Боборыкин даже предложил ему постоянные переводы в «Библиотеке» . В сотрудниках того и другого журнала Бенни тоже встретил и мягкость и доверие и сам обнаруживал теплые тяготения к Н. Н. Страхову и Н. Н. Воскобойникову . В «Библиотеке для чтения» всеми силами хотели поддержать Бенни, но все это для него уже было поздно; он был уже истерзан и глядел не жильцом на этом свете. Два последние года он жил в каком-то отупении: обидные подозрения его мучили и беспрестанно напоминали ему о глупо прожитом времени; силы его оставили; у него явилась ко всему глубокая апатия, которой не рассеивала и его привязанность к любимой им русской девушке, да и эта полная глубокого и трагического значения для Бенни любовь его также его не осчастливила. Напротив, полюбя, он как бы совсем растерялся и, если так можно понятно выразиться, как бы распался под натиском незнакомого ему доселе чувства и потерял способность чем бы то ни было заниматься. Целые месяцы он не исполнял своих работ в журнал, и редакция должна была передать эти работы в другие, более аккуратные руки. Бенни остался безо всего и жил на счет займов; но, наконец, у него опять не стало ни кредита, ни платья, ни квартиры. Он проводил где день, где ночь в течение целого месяца и… бог его знает, в каком состоянии была в это время его голова и угнетенное несчастливою любовью сердце, но он часто говорил вздор, отвечал невпопад и во все это время мечтал о том, как бы освободить из Сибири г-на Чернышевского . Какими средствами надеялся он располагать для исполнения этого плана, это осталось его тайною. Бенни, кажется, в это время был, что называют, «не в полном рассудке» и часто много и много плакал и молился. Рано утром, в один весенний день, ночуя у меня в Коломне, против Литовского рынка, Бенни был взят под арест за долг портному Степанову и какому-то г-ну Вигилянскому, от коего вексель Бенни перешел к служившему чем-то в полиции полковнику Сверчкову, представившему на него кормовые . Вакансий в долговом отделении в это время не было, и Бенни был заключен в одиночный каземат при Спасской части.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Аврелиан. Гравюра. (Goltzius H. Vivae imperatorium. 1557) [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан; лат. Claudius Lucius Valerius Domitius Aurelianus] (9.09.214 - осень 275), рим. имп. (с 270). Родом из незнатной семьи, он стал одним из т. н. многочисленных «солдатских императоров» эпохи кризиса Римской империи , достигших власти благодаря поддержке легионеров. В правление своего предшественника Клавдия II в качестве полководца одержал победы над вандалами , готами и др. племенами Европы, что позволило восстановить дунайские границы империи. Для защиты от нападений приказал возвести вокруг Рима новую стену, сохранившуюся по сей день («стена А.», протяженность 18,8 км). Боролся за восстановление единства Римской империи против узурпаторов в Галлии и против Пальмирского царства на востоке. В ходе покорения вост. провинций А. подверг разграблению крупные города Эмесу и Пальмиру . В результате длительных войн А. впервые за неск. десятилетий междоусобной борьбы сумел распространить единую власть на всей территории империи, за что был увенчан титулом «Восстановитель мира» (Restitutor orbis). Сделал попытку реанимации языческой религии; ввел в Риме культ ближневост. бога Непобедимое Солнце, провозгласив его верховным божеством. Этот культ близок по происхождению к культу Ваала из Эмесы, к-рый существовал при имп. Гелиогабале . Гонений на христиан не предпринимал. Впервые в истории А. стал носить диадему и именоваться «господин и бог» (Dominus et Deus). Его правление подготовило эпоху решительного укрепления власти рим. императоров на рубеже III-IV вв. Ист.: Historia Augusta: Römische Herrschergestalten/Eingeleitet und übers. v. E. Hohl. Zürich; Münch., 1976-1983. 2 Bde. Лит.: Homo L. Essai sur le règne de l " empereur Aurelian, 270-275. P., 1904; Calderini A. I. Severi. R., 1949. P. 196-211; Walser G., Pek á ry Th. Die Krise des römischen Reiches. B., 1962. О. С. Воскобойников, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62992.