Бутурлино. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменная, трехпрестольная, с главным престолом в честь Сергия Радонежского, церковь построена в 1837 году. Характерный для церковной архитектуры XIX века тип «корабль», невысокая колокольня, увенчанная шпилем с крестом, главный купол без светового барабана, сводчатые окна. Памятник архитектуры регионального значения. Главный алтарь храма освящен в 1844 году (из записи старой церковной книги - ксерокопия хранится в Бутурлинском историко-краеведческом музее - записи священника Симеона Андреевича Лебедева, на службе с 1855 г.). Во время Великой Отечественной войны и до 1958 года в здании церкви была начальная школа. В 1958-1959 годах колокольню, купол, переднюю стену сломали, здание церкви перестроили в Дом культуры. Свято-Сергиевский храм в Бутурлине был отреставрирован и открыт в 1994 году. http://buturlino.cerkov.ru Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена Сергиевская церковь (датировка объекта – 1837 год) в Бутурлине. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. В «Адрес-календаре Нижегородской Епархии» за 1904 год уточняется: «каменный храм с престолами: главный (холодный) – преподобного Сергия Радонежского, теплые приделы: правый – святого Ильи пророка, левый – святого Николая Чудотворца». В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015//Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 170): «Каменная церковь с колокольней в честь св. прп. Сергия Радонежского в поселке Бутурлино была построена в 1837 году на средства прихожан. Первоначально в трапезной части были освящены два придела – в честь св. пророка Божия Илии и в честь святителя Николая Чудотворца, а главный алтарь храма освятили в 1844 году. Богослужения в Сергиевском храме проводились только в теплое время года, от Святой Пасхи до Покрова (в здании не было печей). В остальное время они совершались в теплой трапезной части. В связи с этим церковь делили перегородкой на два помещения, и в трапезной части молиться было тесно и неудобно, к тому же количество прихожан с каждым годом увеличивалось.

http://sobory.ru/article/?object=07431

Большие Бакалды. Церковь Воскресения Словущего. Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1838. Адрес: Нижегородская область, Бутурлинский район, село Большие Бакалды Координаты: 55.658818, 44.74944 Проезд:Шоссе Б. Мурашкино - Бутурлино, поворот по указателю. Также есть шоссейная дорога из Бутурлина через Марьино Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первая церковь в Больших Бакалдах была деревянная. Около церкви располагалось кладбище. Позднее была построена каменная церковь. Существует легенда, связанная со строительством церкви. Во время помещика Г.П. Митусова к церкви пристроили колокольню. Об оконча­нии работ помещику было сообщено в Петер­бург. Он выехал принимать строительство. Митусов оказался недоволен, сказал, что видит не колокольню, а морковку. Как заказчик он хотел, чтобы видна она была на большое расстояние. Колокольню барин не принял, но велел управляющему и подрядчику приехать в Санкт-Петербург. Митусов отличался тяжёлым нравом, поэтому подрядчик, не доехав до столицы, отравился. Как выяснилось, средства, отпущенные на строительство, были присвоены, а из кирпича, который должен был пойти на колокольню, выстроены дома в Базине (часть Бутурлина), которые простояли до настоящего времени. Большие Бакалды знамениты своими вишнёвыми садами. В селе действует единственный в мире музей вишни. По материалам http://letopisi.ru Памятник градостроительства и архитектуры – Воскресенская церковь (Обновления храма Воскресения Христова). Датировка объекта – 1838 год. Документ о принятии на госохрану 286. Этот храм был отнесен к объектам историко-культурного наследия и согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия». По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. http://www.gttp.ru/map_NN/buturlino.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12205

