Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. О победе святой веры Источник Скачать epub pdf Произнесено в Московском Большом Успенском соборе, 30 августа, 1869 года. Сия есть победа, победившая мир, – вера наща ( 1Иоан.5:4 ). Какая из побед самая труднейшая и славнейшая? Победа над самим собою. И эту победу прежде всего дает вера в Господа Иисуса Христа. Затем уже дается победа и над внешними врагами видимыми и невидимыми. Уверенность в победе у истинного последователя Христова так велика, что он не отчаевается ни в каких опасностях. Когда на возникавшее христианство открылись страшные гонения со стороны правителей Рима, жрецов, ученых и народа: святый апостол и евангелист Иоанн, среди начинавшейся, повидимому, неравной борьбы, уже торжествовал победу христианства. Сия есть победа, писал он, победившая мир, вера наша. И кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий. Затем в продолжении двух с половиною веков лилась кровь безоружных воинов Христовых – святых мучеников и исповедников; умирали тысящи, но вновь возникали тмы тем, наконец наполнили собою всю империю. Победа внутренняя завершилась победою открытою: одному из благоразумнейших царей языческих и всему войску его, христианами наполненному, пред сражением со злейшим врагом христианства, явилось на небе знамение святого Креста с начертанными явственно словами: «сим побеждай», – и с сего времени христианство сделалось господствующею верою в Римской империи. Но сим не кончилась борьба его с многоразличными кознями князя века сего. Видя, что язычество не может стоять пред светоносным христианством, дух тмы производит разделения между самыми христианами и изводит против них нового врага внешнего. В стране Исмаила, посягавшего некогда на наследие кроткого Исаака, близ самой колыбели христианства, он воздвигает человека с именем пророка, вооружает его мечем и поставляет между миром языческим и христианским. С ударами меча агарянского быстро распространилось учение Магометово по всем пределам мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном монастыре 1 сентября 2012 г. 16:00 1 сентября 2012 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, игумен Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы вспоминаем сегодня чудеса, которые град Москва, народ наш и все Отечество получили по молитвам наших благочестивых предков пред иконой Божией Матери Донской, что сегодня вместе с нами здесь, в этом храме. И когда вы будете подходить к этому чудотворному образу, то вспоминайте, что перед этой иконой молились князь Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя в преддверии самой страшной для того времени битвы — решающей битвы на Куликовом поле, от которой зависело будущее всей страны. Позже этот образ, подаренный казаками Дмитрию Донскому, был принесен сюда, во град Москву, и поставлен в походном храме, на том месте, где находится сейчас Донской монастырь, в грозном 1591 году. Для нас это как будто дела давно прошедших лет, но история в Церкви оживает, потому что Церковь хранит историческую память не как сочетание фактов, следствий или причин тех или иных событий, а как явление милости Божией или Божиего гнева. Именно в этом смысл Священной истории. Мы называем Священной историей историю Ветхого и Нового Завета, но в каком-то смысле Священная история не пресеклась, потому что это есть история вмешательства Бога в дела человеческие, которое имело судьбоносные последствия. И когда не было никакой надежды на спасение, как на Куликовом поле, ибо враг был сильнее; и в 1591 году, когда неприятель подошел к Москве и был сильнее, чем дружина, охранявшая столицу; и в XVII веке, в Смутное время; и во времена Наполеонова нашествия; и во времена революции и гражданской войны, разрушившей национальную жизнь нашего народа; и в грозные годы Великой Отечественной войны — Господь по молитвам Церкви, народа Божиего, святых угодников, в земле нашей просиявших, защищал нашу землю, наш народ и наше Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/2441217.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину (Королеву), епископу Железногорскому и Льговскому 1 сентября 2012 г. 12:45 1 сентября 2012 года за Божественной литургией в Большом соборе Донского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Вениамина (Королева) во епископа Железногорского и Льговского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Вениамина на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Вениамин! В сей знаменательный день, когда Церковь совершает празднование в честь Донской иконы Божией Матери, изволением Вседержителя ты сподобился принять благодать епископства. Дух Святый почил на тебе, подобно тому как Он почил некогда на апостолах, сойдя на них в виде огненных языков. Мы сегодня не видели своим физическим взором эти огненные языки, но они снисходили на тебя точно так же, как сошли на святых апостолов. Всегда имей перед своим