Мониторинг СМИ Богозаповеданное сближение Богослужение Патриарха Алексия II в соборе Парижской Богоматери — этапный шаг к сближению Русской Православной и Католической Церквей 16.10.2007 10:48 Собор Парижской Богоматери — один из самых знаменитых католических храмов. Именно храмов. Для нас это еще не вполне привычно, но в Европе любой собор, каким бы древним он ни был, какую бы историческую ценность ни представлял и какое бы количество туристов с фотоаппаратами ни привлекал, — это в первую очередь действующий храм, где проводятся мессы, звучат проповеди и куда воскресным утром, в праздники или просто так, идут прихожане. Причем собор Парижской Богоматери — действительно великий храм. И никакие толпы туристов с фотоаппаратами не могут помешать величественным звукам органа, уходящим вверх, к сводам храма, и оттуда с силой и мощью обрушивающимся вниз, торжественному шествию процессии предстоятеля, идущей будто бы из какой-то другой пространственной реальности, с этим самым «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и наконец, с той пронзительной силой, которую обретает голос обычной женщины, поющей псалом. Застывшая в камне сила веры далеких эпох вырывается наружу, и горе случайно замешкавшемуся туристу: залитое слезами лицо — меньшее, чем он может отделаться. Историческое событие Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II в Страсбург на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы и в Париж по приглашению католических епископов Франции был запланирован давно. Все, собственно, и прошло по плану: речь в ПАСЕ, посещение собора Парижской Богоматери, встреча с президентом Франции Николя Саркози и с православными епископами в Париже, молебен в парижском православном храме Трех Святителей при ожидаемо большом скоплении народа и посещение русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа. Формально никаких сенсаций — ни встречи с папой, о которой много говорили перед визитом, никаких скандалов в ПАСЕ, никаких радикальных заявлений. Однако само по себе появление предстоятеля Русской православной церкви, выступающего в цитадели прогрессивной общественности перед делегатами ПАСЕ, говорящего там о вере, свободе, достоинстве человека, обретаемом в Боге, о трагическом разрыве прав человека и нравственности, — это все же сенсация. Что же до кадров из собора Парижской Богоматери, где патриарх в окружении католических епископов (архиепископа парижского Андре Вэн-Труа и священнослужителей возглавляемой им епархии) поклоняется Терновому венцу и проводит православный молебен — это даже не сенсация, это полномасштабное историческое событие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1472 году по распоряжению князя Московского Ивана III на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади (Мясницкая, 2) в память об успешном походе на Великий Новгород возводят деревянную церковь Успения на Бору. Чуть позже в храм определили чудотворный образ Гребневской Богоматери, который был была в Успенском Соборе Кремля. Образ известен еще со времен Дмитрия Донского, как гласит поверье, после победы над Мамаем в 1380 г. князю Дмитрию вручили эту икону жители городка Гребня, который находился на р. Чири. По другой версии создания Гребневская церкви отмечается, что Иван III построил только деревянный храм, а каменный - его сын Василий III, поэтому не стоит исключать, что архитектором церкви мог быть и архитектор Алевиз Фрязин. Однако существует и другое мнение, сторонники которой уверены, что сам храм появился каменным только при Василии III (1514-1520 гг.), из-за иконы Гребневской иконы, которую перенесли из Кремля. А что касается успешного похода Ивана III, то здесь возвели другую церковь во имя св. архидиакона Евпла. Первое упоминание юго-восточного придела Димитрия Солунского датируется 1585 годом. Сам придел венчала восьмигранная шатровая колокольня конца XVI века, также здесь находился приход, однако после 1812 г. не возобновлялся, был освящен в 1923 году. Еще один придел во имя святителя Иоанна Нового Белградского устроен в 1634-м, а через год в честь именин сына царя Михаила Федоровича, Ивана Михайловича. Стоит отметить, что с XVI в. до советского времени церковь простояла в почти неизменном виде и являлась одной из древнейших того периода. В 1710-1711 гг. по велению Натальи Алексеевны икону из храма перенесли в Преображенское, а в это время церковь обновили, точнее сказать, почти построили заново. Новый придел был освящен во имя прп. Сергия Радонежского, а чудотворный образ, украшенный драгоценностями царевны, вернули в храм. Обратим внимание на тот факт, что сама икона и по сути храм, наделялись невероятной силой, т.к. смогли уцелеть даже при большом пожаре 1737-го. Спустя тридцать лет в Гребневской церкви был упокоен поэт Василий Тредиаковский, также здесь были похоронены Толстые, Урусовы и Щербатовы.

