Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно — в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей. То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева — еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами — а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.   Суд Божий будет делом любви Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели — а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других — он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду. То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев. Конечно, любой человеческий суд погрешим — я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви. Страшный Суд Божий будет делом любви — и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд — невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

http://pravmir.ru/lyubit-li-bog-zlodeev/

Но это только одна сторона в злодейском акте преднамеренного убийства: по существу этой стороны и на основе причин, определяющих оную, общества человеческие, по силе «Божией совести» в себе, должны иметь закон, на основании которого преднамеренный убийца, при тех или других умаляющих вину обстоятельствах, самое меньшее для себя – должен получить «Каиново изгнание» и разделить «Каиново» же отъединение от среды других людей при таких условиях жизни, при которых печать «отвержения» предикатировала бы и определяла бы собою всецело жизнь «Каинов». Другая, однако, сторона в злодейском акте преднамеренного убийства вопрос о «Каиновом пятнании» преднамеренных убийц всегда переносит в вопрос о том, не требует ли именно «Божия совесть» в среде общества человеческого, в силу положительного закона о смертной казни, того, чтобы злодей убийца понес полный «суд убийцы»? Эту вторую сторону во всяком злодейском убийстве составляет тот закон абсолютной правды, который выражен в положении Божией заповеди, данной ной: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию», – тот закон, который определен и изъяснен в законодательстве прор. Моисея: в злодейском убийстве «кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего ее», – тот закон, который в конечной причине указан Ап. Павлом в слове его о том, что «есть дела, делающие которые суть достойны смерти» ( Рим.1:32 ), – тот закон, который в веровании общечеловеческом и в понятиях племен и народов земли принимался и блюлся как именно «Суд Божий» человеку здесь на земле: «иноплеменника» говорится в кн. Деяний Апостолов, жители острова Мелита, «оказывая человеколюбие» спасшимся от кораблекрушения вместе с Ап. Павлом, «увидев на руке его повисшую эхидну, говорили друг другу: верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить» ( Деян.28:1 …4). В чем же спрашивается, существо указываемого нами закона абсолютной правды относительно «суда злодея – убийцы»? В том, что «суд должен быть взят с злодея – убийцы» за жизнь убитого им своего ближнего, взят во имя «суда Божия о смерти», как «оброке греха» (Сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Однако здесь должно иметь в виду, что хотя верховной властью судить обладает Бог, тем не менее и люди имеют право судить тех, кто подчинен их судебной власти. В связи с этим читаем: «Судите справедливо», и несколько ниже: «Ибо суд – дело Божие» (Вт 1, 16, 17), то есть вы, так сказать, судите посредством Его власти. Затем, ранее мы уже говорили (8, 1) о том, что Христос даже в Своей человеческой природе является Главой всей Церкви, и что Бог «все покорил под ноги Его». Следовательно, Ему подобает осуществлять судебную власть также и согласно Его человеческой природе. Поэтому, судя по всему, вышеприведенные слова Священного Писания надлежит истолковывать так: Отец «дал Ему власть производить и суд – потому что Он есть Сын Человеческий» не по причине состояния Его природы, поскольку иначе, как замечает Златоуст, такой властью обладали бы все люди 343 , а по причине той благодати Главы, которую в Свой человеческой природе обрел Христос. Далее, такая власть судить приличествует Христу согласно Его человеческой природе по трем причинам. Во-первых, из-за Его подобия и сродства с людьми. В самом деле, как Бог соделывает через посредствующие причины как ближайшие к своим следствиям, точно так же Он судит людей через Человека Христа, чтобы Его суд был сладостен людям. Поэтому апостол говорит: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати)» ( Евр. 4, 15, 16 ). Во-вторых, потому, что в Судный День, по словам Августина, «восстанут мертвые тела, воскрешенные Богом через Сына Человеческого», равно как «через того же Христа Он воскрешает души», поскольку «Он есть Сын Божий» 344 . В-третьих, потому, что, как замечает Августин, «судимый по справедливости должен видеть своего судию. Однако судимы будут и добрые, и злые. Поэтому образ раба при суде будет явлен и добрым, и злым, но образ Божий будет сохранен только для добрых». Ответ на возражение 1 . Суд принадлежит истине как своему мерилу а исполненному истины человеку он принадлежит как тому, кто заодно с истиной, являясь своего рода законом и «одушевленным правосудием» 345 . Поэтому Августин [далее] ссылается на слова [апостола]: «Духовный судит о всем» ( 1Кор. 2, 15 ). Но душа Христа гораздо больше, чем любая другая тварь, соединена с истиной и исполнена истины, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели [славу] Его... полного благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ). И потому судить о всем в первую очередь приличествует именно душе Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – анафема!»; многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что, будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет. Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог. Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе, тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться, и главнейшим из них является сознательное принятие Христа. Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк.19:10 ), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях? Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Перейдем к повествованию книги Судей о Самсоне ( Суд. 13:2–16:31 ), которое со стороны критики также признается достоверным. Здесь, между прочим, сообщается, что Самсон со дня своего рождения должен был нести обеты назорейства. Ангел Господень, явившийся родителям Самсона и возвестивший им о рождении сына, сказал: младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий 21 , и бритва не коснется головы его; пусть (он) не ест ничего, что производит виноградная лоза, пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого ( Суд. 13:7,14 ). И обеты эти действительно были исполняемы Самсоном; в дни его младенчества и отрочества за исполнением их наблюдали его родители; возросши Самсон сам считал своею священною обязанностью соблюдать все, что было связано с назорейством. Филистимлянке Далиле, которая потом выдала еврейского героя своим соплеменникам, он сказал: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ( Суд. 13:3–6, 7, 12–14, 16, 17 ). Но что же служило побуждением, во времена Судей, принимать обеты назорейства, и почему эти обеты считались обязательством по отношению к Богу и таким образом носили религиозный характер? Ответ на этот вопрос мы находим в законах Пятикнижия, именно в кн. Числа 6:1–21 ; здесь излагаются постановления относительно назорейства, в том числе и те, которые были исполняемы Самсоном и его матерью перед его рождением ( Числ. 6:3–5 ; ср. Суд. 13:4, 5, 7, 14; 16:17 ); здесь же говорится, что назорей во все дни назорейства посвящен Богу, свят Господу ( Числ. 6, 7, 8 ). Ясно, что обеты назорейства во времена Судей и религиозное значение, которое им тогда придавали, всецело основывались на законах Пятикнижия, в частности на постановлениях кн. Числа, и значит, эти постановления и законы были, в период Судей, известны Израилю, который ими и руководствовался, по крайней мере, в лице лучших своих представителей. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о неосновательности выводов современной критики, относящей, как мы уже знаем, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Только тот, кто ожил для Бога в этой временной жизни, оживет для Него и в будущей; другие получат не вечную жизнь, а только вечное существование. Все мы хотим, чтобы и нашим умершим близким, и нам в будущем веке Господь даровал милость и сподобил нас вечной жизни. И есть только один путь к этому – стараться делать все, что нам Господь заповедал. Он Сам говорит нам: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Слушающие и верующие – это те, кто не только слышат слово о вере, но и стараются жить по ней. Такие люди и переходят от смерти в жизнь, то есть из царства греха и распада в Царствие Божие, где Сам Бог царствует в душах тех, кто Его любит. И чтобы это случилось и с нами, нужно понять и почувствовать, что без Бога мы уже умерли и что только Он способен нас оживить. Об этом и говорится в Евангелии, что наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, — те мертвые, которые пока еще живы, но их души оторваны от Источника Жизни. И как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь Жизнь в Самом Себе, и мы можем получить эту Жизнь у Христа, если будем идти вслед за Ним. Но так может быть только в этой жизни, а в жизни будущей всех нас ждет суд. Бог Отец дал Сыну не только Жизнь в Самом Себе, Он и дал Ему всласть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Потому нас будет судить Сын Божий, что Он стал Человеком и Сам делал все, чего хочет от нас. Только тот, кто ожил для Бога в этой временной жизни, оживет для Него и в будущей; другие получат не вечную жизнь, а только вечное существование. Не дивитесь сему, — говорит Христос; — ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Время для покаяния установлено здесь, а там уже нет покаяния, и никаких внутренних изменений в человеке не происходит. В чем застану, — говорит Господь, — в том и сужу. И судимы мы будем не по тому, что нам казалось хорошим и правильным, а по Его заповедям. Я ничего не могу творить Сам от Себя, — говорит Сын Божий, ставший Человеком. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Не избавит нас от ответа и милосердие Христа к грешникам, которое Он проявлял при Своей земной жизни и проявляет сейчас. Долготерпение Божие проявляется к нам ради нашего же спасения, а если мы не обратили его себе в пользу, оно служит нам к большему осуждению.

