленной, позднее - в собрании ЦАМ СПбДА, в наст. время - в ГРМ), И. изображен в числе 189 святых; он замыкает нижний ряд левой группы преподобных, изображенных в рост в повороте вправо: в монашеском одеянии, с непокрытой головой, борода средней длины, округлая, руки в молении на уровне груди, на нимбе надпись: «    ».

http://pravenc.ru/text/578410.html

Источник информации: Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Участок обнесён оградой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвования прихожан. В храме были освящены три придела: центральный — Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Весной 1941 года Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Абсолютно достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» воронежские безбожники не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в храме прекращены не были. В настоящее время Знаменский храм — вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. После Пасхи на Светлой Седмице и на второй день Рождества Христова правящий Архиерей совершает Богослужение в Знаменском соборе Борисоглебска. В храме имеется святыня — Икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая " Отрада и Утешение " . Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902 году. В этом же году образ Богоматери привезен паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохоперском уезде Воронежской губернии, где находился до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумене Аполлинарии в с. Средний Карачан. В 1945 году икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где и находится по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Не ведая о такой «топографической изюминке» городка, вначале мы оказались на его правобережье. Именно там, где располагается Воскресенский собор! – Ещё один живой пример, что всё происходящее с нами в жизни – промыслительно. Надо лишь довериться Богу и не мешать Ему. Перво-наперво, нам нужно было поклониться образу Господа. Так и получилось. Войдя в собор, восхитились его красотой. Особо поразила стенопись, выполненная ярославскими изографами. Перед нами ожили воплощенные в живопись Евангельские, литургические сюжеты, композиция «Страшный суд», образы русских князей и воинов-мучеников… Людей в храме было мало. Мы подошли к чудотворному Образу Христа. Появилось ощущение, что на тебя смотрит небо. Следом за другими молящимися у этой иконы мы тоже трижды пролезли под ней на коленях. Такой вот местный благочестивый обычай… Выйдя из летнего храма в примыкающую к нему галерею, мы обратили внимание, что и здесь стены украшала уникальная роспись. Теперь она посвящалась в основном Ветхозаветным событиям, хотя были также и фрагменты, изображающие Крещение Руси, явление Тихвинской Богородичной иконы… Налюбовавшись стенописью, мы подошли к открытому окну, из которого открывался вид на Волгу. Сидевший рядом священник вздохнул: – Красота… Мы попросили его благословения и разговорились. Батюшка рассказал о самом Воскресенском соборе, о других храмах Романова-Борисоглебска, а услышав довольно редкое имя моего мужа, поведал о его соименнике – новомученике и исповеднике епископе Романовском Вениамине (Воскресен- ском). От нашего нового знакомого мы также узнали историю Тутаева. Оказывается, до 1822 года здесь, на берегах Волги были два разных поселения. На левом – Романов, основанный в XIII веке князем Романом Угличским, на правом – Борисоглебск, известный с XV-ro века и нареченный в честь князей- страстотерпцев Бориса и Глеба. Указ Императора Александра I объединил эти поселения в один город Романов-Борисоглебск. Громыхнула революция, и подобно многим населенным пунктам бывшей имперской России славный старинный городок был переименован в Тутаев, в честь особо отличившегося большевика.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010