Архив Пн В праздник Собора Вологодских святых состоялось перенесение мощей праведного Александра Баданина в Лазаревский храм г. Вологды 26 июня 2023 г. 15:24 25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Вологодских святых, в Вологде состоялось торжественное перенесение мощей праведного Александра Вологодского (Баданина) из Софийского кафедрального собора в Лазаревский храм. Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан — потомок праведного Александра, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , при котором в 2000 году было совершено прославление праведного Александра в лике местночтимых святых, епископ Железногорский и Льговский Паисий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , сонм духовенства Вологодской епархии , а также Московской , Ярославской , Мурманской епархий. Богослужебные песнопения исполняли архиерейский хор Вологодского кафедрального собора под управлением А.П. Бурдиной и сводный хор Вологодской духовной семинарии под управлением С.В. Гладковой. За богослужением молились настоятельница Горне-Успенского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители и настоятельница Горицкого Воскресенского монастыря села Горицы игумения Тавифа (Федорова). В храме также присутствовали: заместители губернатора Вологодской области Л.В. Каманина и Е.А. Богомазов, мэр Вологды С.А. Воропанов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Ю.В. Шахбазов, начальник Вологодского института права и экономики ФСИН России Е.Л. Харьковский. Во время богослужения были вознесены особые прошения о российском воинстве и о мире; владыка Савва вознес молитву о Святой Руси. Иеромонах Ферапонт, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого монастыря, обратился к собравшимся с проповедью. Богослужение прошло при большом стечении народа.

http://patriarchia.ru/db/text/6038360.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Александрийский Феодор в гостях у Кронштадтского Батюшки Прошла неделя после визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда 15.12.2017 966 Время на чтение 9 минут Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...» Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви. О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского. Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного. Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С теми, кто есть, сделай, что можешь!» 16.02.2011 410 Время на чтение 31 минут Поздравляя читателей с прошедшими праздниками Рождества Христова и Богоявления, хотелось бы отметить основные особенности церковного пения в главных церквях нашего города в эти праздничные дни: это Богоявленский собор в Елохове и, конечно, Храм Христа Спасителя. В этих храмах я сравнивал самое главное, что ценно именно для меня, это хоровое богослужебное пение, которое там сейчас присутствует. Я посетил в эти дни и храм Всех Скорбящих Радость (правильнее сказать, Преображен-скую церковь с чтимой иконой Всех Скорбящих Радость), там теперь кафедра Председа-теля Отдела внешних церковных связей. И на клиросе там сейчас большой творческий коллектив - больше даже, чем в Храме Христа Спасителя (кстати говоря, вроде бы и со-держится он намного лучше). Что же можно отметить? Пение в этом храме намного, я бы сказал, качественнее, чем пе-ние в Храме Христа Спасителя! Почему? Видимо, потому, опять же, что на клиросе боль-ше народу, что лучше это пение благодарится, ну, и, кроме того, конечно, потому, что Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) является музыкально образованным человеком. Мы все знаем, что его произведения исполняются в Большом зале консерватории с хором, оркестром и солистами, и подается все это всегда профессиональном плане. Но, несмотря на все это, очень скудно представляется самое главное. Что же для меня яв-ляется главным? Конечно, репертуар. Самое лучшее исполнение, на мой взгляд, конечно, на Ордынке, в Преображенском храме. Самый лучший подбор произведений - в Елохове, в Богоявленском соборе, потому что там строго держатся старых репертуарных правил, что очень важно. И, конечно, самое слабое впечатление у меня лично сложилось от пения в Храме Христа Спасителя. Не по-тому, что я там когда-то был первым регентом и организатором Патриаршего хора, не по-тому, что я кого-то ревную к своему прежнему месту, нет! Регент И. Толкачев делает, на мой взгляд, то, что он способен делать с тем составом певцов, которым он располагает. «С теми, кто есть, сделай, что можешь!» - выразил бы я такими словами общий наш, так ска-зать, регентский закон. Так вот, с теми, кто у него есть, он и делает то, что может... Но тут еще важно отметить, что у него нет ни московского навыка репертуара, ни его правильно-го понимания в толковании фразы, ни «накатанности» тех произведений, которые должны быть исполняемы за богослужением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