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Под «крышей» диаспоры. Как разведки используют нелегальных мигрантов 26.06.2013 1000 Время на чтение 6 минут Федеральная служба безопасности бьёт тревогу. Миллионы мигрантов-нелегалов, оказывается, не только совершают множество уголовных преступлений (более 42 тысяч за прошлый год), являются переносчиками опасных экзотических болезней, но порой и выступают в качестве агентов иностранных разведок и диверсантов различных террористических организаций. Об этом недавно заявил замглавы ФСБ Александр Рощупкин, выступив на парламентских слушаниях в Совете Федерации, где обсуждались проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции. «Нами достоверно установлено, что определённые силы внутри нелегальной миграции ведут подрывную и разведывательную деятельность против России, оседая под видом мигрантов для выполнения подрывной террористической деятельности», - в частности отметил высокопоставленный представитель российских спецслужб. Обозреватель «АН» попросил рассказать о новой угрозе безопасности России ветерана советской и российской контрразведки Евгения Александ­ровича ВОСКОБОЙНИКОВА. После спецподготовки Раньше я заходил к нему в строгий кабинет на Лубянке. Тогда Евгений Александрович держался с корреспондентом подчёркнуто сухо и официально. Теперь на своей подмосковной даче да после парной с берёзовым веничком Воскобойников выглядел совсем другим человеком. - Новое - это всего-навсего забытое старое, - философствовал ветеран. - Разведки всегда использовали в своей работе диаспоры. Но настоящих шпионов и террористов там раз-два и обчёлся... Не стоит преувеличивать опасность и шарахаться от каждого гастарбайтера, как чёрт от ладана. - Согласен, что дворник-таджик, армянин-строитель, грузин-таксист - это не враги. Но под видом мигрантов в Москву и другие города России могут проникать террористы, подготовленные в иностранных лагерях боевиков. Как отличить полезные мигрантские зёрна от шпионских подрывных плевел? - спросил своего собеседника обозреватель «АН».

http://ruskline.ru/opp/2013/06/26/pod_kr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ [лат. Alanus ab Insulis] (1125 или 1130, Лилль, Сев. Франция - 1203, мон-рь Сито ), западноевроп. средневек. поэт и богослов, цистерцианец. Учился в Шартре, преподавал свободные искусства в Монпелье и Париже. В 1179 г. участвовал в заседаниях Латеранского III Собора . Его мировоззрение проникнуто неоплатонизмом шартрской школы , в философии близок Гильберту Порретанскому . А. Л. скептически относился к значению авторитета в философии, считал, что все христ. догматы могут быть подтверждены доводами разума. В своем труде «Правила святого богословия» (Regulae de sacra theologia) пользовался методом доказательства от противного. Творчество А. Л. отмечено интересом к натурфилософии и морально-психологическим проблемам. В соч. «De planctu naturae» (Плач природы), написанном в подражание «Утешению философией» Боэция , он обличает человеческие пороки, прежде всего извращенную любовь. Интересна картина мира А. Л., в к-рой человек предстает как микрокосм, идеальное отражение макрокосма: природа по повелению Божию творит «естество человеческое по образу всемирного механизма, дабы в нем, как в зерцале, явилось запечатленным естество всего мироздания». «Anticlaudianis» (Антиклавдиан), др. важнейшее сочинение А. Л., развивает тему морального совершенствования человека, побеждающего пороки: природа, недовольная своим творением, решила создать совершенного человека, 15 сестер Добродетелей и Семь свободных искусств снаряжают колесницу, к-рая отвозит тело человека к престолу Божию, и Господь вдыхает в него душу. Лит. стиль А. Л. стал образцом для подражания в последующей аллегорической лит-ре. Соч.: PL. Т. 210; О бренном и непрочном естестве человека/Пер. Ф. А. Петровского//ПСЛЛ, X-XII вв. М., 1972. С. 333; Плач природы/Пер. М. Л. Гаспарова//Там же. Лит.: Haskins Ch. H. The Renaissance of the Twelfth Century. Camb., 1927; Wetherbee W. Platonisme and Poetry in the Twelfth Century: Literary Influence of the School of Chartres. Camb., 1972. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/64002.html

