В Большом соборе Донского монастыря после реставрации открыт иконостас XVII века 4 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Уникальный резной семиярусный иконостас создан в XVII веке по указу и на средства русских государей. Сооружение иконостаса началось в июне 1688 года мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты. Праздничный ряд иконостаса состоит из шести икон, на которых размещены сюжеты двунадесятых годовых праздников В конце марта 2011 года сняты леса с иконостаса Большого собора Донского ставропигиального монастыря. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Первый этап работ предусматривал первоочередные и противоаварийные работы, включающие расчистку позолоченной резьбы и укрепление шелушений. Иконы также очистили от копоти и грязи, укрепили их красочный слой. Около трех месяцев специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ (руководитель С.В. Филатов) проводили реставрационные работы по иконостасу. Именно специалисты ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» в 2010 году раскрыли и отреставрировали надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. В 2010 году в интерьерах Большого собора проведены ремонтно-реставрационные работы. В процессе реставрации были сняты временные дощатые полы и подняты чугунные плиты пола, устроенного на средства купца Кузьмы Замятина в 1752 году. В храме проведено водяное отопление с автоматической системой регулирования температуры пола. Вновь уложены плиты пола и сделан заказ литейному заводу «ЛитВЕСС» на изготовление плит, чтобы восполнить утраты покрытия пола и ступеней солеи. После завершения работ по устройству теплых полов в центральной части храма, были проведены работы по ремонту нижнего яруса стен. Одновременно с этими работами началась реставрация иконостаса.

http://pravmir.ru/v-bolshom-sobore-donsk...

