И когда сие последнее проникнуто духом святыни Евангельской: тогда оно есть живое подражание Слову Божию; когда же в беседе нет сего духа: тогда она есть оскорбление святого Слова Божия. Христианскую проповедь Св. Павел называет священнодействием благовествования Божия ; но какое это будет священнодействие, когда мы станем проповедовать истины Писания не в наученных Духа Святого, но в наученных человеческих премудрости словесах, когда духовное и святое станем излагать не духовно , а по плоти и по духу мира ? § 206. Слово Божие есть истинно потому, что свято, и свято потому, что истинно, как истинен и верен Сам даровавший оное. Верен Бог , говорит Св. Павел, что слово (проповедь) наше к вам не было то да , то нет! Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет но в Нём было да (ибо все обетования Божии в Нём да, и в Нём аминь); – так как утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас, есть Бог, который и запечатал нас, и положил залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:18–22 ). Как здесь, так и в других местах Богомудрых посланий своих Св. Апостол Павел определяет: а) высочайшую степень достоверности, какую имеет истина Евангельская, b) отрицательный характер истины проповеднической, c) положительный характер. Степень достоверности. Истина Евангельская до того истинна у Апостола Павла, что проповедуя её, он не боится предстать со своею проповедью на суд Самого Бога и сказать: она не была и не есть у меня то да, то нет , она есть единое и всегдашнее да. Не боится предстать на суд собственной совести, которая у истинного Праведника так же строга и правдива, как суд Божий; не опасается изыти на суд пред совестью учеников своих и пред совестью целого мира; наконец он не страшится предать анафеме не только себя, но даже Ангела с небес, если бы сей Ангел стал благовестить что-либо иное, не согласное с истиною Евангелия Христова. Аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8:9 ). Отрицательный характер : когда Апостол рассуждает о свойстве своей проповеди, он свидетельствуется Богом и совестью народной, что в его слове не было и нет, по изъяснению Св.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Как же откровение учит о самом всеобщем и последнем суде? По его изображению, Судьей на сем суде будет никто иной, как Сам Иисус Христос – Сын Божий, ставший и сыном человеческим: так как, по собственным словам Сына Божия, Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови... и область даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть ( Ин.5:22,27 ), почему, Он Сам и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей, и все святые ангелы с Ним ( Мф.25:31–32 ). Кроме того, ап. Петр свидетельствует об Иисусе Христе, что Им повелено было и апостолам проповедовать и свидетельствовать людям, что Он есть, определенный от Бога, судья живых и мертвых ( Деян.10:42 ), что, конечно, и исполнили все апостолы, подобно ап. Павлу, повторившему также, что по определению Божию ( Деян.17:31 ) на судище Христовом ( Рим.14:10 ) будет судить живых и мертвых в явлении Своем и царствии Своем Иисус Христос ( 2Тим.4:1 ). Впрочем, по свидетельству слова Божия, в суде участвовать будут и ангелы, а, также, святые, но, понятно, будут участвовать не, как самостоятельные судьи, а только, как служители Христовы, имеющее выполнять Его, при суде, волю или, как свидетели, производимого Им, праведного суда. Сам Иисус Христос об ангелах учил, что они, по Его повелению, при кончине века, соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес, до края их ( Мф.24:31 ), а, также, соберут из царства Его все соблазны и, делающих беззаконие ( Мф.13:41 ), и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ). Об участи же, в суде, апостолов, Он, в Своем непосредственном обращении к ним, сказал следующее: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по мне, в пакибыте, егда сядет Сын человеческий на престол славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обемонадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). Эту же мысль, только в обобщенном виде, ап. Павел выразил так: не весте ли, яко святии мирови имут судити ( 1Кор.6:2 )? Кто же, спрашивается, на сем суде будут подсудимыми, а, также, с какой целью, и как имеет быть произведен суд?