На территории губернии были построены 28 храмов, 17 из них - в юж. зоне, подавляющее большинство было возведено в селах. Новым центром храмового строительства стал Арзамас. При сохранении основной типологии храмов (бесстолпный, восьмерик на четверике и ярусный) и продольно-осевой структуры с 3-частным и 2-частным построением в планировке, новаторская линия развития и освоение нового стиля выразились в «увеличении» композиций по вертикали, где образцами служили столичные сооружения с уравновешенным и пропорциональным построением ( Каравашкин, Шумилкин. 2011. С. 77). Стиль барокко активно проявлялся в первую очередь в храмах, возводимых в дворянских имениях, что было продиктовано тесной связью дворянства со столичными городами. Первой в процессе формирования барочного направления в архитектуре Н. о. стала Преображенская ц. типа восьмерик на четверике в с. Масловка Спасского р-на (1750). Черты барокко проявились в стремлении к легкости и стройности здания, увеличению внутреннего пространства церкви в высоту, к-рая составляла 23,5 м при четвериковом основании со стороной 7,6 м. В бесстолпных храмах барочные мотивы проявились лишь в 70-х гг. XVIII в.: примером стала Знаменская ц. в с. Кетрось Бутурлинского р-на (1771). Выверенные пропорции и уравновешенная композиция храма выделяли его по красоте среди памятников нижегородского зодчества. Грани свода церкви прорезаны круглыми окнами-люкарнами по сторонам света. Венчал объем храма массивный неравносторонний граненый световой барабан с большой фигурной главой. Прием срезанных углов октагональной композиции основания храма переходил на свод и повторялся на барабане и главе. Архитектура бесстолпной ц. Рождества Христова в Выксе (1773, владение промышленников Баташёвых), в к-рой были гармонично соединены традиц. приемы, мотивы барокко и раннего классицизма, значительно опережала общий уровень развития храмового зодчества Нижегородской губ. Специфической чертой четверикового основания церкви стали скругленные углы, прорезанные оконными проемами.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Смирнов И. М., свящ. Краткая биографическая справка: Сын священника Зачатьевской церкви села Лопасни Серпуховского уезда. Окончил в 1899 Московскую семинарию. Был учителем и законоучителем церковно-приходской школы. В 1901  диакон Московской Вознесенской за Серпуховскими воротами церкви. Был законоучителем в  Зарядском и 2-м Арбатском женских училищах. 5-й магистрант LXVI курса (1907-1911). В том же 1911 рукоположен во священника. С 1912 и. д. доцента по кафедре Церковно-славянского и русского языка. Стал магистром богословия (1917) за работу «Синайский патерик в древнеславянском переводе, в 3-х частях» (Сергиев Посад, 1917). Эстраординарный профессор (1918) по кафедре Церковно-славянского и русского языка с палеографией. В 1919-1923 служил в Бутурлинске Воронежской губернии. В 1923-1932 в церкви Св. Духа на Лазаревском кладбище в Москве, затем в Тихвинской церкви в Сущево, в Троицкой церкви на Лазаревском кладбище, в церкви Знамения Божией Матери у Крестовой Заставы. Арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Библиография работ автора:   Древне-церковно-славянский язык и его возможное жизненное применение. Сергиев Посад, 1913 Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/50930

7 марта 1938 года «За контрреволюционную пропаганду и за участие в шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства» были расстреляны Петр Антонов и Леонид Сальков. 2 мая 1942 г. от мучительной болезни скончался священник Дмитрий, осужденный «за антисоветскую и активную церковную деятельность в ИТЛ». 6 мая 1942 г. от болезни скончался священник Иоанн Ансеров, осужденный «как активный церковник к 5 годам ИТЛ». 26 июня 1944 г. от тяжелой болезни почила монахиня Пелагия (Жидко), осужденная «как участница Бутурлинской контрреволюционной церковно-монархической организации, участвовавшая в нелегальных сборищах, где проводила антисоветскую агитацию». 26 августа 1937 года мученически пострадали: священник Виктор Элланский, Дмитрий Морозов и Петр Бордан. Обвинявшиеся «в проведении контрреволюционной и террористической агитации против мероприятий, проводимых советской властью». Всего через стены Карлага на осень 1940 года по докладной записке на имя «начальника главного экономического управления НКВД СССР, комиссара безопасности 3-го ранга Кобулова» прошло «355 служителей культа». Через стены Карлага прошел любимый ученик преп. старца Иосифа Оптинского – преп. Севастиан (Фомин). По освобождению он остается в Караганде и создает тайную монашескую общину. Разные люди, разные судьбы, но была одной у них вера и приговор. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕП. СЕВАСТИАНА ДО ССЫЛКИ В КАРЛАГ Основатель тайной монашеской Карагандинской общины – преподобный Севастиан (Фомин). Он родился 28 октября (10 ноября по старому стилю) 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. Отца звали Василием, а мать – Матроной. Родители дали ему имя Стефан, в честь преподобного Стефана Савваита, в день памяти которого он и родился. Всего в семье было три сына. Илларион (1872 года рождения), Роман (1877 года рождения), и Стефан. Когда Стефану было четыре года, умер отец, а через год – мать, и остались братья сиротами. «Когда родители умерли, – вспоминает старший брат Илларион, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо обрабатывать своими руками, хозяйство небольшое – кому вести его? Нас трое братьев, вот мы повздорили, подрались – кто нас разнимет, примирит?»