8. Главой Самарской митрополии назначить Преосвященного Самарского и Сызранского Сергия.   ЖУРНАЛ 7 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия с предложением об образовании новых епархий в Нижегородской области. Справка: Архиепископ Георгий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании трех новых епархий в Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Большеболдинского, Большемурашинского, Бутурлинского, Вадского, Воротынского, Гагинского, Княгининского, Краснооктябрьского, Лукояновского, Лысковского, Первомайского, Перевозского, Пильнинского, Починковского, Сергачского, Сеченовского, Спасского и Шатковского районов Нижегородской области, — Лысковскую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии. 2. Епархиальному архиерею Лысковской епархии иметь титул «Лысковский и Лукояновский». 3. Временное управление Лысковской епархией поручить Преосвященному Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. 4. Образовать в административных границах Ардатовского, Вачского, Вознесенского, Володарского, Выксунского, Кулебакского, Навашинского, Павловского, Сосновского и Чкаловского районов Нижегородской области, — Выксунскую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии. 5. Епархиальному архиерею Выксунской епархии иметь титул «Выксунский и Павловский». 6. Епископом Выксунским и Павловским избрать игумена Варнаву (Баранова), клирика Нижегородской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Варнавы (Баранова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в административных границах Варнавинского, Ветлужского, Воскресенского, Городецкого, Краснобаковского, Коверненского, Сокольского, Семеновского, Тонкинского, Тоншаевского, Уренского, Шаранского и Шахунского районов Нижегородской области, — Городецкую епархию, выделив ее из состава Нижегородской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Тр.-Серг. м-ря Тихоне Писареве, посланном сюда Синодом в братство); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2470 (межев. книга 1674 г. вотчин. земли в селе Кузьминском и в дерев. Петровской и Рыжиковой Окодогород. стала), 2478 (межев. кн. 1688 г. земель м-ря подле Бутурлинской и Луговой дорог), 2479 (межев. кн. 1688 г. луговой земли м-ря на р. Оке против Липецкого перевоза), 2487 (межев. кн. 1700 г. вотчин. земли м-ря в селе Бутурлине и пустоши Галцовой, Щеголцово тоже); II, Отд. 2, 1 (архим. м-ря Иоасаф в 1683 г. составлял дозорную книгу церковной Сергиев. пустовой земли Шилов. стана Алексин. у.), 18 (село Собакино, Стромилово тоже, Боровск. у., находилось в вотчине м-ря), к 109, стр. 127 (опись 1680 г. церков. земли в вотчине м-ря села Игумнова), к 183, стр. 151 (опис. 1620 г. церков. земли в вотчин. м-ря села Жен Мироносицы под Бором, Бутурлина, Новинки и Кузьминского), 190, 191 (архим. Иоасаф 1683–87 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г., XXVI, 426 (опис. м-ря); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иосиф подписал акт избрания ц. Мих. Фед. 1613 г.); “Продолж. древн. Росс. Вивлиоф.», 1788 г., III, 167 (духовн. грам. кн. Юрия Вас. 1472 г.; дати ми на Высокое в Серпохов архим. Игнатию монастыр. серебра 12 руб.), 171 (а к пречистой на Высокое в Серпохов даю свое селце Ивановское Новосильцева свою куплю); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. вып. 3, матер. для археолог. словаря, 18 (Афанасий, игум. м-ря, 1392 г. отшел на безмолвие в Царь-град; в 1401 г. списал и составил книгу: “Око церковное»). 754. Высоцкий – Покровский, мужской, ныне подгородная слобода Высоцкая, Калужской губ., Боровского у., в 1 вер. от Боровска, при р. Протве. Основан в 1410 г.; в 1444 г., игумен его Пафнутий, приняв схиму, ушел отсюда и в 2 вер. основал особый монастырь, известный под именем Пафнутиева, к которому он был в 1618 г. приписан, и в 1764 г. упразднен с обращением в приход. Преп. Иосиф Волоколамский в своем сказании о «святых отцех в монастырех рустех» говорит: «Якоже видехом старца Никиты, архимандрита монастыря Высоцкого, с нимъ же и довольна лета пожихом, и видехом его труды же и злострадания, подвиги же и поты, и худость разную, твердую в Богу веру и любовь...» “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН Иванович Старополев (31.01.1865, с. Быковы Горы Васильсурского у. Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горьковская (ныне Нижегородская) обл.), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. Окончил Лысковское ДУ. 26 нояб. 1884 г. назначен псаломщиком в Преображенский храм с. Великовского Макарьевского у. Нижегородской губ. 23 авг. 1887 г. посвящен во стихарь. 29 апр. 1890 г. рукоположен во диакона к храму во имя св. прор. Иоанна Предтечи с. Засережья (Пустыни) Горбатовского у. той же губернии. В 1899 г. перемещен на должность диакона в храм в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы в с. Шатки Арзамасского у. Нижегородской губ. В 1904 г. переведен диаконом в Воскресенский собор г. Арзамаса. В 1905 г. рукоположен во иерея к Воскресенскому храму с. Девичьи Горы Лукояновского у. Нижегородской губ. В 1909 г. переведен священником в храм во имя святых Космы и Дамиана в с. Б. Можарки Сергачского у. той же губернии, в 1910 г.- в Покровский храм с. Березники того же уезда. С 9 янв. 1913 г. служил священником в Троицкой ц. с. Кирманы Арзамасского у. Также исполнял обязанности заведующего церковноприходской школой и законоучителя той же школы. В 1918 г. награжден набедренником. Подвергался кратковременным арестам в 1921 и 1928 гг. С 1930 г. служил настоятелем Рождественского храма с. Дубского Бутурлинского (с 1935 Перевозского) р-на Нижегородского края (с 1932 Горьковского края; с 1936 Горьковской обл.), был возведен в сан протоиерея. В 1934 г. арестован по обвинению в неуплате возложенных на него как на священника повышенных налогов; содержался под стражей в районном отделении НКВД с. Бутурлина. Освобожден через 2 месяца после уплаты собранных прихожанами денег. В ночь на 21 нояб. 1937 г. органами НКВД были арестованы все священнослужители Перевозского р-на, в т. ч. и П. Их обвинили в создании «контрреволюционной церковно-фашистской шпионско-диверсантской повстанческой организации». П. отверг все предъявленные ему обвинения. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской обл. от 11 нояб. 1937 г. Вместе с П. были казнены священники священномученики Александр Ильинский , Александр Курмышский и Николай Троицкий .