И. Н. делает попытку коренным образом пересмотреть учение об антихристе , предлагая свою интерпретацию текстов из Книги прор. Даниила о последней в истории человечества «седьмине» и о прекращении перед концом мира «жертвы и приношения» (Дан 9. 27; 12. 11), а также выдержек из Откровения Иоанна Богослова и Евангелия от Луки. И. Н. отнес время прекращения «жертвы и приношения» (богослужения) к 1666-1667 гг., когда на Большом Московском Соборе были анафематствованы старообрядцы - противники богослужебной реформы в Русской Церкви. Исходя из этого положения, И. Н. обрушился с критикой на беглопоповцев - буд. часовенных, к-рые до 1840 г. принимали священников из правосл. Церкви, не перекрещивая их. И. Н. отверг традиц. представление о проповеди пророков Илии и Еноха перед приходом антихриста, поскольку в соответствии с традиц. толкованием их проповедь должна прозвучать «до скончания жертвоприношения», в то время как, по мнению И. Н., совершение Евхаристии прекратилось ок. 300 лет назад. Писатель делает вывод: «Толкования о пришествии Еноха и Илии остаются попусту, нет того ничего на самом деле, а только притча для закрытия тайн с издревле была». И. Н. предлагает «обратиться к историям», чтобы проверить, насколько точно исполняются пророчества о кончине мира. Он приводит предсказание из Откровения о попрании Иерусалима в течение 42 месяцев (Откр 11. 2) и слова из Евангелия от Луки о том, что Иерусалим будет «попираться» язычниками, пока не окончится их время (Лк 21. 20-25). Енисейский книжник пишет, что Иерусалим стал «попираться» язычниками через неск. десятков лет после Вознесения, а «времена язык скончались» в 1947 г., после решения ООН о создании евр. гос-ва. Т. о., «языки» «попирали» Иерусалим ок. 1900 лет, а не 42 месяца. Проповедь Божиих посланцев в течение 1260 дней перед воцарением антихриста, о к-рой говорится в Откровении (Откр 11. 3-8), И. Н. понимал как распространение Евангелия в мире. И подобно тому как реальный срок наказания Иерусалима не совпадает с указанным в Свящ. Писании, так и проповедь Евангелия продолжалась, по мнению И. Н., не 1260 дней, а 1600 лет - до 1666 г. И. Н. также оспорил традиц. мнение о том, что антихрист произойдет из колена Данова. В результате И. Н. пришел к выводу, что для «жидовского царя-антихриста» исторического времени не осталось.