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Мф.11:21 ; Лк.10:13 ). Это означает, что миру, склонному к идолопоклонству и злу ( Откр.9:20–21 ), они провозглашают единого истинного Бога и Его грядущий суд над злом, но они делают это как призыв к покаянию. Поэтому когда обнаруживается, что смерть не опровергает их свидетельства, но подтверждает его истинность ( Откр.11:11–13 ), все видящие это и выжившие в судах и «казнях» каются и признают единого истинного Бога: «прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» ( Откр.11:13 ). Это предложение контрастирует с Откр.9:20–21 . Ведь там, после «казней» шести труб, «прочие люди… не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам… И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» ( Откр.9:20 ). А после землетрясения, сопровождавшего свидетельство Церкви, «прочие» убоялись Бога и покаялись, воздав Ему славу ( Откр.11:13 ). Позитивный и универсальный результат свидетельства двух свидетелей (то есть Церкви) в Откр.11:13 подчеркивается символической арифметикой. В судах ветхозаветных пророков только 1/10 часть ( Исх.6:13 ; Ам.5:3 ), или 7 000 народа ( 3Цар.19:18 ) – те «прочие», тот верный «остаток», который был избавлен от суда и гибели большинства. В характерно тонком использовании аллюзии, Иоанн переворачивает эту «арифметику». Теперь уже суд и гибель претерпевает только 1/10 часть («десятая часть города пала»), а «прочие», «остаток», который спасен, составляет 9/10! И таким образом, спасено не верное меньшинство, но верное большинство спасено и приходит к покаянию и вере. Благодаря свидетельству свидетелей, суд Божий становится спасительным . Так Иоанн показывает новизну свидетельства двух свидетелей по сравнению с ветхозаветными пророками, которых он изобразил как их предшественников. Это особенно видно в том, что 7 000 – ссылка на воздействие служения Илии. Илия привел к осуждении всех кроме 7 000 верных, которые были спасены ( 3Цар.19:14–18 ). Два свидетеля приводят к покаянию и обращению всех кроме 7 000, кого постигает суд и осуждение («погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих»).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но коль скоро, например, православный верующий стал мирским судьей, это не освобождает его от исполнения библейских принципов ведения судопроизводства. Нарушение всех этих принципов со стороны судей светских или церковных приведет их к истязаниям на данном мытарстве. С другой стороны, суд над другим человеком не может не ввергать самого судящего в трепет. Ибо суд, прежде всего, есть дело Божие! Читаем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Итак, только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13). Мытарство 9-е, неправды Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий , должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25–26). Обязанность Церкви – призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 1–2). Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?» Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящим пред Голгофой. И вот видит он Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

http://pravoslavie.ru/99177.html

Но мы то, сущие во грехах, как осмелимся приступить к нему? Кто может сказать, что он достоин? Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, т.е. если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Но если на нас грехи тяготеют, то как может вселиться в нас Христос? Какое может быть общение света со тьмою? Или уже все мы причащаемся недостойно, в суд и осуждение себе? Ведь Ап. Павел прямо говорит: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). А между тем Господь наш Иисус Христос призывает нас, православных чад Церкви Святой, приступать к животворящим тайнам Тела и Крови Его. Что же, неужели отважимся принять любвеобильный призыв и приступить к причащению недостойно? Да не будет. Но и то, братие, ведайте, что ни один человек сам себя не может соделать достойным своими только силами. Господь же даровал нам и все средства к тому, что мы могли причащаться Тела и Крови нашего Спасителя не в суд или осуждение. Он указал, что сокрушенное и смиренное сердце не презирается Им. Он же даровал нам и таинство покаяния для прощения грехов. Так восплачь же пред Господом о зле содеянном. Подобно мытарю из глубины души взывай: Боже, милостив буди мне грешному. Засим, поговев, исповедуйся пред отцом твоим духовным и получи от него разрешение. Разрешенное им разрешается Самим Богом. После этого с великим смирением и страхом приступай к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Тогда причащение будет тебе в оставление грехов, в общение со Христом и в жизнь вечную. Однако, братие, со скорбью великою в душе мы должны поведать вам, что многие и из православных христиан осмеливаются недостойно, без страха и без благоговения