Вместе с тем мы люди искаженные, и дары Божии, которые даны нам для спасения, мы очень часто используем себе на погибель, — скажем, свободу, которая нам дана для спасения. Так вот, некий суд, который нам дан, тоже дан нам во спасение. Об этом Христом сказано, — Ибо Я пришел не судить мир, но спасти. Суд Христов состоит в том, что пришел свет, мы об этом каждый раз читаем в Евангелии. Суд, который дан нам, тоже состоит в предвечном предопределении каждого человека. По учению православной Церкви, каждый человек предопределен ко спасению. Учение о предопределении в православной Церкви не такое, как у кальвинистов, которые считают, что Промысел Божий одних предопределяет от века ко спасению, других к погибели, и спастись или не спастись — это от человека не зависит. А православная Церковь считает, что Бог действительно предопределяет человека, но только ко спасению и больше ни к чему, и каждый человек рождается ко спасению. В Первом послании к Тимофею написано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. В этом смысле каждый человек по отношению к ближнему своему и должен быть вот таким судом. Но мы, к сожалению, поступаем по-другому и наш суд обращаем в осуждение. Почему такое с нами происходит? — Потому что у нас действительно есть некий критерий некоего суда, некой оценки, — совершенно естественный критерий для жизни человека. В нас самих есть совесть, наш основной судия, некий Божественный помысел, который имеет свет и теплоту, как говорит авва Дорофей, который дает нам возможность понять, что есть добро и что есть зло в самом человеке. Но ужасно то, что мы часто видим в другом то, чего не видим в себе, и тот суд, который должен прилагаться к нам во всей строгости, по тому свойству, которое называется самоукорением, мы через наше искаженное восприятие, через нашу грехом искаженную природу переносим на нашего ближнего и впадаем в очень тяжелый грех, который называется осуждением . Но еще раз хочу сказать, что быть судьей — это естественное свойство человека, дарованное ему Богом. Вспомните, апостол Павел говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? Митрополит Антоний говорит в одной из проповедей, что действительно этот суд святых будет состоять в том, что святые представят Богу своих мучителей и будут просить об их помиловании, говоря: Ты, Господи, их прости, потому что мы их простили, — ссылаясь на Самого Христа, — Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Если до последнего Божиего суда миром правили и мир судили богохульные и звероподобные царства, то после установления Царства Божия власть и суд будут в руках святых. Кроме того, Сам Господь в Евангелии рассказывает нам, какой будет роль святых на суде: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. 12, 41–42). Это значит, что святые не будут судить по своему произволу других, это значит, что уже фактом своего существования, фактом своей праведности они осуждают нечестивых. Если праведники в сложных условиях сохранили веру и праведность, то нет никакого оправдания нечестивым, у которых были все возможности для жизни по заповедям Божиим. Об этом же говорится и в Послании к Евреям о праведности Ноя: Верою Ной... осудил весь мир (Евр. 11, 7). Ной жил в одно и то же время с развращённым поколением, но соблюл веру и уже этим одним осудил весь развратившийся мир. То же самое имеет в виду Господь, когда говорит апостолам: В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). Апостолы получат власть судить в пакибытии, то есть в Царстве Божием, в противоположность этому времени, в котором судят безбожные правители. Апостолы будут судить двенадцать колен Израилевых потому, что они являют собой тот священный остаток Израиля, который не отпал от Бога, и одновременно родоначальников Нового Израиля — как двенадцать патриархов были родоначальниками ветхого Израиля. Потому самим фактом своей веры в Мессию они осудят ветхий Израиль, не признавший Мессию. Суд Божий неотвратим. Он будет подобен тому, как пастух отделяет овец от козлов, как рыбак из пой­манной рыбы выбирает хорошую и выбрасывает плохую, как жнецы жнут пшеницу и сжигают плевелы. Суд застанет врасплох тех, кто ест, пьёт и веселится, забывая о Боге и о нуждах ближних. Суд станет радостной встречей с Господом для тех, кто помнит Его и бодрствует в заботе о Его рабах. Хоть мы и мало знаем об этом суде, то немногое, что нам открыто, нужно любить и молитвенно читать — тогда и немногие слова Писания смогут изменить жизнь человека и проложить ему путь к Богу. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52008.html

Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Всюду Господь, Отец и Вседержитель, а после Вознесения — и Богочеловек, «седящий одесную» Его. Если в каждый момент Своей земной жизни Он мог быть только в одном месте: в Вифлееме, Иерусалиме или Назарете, то отныне Он принял в Свои объятия всю землю, все мироздание. Подобно Отцу, Он всюду, Он с нами в каждый момент. И мы можем ощутить это, призывая Его имя в молитве, приступая к Святой Чаше, открывая Евангелие. Великие мудрецы и вожди оставили людям только память о себе, оставили свои писания, свое дело, свои труды. Христос оставил нам неизмеримо большее — Самого Себя. «Я с вами во все дни до скончания века», — сказал Он ученикам. В этом наша надежда и сила. Его благодатным даром мы живем, Его присутствием укрепляемся. В Его лице постоянно вновь и вновь обретаем Бога. Когда слабеет душа, когда мы чувствуем, что нас одолевают искушения, когда нам кажется, что даже верные изменили Ему, а мы сами недостойны быть Его чадами, да оживет в нашем сердце это великое обетование Спасителя; «Я с вами во все дни до скончания века». Аминь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы веруем в Господа Иисуса,, Который, по слову «Символа», паки, то есть вновь, придет в мир, но уже как Судия живых и мертвых. Суд Божий совершался над избранным народом еще в Ветхом Завете, в тех случаях, когда он отпадал от Завета Господня. Судом было и пришествие Христа на землю. Он Сам сказал: «Суд состоит в том, что Свет пришел в мир, а люди Его не приняли, ибо дела их были злы». Была возвещена божественная Правда, но лишь немногие, «малое стадо», вняли словам Христовым. С первых же дней проповеди Иисусовой начался этот Суд, вонзающийся, словно меч, в совесть человека. Суд Господень продолжается и в наши дни, ибо каждый раз, когда людям открывается евангельская истина, они могут ее принять или повернуться к ней спиной. Где окажемся мы — со Христом или против Него? Вот в чем Суд! Но Христос предсказал и окончательный Суд над историей человеческой, над веем миром. О нем–то и говорит «Символ веры».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни? Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, – говорит вопросо-ответно Апостол, – как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли!» ( Еф. 4:8, 9 ). А как думают сектанты о состоянии умерших? Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь. Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле? Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в «муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут? Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Как же сектанты говорят , что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: «Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия» ( Иоан. 3:18 )? Сектанты «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий ( Евр. 3:6 )), «если же прежде, – говорит Апостол, – с нас начнется , то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Петр. 4:17, 18 ). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?   Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в «муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?   Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Как же сектанты говорят , что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: «Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18)?   Сектанты «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией» (Мф. 22:29). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий (Евр. 3:6)), «если же прежде, — говорит Апостол, — с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:17, 18). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд! Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?   Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин. 7:24 ). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей были и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий. Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным ( Втор. 16:18 ). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие ( Втор. 1:16–17 ). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей). Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих – и это главное, – никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью, и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всей вселенной; см. Ин.5:27–29 ). Ин.3:18 .  Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Впрочем, суд над миром, и ближе всего над евреями, уже идет. Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут подвергнуться суду в смысле осуждения. Другие уже ясно обнаружили свое неверие во Христа, и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили во имя Сына Божия, т.е. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца ( Ин.1:15–18 ). Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность. Ин.3:19 .  Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; Христос разъясняет здесь, какой «суд» Он имел в виду в предшествующем стихе. Сущность этого суда заключается в том, что «свет», т.е. свет Христовой истины, заблистал в мире, находящемся во тьме грехов и всяких предрассудков. «Люди же», т.е. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света, им приятно было оставаться в прежней тьме. Почему? Потому что «дела их», т.е. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету ( πονηρ τ ργα – дела нравственно злые, коварные). Ин.3:20 .  ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин.3:21 .  