http://sobory.ru/article/?object=34824

О. Ю. Тарасов Очерки иконного дела в императорской Росиии Содержание Предисловие Глава 1. Икона и «мир» I. Почитание образа: святое в повседневном Бремя количества Подробности ритуала Чудо II. Спор о знаках – спор о вере Амбивалентность символов Сложности переименования: трактат о новом благочестии III. В безблагодатном миру Под тенью антихриста Сакрализация иконописца Народное богословие Глава 2. История ремесла I. Мастер Общее и особенное Структура промысла Быт II. Офени III. Правила, предписанные сверху IV. От стоглава – к Николаю III Религиозное возрождение начала ХХ века Икона и печатная машина Иконописный подлинник Учебные мастерские: модель «просвещенного» иконописца Глава 3. Икона и народная культура I. Восточное и западное Лик и лицо Пейзаж Слово, эмблема, геральдика Икона-портрет II. Остановленное средневековье Скрытый монтаж Самоосознание опыта иконописания: миф и мистификация III. Икона и народная картинка Эстетика чувства Дух религиозной традиции Проекция знаков: икона – лубок – авангард Таблицы Принятые сокращения Приложение Альбомы и каталоги Литература Указатель имен Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте Цветные таблицы     Предисловие Предлагаемая читателю книга представляет собой ранее не предпринимавшуюся попытку историко-культурного исследования иконного дела в императорской России в его тесной связи с новым и старым типами благочестия, возникшими после раскола русской церкви в середине XVII в. Развиваясь преимущественно на уровне низовой, народно-ремесленной культуры, одна часть этого иконного дела представляла собой синодальную православную иконопись: она была связана с официальной церковью, которая жила по тому новому обряду, который был утвержден на Большом Московском соборе 1666–1667 гг.; другая часть – это старообрядческое иконописание, связанное с неофициальной религиозной культурой старообрядчества и предполагавшее как полулегальное изготовление икон, так и полулегальное их распространение. Однако два слова, входящие в заглавие книги, – «икона» и «благочестие» – не только определяют ее главный сюжет, но и подразумевают множественность ее задач и целей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Павел, митрополит Сибирский и Тобольский С 1663 года – настоятель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в сане архимандрита. В 1667 году принимал участие в Соборе, осудившем патриарха Никона . С мая 1671 года – архимандрит, настоятель Московского Симонова монастыря. С 15 сентября 1674 года – архимандрит, настоятель Чудова монастыря в Москве. 21 июля 1678 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Скончался 4 февраля 1692 года от апоплексического удара по дороге в Москву, недалеко от города Соликамска (Пермской губернии). Погребен в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Состояние края ко времени вступления митрополита Павла в управление митрополией было крайне печально: нравственная распущенность паствы, нестроения среди духовенства, шаткость Православия, распространение раскольнических сект. В борьбе с этими нестроениями началась деятельность митрополита Павла. Главной задачей он считал улучшение состояния духовенства. Несмотря на всю строгость и требовательность митрополита Павла в делах веры, принимаемые им меры мало приносили пользы: нестроения среди духовенства увеличивались и способствовали другому злу – распространению раскола. Опровержение раскольничьих учений и прекращение расколов в Сибири – вторая цель деятельности митрополита Павла. Но характер миссионерской деятельности митрополита был чрезвычайно гуманным и часто не находил отклика среди его подчиненных. И наконец, третьей целью его деятельности было распространение Православия среди инородцев. Если проследить всю деятельность митрополита Павла, взглянуть на ее результаты для Сибири, едва ли можно сделать заключение о большом ее успехе. Зло слишком глубоко укоренилось, чтобы быть прекращенным одним человеком и с помощью тех средств, которые тогда употреблялись. Труды: Наставление об обращении сибирских народов-язычников в христианство//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841 – 1842. – Т. 5, 69. – С. 101–102. Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Ермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г 30 марта 2012 г. 15:45 Канонизация Патриарха Гермогена Святейший Синод начал изучать вопрос о канонизации Патриарха Гермогена накануне празднования 300-летия со дня его кончины. В 1912 году отмечали память Патриарха Гермогена в связи с 300-летием со дня его кончины. Торжества возглавил митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). В торжествах приняла участие великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна. 18 февраля состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей священномученика Ермолая, Введенской на Лубянке. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов монастырь. В подземном храме, который был сооружен на месте предполагаемой темницы Патриарха, был совершен молебен. В 1912 году были опубликованы многочисленные научные и научно-популярные сочинения, посвященные Патриарху Гермогену 1 . Начало процессу канонизации положило ходатайство православных жителей Москвы к Святейшему Синоду о причислении Патриарха Гермогена к лику святых. Православные люди московские, всех званий и состояний, являются по великой милости Божией изо дня в день очевидными свидетелями вразумительных знамений небесного промышления о нашем Отечестве: вот уже несколько лет, с самого начала недавней смуты, для вразумления мятущихся и укрепления колеблющихся, в нашем Большом Успенском соборе, у гробницы Святейшего Ермогена, Патриарха всея России, обильно изливается на недугующих и страждущих благодатный поток поразительных чудотворений; и народ не только со всей Москвы, но из разных концов России, ныне переполняет первопрестольный храм, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого первосвятителя. Недавнее, по благословению Святейшего Синода, всероссийское торжество чествования (17 февраля 1912 года) трехвековой памяти поистине Святейшего изо всех семи наших Патриархов первосвятителя раскрыло пред очами русского народа всё величие его подвигов как спасителя веры и Отечества в годину гибельнейшего лихолетия, всю святость его жизни и мученической смерти, и напомнило всем нам, что древняя Святая Русь глубоко чтила сего «несокрушимого столпа веры и Отечества как нового исповедника», вписывала его имя, как святого, в диптихи церковные и что, наконец, Господь троекратно (в 1654, 1812 и 1883 годах 2 ) свидетельствовал нетление его священных останков.

