На горе Сионе, около Неби-Дауд, расположены христианские кладбища: православное, латинское, армянское, американское и др. Наше православное находится в ужасном запустении и выглядывает очень грустно, особенно если посравнить его с соседними. Распоряжается православным кладбищем греческий патриарх и, конечно, степень благоустройства вполне зависит от него. Кучи камней, беспорядочно разбросанные на кладбище, усугубляют еще более безотрадную картину. И это Сион! Он выключен вне города и отдан под могилы! Не исполняется ли пророчество, что Сион будет вспахан, как поле ( Иер. 26: 18 ; Мих. 3: 12 ). А прежде, когда иудейское царство было самостоятельно, как велико было значение горы Сиона! Пророки ее называли «радостью всей земли», Божиим пребыванием, избранницею Господнею. Самое высшее благословение того времени, если сказать: благословит тебя Господь от Сиона!.. И вдруг такое запустение! Но и в Новом Завете гора Сион не утратила своего значения для нового Израиля, то есть, христиан. Здесь была та горница, где совершена была самим Иисусом Христом первая евхаристия и здесь же был дом Иоанна Богослова, в котором проживала Божи Матерь. После смерти и воскресения Иисуса Христа, Его ученики, по преданию, пребывали главным образом на Сионе. Здесь им являлся Господь, и здесь же, по Его заповеди, они дожидались обетования свыше. В этой горнице произошло великое явление Святого Духа в виде огненных языков и были произнесены речи на разных языках о великих делах Божиих. Таким образом из Сиона стала распространяться проповедь о воскресении Спасителя. «От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима», – предсказывали пророки. Но теперь настало время покланяться Отцу не на горе сей и не в Иерусалиме, как сказал Христос самарянке, а – в духе и истине. Теперь мы приступили, объясняет апостол, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов. Теперь гора Божия есть вышний Иерусалим – матерь всем нам ( Гал. 4: 26 ,). Отныне нам надо возводить очи наши к той горе, к тому вышнему небесному Сиону, откуда придет обещанная помощь Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Палестинское Общество имеет следующий знак для своих членов: Золотой крест. На нем щит, на белом поле которого золотая монограмма имени Христа между буквами Альфа и Омега. Кругом щита, на черной ленте слова пророка Исаии (62: 1): «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Другая надпись на обратной стороне щита, на белом поле: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» ( Пс. 127: 6 ). Вот притча! скажем и значение ее ( Дан. 2: 36 ). Щит, это – Церковь , Иерусалим. Основание Церкви – крест. Две стороны щита – две стороны Церкви. Займемся сперва переднею видимою стороною щита. Белое поле с золотыми буквами, окруженное черною лентою, это – настоящая видимая сторона Церкви, основатель которой, Иисус Христос, как солнце в мире, сияет в ней Своим именем (Христос), пред Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил. 2: 10 ). Как человек, собирая мертвые буквы в одно целое, составляет из них живое слово, так Дух Святый, собирая смертных людей, составляет из них одно живое тело, которого Голова-Начальник есть Иисус Христос ( Еф. 1: 22,23; 2: 22; 4: 15, 16 ). В Нем, в Истинном Слове Божием, черпают свою силу, премудрость и славу двадцать четыре апокалипсические старца, окружающие Его в белых одеяниях с золотыми венцами, как 24 буквы греческого алфавита от Альфы до Омеги (Αпок. 1: 10; 4: 4; 5: 8, 12). Ho эта светлая часть воинствующей Церкви имеет и темную полосу зла: весь мир лежит во зле ( 1Иоан. 5: 19 ). Белое воинство Христа (Αпοк. 19: 14) борется с этим черным злом. Каждый из них, неся крест терпения Христова и укрываясь щитом веры, исповедуемой Церковью , до конца ( Мт. 24: 13 ) стоит на поле брани. «Не умолкну, взывает он, ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62: 1 ). Другая, совсем белая сторона знака, сокрытая от взоров людей, говорит нам о сокрытом сокровище Царствия Небесного ( Мт. 13: 44 ). О, воин Христов! не бойся принять этот крест: по ту сторону его тебя ожидает вечное блаженство. Твоя непобедимая вера ( 1Иоанна 5: 4 ) ведет тебя к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судия всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12: 