мысленным взором этот образ личной Пятидесятницы и помни, как величайшая благодать прикоснулась к тебе, а вместе с ней — какая огромная ответственность легла на твои плечи. «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тим. 4:14), полученном через возложение рук преемников апостольских, но возгревай этот дар (см. 2 Тим. 1:6) горячей молитвой, усердными трудами, неослабным попечением о достоянии Господнем, ибо тебе вверяются люди Божии, многочисленное стадо. Блюди неустанно паству твою, отдавай жизнь за нее, учи слову истины и наставляй в правде «каждый день, доколе можно говорить “ныне”» (Евр. 3:13). На новом поприще тебе поможет знание нужд Церкви в курской земле, где ты в течение многих лет проходил церковное послушание. Сюда, в новообразованную Железногорскую и Льговскую епархию, ты направляешься для возделывания винограда Господня, насажденного Его всемогущей десницей (см. Пс. 79:15-16). Будь же единомыслен и единодушен с митрополитом Курским и Рыльским Германом, старшим собратом твоим, вместе с которым тебе надлежит проходить свое служение, ибо единомыслием архипастырей прославляется Бог , как говорит о том 34-е Апостольское правило.

http://patriarchia.ru/db/text/2441179.ht...

ЦВ 20 (321) октябрь 2005 /  23 октября 2005 г. Погребение совершилось. Произойдет ли примирение? «Не плачь о нас, святая Русь, не надо слез, не надо, молись о павших и живых — молитва нам награда...» Из песни Алексеевского полка Добровольческой армии   С 28 сентября по 3 октября проходило глубоко символическое для всех русских людей событие — из США, Швейцарии и Франции на Родину для перезахоронения были перенесены останки бывшего командующего Белой армией генерала А.И. Деникина и известного философа И.А. Ильина, а также их супруг. Это событие происходило по инициативе Российского фонда культуры и получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и одобрение Президента России В.В. Путина. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром благословил Синодальную делегацию принять участие во всех намеченных мероприятиях. 2 октября специальным авиарейсом останки были доставлены из Парижа в Москву. На следующий день в Донском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил освящение закладного камня Мемориала национального примирения и возглавил панихиду в Большом соборе монастыря. Затем в присутствии представителей государственной власти, видных политических и общественных деятелей состоялась церемония перезахоронения останков А.И. Деникина, И.А. Ильина и их супруг. Много слов было сказано о значении в высшей степени выдающегося события в жизни современной России - погребение честных останков бывшего командующего вооруженными силами Юга России, генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, его супруги Ксении Васильевны, философа и правоведа Ивана Александровича Ильина и его супруги Натальи Николаевны. Однако не только жизненный путь, который прошли в трагической истории России XX века два этих великих русских патриота, но и некрополь Донского монастыря, где их земной путь нашел свое глубоко символичное завершение, побуждают вновь задуматься о смысле жизненного подвига и посмертной участи русского генерала и русского философа.

http://e-vestnik.ru/society/pogrebenie_s...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 16:00 Епископ Феодосий: В годы советского безбожия отец регулярно водил меня в храм 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Божественной литургией в большом соборе Донского ставропигиального монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского.   Слово архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Смотрением Божиего Промысла, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне предстоит принять жребий архипастырского служения. Это служение очень велико; также велика ответственность пред Богом за вверенную паству, за которую нужно ежедневно полагать свою жизнь, чтобы привести к Пастыреначальнику Христу. В этот священный и трепетный момент моей жизни, предстоя пред вами, я вспоминаю слова святого апостола Павла, который говорит в своем послании к Титу, что епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и поставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9). Обращая свой взор внутрь себя, я вижу свое недостоинство, свою нищету, греховность, немощь, недостаток нравственных и интеллектуальных качеств, неопытность и неподготовленность к столь великому служению. Но твердо веря, что, по словам апостола Павла, никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4), я возношу свой ум к Великому Архиерею и подвигоположнику нашей веры Иисусу, который во исполнение воли Отца Небесного пришел на землю и послужил искуплению рода человеческого. Вверяя Ему свою судьбу, принимаю это определение и назначение мое на архипастырское служение как Его благую волю.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_feodosi...