144 Девриз Келли, Дикки Йен, Догерти Мартин, Джестайс Филлис, Йоргенсен Крис, Павкович Майкл. Великие сражения крестоносцев (1097–1444). М., 2009. С. 173, 174. 148 Воскобойников О. О чем молчит булла 1245 года? Философские основания низложения Фридриха II//Власть и образ. Очерки потестарной имагологии/Под ред. М.А. Бойцова и Ф.Б. Успенского. СПб., 2010. С. 276. 159 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2012. С. 39, 139. 164 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. С. 45, 156–164. 168 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. С. 56–62, 218–247. 170 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. С. 71, 72, 289–293. 172 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. С. 74–76, 304–311. 175 Жуанвиль Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. С. 90, 374–379. 177 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 6. С. 55, 56. 182 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 2, глава 8. 184 Акрополит Георгий. Эпитафия прославленному императору Иоанну Дуке//Акрополит Георгий. История. СПб., 2005. С. 140, 141. 186 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 1. С. 62. 190 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С. 269, 270. 191 Пахимер Георгий. История о Михаиле и Андронике Палеологах//Пахимер Георгий. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Рязань, 2004. Книга 1, главы 13, 14. С. 31, 32. 195 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. С. 275, 276.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время к ЕЛЦФ принадлежат 68% населения Финляндии. Что же касается города Хельсинки, доля жителей финской столицы, состоящих в рядах Евангелическо-Лютеранской церкви, в 2021-м году опустилась ниже отметки в 50 процентов. Число членов ЕЛЦФ на протяжении многих лет постепенно сокращается. В год она тает примерно на 1%. Еще в 2008-м году лютеран в стране насчитывалось более 80% населения. Обычно встречи с лютеранами происходят на площадке Покровских и Сретенских чтений, которые организовывает представительство Московской Патриархии в Финляндии. Иногда служители Евангелическо-Лютеранской церкви приходит к нам в храм частным образом. Встречаемся, разговариваем, обсуждаем стоящие перед христианами вызовы. – Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствия деятельности общины? – Финское общество хорошо знакомо с православной традицией, и православные не чувствуют себя ущемленными. Да и вообще, со стороны государства ко всем религиям отношение толерантное. Политика поликультурности, проводимая в последние годы, делает свое дело. На наш приход никто сейчас не смотрит как на нечто чуждое финляндскому обществу. Более того, в процессе диалога с городскими властями Хельсинки мы замечали, как к нашим нуждам относились с большим пониманием. Однако в маленьких муниципальных образованиях православным бывает труднее реализовать свое право на религиозное обучение в школе. – Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать? – Вообще, нормой является, когда священник питается от алтаря. То есть в нормальной ситуации приход должен содержать священника. Но существуют и другая модель, она распространена в странах рассеяния. Когда приход новообразованный, малочисленный и не имеет достаточной материальной базы для содержания священника. Но тем не менее этот приход, эта небольшая группа прихожан остро нуждается в священническом служении, и тогда архиерей соглашается им из их среды поставить благочестивого человека, которой, может быть, и не имеет систематического богословского образования, но который может совмещать свою светскую работу со служением у алтаря.