http://pravenc.ru/text/2756739.html

Телефон: 430–32–43 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Уварово) [ править править код ] Никольская церковь была построена в 1857 году, является памятником архитектуры федерального значения. Очень высокое здание церкви (40 метров) господствует над местностью. Крестово-купольная архитектура, пятиглавие представляют традиции восточного и древнерусского зодчества, также как и закомары с пряслами. А вот наружные украшения и высокие узкие окна привносят уже элемент эклектики, так характерной для архитектуры середины XIX века. Отдельной колокольни нет, звонница расположена в правой передней башенке, к ней ведет узкая винтовая лестница. Здание является своеобразным памятником материального достатка и традиционного русского " боголюбия " жителей села, а также являет великолепный художественный вкус и опытную руку зодчего. Закрыта церковь была в 30-х годах XX в., восстановлена в 90-х годах того же века на средства Ряшита Баязитова, почетного мецената Нижегородской Епархии, освящена Высокопреосвященным Николаем, митрополитом Нижегородским и Арзамасским. Адрес : Нижегородская обл., Бутурлинский район, с.Уварово Подробнее... Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу (Нижний Новгород) [ править править код ] Деревянная клетская церковь Рождества Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торге известна с XV века. В начале XVII века церковь имела трапезную и паперть. В 1676 году купец Гавриил Степанович Дранишников, вернувшийся после многолетней службы из Астрахани, испросил благословение митрополита Филарета на строительство каменного храма «своею казною». Строительство храма должно было подтвердить приверженность Дранишникова православию, так как за время отсутствия его жена Анна и сын стали старообрядцами и бежали в Керженские скиты. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скончался, но храм был достроен его братом Лаврентием, как завещал Дранишников, с южным приделом в честь мученицы Анны в память «ушедшей в раскол» жены. Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Ивановский Съезд, 1Б