а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 90. Вид, в котором судья явится судить Мы должны рассмотреть вопрос о том, в каком виде Судья явится на суд. Относительно этого исследуется три положения: 1) будет ли судить Иисус как Сын Человеческий; 2) появится ли Он как Сын Человеческий в славе Своей; 3) может ли быть видна Его Божественная природа без радости. Раздел 1. Будет ли Иисус судить как Сын Человеческий? Возражение 1 . Представляется, что Иисус не будет судить в человеческом облике. Суд требует от судьи полномочия судить. И Христос имеет власть над живыми и мертвыми как Бог, ибо Он Господин и Создатель всего. Следовательно, Он будет судить в Своей Божественной природе. Возражение 2 . Далее, непобедимая власть необходима судье; написано: «Не стремись быть судьей, если у тебя нет достаточно сил, чтобы искупить беззакония» ( Екл. 7,6 ). Непобедимая власть принадлежит Христу как Богу. Следовательно, Он будет судить в Своей Божественной природе. Возражение 3 . Далее, написано: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5:22, 23 ). Одинаковая почесть, которая есть у Отца, не соответствует Сыну относительно Его человеческой природы. Следовательно, Он не будет судить в человеческом облике. Возражение 4 . Далее, написано: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан. 7,9 ). И престолы символизируют судебную власть, и Бог назван Ветхим по причине Его вечности, согласно Дионисию (Div. Nom. x). Следовательно, Он – Сын Божий на суде, будучи вечен, а не потому что человек. Возражение 5 . Далее, Августин говорит, что «воскресение души – это работа Слова Сына Божьего, а воскресение тела – это работа Слова, сделавшегося Сыном Человеческим по плоти» (Tract. XIX in Joan.). Страшный суд касается более души, нежели тела. Следовательно, Христос будет судить как Бог, а не как человек. Этому противоречит : «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5,27 ). Далее, написано: «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки» ( Иов. 36,17 ), следовательно, согласно толкованию, «причину и суд ты должен восстановить, чтобы ты мог справедливо судить», согласно толкованию. Иисус был осужден Пилатом как человек. Следовательно, Он будет судить как человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Что душа человека по смерти тела продолжает жить вполне сознательной жизнью, видно из притчи о богатом и Лазаре. Евангельский богач, находясь в аде, помнит о своих братьях, ясно представляет себе свою прошедшую земную жизнь и сознает, что привело его в это место мучений (см. Лк. 16, 23–31 ). Проповедь Евангелия, возвещенная Господом Иисусом Христом узникам ада (см. 1Петр. 3, 19–20 ), также с очевидностью предполагает сознательный характер загробной жизни человеческих душ. Частный суд. Сказания о мытарствах Вслед за телесной смертью человека над его душой совершается суд Божий. Этот суд, в отличие от последнего и всеобщего суда, называется частным судом, и на нем определяется участь человека на время до наступления общего суда. В книге Екклесиаст говорится: «Нескоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» ( Еккл. 8, 11–13 ). Здесь земной жизни, где «нескоро» (по крайней мере, нередко) совершается суд, противопоставлено состояние загробное, где «недолго продержится» (очевидно, пред судом Божиим) грешник. Можно думать поэтому, что здесь речь идет именно о частном суде, наступающем для каждого человека тотчас по вступлении его в загробную жизнь. Еще определеннее говорится именно о частном суде в книге Иисуса, сына Сирахова: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его ... и при кончине человека открываются дела его» ( Сир. 11, 26–27 ). Из притчи о богатом и Лазаре (см. Лк. 16, 19–31 ) видно, что речь в ней идет о времени, следующем тотчас после смерти: «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его...» ( Лк. 16, 22–23 ) О частном суде говорит и св. апостол Павел: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Отдел первый: «Суд Божий на всех язычников и иудеев, как содержащих истину в неправде» ( Рим. 1:18–2:29 ) Сей суд, во-первых, на язычников, ибо: Рим. 1:18–25 . а) Основное и главное из того, что можно знать о Боге, было явно для них чрез рассматривание природы; они же поклонились вместо Бога Творца вселенной бездушным предметам и тварям. Вот подлинные слова Апостола: «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (давши разум). Ибо невидимое Его, вечная сила Его и божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (т. е. не оправдаются неведением на суде Божием). Они …, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, … и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». б) ( Рим. 1:26–32 ). Имели язычники и естественные понятия о добре и зле, так что легко могли отличать одно от другого, и даже знали, что делающие непотребные дела достойные смерти ( Рим. 1:32 ), однако же в жизни своей предавались постыдным страстям и противоестественным порокам. Это снова их делает безответными на суде Божием. Гневный суд Божий на язычников виден, по Апостолу, уже в самой противоестественности языческих пороков, на которую и смотреть иначе нельзя, как на сущее наказание Божие, ибо они унижали самую природу человеческую. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребство»… И затем следует у Апостола самая мрачная картина распутства языческого. Наряду с язычниками суд Божий тяготеет и над иудеями, ибо хотя и имели они закон откровенный, но во все времена были не лучше язычников. В самом деле: а) Рим. 2:1–3 . Осуждая язычников за их нечестие, они делали тоже самое. «Неужели думаешь ты, – вопрошает Апостол, – человек (иудейской веры и национальности), что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела, и сам делая тоже»? Если суд Божий не всегда открывается видимым образом, то это должно бы быть лишь побуждением для тебя к покаянию. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию»? ( Рим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010