22–24 ). Там благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима ( Пс. 127: 6 ). Эти две стороны Единой Церкви Христос соединяет Своим крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2: 16 ). Своею кровию, пролитою на сем кресте, Он примиряет земное с небесным, человека с Богом ( Еф. 1: 10; 2: 16 ; Кол. 1: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 49 Господь – Судия всей земли. Он обличает не за недостатки жертв, а за пороки сердца: Он требует и принимает «жертву хвалы». Псалом Асафу. Составитель сего псалма и псалмопевец «Асаф был одним из тех левитов, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем Ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему». – Асаф был братом Эмана, также знаменитого певца, и стоял по правую сторону его ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19 ). Тот и другой не только пели, но и «играли громко на медных кимвалах». Псалмы Асафа признавал пророческими, сам царь Езекия ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19;16:4–5;37 ; 2Пар.29:30 ; Неем.12:46 ). 1–4. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Исповедуя Бога судией всей земли, Асаф представляет величественную картину самого суда Божия. – Бог богов Господь глагола. Язычники признавали многих богов; они называли такие стихии, предметы природы, животных и пр.: но единый истинный Бог Иегова есть Творец и Повелитель всех стихий и Владыка над всякою тварью. Так, Он, как истинный Бог, являлся именно Богом над языческими или мнимыми богами некогда в Египте, так является и теперь (ст. 3, 4, 10). – И призва землю, от восток солнца до запад. Как Судия, Он призвал на суд землю, т. е. народ, населяющей Его землю, и – всю, от востока до запада. – От Сиона благолепие красоты Его: Господь, как Судия всей земли, является на суд с Сиона, где благолепие красоты Его, т. е. великолепный Его храм, украшающий самую вершину Сиона. – Бог явно приидет и не премолчит: Он явится на суд над своим народом не скрытно, как бы смущаясь кого-либо, а явно, точнее – торжественно пред всеми, ибо – Он и Судия над всеми. Огнь пред Ним возгорится и окрест Ею буря зелна: как Судия грозный, – обличающей и карающей, – Господь явится на суд в грозовом облаке, как бы на колеснице ( Ис.19:1 ) – отсюда возгорится огнь разительных молний, а вокруг Него, собственно около этой огненной колесницы Его, будет весьма сильная буря, быстро несущая эту колесницу. – Так он призовет свыше – с высоты своего престола – небо и землю, т. е. повелит стихиям неба и земли судить народ свой, иначе – быть свидетелями суда и исполнителями казни над осужденными. Так явится Господь теперь грозным Судией, как прежде – на Синае – Он, собрав весь народ к подошве этой горы, как бы к подножию Своего престола, являлся равно грозным Законодателем. Теперь по этому самому закону Он и будет судить свой народ (ст. 16–20, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сион, избавленный Богом, будет красоваться как невеста (ст.18), потому что его улицы и площади, прежде пустые, его дома, прежде рассыпанные в развалины, и его стены, падшие при неприятельской осаде, будут обстроены, восстановлены, ограждены и переполнятся до тесноты обитателями. А «поглощающии его», враги-разорители и опустошители все без остатка, удалятся и более уже не возвратятся. Тогда-то спасенные дети Сиона, совсем было погибшие в узах плена и во мраке окружающего язычества, с громкой радостью воскликнут: «тесно для нас место!» – так их будет много. А Сион, прежде опустошенный, бедствовавший и горевавший, как ограбленная, бездетная и неутешная вдова, с восторженным недоумением воскликнет: «кто мне породил, воспитал и отовсюду собрал сих и стольких детей?» – Но не только Сион, а и «всякая плоть» узнает, что это и такое обновление Сиона и спасение Израиля совершил Господь (ст.26). 22–23. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. (Тако глаголет Господь Господь: се воздвизаю на языки руку Мою и на островы воздвигну знамение Мое, и приведут сыны Твоя в лоне, и дщери твоя на плещах возьмут. И будут царие кормители твои, и княгини их кормилицы твои: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко Аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии Мя). Возвещая и утверждая откровение Божие о спасении и славе спасенных детей обновленного Сиона, Пророк говорит: «Так говорит Господь Господь» или – Господь Бог, Иегова – Бог вечный, Бог завета и обетований, Господь – Вседержитель и Царь мира. А если Он говорит, то все Им сказанное непреложно. Поэтому несомненно исполнится определение и совета Его об Израиле. Вот Он воздвигает руку Свою на языки – простирает власть Свою к народам севера и востока, поднимает знамя к обитателям запада, на островах Средиземного моря: и, под знамя силы Божией, соберутся дети Божии в Сион. А язычники, прежде враждебные, окажут им высокие почести, – послужат им, с любовью и отеческим попечением, подобно тому, как обыкновенно на Востоке детей носят или в лоне – на руках у груди (за пазухой широкой одежды), или на плечах – в мешках и широких плащах (иногда в особо устроенных для этого палатках). Так послужат народу Божьему даже цари и князья, как родные отцы-кормители, а царицы и княгини, как родные матери-кормилицы. Уважая святость души и совершенство достоинств детей Божьих, все будут поклоняться им до лица земли и сам прах ног их не только смывать и отирать, но лизать – целовать, как священный. Так прославятся, а не посрамятся терпящии Господа – с терпением ожидающие от Него свободы временной и вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

133. (1) Песнь восхождения Давида. Вот, как хорошо и как приятно быть братьям вместе! (2) [Это] – как драгоценное масло на голове, стекающее на бороду, бороду Агарона, стекающее на края одежды его, – (3) словно роса Хермона, стекающая на горы Сиона. Ибо там заповедал Бог благословение: жизнь навеки. 134. (1) Песнь восхождения. Вот, благословляйте Бога, все рабы Бога, стоящие в Доме Бога по ночам. (2) Возведите руки ваши в святости и благословите Бога. (3) Благословит тебя с Сиона Бог, сотворивший небо и землю. 135. (1) Славьте Бога! Славьте имя Бога! Славьте, слуги Бога, (2) стоящие в Доме Бога, во дворах Дома Всесильного нашего, (3) славьте Бога, ибо добр Бог! Пойте имени Его, ибо это приятно, (4) ибо Яакова избрал Себе Бог, Израиль – Своим сокровищем. (5) Ибо я познал, что велик Бог, Господь наш, [превыше] всех сил. (6) Все, что пожелает, сделает Бог на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. (7) Поднимает Он облака с края земли, творит молнии при дожде, выводит ветер из хранилищ Своих. (8) Он, Который поразил первенцев Египта, от человека до скота, (9) Который послал знамения и чудесные явления посреди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его, (10) Который поразил народы многие и казнил царей могучих: (11) Сихона, царя эморийского, и Ога, царя Башана, и все государства Кнаана, (12) и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. (13) Бог! Имя Твое вовек. Бог! Память о Тебе из поколения в поколение. (14) Ибо Бог будет вершить правосудие народу Своему и рабов Своих пожалеет. (15) Истуканы народов – серебро и золото, творения рук человеческих. (16) Уста у них неговорящие, глаза у них невидящие, (17) уши у них, но они не слышат, нет также дыхания в устах их. (18) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (19) Дом Израиля, благословите Бога! Дом Агарона, благословите Бога! (20) Дом Леви, благословите Бога! Благоговеющие пред Богом, благословите Бога! (21) Благословен Бог из Сиона, пребывающий в Иерусалиме! Славьте Бога!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

14–15. А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. (Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь). А в то время, как Господь предуготовлял Свою милость миру (ст.13), Сион или Иерусалим, этот священный город Давида, видавший уже столько знамений милости Божией над собой, при временном наказании своем от Бога, малодушествовал и думал, что Бог оставил его, совсем забыл о нем. Но возможно ли это? – По естественному чувству человеколюбия, не возможно, чтобы обыкновенная женщина – мать забыла отроча свое – малютку – сына своего: в порыве гнева своего, она может отвратить от него взор свой, даже оставить его, но не надолго, вскоре она снова помилует изчадие чрева своего, т.