http://pravoslavie.ru/143020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН ПИЙ [Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август; лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus] (19.09.86, Немауз; совр. Ним, Юж. Франция - 7.03.161, Рим), рим. имп. с 19 июля 138 г., родом из галльской сенаторской семьи. В 130-135 гг. проконсул провинции Азия. После смерти приемного отца имп. Адриана добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). Провел адм. реформы: разделил гос-во на 4 округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление рим. сената, что неск. ограничило полномочия императора. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии), но восстания в нек-рых провинциях предвещали конец стабильности. При А. П. не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона , еп. Сардского, в неск. рескриптах, отправленных в Азию, А. П. запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христ. философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства. А. П. усыновил Марка Аврелия , женив его на своей дочери Фаустине. Деятельность А. П. как миролюбивого императора высоко оценивалась в историографии древнего Рима, традиционно связанной с сенатом и его интересами. В Риме он долгое время считался образцовым правителем, однако в IV в., когда политическая элита империи обратилась к христианству, фигура А. П. с его языческим «благочестием» потеряла свою привлекательность. Лит.: Blümel C. Ein Porträt des Antoninus Pius aus einem der Rundreliefs vom Konstantinsbogen. B., 1932; H ü ttl W. Antoninus Pius. Praga, 1936; Calderini A. Antonino Pio. Mil., 1947; Beaujeu J. La religion romaine à l " apogée de l " empire. P., 1955. T. 1. P. 279-330; Hammond M. The Antonine Мопагсну. R., 1959. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114038.html

Горький видит слабые стороны Лескова и резко порицает их, но он видит их в органической связи с положительными сторонами, и поэтому, не смущаясь крайностями реакционных выходок Лескова и резко осуждая их, в стремлении писателя познать и художественно воспроизвести «Русь, всю, какова она есть», в «широте охвата явлений жизни, глубине понимания бытовых загадок ее» он находит глубоко демократическую подоснову творчества Лескова. Когда передовая печать оказалась закрытой для Лескова, он стал сотрудничать в таких консервативных журналах, как «Русский вестник» Каткова, как «Русский мир», «Гражданин» и пр. Но очень скоро он почувствовал себя и здесь совершенно чужим, хотя, конечно, на некоторое время и в некоторых отношениях подпал под влияние реакционных идей и настроений. В 1875 году он уже пишет о Каткове как о человеке «вредном для нашей художественной литературы», как об «убийце родной литературы». Впоследствии (в письме к М. А. Протопопову, 1891 г.) он так рассказывает об этом грустном периоде: «Катков имел на меня большое влияние, но он же первый во время печатания «Захудалого рода» сказал Воскобойникову: «Мы ошибаемся: этот человек не наш». Мы разошлись (на взгляде на дворянство), и я не стал дописывать роман. Разошлись вежливо, но твердо и навсегда, и он тогда опять сказал: «Жалеть нечего — он совсем не наш». Он был прав, но я не знал, чей я?.. Я блуждал и воротился и стал сам собою — тем, что я есмь… Я просто заблуждался — не понимал, иногда подчиняясь влиянию, и вообще — не прочел хорошо евангелия». Характерно для этой поздней, итоговой оценки своих идейных блужданий настойчивое противопоставление своих путей общественной реакции, и не менее характерен вывод: оказывается, все дело было в недостаточно внимательном чтении евангелия, то есть в недостаточной сосредоточенности на вопросах нравственного совершенствования личности. Слабые стороны исторического развития Лескова выступают в этой самооценке с большой силой, но наиболее четко выражен именно стихийный характер этих поисков. Несомненно, во всем контексте этого окрашенного в печальные тона признания наиболее выразительна, действенна и весома вопросительная фраза: «я не знал, чей я?» Грустная же окраска, вероятно, во многом вызвана горестным недовольством старого уже писателя «крайностями» и «чрезмерностями» своих собственных реакционных выходок. По свидетельству М. П. Чехова, брата писателя, Лесков советовал молодому А. П. Чехову (преемственную связь работы которого со своей собственной художественной деятельностью Лесков, несомненно, ощущал достаточно отчетливо): «Вы молодой писатель, а я уже старый. Пишите одно только хорошее, честное и доброе, чтобы вам не пришлось раскаиваться так, как мне».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вольск, развившийся из небольшого селения Малыковка и официально получивший в 1780 г. городское управление – теперь всего лишь небольшой, не очень значительный городок. Но в начале XIX века это был один из самых богатых торговых городов Поволжья, конкурировавший по экономическому значению и с Астраханью, и с Казанью. Население Вольска было почти сплошь старообрядческим, и среди первых влиятельных граждан этого нового коммерческого центра были богатые купцы-старообрядцы: Михаил Воскобойников, В. Балабашич, Михаил Ананьев. Дочь Воскобойникова, П.