http://pravmir.ru/est-tolko-odin-put-k-v...

Христос учил о блаженстве кротких, свидетельствовал Сам о своей кротости и, наконец, в страданиях при крестной смерти показал все беспредельное величие этой добродетели, когда не только не укорял никого из своих врагов и не отвечал на порицания злодеев, но и молился за своих распинателей. Таков был истинный Агнец Божий! 8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Во смирении Его суд Его взятся: род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть). Искупитель переносил свои страдания со смирением, хотя страдал невинно, не за свои грехи; но, при этом смирении, суд Его взятся, иначе: Ему не было дано возможности оправдаться от возводимых на Него несправедливых обвинений. И это так произошло именно по причине Его смирения, а не по слабости Его воли или по бессилию в деле оправдания, как низкого раба. Ибо Он, Сам в Себе, во всем несравненно выше всех, – и само происхождение Его неисповедимо. Род же Его кто исповесть? – Его род или происхождение, по родословию Его, никто не может произвести от начала, в этом Он превосходит всех людей, знаменитых своим происхождением: этот «неисповедимый» род имеет свое высшее, божественное начало. – Лишенный суда, Он насильственно был предан смерти. Яко вземлется от земли живот Его: Его жизнь восхищена, а именно насильственно похищена Его врагами. – Ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть: и по причине беззаконий, и для заглаждения (искупления) беззаконий, страждущий Спаситель отведен был на смерть; именно отведен, как отводили непорочного агнца в жертву за грехи (ст.7). 9. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (И дам лукавыя вместо погребения Его и богатыя вместо смерти Его: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его). Где страдает правда на суде человеческом, там открывается суд Божий. И так: если Христос, страдавший в глубочайшем смирении, лишен был суда у людей (ст.8), то Господь Сам совершит Свой праведный суд. Он даст лукавыя вместо погребения Его, или Он предаст казни лукавых – хитрых и злых вождей народа за смерть невинного Раба Божия. Он даст и богатых вместо смерти Его, или богатых и счастливых в богатстве своем Он предаст на смерть за то, что они предали смерти невинного Страдальца. Так Господь сделает именно потому, что ими предан на смерть Страдалец, который беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его, иначе – Он не совершил зла ни делом, ни словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1Сол. 5, 5 ); потому и сказано, что Господь преобразит (телá наши). Что касается до слов: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему» ( 1Кор. 15, 28 ), то рассмотри, кому писал их Апостол, – коринфянам, тогда как язычество еще господствовало в мире, а у некоторых язычников был такой обычай: когда сын царя их приходил в возраст, то восставал на отца своего и убивал его. Итак, чтобы коринфяне, принимая проповедь апостольскую, по обычаю своему, не подумали того же сáмого и о Сыне Божием, Апостол удалил от них сию мысль, сказав: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему» ( 1Кор. 15, 28 ). Будет же сие тогда, когда связаны будут под ногами Его враги, то есть диавол и силы его, и те, которые исполняют волю его. Потому-то Апостол и сказал: «ныне же еще не видим, чтобы всё было Ему покорено» ( Евр. 2, 8 ), и доколе? Пока не придут Ангелы Бога и Отца, сказавшего Ему: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109, 1 ). Сии-то враги предстанут на суд Сына Божия, ибо сказано: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5, 22 ). А чтобы ты познал, как предаст он Царство Богу и Отцу, выслушай: Сын Божий, воплотившись, пришел призвать и освятить святою Своею Кровию «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет. 2, 9 ). Знай же, что после того как покорятся Ему враги Его и Он произнесет над ними суд, то и Сам, как образ покорности, предаст Царство, которое приобрел Он, то есть «народ святой», Богу и Отцу, говоря: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» ( Евр. 2, 13 ). Познай и равенство: Отец весь суд дал Сыну, а Сын, которых призвал, предал Отцу. Итак, исполнится слово оное: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему». О векáх же, о которых говорят еретики, опираясь на слова Екклезиаста, знай, что всё время человека есть век его. Потому Екклезиаст и не сказал: что «это было уже в векáх, бывших прежде» мира сего, но уже было «в векáх» мира сего, «бывших прежде нас» ( Еккл. 1, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