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

А.П.Орлов – автор нескольких небольших, но серьезных трудов о богословии Илария Пиктавийского и Оригена , сотериологии Ансельма Кентерберийского и Петра Абеляра, по анализу некоторых воззрений Канта, Лютера и Цвингли. Во внутриакадемических конфликтах между прогрессивно настроенными профессорами и реакционерами, группировавшимися около еп. Феодора, А. П. Орлов занимал нейтральную позицию, стремясь содействовать примирению этих группировок. Благодаря этому он и стал первым выборным ректором Академии, вскоре утвержденным Синодом. Смирнов Иоанн Михайлович, э.о.проф.– священник, вп. – протоиерей 25.01.1879–10.12.1937 Сын священника из с. Лопасня Серпуховского уезда. По окончании Моск. дух. семинарии в 1899 г. работал учителем, а затем законоучителем в московских женских городских училищах. С 1901 г. – диакон московской Вознесенской на Серпуховке церкви. В 1907–1911 на учебе в Академии. Священник с 1911 г. И. д. доцента МДА (1912), доцент (1918), экстраординарный профессор (1918) по кафедре Церковно-славянского и русского языков с палеографией, магистр богословия 115 (1918). В 1919 – 23 гг. служил священником в Бутурлинске Воронежской губ., куда уехал с семьей от голода и эпидемии. В 1923 – 32 годах служил в ц. Св. Духа на Лазаревском кладбище в Москве, В 1932 – 35 гг. – в Тихвинской церкви в Сущево. С 25 марта 116 1935 – в Троицкой церкви на Пятницком кладбище. С 30 декабря 1935 до ареста в 1937 гг. служил в церкви Знамения Божией Матери (у Крестовской заставы). Арестован 22 ноября 1937 года. Арест предварялся, как обычно, рядом состряпанных документов. В частности, 10 ноября Начальнику Ростокинского Районного отделения НКВД мл. лейтенанту тов. К. последовал рапорт 117 от малограмотного участкового инспектора 58 о/м., что им «была сделана установка на гр-на Смирнова Ивана Михайловича (сообщался его адрес 118 и номер паспорта, что он – служитель культа Церьков Иоана Предтеченский...») и далее указывались свидетели, проживавшие там же: Лебедева В.Д., кв. 26; Холина Н.П., кв. 27; Рябушкина А.И., кв. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Во время путешествия на Восток, проводившегося при финансовой поддержке министерства просвещения Саксонии, в 1844 г. обнаружил в Синайском монастыре часть древней Библии и приобрел ее для саксонского короля. В феврале 1859 г., в ходе второго путешествия, за счет русского правительства, с целью отыскания и приобретения для России древних рукописей, нашел в том же монастыре большую часть этого же кодекса – древнейшего и уникального по полноте списка греческого текста Библии. Братия выразила желание поднести книгу в дар Александру II. Заручившись гарантийным письмом русского посла в Константинополе князя А.Б. Лобанова-Ростовского и согласием братии, он 16 сентября 1859 г. вывез рукопись из монастыря. В 1862 г., после издания, к тысячелетию России, роскошной четырехтомной Синайской Библии, вручил оригинал императору Александру II. Тем не менее вопрос о переходе рукописи в полную собственность русского монарха оставался нерешенным еще несколько лет. В 1869 г. новый архиепископ Синайский Каллистрат и братия монастыря подписали официальный документ, удостоверяющий дарение русскому царю. В ответ российское правительство пожертвовало 9000 рублей и наградило орденами архиепископа Каллистрата и нескольких монахов. 285 Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824–1896), князь – государственный деятель, дипломат и историк. Советник посольства (1856–1859), затем посланник в Константинополе (1859–1863). В 1867–1878 гг. – товарищ министра внутренних дел. В 1878–1879 гг. вновь посол в Турции. 286 На полях пометка: Тишендорф полагал купить пароход особой конструкции, который стоит не более 8 или 10 т. рублей. 287 Испрашивались: архиепископу Синайскому Каллистрату – орден святой Анны I степени, архиепископу Филадельфийскому Иоасафу – тот же орден II степени с короной, протосинкеллу Синайского монастыря Корнилию и ризничему Григорию – тот же орден той же степени (без короны), иеромонаху Порфирию – наперсный крест. 288 Корф Модест Андреевич (1800–1876), барон, с 1872 граф – директор Императорской публичной библиотеки (1849–1861), председатель Бутурлинского комитета, главноуправляющий Вторым отделением (1861–1864).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