приступать к чаше Господней. Иные приобщаются Тела и Крови Спасителя только потому, что по службе это требуется. Другие делают это по заведенному только обычаю, из боязни людской молвы. Горе этим недостойным причастникам. В суд и осуждение себе они принимают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и таким образом приготовляют себе гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О дьяволе сказано Христом, что «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Дьявол – источник всякого греха. Поэтому лукавая мысль о спасении дьявола равносильна мысли о спасении лжи, убийства, блуда и всякого греха. Дьявол не может быть спасен, как не может быть спасен грех, потому что не может быть светлой тьма. Жалеть дьявола и печалиться о нем равносильно тому, чтобы жалеть грех. Это даже хуже, ибо дьявол является не грехом, а источником и отцом греха. Дьявола нет вне греха. Для человека грех – это нечто внешнее, привнесенное извне, несвойственное ему. Поэтому человек может спастись от греха. Для дьявола грех, это – «свое». Поэтому грех и его источник должны навечно погибнуть. Страшный суд Святому Иоанну открывается новое апокалиптическое видение – картина Страшного суда у великого белого престола. По нашему делению Апокалипсиса это – шестая картина, открывшаяся Иоанну на острове Патмос. Взор тайнозрителя проник до той отдаленной точки, где кончается история вселенной и где начинается новый великий день вечности. Страшный суд – это точка касания двух сфер, сферы бытия временного и сферы вечнобытия. Днями отсчитывают время. Страшный суд, это – последний день времен и начало вечности. Страшный суд, это – конец имевшего начало, и начало не имеющего конца, это – омега времени и альфа вечности. Откр.20:11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. Так начинает Иоанн описание великого зрелища, открывшегося его пророческому взору. И увидел я великий белый престол. Это – Божий престол Страшного суда. Об этом говорил Сам Господь: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Этот «престол славы» и видит теперь Иоанн. Андрей Кесарийский под белым престолом, на котором воссядет Судья неба и земли, разумеет «Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями святых, восседая на них, как на престоле». Впрочем мы, конечно же, не можем себе вообразить, что именно представляет собой этот престол. Здесь, как и во многих других случаях, Писание в земных образах и понятиях показывает и описывает нам незримое и неописуемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Оставляя времена неведения, – говорил Ап. Павел в Афинском ареопаге, – Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа – στησεν μραν ν μλλει κρνειν τν οκουμνην ν δικαιοσν ν νδρ ρισε, – подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:30–31 ). Сии слова Ап. Павла должны быть восполнены следующим словом о Себе и о суде Своем Иисуса Христа: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, – τν κρσιν πσαν δδωκε τ υ, – как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал ему власть производить и суд – κα κρσιν ποιεν, – потому что Он есть Сын Челевеческий» ( Ин.5:22–27 ). – Сопоставляя сие свидетельство о Себе и о Своем суде Иисуса Христа с словом Ап. Павла о «суде над вселенною Божием посредством предопределенного Мужа, – ν νδρ ρισε, – нельзя не видеть, что слово Апостола содержит в себе ту же истину, которую Иисус Христос выразил словами: «Отец дал Ему производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Что же значит то и другое свидетельство по существу? То и другое свидетельство означает, что последний суд Божий над сынами человеческими совершится не только чрез «Сына Человеческого», как «Царя и Судию», но и в «Сыне Человеческом», как Спасителе мира. Если мы присоединим к сему рассмотренное и изъясненное нами, по приточному слову Иисуса Христа о последнем Его суде, положение о том, что «Сын Человеческий, Царь и Судия всех народов», был, есть и имеет быть и пребыть до конца «века сего» в лице «меньших Своих братьев» ( Мф.25:31 ...45; См. LIX гл. выше): то всей полнотой данных указаний Св. Писания и их точным, ясным и определенным смыслом не только приводимся снова к принятию, в качестве положительной истины – догмата, положения о том, что всем сынам человеческим, до времени «кончины века сего», от Бога дано будет одним – чрез «ад», другим чрез «лоно Авраамово» явить себя лично по отношению к Иисусу Христу, как к Богу Спасителю, но и поставляемся в возможность, на основании указанных свидетельств Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Паралипоменон