2. Иисус Христос объявляет себя Сыном Божиим, равномощным Отцу, и имеющим власть судить мир (Ин. 5:17–47) Иисус же Христос так защищал Себя перед ними: – «Отец Мой доселе делает, и Я делаю».– Эти слова еще более утвердили их в намерении убить Его, за то, что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим Отцом, и, таким образом, равнял Себя с Богом. Но Иисус Христос, продолжая свою речь, говорил: – «истинно, истинно говорю вам: Сын, Сам от Себя, не может делать ничего такого, чего бы не видел делающим Отца. Что бы Он ни делал, то же делает и Сын. А Отец, любя Сына, показывает Ему все, что делает Сам; и покажет Ему дела больше этих, чтобы вас поразить изумлением. Например, Отец воздвигает умерших и оживляет: и Сын может оживить, кого захочет. Отец и не судит никого, но весь суд предоставил Сыну; дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына; не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: кто слушает Моего слова, и (таким образом) верует Пославшему Меня, тот заслужил вечную жизнь; он не будет приведен на суд, а перейдет от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и уже настало, что мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут. Потому что Отец, имеющий жизнь в Самом Себе, и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Также дал Ему власть и суд производить; потому что Он (подобно вам) – есть Сын человеческий. Не удивляйтесь тому, что настает время, когда все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия, и воскреснут, творившие добро – для жизни (вечной), а делавшие зло – для осуждения; Я не стану делать ничего Сам от Себя. Смотря по тому, что услышу (от Отца), и суд производить буду; так как Я хочу делать не то, что Мне угодно, а то, на что есть воля, пославшего Меня Отца». (Слыша это, Иудеи говорили про себя: «Он свидетельствует Сам о Себе; но этому одному еще нельзя верить, что Он – Сын Божий, и имеет такую высокую власть». Отвечая на эти помыслы, Иисус Христос продолжал: «Конечно, если бы Я свидетельствовал Сам о Себе один: свидетельство Мое могли бы считать недействительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   В другом месте Библии говорится так о законе воздаяния Божьего. Господь “воздаст каждому по делам его” (Матф.16:27). Суд, который человек совершает над своим ближним, это тоже одно из деяний его рук, за которое в качестве воздаяния человек сам будет подвергнут такому же суду. Поэтому для того, чтобы избежать карающего воздаяния за неправильный поступок (в данном случае суд над ближним), лучше этот поступок не совершать, то есть никого не судить, в том смысле чтобы не допускать злословия, унижений и оскорблений, и не чинить самосуд над ближними, как это делали фарисеи.    Однако Иисусу Христу Самому приходилось судить людей. (Матф.23:14) (Матф.23:33). Например, Иисус Христос осудил торговцев и выгнал их из храма. “Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли” (Иоан.2:13-16). Спаситель при всем Своем милосердии вынужден был это сделать, потому что на Его глазах была варварски осквернена святыня — Дом Божий, который торговцы превратили из дома молитвы в место торговли, и тем самым нарушили первую заповедь любви к Богу.    По примеру Божьему человек тоже может защищать себя от зла, но побеждать зло добром. В некоторых случаях защита может выражаться в том, что человек прибегает к суду, как частному, так и гражданскому. Поэтому для тех людей, которые хотят защищаться через суд и осудить (изобличить) своих врагов, посягнувших на этих людей, назидательно звучат слова “ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Матф.7:2).    Применительно к ситуации с судом, эти слова нужно понимать в том смысле, что человек, судящий своих поругателей, должен помнить о законе воздаяния Божьего и проявлять к тому, кого судит, любовь, снисхождение и заботу, чтобы обидчикам причинить своим судом минимальный вред, а суд использовать только для защиты. Спаситель, защищая Себя от разгневанных евреев, хотевших скинуть Его со скалы, сумел не дать совершиться злу, защитил Себя Самого и не причинил вреда обидчикам. (Лук.4:29-30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010