214 «О местничестве». Эта статья посвящена памяти Д.А. Валуева, которому С.М. Соловьёв был товарищем. Московская цензура находилась тогда в ведении попечителя учебного округа, т. е. графа С.Г. Строганова, который собственно для того и был назначен в эту должность на место добродушнейшего князя С.М. Голицына, чтобы строже следить за умственным Московским движением. 218 A.H. Попов искал руки Софьи Петровны Бестужевой (вышедшей впоследствии замуж за Н.Д. Давыдова), которая по матери своей была родная племянница супруге А.С. Хомякова. Позднее А. Н. Попов женился на Марье Петрович Мосоловой. 220 Эммануил Александрович Дмитриев Мамонов (старший сын масона и основателя Петербургского Общества Поощрения Художников, Александра Ивановича Мамонова) принадлежал ко многому числу высоко даровитых Русских людей, которые берутся за дело чересчур свысока и сгоряча и потом кончают, можно сказать, ничем. Это был художник и мыслитель замечательный, но, к сожалению, почти ничего не произведший. У него недоставало воли для исполнения широко задуманных созданий. Между прочим, владел он необыкновенным искусством рисовать портретные очерки с памяти и в альбомах у его приятелей сохранились некоторые прекрасные его рисунки этого рода. Друзья его, в беседах с которыми расточал он необыкновенные дарования ума и тонкого художественного вкуса, никогда его не позабудут. Из недоконченных портретов, писанных им на полотне, замечательны особенно портреты Хомякова (находящийся у Д.А. Хомякова) и И.В. Киреевского (у Марии Васильевны Боер). Надо заметить, что А.С. Хомяков был большой знаток в живописи и сам иногда рисовал. 221 Известный Иван Иванович Давыдов, декан словесного факультета в Московском университете. Бутурлинский комитет, носившийся с мыслью, не процензировать ли самую Библию , слишком памятен, чтобы о нём говорить. 227 Тифозных последствий не бывает никогда; но я нахожу, что повторение приёма, уменьшенного вполовину через сутки, значительно ускоряет выздоровление. Впрочем, это ещё требует поверки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Малая Якшень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Николая Чудотворца , Димитрия Солунского Год постройки:1862. Адрес: Нижегородская область, Шатковский район, село Малая Якшень Координаты: 55.33609, 44.55771 Проезд:Шатки - Кержемок - Смирново - Бритово - М. Якшень; есть грунтовая дорога из д. Б. Якшень Бутурлинского района Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Малая Якшень – село в Шатковском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Спасская церковь. Датировка объекта – 1862 год. Документ о принятии на госохрану 471. Престолы: главный (холодный) – образа Спаса Нерукотворного, приделы: правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Дмитрия Солунского («Адрес-календарь Нижегородской Епархии» за 1904 год). По данным, предоставленным проекту Владимиром Муромцевым, старожилы села помнят, как «перед войной церковь закрыли, колокол сняли, повисел он как пожарный и украли его». http://www.gttp.ru/map_NN/shatki.htm По имеющимся сведениям, церковь нерукотворного образа Иисуса Христа на малой Якшени известна с 1628 года. (Вып.1 : Арзамасской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628) -1746 гг.). Видимо, церковь за время существования не раз перестраивалась. Так, в 1700 году, в том же источнике, упоминается в селе Малыя Якшени новопостроенная церковь Нерукотвореннаго образа Спасова. В 30-х годах XIX века деревянная церковь обветшала. И в 1827 г. коллежским секретарем Касаткиным Иваном Дмитриевичем построена каменная трапезная с колокольней. А особо стоящая деревянная церковь за ветхостью уничтожена. (Описание церквей Арзамасского уезда за 1829 год.) . Сохранившееся до наших дней здание церкви Спаса Нерукотворного Образа завершено строительством в 1862 году. (Адрес-календарь Нижегородской епархии, 1888 год). Первое известное мне упоминание селения Малой Якшени есть в сборнике документов «Арзамасские поместные акты» (АПА) Веселовского О.Б. В акте от 1610 года речь идет о том, что деревня Меньшой Екшень, поместье Любятинских пожаловано Стрыжевскому Миколаю. Написано «…да Федоровым да Ивановым помесьем Любятинских да сына ево (Игнат)ковым, деревня Меньшой Екшень…»

http://sobory.ru/article/?object=10387

   001   002     003    004    005    006