http://e-vestnik.ru/analytics/kanonizats...

Патриарх Кирилл: Господь не входит в нашу жизнь, чтобы поразить воображение 12 сентября, 2016. Новостная служба С точки зрения современного понимания жизни, и Иоанн Креститель, и сам Господь, и Апостолы — неудачники, но именно их мы прославляем 12 сентября. ПРАВМИР. В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по завершении чина великого освящения Малого собора Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донской обители. В этот день перед началом богослужения из Государственной Третьяковской галереи в обитель была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. На сугубой ектении были прочитаны особые прошения о страждущих недугом винопития. Перед молитвой Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам богослужения. «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Мы сегодня освятили Малый Донской собор, который был заложен ровно 425 лет назад. Мы сегодня прославляем имя Божие, мы вспоминаем чудеса, которые были явлены от образа Царицы Небесной, именуемого Донским, и мы также присовокупляем к этому торжеству воспоминания о Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне, о его мученической кончине. Если вдуматься в то, что нам известно о Пророке, Предтече и Крестителе Господа, то перед нами предстает величественная и трагическая личность. Не так уж много о нем известно, но мы знаем, что Иоанн, который проповедовал покаяние на берегу реки Иордан, был совершенно особым человеком. Первое, что мы читаем в Евангелии от Марка, — это то, что Иоанн был гласом вопиющего в пустыне: уготовайте пути Господу (см. Мк. 1:3). Неся людям слово о смысле покаяния и совершая омовение от грехов в водах иорданских, Иоанн говорил, что после него грядет Некто, Кто спасет народ Израилев и весь мир. А затем мы узнаем о Пророке уже со слов Самого Спасителя, Который называет его «другом жениха» (см. Ин. 3:29).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-gospod...