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь , возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Указание святынь и достопримечательностей в придворном большом соборе Кресты с мощами святых По церковной описи. Большая часть крестов, хранящихся в Большом придворном соборе, по времени своего происхождения относится к 17 веку. Принадлежностью большого собора они сделались в прошлом столетии от 1763–1777 года и перешли из разных мест, преимущественно из московской оружейной палаты. В настоящем веке большой собор обогатился 6 крестами, – 5 в благочестивое царствование Николая I и при Императоре Александре II: 11. Крест напрестольный золотой с Распятием, наведенным финифтью, украшен по борту и середине, по местам, алмазами, яхонтами. На рукояти надпись: «В лето 7186 (1678) мая в 31 день, сей животворящий крест Господень, златой, повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца построен в церковь Живоносного Воскресения Христова, что у него, Великого Государя вверху». На задней стороне креста надпись мощей, в нем положенных. Цена 1000 рублей ассигнац. Поступил из ризницы дворцовой Воскресенской церкви; прислан из мастерской оружейной конторы в 1775 году 2 марта. 14, 15, 16. Кресты серебряные вызолоченные с мощами святых, имена которых написаны в 10 кружках на задней стороне креста, поступили в 1773 году. 82. Крест золотой, с чеканным изображением распятия Спасителя, украшен по борту средним жемчугом, двумя красными и двумя синими яхонтами. Сверху надглавие на винте с четырьмя по краям жемчужинами, а в середине с изумрудом. В нем находятся мощи святых, имена коих и надписаны, поступил в 1763 году. На обороте в надглавии следующая надпись: «Сим крестом Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Всея России самодержца, благословил отец Его Государев, Великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея России». Принят из комнат Императора Павла Вышиной 2 1 / 2 вершка, шириной 1 3 / 4 вершка. 83. Крест почти такой же, с мощами и украшениями, поступил в 1763 году, вышиной 3 1 / 3 вершка, шириной 2 вершка. Оба креста утверждены на пьедесталах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Содержание Наиболее замечательные кресты: Священнослужебные сосуды Блюда     Настоящий наш труд имеет своим предметом обследование истории придворного храма, построенного первым русским царем из династии Романовых и сохранившегося до настоящего времени – Верхоспасского собора в Московском Кремлевском Большом дворце. За этим трудом предполагается ряд других 1 , так же посвященных исследованию истории и описанию Московских же придворных церквей, которые, заслуживая внимания сами по себе в историко-археологическом и других отношениях, представляют особенный интерес своей историей в настоящее время, когда Святая Русь готовится к достойному чествованию трехсотлетнего юбилея столь достопамятного исторического события, каким было воцарение в 1613 г. первого Государя из династии Романовых. Ведь все эти церкви или были вновь построены волей и усердием властителей русской земли из сего дома, или же перестроены, обновлены и украшены богатыми иконостасами, или же, наконец, сохраняют в себе драгоценные вклады тех или других лиц из царственной семьи. Следовательно, Московские Кремлевские придворные соборы и церкви служат живыми и наглядными памятниками того благочестивого усердия ко храму Божию, которым отличаются царственные лица из династии Романовых. По несомненному свидетельству истории 2 , Верхоспасский собор был построен в 1635–36 гг. над меньшей золотой царицыной палатой 3 , причем строителями его были русские каменных дел мастера Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков 4 . По месту своего устройства, церковь стала называться «верховою», «на верху», «на сенех» 5 . Уже при царе Алексее Михайловиче, в 1663 г., последовало возобновление храма, которое состояло не в одном ремонте его, но и в устройстве заново трапезы при нем, каковую работу производил подмастерье каменных дел Никита Тарутин 6 . В 1660 году Станислав Лопуцкий написал «царское место» в соборе 7 . В 1670 г. площадка, находившаяся между царскими теремными покоями и церковью Спаса Нерукотворенного образа, была украшена медною вызолоченою решеткою, запиравшею вход с лестницы, которая вела в терема с постельничьего крыльца 8 , отчего и церковь стала называться еще «что за золотою решеткою» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Путин: Уверен, что нынешний Собор вызовет широкий общественный резонанс В Москве открывается Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29.11.2017 848 Время на чтение 9 минут Сегодня в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве начинает работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества и интронизации Патриарха Тихона, которая состоялась 4 декабря 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля. К началу Собора в Храм Христа Спасителя из Донского ставропигиального мужского монастыря были принесены честные мощи святителя Тихона, Патриарха Московского. Начало заседаний предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя, которую совершили ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев и московское духовенство. За Литургией молились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и прибывшие на Архиерейский Собор иерархи. До начала богослужения в центре Храма Христа Спасителя была установлена новая рака для честных мощей святителя Тихона, созданная к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, рака была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Большом соборе Донского монастыря. По окончании Литургии состоялась встреча честных мощей святителя Тихона, которые были принесены в Храм Христа Спасителя из Донского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с честными мощами святителя Тихона. Первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве Митрополит Истринский Арсений, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Подольский Тихон и Бронницкий Парамон внесли гроб с честными мощами в Храм Христа Спасителя и вложили его в раку.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Наш долг - бережно хранить память о владыке Предстоятель Русской Церкви совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) 18.10.2016 593 Время на чтение 5 минут 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) на Бромптонском кладбище, сообщает Патриархия.ru. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сурожский Елисей, викарий Сурожской епархии архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: « Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинг рад, и вместе с приснопамятным покойным владыкой митрополитом Никодимом совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ Объединение епархий, возглавляемое митрополитом и обладающее ограниченной внутренней самостоятельностью. Со времени образования Экзархатов и вскоре затем Патриархатов посредствующей ступенью их территориального деления между высшей властью Поместной Церкви и епархией были митрополии , к-рые ранее, до образования экзархатов, обладали автокефалией. Русская Церковь изначально представляла собой одну из митрополий К-польского Патриархата, но и став церковью автокефальной (в 1448), а затем получив статус Патриархата (в 1589), она не была разделена на митрополии или М. о., так что каждый правящий архиерей, какой бы титул - епископа, архиепископа или митрополита (с 1589) - он ни носил, находился в прямой юрисдикции патриарха. Вопрос о наделении митрополитов юрисдикционными полномочиями по отношению к другим епископам и соответственно об образовании М. о. ставился вост. патриархами на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. и царем Феодором Алексеевичем на Соборе 1682 г., но в обоих случаях эти предложения были отклонены. Русские архиереи подали челобитную царю Феодору, умоляя его не делать архиепископов и епископов подвластными митрополитам. Единственным следствием предложения царя Феодора явилось незначительное увеличение числа епархий. В февр. 1916 г. комиссия при Святейшем Синоде под председательством митрополита Московского свт. Макария (Невского) внесла на рассмотрение Синода проект об образовании в составе Российской Церкви 7 М. о. с центрами в Петрограде, Москве, Киеве, Вильне, Казани, Тобольске и Иркутске. Никаких решений по этой теме Святейшим Синодом принято не было. Поместный Собор 1917-1918 гг. на 3-й сессии вернулся к рассмотрению вопроса о церковных округах во главе с митрополитами и принял соответствующее определение, согласно к-рому установление их числа и распределение по ним епархий поручалось высшим органам церковного управления. Сложившиеся тогда обстоятельства, сопряженные с гражданской войной, изменением гос. границ и гонениями на Церковь, не позволили осуществить это постановление.

http://pravenc.ru/text/2563396.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 17 октября 2016 г. 21:01 17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения  митрополита Сурожского Антония (Блума)  на Бромптонском кладбище. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Сурожский Елисей , викарий  Сурожской епархии   архиепископ Керченский Анатолий ,  архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Богородский Антоний ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан ,  епископ Скопинский и Шацкий Матфей , многочисленные священнослужители, прихожане. Пел хор духовенства  Санкт-Петербургской митрополии . В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию. Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним. Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой  митрополитом Никодимом  совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.

http://patriarchia.ru/db/text/4643956.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010