е. родное дитя свое (если не приемное, каковое ей не так жаль оставить). Но если иногда, под давлением отчаянной скорби или смертельной болезни, женщина-мать и оставляет детей своих (при лютом голоде, во время осады Иерусалима Титом, матери даже ели детей своих); то Господь никогда не может забыть и оставить Своих детей – народ Израильский, произведенный им от старческих недр благословенного Авраама. 16–17. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. (Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною ecu присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился ecu, и опустошившии тя изыдут из тебе). Милуя и утешая Свой народ (ст.10), Господь с отеческой любовью заботится и о внешнем его благоустройстве. Вот Он уже написал стены Священного Сиона на руках Своих, – как бы держит в Своих Руках свиток, на котором начертан план восстанавливаемых стен подобно тому, как это делает обыкновенный зодчий, приступая к такой работе. Следовательно, Сион скоро снова оградится стенами, которые будут разорены во время плена Вавилонского. И сами опустошители Сиона, враги его, преимущественно Ассирийцы и Вавилоняне, уйдут из него и уже не будут более его разорителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

21. И вот, завет Мой с ними, говорит Господь! Дух мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, не отступят от уст твои, и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и довека. Ст. 20. В известное время придет Искупитель Сиона, – тех из потомков Иакова, которые обратятся от нечестия. Ср. Рим. 11:26 . Вместо – в р.-с. обратившихся, 70 читали: (с conversat.), почему: α ποστρει=и отвратит. Ст. 21. Завет Господа относительно Сиона и потомков Иакова таков: данный Господом дар пророчества ( Числ. 11:17, 25:29 ), слова Его, вложенные в уста народа Его, не отступят от потомства его никогда. Бл. Иерон. этот ст. относит не к Израилю, а к прор. Исаии и его потомству. “Это, говорит он, есть вечный завет евангельский: дух мой, иже есть в тебе, и глаголы мои, яже аз дах во уста твоя, посредством которых ты будешь предсказывать будущее, не отступят От уст твоих, сынов и потомков твоих и семени твоего: так как дар пророков является в апостолах“. Евр. сл. =в р.-с. и от уст потомков потомства твоего, в слав. т., согл. ват. т. и ал. код., оставл. без пер.; но в некот. гр. рукоп. Переведены: α το στματος το σπρματς το σπρματς σου=и от уст семене семене твоего. Глава 60 В 60-й гл. содержится пророчество о прославлении Сиона и вселенском значении его, как места служения Истинному Богу. Бл. Иерон. говорит, что иудеи и хилиасты его времени, называемые им полуиудеями, исполнение этого пророчества относили ко времени предполагаемого ими 1000-летнего царства Мессии после восстановления Иерусалима и храма. Некоторые из современников бл. Иерон. видели в словах этого пророчества обетование внешних вещественных благ иудеям за их веру в Сына Божия, если бы таковая с их стороны воспоследовала. Сам же он относит это пророчество к церкви Христовой, которая, прежде быв собрана из народа иудейского, передала явившийся в ней свет чрез апостолов языкам. В таком же смысле понимал это пророчество св. И. Дамаскин, как это ясно из составленного им пасхального канона 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

3–4. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. (И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме: яко отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя). Если бедствия и потери войны, позор и страдание в рабстве служат свидетельством греховности народа; то избавление от бед и скорбей некоторой части его «остатка» – послужит свидетельством его святости пред Богом. Храня ненарушимо завет с Богом, эти «оставшиеся» составят Его общество и будут обитать в Иерусалиме. Все они будут «записаны в книгу» (подобно тому, как обыкновенно записывали в книгу имена постоянных жителей города), будут известны Царю-Богу и достойны Его памяти. Их образ жизни будет «свят», потому что скверну идолослужения и зазорного поведения женщин и кровь невинных жертв, пролитую злодейскими руками убийц, Господь очистит, когда откроет свой суд над народом, посредством бедственной войны, сопровождающейся всеистребляющим пламенем пожаров (1:24–25,31; 2:10–21). 5. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. (И приидет Господь, и будет все место горы Сиони, и вся яже окрест ея осенит облак во дни, и яко дыма и света огненна горяща в нощи, всею славою покрыется). Суду Божию подлежат гора Сион и весь Иерусалим, с его окрестностями. Бурным ветром воздвигнет Господь грозовое облако; оно разрастется в обширную черную тучу, застелет весь горизонт и день превратится в ночь. Огонь сильной молнии воспламенит здания города, поднимутся густые облака дыма к поднебесью, туча станет еще черней, еще грозней. Настанет ужасная ночь... Среди её непроницаемой тьмы вдруг разольется сильнейшее зарево пожара... Порывистые волны широкого огненного потока очистят всякое место, оскверненное блудом, обагренное убийством (ст.4). Но всякое чистое место – храм Божий, дома и поля «людей праведных» – закроет Господь и защитит от истребительного огня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение. Ст. 1–3. Стремящимся к правде ( Пс. 33:15 ) и ищущим Господа (ib. 5) иудеям, в сознании которых пророчество об отступлении от Господа естественных чад Сиона и разрушении Иерусалима должно было возбудить вопрос о дальнейшей участи Сиона и Иерусалима, обрекавшихся, по-видимому, на вечное запустенье, Господь повелевает вспомнить историю чудесного продолжения рода Еверова от Авраама и Сарры, чрез рождение Исаака в таком возрасте, когда по естественным законам жизни чадорождение невозможно (Вт.18:11–12). Подобно тому, как Авраам и Сарра, не смотря на естественные условия, препятствовавшие рождению от них сына, по особому благословению Божию, стали родоначальниками многочисленного племени и, как таковые, продолжали жить в произшедшем от них потомстве: подобно этому и Сион, не смотря на отступление от Господа естественных чад Сиона, повергавшее его в состояние запустенья и печали, по особому действию Божию, снова оживет и будет иметь жизнь, полную величия и красоты, как рай Господень. В 1 ст. евр. и в ват. и ал. т. поняты в ф. Пиэл, с чем согласен слав. пер. в строке, но в некоторых иных греч. сп., согласно с евр. м. т.. в ф. Пюал, с чем согласен слав. пер. под строкой. Во 2 ст. слова: и возлюбил его не имеют себе соотв. в евр. м. т. В 3 ст. начальные сл. по евр. м. т.: 70 читали: почему: α σε νν παρααλσω=и тебе ныне утешу; евр. м. =в р.-с. и степь его, 70 читали: , – от – вечер, почему: α τ προς υσμς υτς=и яже к западам его. 4. Послушайте мене, людие мои, послушайте, и царие ко мне внушите: яко закон от мене изыдет, и суд мой во свет языком. 5. Приближается скоро правда моя, и изыдет яко свет спасение мое, и на мышцу мою языцы надеятися будут: мене острови ожидати, и на мышцу мою уповати будут. 6. Воздвигните на небо очи вашы, и воззрите на землю долу, понеже небо яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земли якоже сия изомрут. спасение же мое в веке будет и правда моя не оскудеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

49:8). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Павел: « теперь время благоприятное » (2 Кор. 6:2). « Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют » (ст. 15). « Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его », сказано у пророков (Зах. 9:16, ср. Пл. Иер. 4:1). Да и Петр говорит: вы же все « сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое » (1 Петр. 2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим–то камням « рабы Твои возлюбили », конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть принесенными для постройки от всех народов, приняли их с удовольствием. Что касается праха, то можно сказать, что « прахом » нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит пророк выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих название земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит пророк. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскресения, а рабами — святых апостолов, чрез которых спаслись уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа. « И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей » (ст. 16). Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: « убоятся », потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: « идите, научите все народы » (Мф. 28:19). Но убоятся и « все цари земли », притом не какие–нибудь, но « все ». И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать — поставлены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010