поиск:   разделы   рассылка День милосердной владычицы Источник: Ежедневные новости-Подмосковье (Москва) Многие наши читатели просят подробнее рассказать о тех исторических событиях, которые явились основанием для праздника 4 ноября в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставшей Покровительницей всей Русской державы в страшный период смуты. Начался период смуты убийством наследника престола -царевича Дмитрия. Патриархальная и глубоко религиозная Русь начала семнадцатого века вопрос о том, кто на законных основаниях будет управлять страной, считала одним из наиважнейших. Прекращение династии Рюриковичей, семь столетий правивших государством, внесло в жизнь России смуту и разделение. Тяжелой политической ситуацией, по сути, кризисом государственности, – не замедлили воспользоваться недруги Руси. Тяжелые годы переживала в то время Россия: народ не мог представить, что Господь попустил убийство наследника престола, враги Руси распространяли слухи, что царевич Дмитрий чудом спасся, и вскоре, в 1603 г., в Польше объявился первый самозванец, именовавший себя " Царевичем Димитрием " . В 1604 году самозванец во главе небольшой армии, состоявшей из польской шляхты и казаков, вторгся в пределы Русского Царства. Многие тогда в России поверили в то, что царевич Димитрий действительно жив и идет занять по праву принадлежащий ему трон. На сторону самозванца стали переходить казаки, поддержку ему оказало население южнорусских городов. В 1605 году умер царь Борис Годунов, принявший бразды правления страной в результате выборов – дела, ранее на Руси небывалого. После его довольно странной и внезапной смерти (отравили?) на сторону самозванца перешло войско, и он занял Москву. Вместе с Лжедимитрием вошли в Первопрестольную и польские отряды. При этом был убит объявленный Царем шестнадцатилетний Феодор – сын Бориса Годунова. Но самозванцу смело противостал первый русский Патриарх Иов. Он отказался признать в нем законного Царя и предал самозванца анафеме. Приспешники самозванца, прямо во время Литургии в Успенском соборе Московского Кремля при большом стечении народа, сорвали с Патриарха Иова святительские облачения и надели на него черные одежды простого монаха. Печальника Российской земли, непоколебимого старца Иова заточили в Успенском монастыре в Старице, в котором он когда-то был игуменом.

http://religare.ru/2_22769.html

Предисловие Но время обозрения церквей г. Старицы, настоятелем Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви священником Михаилом Казанским, 19 июня 1904 г., была вручена мне рукопись в (переплете), под заглавием: «История о Иове, патриархе Московском и всея России». Священник же Казанский, как видно из надписи на заглавном листе, рукопись эту получил «на память от (преданной) прихожанки Евдокии Нилус... 1902 г. августа 10 дня». Рукопись написана, вероятно, в начале 19 столетия; она в четверть листа, листов в ней 23 с полулистом. По библиографическим исследованиям оказывается, что «История о первом патриархе Московском Иове» довольно известна по указаниям С.М. Соловьева («История России», том VIII, примечание 42 и заключение 1-й главы) и в особенности Московского митрополита Макария («История русской церкви», том X, примеч. 34 и следующие). Преосвященный Макарий дал общую характеристику этого памятника и не раз пользовался его показаниями 1 . Рукопись, принадлежащая старицкому священнику Мих. Казанскому, 18 августа сего 1904 r., в заседании Комиссии Тверского Церковно-Археологического Комитета, в присутствии моем, была сверена с напечатанною в XIII томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссиею (С.-Петербург, 1892 года, 928–950 стр.), членами Комитета, священниками Николаем Сердобольским и Александром Петропавловским, и обе они оказались почти во всем своем составе сходны. В рукописи (л. 3) патриарх назван Германом, вместо Гермогена; на листе 11 напечатано «на Туле», а в рукописи «на Туше» (стал самозванец); на том же листе в рукописи не упомянуто имя царицы, а в печатном имя царицы – Мария (супруга Бориса Годунова). Во 2-м чуде в рукописи не упомянуто имя исцеленной при гробе Иова девицы, а в печатном она поименована Иулитою, Харитоновою дочерью; в третьем чуде в рукописи упомянуто имя женщины, получившей исцеление, а в печатном, кроме отчества, она названаТарасовою дочерью. В рукописи опущено перечисление чудес (чудо первое, второе...), а в печатном – пред описанием каждого чуда говорится: «чюдо первое Иова патриарха»... «чюдо второе»... Всех чудес описано четыре. Как печатная повесть о патриархе Иове, так и рукописная заканчиваются словами: «А честные его мощи положены в соборной церкви (в Большом Московском Успенском соборе) подле Иоасафа патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Зосима (Трубачев)   С вященномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году – Московскую духовную академию.  Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера, большого почитателя иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому он нередко обращался за советами.  Душевные качества Зосимы, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Тихон рукоположил его во священника.  Первым местом служения отца Зосимы стал Богородице-Рождественский храм в большом селе Подосиновец в Вологодской епархии, где за несколько месяцев до его приезда претерпел мученическую кончину настоятель храма протоиерей Николай Подьяков. Уроженец Вологодской губернии, отец Зосима хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого они ткали полотно и шили одежду. В Подосиновце он целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Из милосердия он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочь утонувшего помора. На Рождество в доме священника устраивалась ёлка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. На праздник Богоявления водосвятие совершалось на реке Юг. 

http://fond.ru/kalendar/227/zosima/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010