Грамберг находит какое-то особенное предоставление о посте; но это совершенно несправедливо. В приводимых им же самим указаниях на древние посты высказывается точно такой же взгляд на них, как и в нашем месте. История поста, упоминаемого в Суд. 20:26 ... такова: Израильтяне, два раза потерпевшие от Вениамитян жестокое поражение, пришли в дом Божий и, сидя там, плакали и постились до вечера ( Суд. 20:26 ). Затем, они спрашивают Господа – выходить ли им ещё на сражение с сынами Вениамина? И получают ответ: «идите, Я завтра предам их в руки ваши» ( Суд. 20:27, 28 ). Таким образом, ясно, что благодаря только содействию Божьему Израильтяне на этот раз победили Вениамитян, потому что в Суд. 20:35 прямо говорится: «и поразил Господь Вениамина». Следовательно, Израильтяне плакали и постились пред Господом не для того, чтобы оплакать павших в предыдущих битвах братьев своих, как говорит Грамберг, но чтобы испросить себе Божественное содействие для новой битвы с Вениамитянами. Равным образом, и в 2Цар. 12:16 рассказывается о посте, предпринятом Давидом не в виде траура, по случаю болезни своего сына, а как средства умилостивить Господа и испросить у Него здоровья больному сыну. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать для этого дальнейшие стихи 12 гл. Из них мы узнаём, что и рабы Давида разделяли с Грамбергом ложный взгляд на его пост, но были вразумлены самим же Давидом. На вопрос их, почему он прекратил пост после смерти своего больного сына и постился до его смерти, Давид отвечал: «пока дитя было живо я постился и плакал, потому что думал, кто знает, – не помилует ли меня Господь и дитя останется живо» – ( 2Цар. 12:22 ) – Конечно, во всех этих местах имеется в виду пост истинный, соединённый с молитвой, покаянием и исправлением греховного сердца. Как мало думал, например, Иоиль о внешнем выражении траура и как он далёк был от того, чтобы требовать пустой формальности, видно из воззвания его в Иоил. 2:13 «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Но и в приведённом месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«После сего я взглянул: и вот дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал, как бы звук трубы говорившей со мной, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4:1–2 ). Открытие двери на небе и явление престола означает открытие суда Божия, имеющего совершиться в последние века в последовательных периодах, то продолжительных, то кратких, по мере приближения к пределу, за которым уже нет ни периодов, ни веков, но одно непрерывное бесконечное настоящее. Окончание временного и переход к вечному совершится на земле при чрезвычайных обстоятельствах восстания земнородных против Создателя своего. Такое восстание, предводимое и возглавляемое сатаной, подготовляется им издавна. Тайна замышляемого беззакония, всегда готовая совершиться, удерживалась и поныне удерживается благочестием ревнителей славы Божией. Таковыми в древности были святые пророки и апостолы Агнца Божия, закланного от сложения мира за спасение многих. Эти благочестивые ревнители славы Божией подвизались вразумлять страхом суда Божия людей, увлекаемых сатаной в открытый мятеж против великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Они успевали и успевают при помощи благодати Духа Святого отдалять взрыв мятежа на целые столетия, пока не войдет в Царство Божие, предоставленное от сложения мира число спасенных. Тогда только должен наступить конец, когда все, что можно было извлечь для житницы небесной, извлечено. Когда остались уже одни плевелы, то время воздаяния приблизилось. Задолго до того должен открыться на небе суд, но еще не тот последний суд, который откроется на земле при воскресении мертвых. Тот последний суд будет концом, или заключением настоящего суда, т.е. будет объявлением окончательной и бесповоротной участи каждого из подсудимых. А подсудимыми будут не только злые, но и добрые, ибо согрешали все. И праведные, за свои добрые старания следовать по пути Евангелия будут оправданы; а злые, не следовавшие указаниям Евангельского милосердия, осуждены на вечное лишение света и блаженства, что и будет огненной мукой, конца не имеющей. Здесь же, в Откровении, указывается на предварительный суд Божий над миром, открытый задолго до последнего дня, ибо мятеж подготовляется издалека разными сатанинскими происками, направленными к разрушению спасительного ковчега св. Церкви, ковчега, в котором находят надежное спасение все ищущие избавления от потопа греховного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010