http://pravoslavie.ru/2266.html

Храм Николая Чудотворца (Бутурлино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в деревне Бутурлино — каменный, строился с 1710-х годов, освящен в 1739 году. В конце XIX века капитально перестроен в псевдорусском стиле, в 1884 году построены новая трапезная с Казанским и Петра Александрийского приделами, шатровая колокольня. Содержание История [ править править код ] Убранство храма Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 года. В 1627 году бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми. Во 2-ой четверти XVIII века в селе была построена существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 году. Через несколько лет в 1739 году была освящена основная церковь. Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 год), позднее — в трапезной основного храма (1925 год), а также запись в синодике 1802 год. В 1884-1887 годах старанием церковного старосты потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев. В 1876 году в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 годах аналогичные, трёхъярусные иконостасы были устроены в новых приделах. Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 году московской мещанкою Емельяновой). В 1911 году при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка.

http://azbyka.ru/palomnik/Xрам_Николая_Ч...

1705 г. в селе Бутурлине на речках Каменке и Речме, при церкви Николая чудотворца дворы: попа Никифора Никитина, у него два сына - дьякон Потапий и дьячек Оксентий, и попа Артемия Феофилатова; в селе числилось 33 двора крестьян (Переп. кн. 10331). В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896. с. 11 Источник: Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 г. В 1627 г. бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми. Во 2-ой четверти XVIII в. в селе строится существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 г. Через несколько лет в 1739 г. была освящена основная церковь. Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 г.), позднее — в трапезной основного храма (1925 г.), а также запись в синодике 1802 г. В 1884-1887 гг. старанием церковного старосты, потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев. В 1876 г. в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 гг. аналогичные, трёхъярусные иконостасы устроены в новых приделах. Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 г. московской мещанкою Емельяновой). В 1911 г. при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка(8). Центральная часть храма, постройки XVIII в., представляет собою простой четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Западный фасад 1880-х гг. более живописен по силуэту, образуемому тремя шатрами колокольни и симметричных ей приделов.

http://sobory.ru/article/?object=11068

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЛАТОНОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Михаил Платонов, свящ. Платонов Михаил Павлович ( 1868 - 1919 ), священник , священномученик . Память 27 сентября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых . Родился 2 ноября 1868 г. в Нижегородской губернии в семье диакона. Учился в Нижегородской духовной семинарии . При переходе в 5 класс семинарии он был уволен из нее по просьбе родителей. В 1890 - 1894 годах преподавал в начальных школах. Сочетался браком с Валентиной Сергеевной (род. 2 февраля 1874 года). 20 октября 1894 года рукоположен во диакона в село Уварово Княгининского уезда (ныне Бутурлинского района), там же был учителем школы грамоты. 19 июня 1897 года рукоположен во священника того же села; с 1897 года был законоучителем в Уваровской земской школе и заведующим и законоучителем школы грамоты в деревне Чернухи . 24 августа 1899 года перемещен к Покровской церкви поселка Кумакского Орского уезда Оренбургской губернии. С 1899 года по 1907 год состоял законоучителем мужской и женской школ того же поселка и заведующим школой Можарского хутора . С 1907 года служил в Саратовской епархии под началом священномученика Гермогена (Долганёва) (+ 1918), епископа Саратовского и Царицынского, с которым у о. Михаила сложились хорошие отношения. Владыка, видя гомилетический талант 39-летнего иерея, переводит его в город Хвалынск , являвшийся одним из центров старообрядцев , бежавших сюда после перевода в единоверие Иргизских монастырей. Здесь, в черемшанских ущельях, укрывались от губернских чиновников и полиции «ревнители древнего благочестия». 9 сентября 1907 года он определен на должность Хвалынского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты, принял живое участие в организации сиротских приютов-школ. Священнику было поручено также ведение миссионерских чтений и бесед в Казанской соборной церкви Хвалынска по предметам веры православной со старообрядцами.