Часть 1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы 1917–1925 41 Не позднее 17(30) 11.1917. Определение Святейшего Синода о возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона 1 . возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали выписку из протокола Священного Собора Православной Российской Церкви от 17(30) ноября 1917 г. за 43 о том, что 17(30) сего ноября Священный Собор постановил: 1) назначить днём торжества настолования (интронизации) избранного и наречённого в Патриарха всея России митрополита Московского и Коломенского Тихона – 21 ноября (4 декабря) с.г. в день Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) благословить ознаменовать день сего торжества целодневным колокольным звоном во всех храмах г. Москвы и тех городов России, в которые придёт к этому дню сообщение о сем торжестве; 3) в прочих храмах Российской Церкви произвести целодневный звон в первый воскресный или праздничный день по получении известия о сем событии; 4) со дня возведения на патриаршую кафедру избранного Патриарха всея России совершать поминовение Его Святейшества (вместо Святейшего Синода) во всех храмах России в такой форме: «О Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне», при многолетствовании же возглашать: «Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России». Приказали: Изложенное постановление Священного Собора Православной Российской Церкви напечатать для исполнения по духовному ведомству в журнале «Церковные Ведомости» 42 и в «Церковно-Общественном Вестнике», а Преосвященному Дмитровскому Иоасафу [Каллистову], для должностных распоряжений, послать указ. Церковные Ведомости. 1917. 46/47 Деяние 47-е Священного Собора Православной Российской Церкви ...В лето от Рождества Бога Слова 1917-е, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, месяца ноября в день 21-й (4 декабря), в Московском Большом Успенском соборе совершается поставление наречённого Патриарха, митрополита Московского и Коломенского Тихона в Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Замечательное издание А. Павлова , Заслуженного профессора Императорского Московского Университета: Номоканон при Большом требнике Его История и тексты, греческий и славянских с объяснительными и критическим примечаниями. Новое от начала до конца переработанное издание. М, 1897 г. ц. 3 р Помрачени (правила церковные) беаху прежь сего облаком мудрости элиньскаго языка: ныне же облисташа, рекше истолковани быша. (Слова митрополита Кирилла II на Владимирском соборе 1274 г.). Достоверность и ясность закона – основные условия правосудия: без них оно шатко и неправомерно. Но насколько признание этого положения можно почитать всеобщим, настолько действительное состояние источников права, в особенности церковного, нередко свидетельствует об отсутствии этих именно свойств в законодательстве. Здесь основание всегдашней потребности искусства интерпретации и научно-исторического изучения права. Названное издание замечательно как удовлетворение этой насущной потребности в области нашего церковного права, представляя в то же время блестящий результат долговременных ученых занятий почтенного издателя в области православной, греко-восточной церковной юриспруденции. Подчеркиваем последние слова, дабы предупредить возможное заблуждение читателя, будто мы имеем дело с ученым произведением, значение которого ограничивается сферою отечественной науки. На самом деле это не так. Номоканон при большом требнике источник русского права только по названию; по происхождению же это – источник права греческой церкви, а по значению – источник права не только греческой и русской, но и всех югославянских церквей. Названное издание удовлетворяет вследствие этого научной потребности не одной только отечественной юриспруденции, его значение несравненно шире: оно есть достояние целой науки Церковного права в обширнейшем ее объеме, т. е. включая сюда и западноевропейскую науку церковного права. Ибо памятники права греческой церкви и памятники византийского церковно-гражданского права в нынешнем веке сделались предметом усиленного изучения со стороны западной науки и она успела уже зачислить в свои ряды целую фалангу византологов-канонистов, труды которых с глубоким вниманием изучаются и в школах канонического права русской, греческой и югославянской. Имена Мортрейля, Бинера, Вассершлебена, Чижмана, Питры, Геймбахов, Цахариэ-фон Лингенталя и др. школам православного канонического права также хорошо знакомы, как и имена их отечественных канонистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1743/44 - 20.07.1792, близ Ярославля), организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Е. род. в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, возможно был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Е. к крестьянам Крайневым из центра согласия - с. Сопелки Ярославской губ. Следственная комиссия гр. Стенбока установила, что Е. происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского у. Владимирской губ. Е. был крещен, по-видимому, в правосл. Церкви. В 1-й рекрутский набор после 3-й ревизии (проходила в 1764-1765) он попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве ок. 1767 г. и укрылся у московских филипповцев (см. ст. Филипповское согласие ), приняв старообрядческое крещение (возможно, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева , к-рый также был родом из Переславля-Залесского. Е. быстро приобрел авторитет в общине как знаток Свящ. Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева он предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 авг. 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Е. находился в Поморье, в Москве в кон. 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева , обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над Стостатейником - сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп правосл. священников получать свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Е. оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Е. из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время к-рого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Е. ее на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В кон. янв. 1778 г. Е. отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

http://pravenc.ru/text/187701.html

Николай Сергеевич Ермонский родился в Рязани в семье диакона. С переездом отца в Москву на место служения в Большом Успенском соборе сына отдали в 1-ю московскую гимназию, которую он окончил с медалью в 1908 году. Склонность к точным наукам определила его дальнейший путь: Ермонский поступает в Московский университет на физико-математический факультет и через пять лет, в 1913 году, оканчивает его. Свои знания и талант Ермонский отдал преподавательской работе. Любовь к пению проявилась у мальчика очень рано: с десяти лет он начал петь у отца, пел в гимназическом хоре, в университете, наконец, дома с отцом, братом и сестрой устраивал у рояля семейные вечера или просто музицировал (иногда в вечерах участвовал брат П. Г. Чеснокова, воспитанник Синодального училища Лев Чесноков – хороший виолончелист, товарищ Ермонского по Московскому университету). По просьбе отца в начале 1911 года Николаю Сергеевичу разрешили петь в басовой партии Синодального хора на правах любителя (без жалованья). Более того, тогда же, весной, он совершил с хором триумфальную поездку в Европу. В ноябре 1911 года Ермонский участвовал в юбилейных концертах Синодального училища, в феврале 1912-го – в службах памяти патриарха Гермогена. Пение в Синодальном хоре стало той нитью, которая связала его с Синодальным училищем. Когда в сентябре 1914 года открылась вакансия преподавателя и воспитателя (после ухода А. Н. Спасского), Ермонский занял это место и оставался в должности младшего воспитателя и преподавателя арифметики, алгебры, геометрии и физики до закрытия Синодального училища. Ему легко было находить общий язык с учениками, в воспитании которых он пытался применять прогрессивные методы. После реорганизации Синодального училища Николай Сергеевич еще некоторое время преподавал в Московской народной хоровой академии. Осенью 1923 года он прочел несколько лекций по музыкальной акустике в Московской консерватории. В дальнейшем, до выхода на пенсию, он преподавал математику в техникуме Северной железной дороги, в техникуме железнодорожного строительства, во Всесоюзном заочном институте железнодорожного транспорта. В 1962 году Ермонский опубликовал пособие для заочных техникумов «Элементы высшей математики». В последние годы жизни Николай Сергеевич посещал храм Ильи Обыденного на Остоженке, куда его влекла любовь к церковному пению; здесь в особые дни он читал за службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Москве пройдет концерт, посвященный подвигу священников в Великой Отечественной 17 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили организаторы мероприятия. Концерт русской духовной музыки «Преславная днесь», посвященный подвигу священнослужителей в годы Великой Отечественной войны, состоится 11 мая в Большом зале Московской консерватории. В исполнении мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры прозвучат шедевры церковной музыки. Слушателям представят российскую премьеру духовного концерта композитора русского зарубежья Бориса Ледковского, сообщили  организаторы мероприятия. На концерте среди зрителей ожидаются ветераны Великой Отечественной, которым подворье лавры предоставило в зале часть бесплатных мест. Созданный в 1994 году коллектив мужского хора подворья регулярно принимает участие в патриарших богослужениях в Успенском соборе Кремля. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-konce...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010