М. Злобина, стала женой Валентина Алексеевича Злобина, одного из богатейших и влиятельнейших коммерсантов и финансистов екатерининской и александровской эпох 1263 . Начавший, как и Яковлев, свою карьеру почти без денег и бывший в молодости пастухом, этот старообрядческий финансовый гений использовал Вольск как трамплин для блестящей деловой карьеры. Он занимался крупной оптовой торговлей, откупами, промышленностью и ее финансированием. Встретившись с князем А.Б. Куракиным, министром внутренних дел при Александре I, Злобин начал финансировать промышленные предприятия князя, управлял его винокуренными и другими заводами и, лично сблизившись с этим влиятельным царедворцем и бюрократом, прослыл в петербургских кругах как " друг Куракина» 1264 . Как в начале XVIII века Н. Демидов, а в екатерининское время Яковлевы, Злобин, благодаря богатству и связям, быстро вошел в столичное высшее общество, хотя, в отличие от этих первых миллионеров-старообрядцев никогда не старался скрыть свою принадлежность к расколу. Его пиры и балы с музыкой, фейерверками и артистами были крупными событиями в жизни аристократического Петербурга, о которых неделями говорили в важнейших салонах. Карты с министрами, рауты у иностранных дипломатов, роскошные приемы составляли неотъемлемую часть жизни этого еще недавно провинциального купца, который быстро научился понимать толк в редких винах, скупал старинные картины и статуи, и строил роскошные дворцы. Пожар, во время которого сгорели деньги и документы, к концу жизни разорил этого крупного финансиста 1265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Я не угодил во благое и расстроил мир и любовь. Сугубо и трегубо 50 я виновен. А между прочим оттого, что не соблюл пост: рано ел и пил поутру в девять часов, когда и потребности никакой к тому не было. О вера святая! Я оскорбил тебя – не по внушению твоему жил и живу! О упование святое! Я оскорбил тебя – не по [упованию] жил и живу, а как не имущий упования. О любовь святая! Я жестоко оскорбил и оскорбляю тебя, живши и живя не в любви, а во вражде, злобе, ссорах, зависти. Без числа я избавлялся верою Христовою от грехов и страстей моих – да избавлюсь и еще! Да прославлю и еще веру святую! Господи! прими мое покаяние и волчье зверство мое во овчую кротость преложи, молюся. То, что я говорил недавно в поучении над умершей Воскобойниковой, сам же не исполнил и поступил вопреки сказанному, ибо говорил презирать всё тленное, не прилепляться к миру и его благам, и сам же я пожалел доктору трех рублей, которые послала жена за детей; казалось много – три рубля послать за два визита. Не мне ли Господь посылает щедро за мои недостойные труды, за малые труды? – Я забываю это. А где самоотвержение?.. О, плоть вселукавая, многострастная! О, гнездо сатанинское! Слава Тебе, благопременительный, благопослушливый Господи, яко наказаниями Твоими нам праведными истрезвляеши души наши от пиянства страстей и огнем геенским, здесь вмале испытуемым, избавляеши нас от вечного огня геенского. Если взвесить всю жизнь мою на весах правды Божией, то окажется, что вся она исполнена грехов, преткновений, падений, страстей различных – и в то же время исполнена бесчисленных милостей Божиих; непрестанно согрешал я – и непрестанно был милуем по вере, по молитве, покаянию сердечному. Не из-за денег ли, не из-за любостяжания ли я возненавидел сегодня и презрел и доктора Швонка, и жену и рассердился, и пакет с деньгами разорвал? Вот какая жестокая и гибельная страсть корыстолюбия! Оставлял ли когда меня Господь? Терпел ли я лишение в чем-либо? Нет. Зачем же я не надеюсь на Господа, на Его чудный промысл, а прилепляюсь к деньгам, как будто к богам каким, будто они, а не Бог дают мне жизнь и довольство! Зачем прах обожаю? Где вера? Где разум духовный? Где мудрость духовная, презирающая всё дольнее и тленное? Где ревность святая ко исполнению заповедей Христовых? Где любовь, всё терпящая, не раздражающаяся, не мыслящая зла [ 1Кор. 13, 1–8 ? Где поклонение Богу духом и истиною? Где внутреннее исправление, очищение, просвещение, утверждение, восходящие к совершенству? Благодари Бога, что Он искушает тебя, обнаруживает твои страсти, чтобы ты познал их и исправился; благодари и людей, например жену, чрез коих приходит искушение, и пользуйся этими случаями как спасительным врачевством, тебе посылаемым; вышла наружу болезнь душевная – уврачуй ее покаянием, молитвой со слезами, постом, бдением, самоумерщвлением, милостыней, богомыслием, чтением слова Божия и писаний святых отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010