http://drevo-info.ru/articles/16143.html

Кеньшево. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1901. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Нижегородская область, Бутурлинский район, с. Кеньшево Координаты: 55.471693, 44.985569 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Датировка церкви требует уточнения. В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 г. в селе Кеньшево Княгининского уезда числится  деревянная Троицкая церковь постройки 1743 г. Архитектура церковного здания, запечатлённого на известных фотографиях 1955 г., указывает, несомненно, на значительно более позднюю датировку - это характерный деревянный сельский храм периода историзма, родственный многим другим постройкам той же эпохи на юге Нижегородской губернии. Очевидно, после 1888 г. старое здание было разобрано за ветхостью или сгорело, после чего была сооружена новая церковь, простоявшая до 2-й пол. XX в. Кеньшево. Церковь Троицы Живоначальной С. Кеньшево. Храм времен. дерев. св. Николая Чуд. Утв. беден. Земли 34 1/2 д., дом. общ.; руг. 108 р., каз. жал. 392 р., в прих. 1 д., прв. 362 м. 330 ж., раскол. 521 м. 590 ж.; зем. шк. Иерей Пав. Григ. Полуэктов, 68 л., дом. обр., в прих. с 1894 г., законоуч., им. набедрен. (1903). Псаломщ. М. И. Писарев, 38 л., ок. уез. уч., в прих. с 1891 г. Ц. ст. С. II. Шапакин (1901). Адр. с. Бутурлино. Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. - Нижний Новгород, 1904, с. 254 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52515