http://pravenc.ru/text/674862.html

Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родом москвич, из духовного звания. По окончании курса Московской Духовной Семинарии он вступил в супружество и определился диаконом к церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, отец Алексий задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а воспитав его, уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, каковое тот получил в Высшем техническом училище. Последнее место службы старца [в Москве] было в Большом Успенском соборе, куда он попал пресвитером за выдающийся голос (бас). Древняя святыня Кремля имела подготовительное значение к принятию отцом Алексием монашества. Об этом сам старец говорил так: Войдешь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватит тебя... Всюду тишина. Москва еще спит... В таинственном полумраке храма перед тобой встает вся история России... Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей Московских – защитников Отечества и столпов Православия... И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад ее, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир. Как только сын кончил курс, отец Алексий бросил Москву и поспешил определиться в обитель. Его желанием было найти уединенный монастырь, куда бы не проникала житейская молва и где бы иноки действительно спасались в трудах, простоте и молитве. Таким святым уголком считался в то время скит Святого Параклита 1 . Сюда наш старец и направил свои стопы. По дороге он заехал в Свято-Троицкую Лавру, чтобы испросить благословения у тогдашнего наместника архимандрита Павла. Последний, однако, вместо Параклита предложил ему Зосимову пустынь 2 . Приняв сие за указание Божие, отец Алексий и поступил в означенную обитель. Первые годы жизни он проводил здесь как новоначальный: пел в церкви, ходил на трапезу, занимался с братией по Закону Божию, исполнял чреду служения и среди иеромонахов считался некоторое время последним. Иной раз приходилось ему получать даже замечания от невыдержанных иноков, особенно от регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Литературная деятельность митрополита Киевского Владимира 56 В феврале 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир. После получения известия об этом на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 годов состоялось специальное заседание, посвященное памяти мученически скончавшегося архипастыря. Заседание прошло под председательством Святейшего Патриарха Тихона в присутствии членов Собора, при большом стечении народа. Святейший Патриарх Тихон соборне совершил панихиду по убиенному митрополиту при общем пении всех присутствовавших. Затем с речами и воспоминаниями выступили те, кто близко знал митрополита Владимира, – Святейший Патриарх Тихон, митрополит Новгородский Арсений, епископ Черниговский Пахомий и другие. Среди выступлений было и нижеследующее сообщение А. Сагарды 57 о богословских грудах Высокопреосвященного Владимира, не утративших значения доныне, – более того, как бы написанных сегодня и отвечающих на многие современные запросы церковной и общественной жизни. 24 апреля 1915 года в Совете Московской Духовной Академии рассматривалось представление о присуждении митрополиту Петроградскому Владимиру степени доктора богословия во внимание к его научным трудам. Представление исходило от группы профессоров – членов Совета, под ним стояли подписи М.Д. Муретова , А.П. Шостьина , А.И. Алмазова , С.С. Глаголева , С.И. Соболевского, Д.И. Введенского , священников-профессоров Д. В. Рождественского , В.Н. Страхова, И.В. Гумилевского и П.А. Флоренского. Оно заключало в себе авторитетную оценку литературной деятельности митрополита Владимира за период времени около сорока лет. Здесь мы, между прочим, читаем: «Среди многосложных обязанностей и дел Московского Первосвятителя митрополит Владимир находит время и возможность заниматься богословскими вопросами, и именно теми, которые, будучи по существу вечными, особенно настойчиво требовали своего обсуждения в данный момент и для обсуждения которых Владыка находил наиболее подходящую и нужную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 1552), мч. (пам. 24 марта, 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Рассказ о его мучении содержится в грамоте Казанского митр. сщмч. Ермогена (впосл. патриарх Московский и всея Руси), отправленной 9 янв. 1592 г. патриарху Московскому и всея Руси св. Иову . Митрополит сообщал, что слышал в Казани «в повестях от достоверных человек» следующую историю. П. был крещеным татарином и жил при дворе московского наместника - хана Шаха-Али. Во время татар. бунта хан бежал в Свияжск, но мн. люди из его свиты и правосл. жители не успели покинуть город. Татары начали их бить и, опознав в толпе П., передали его родным. В своем доме П. исповедал правосл. веру и предложил родственникам принять св. крещение. После долгих уговоров и запугиваний П. забили насмерть. Во время мучений он громко кричал: «Христианинъ есмь!». По словам митр. Ермогена, мученика похоронили «на месте, идеже ныне стоит храм святаго Воскресения на житном торгу» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868). Обращаясь к патриарху Иову, митрополит просил разрешение на почитание мучеников Иоанна I , П. и Стефана , т. к. «в большом синодике, иже чтется в неделю православия, до дне сего не написаны и память их вечная не поется и в синодиках литейном, повсядневном не написаны жъ». 3 февр. того же года последовал указ патриарха, предписывавший митрополиту «учинить панихиду по своему произволению, в которые поры их страдание было, и в болшой синодик, что чтется в неделю православия и в литейной и повсядневной велеть написать». Исполняя указ, митр. Ермоген благословил совершать поминовение Казанских мучеников следующим порядком: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их в синодиках и поминати... на литиях и на обеднях. А вечная память, которую пети мученикам в неделю православия, еще патриархом не уложено, и до патриархова указа...

http://pravenc.ru/text/2580248.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010