2382 Дмитрий Петрович Бутурлин (1790–1849) – русский военный историк, генерал-майор, сенатор, член Государственного совета. В 1848 г. назначен председателем Комитета для высшего надзора в нравственном и политическом отношении за духом и направлением всех произведений российского книгопечатания («Бутурлинский комитет»; упразднен в 1855 г.), период деятельности которого вошел в историю как «эпоха цензурного террора». 2383 Далее излагается рассказ Л. Толстого «Свечка», увидевший свет в «Книжках Недели» (1886. 1) и в «Посреднике» (М., 1886) во второй редакции с благополучным концом, рекомендованным В. Г. Чертковым и под названием «Свечка, или Как добрый мужик пересилил злого приказчика». Вскоре рассказ появился в XII части Полн. собр. соч. Толстого (М., 1886) в своей первоначальной редакции. 2386 Дмитриев И. . По поводу статей и брошюр для народа Л. Н. Толстого: (Письмо в редакцию)//Там же. С. 2. «Говорящий» псевдоним известного московского духовного писателя о. Иоанна Дмитриевича Петропавловского (1844–1907) раскрыт нами предположительно, но с большой долей уверенности. 2388 И. Дмитриев (И. Д. Петропавловский?) писал: «...свое Евангелие, выдаваемое за учение Христа, понадобилось еще и популяризировать в той форме, в которой так силен граф Толстой, – в форме литературной. Никто из читавших брошюры графа Толстого для народа и Евангелия его не решится сказать, что одно от другого далеко, и странно было бы даже предположить, чтобы не было между ними не только сходства, но и прямо причинной связи. Заключение это не иезуитский прием, как злобно замечает автор первой, в фельетоне помещенной статьи, а прямое следствие, которого не может не вывести здравый и искренний ум». 2389 Предполагаемый автор трактата «О подражании Христу» (написан не позже 1427 г.) – немецкий католический монах и священник Фома Кемпийский (Thomas von Kempen; ок. 1379–1471). Весомость аргумента Гилярова обусловлена тем, что в 1816–1886 гг. книга «О подражании Христу» вышла в России 15-ю изданиями, в том числе дважды в переводе К. П. Победоносцева , возглавлявшего Духовное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Крупным центром поморцев в Арзамасском у. было с. Ковакса, в котором действовало до 7 моленных разных согласий. Известным деятелем местных поморцев стал Илья Трифонович Болотов. Еще юношей он был избран Д. В. Батовым для обучения пению и написанию крюковых рукописей, затем вернулся в Коваксу, был головщиком местной поморской моленной, написал ряд рукописей (Обиход, Ирмосы с комментариями для учеников; имели хождение и высоко ценились вплоть до кон. ХХ в.), налаживал хоровое пение, вплоть до 30-х гг. XX в. состоял регентом в моленной Н. Новгорода. В 1924-1937 гг. настоятелем моленной поморцев в Н. Новгороде был И. М. Кокунин, арестованный 6 авг. 1937 г. и расстрелянный 4 окт. того же года. В 1938 г. храм поморцев подвергся разорению, в 1939 г. в помещении храма был устроен клуб. К 1946 г., по оценке уполномоченного Совета по делам религ. культов при СНК СССР по Горьковской обл., в регионе насчитывалось ок. 1500 поморцев-брачников. Крупнейшими в этот же период были 2 общины Горького: в центральной части города под рук. наставника Михаила Кузьмичёва и в Сормовском р-не под рук. Семена Решетова (считался фактическим руководителем всех поморских общин региона); третьей по численности была т. н. Балахоновская община, собиравшаяся в доме умершего в 1944 г. наставника Тимофея Балахонова в пос. Калининском Сормовского р-на (ее наставником являлся Симон Пигунов). К сер. 50-х гг. XX в. их деятельность была пресечена. В послевоенный период были зарегистрированы 2 общины при сохранившихся церквах поморцев: 6 апр. 1946 г.- община в с. Бешенцеве Кстовского р-на (ныне в черте Н. Новгорода) под рук. наставника Ивана Ермолаева, прихожанами к-рой были гл. обр. жители села и пос. Мыза Приокского р-на Горького, а 16 апр. 1946 г.- община в с. Утечине Кстовского р-на под рук. наставника Савелия Тананьева. Достаточно многочисленными были общины поморцев в с. Антонове Спасского р-на, в с. Б. Мокрое (в 1947 ходатайствовала о регистрации и передаче храма), в деревнях Б. Ельня, Подновье (ныне в черте Н. Новгорода) и Ржавка Кстовского р-на. К 1947 г. действовали имевшие домашние моленные общины в с. Антонове, в селах Великовское и Кременки Лысковского р-на. В Кременках в кон. 40-х гг. XX в.- 1961 г. существовал молитвенный дом. Также крупными центрами поморцев являлись к нач. 50-х гг. XX в. г. Володарск, села Акаево и Байково Починковского р-на, рабочий пос. Правдинск Балахнинского р-на (ныне в черте г. Балахна), дер. Погореловский Майдан Бутурлинского р-на (ныне Погорелов Майдан Сергачского р-на).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Читая это, невольно удивляешься, как Толстой-художник, наделенный исключительной интуицией и близкий к народу, не почувствовал, что бездумно причащающийся народ все же никогда не думал, что превращение вина в кровь представляет собою химический процесс, а всегда знал, что в чаше священник подносит ему вино, а не кровь; если бы в ней оказалась подлинно кровь, простой человек, наверно, испугался бы и подумал, что тут что-то неладно, не черт ли путает. Мог бы Толстой, думается, быть и снисходительнее к крестьянским разговорам в церкви. В конце концов, спросить соседа, сколько он выручил за воз сена и сколько яиц снесли куры, уже потому не такой непростительный грех, что о хлебе насущном не забывает и молитва Господня. Русский простой народ ходит в церковь прежде всего как в Божий дом, в котором с Богом можно поговорить и помолчать обо всем, чем полна жизнь. Строгой последовательности службы и внутренней духовной связи всех ее отдельных частей простой человек обыкновенно не знает, но это ему не мешает. Для него в церкви не столько важен процесс богослужения, сколько пребывание в храме. Я не раз в этом убеждался в разговорах с нашими крестьянами и солдатами. Очень возмущала Толстого, и правильно, конечно, молитва о даровании православному Государю победы над врагами и о покорении ему под ноги всякого врага и супостата. Не занимаясь Церковью и богослужением, Толстой все же мог бы знать, что до того, как Бутурлинская комиссия при Николае I вычеркнула «несколько неуместных слов» из акафиста «Покрову Богородице», сочиненного святым Дмитрием Ростовским, в церкви читалось: «Радуйся, Незримое Укрощение владык жестоких и зверонравных, совета неправедных князей разори, зачинающих рать погуби». В этом распоряжении Бутурлинской комиссии раскрывается, конечно, большая трагедия русского цезарепапизма, но особо грешного национализма православной церкви оно не доказывает. Критикуя веру простого русского народа и выясняя те причины, которые помешали ему слиться с народной верой, Толстой не заметил, что разошелся он с народом главным образом потому, что народное знание смысла жизни было порождением веры. Он же искал веры для того, чтобы обрести смысл жизни. И еще глубже: разошелся он с народом потому, что его Бог был порождён страхом смерти. Это был Бог, сущность которого определил Достоевский устами Кириллова: «Бог есть боль страха смерти». Народ же верит в такого Бога, которого славит пасхальное песнопение: «Смертию смерть поправ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002   003     004    005    006