В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление — до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества. В настоящей брошюре мы расскажем о событиях, связанных с Рождеством Христовым , побеседуем о духовном значении этого события и в конце остановимся на главных моментах рождественского богослужения. Событие Рождества Христова ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествие на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24–27).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-na...

Введение Единство в Православной Церкви понимается не как простое административное урегулирование и человеческое достижение, но как благодать и полнота новой жизни, которая обновляет всех «земнородных», а также весь их мир. Богословие не имеет своей собственной философии, духовность – своего собственного мировоззрения, церковное управление – своей собственной системы, иконопись – своей собственной школы. Все возникает из одной «купели» литургического опыта. Все эти элементы сослужат друг другу по образу Троицы, воспевая трисвятую песнь каждый на своем собственном языке. «Вси начата глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы " 1 . В этом единстве нет ничего произвольного, обособленного, чужого или добавленного механически. Ничто не имеет здесь своего собственного закона, своей собственной «воли», неповиновения. Ничто иной природы, мысли или позиции не входит сюда. Каждый элемент освящается благодатью Троицы, каждый органически сожительствует с другим и находит свое место в пространстве целого. Существует только один духовный Закон, который управляет всем на небе и на земле. Все исходит, все проистекает из познания Святой Троицы. Все возникает из купели, из жизни Отца и Сына и Святого Духа; все возникает из крещения в смерть Иисуса ( Рим.6:3 ). «Живот от гроба воссия« – и сияет. Когда нет смерти, все существует иным образом. Можно сказать, что тринитарный принцип непрестанно пронизывает все бытие – с самого нижнего проявления жизни и до ангельских ликостояний, воспевающих Бога «трисвятыми гласами». Послушно следуя законам тринитарной жизни и восхищаясь этим всеобщим созвучием, человек обретает крылья свободы Духа, которые изводят его из замкнутого пространства тварного бытия в простор Рая и возвращают принадлежащее ему достоинство. Поэтому, когда православный задается вопросом на тему единства, его ум не задерживается на вещах ограниченных и человеческих, но восходит к вещам безграничным и божественным. Он весь сотрясается от переживания при звуках победного возгласа, который непрестанно исходит из Церкви Воскресшего: «Погибе смертию смерть» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Введение Пролог. «Словесная служба» Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным  Иоанном Дамаскиным  в первом воскресном песнопении 8-го гласа, завершающего наше осмогласие – основной закон богослужебного пения Святой Православной Церкви: наша богослужебная песнь – это песнь вечерняя по характеру и словесная по содержанию. Вечер – направляющее начало духовной жизни на земле и богослужебной жизни Церкви ( Быт. 1:5 ). Господь наш Иисус Христос , неоднократно уподоблявший в Своих притчах Царствие Божие вечери, то есть вечерней трапезе, благоволил и сам залог Царствия – Евхаристию преподать на Вечери же. Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа – к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада – глас хлада тонка – то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку – ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца – Господа. Это время, – время вечерней песни и словесной службы – дышит Божественной любовью, кротостью, миром и «ночной» строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию – вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, – в основном она всегда остается вечерней. Задачи настоящего исследования О церковном пении у нас в России написано много, особенно за истекшие сто лет, с тех пор как профессор-протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский создал и выпустил в свет свой капитальный труд «Церковное пение в России» (1867–1869) За это время создано немало важных трактатов по данному вопросу: научные труды И.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Весть о неожиданной смерти Князя Мины застала Великую Княжну в пути и, видя в этом особое указание Божие, она прямо отправилась в Ризположенский монастырь, несколько лет перед этим основанный и как бы для нее приготовленный. Здесь преподобная Ефросиния прожила 31 год, исполняя все тяжелые послушания, претерпевая нужды и бедность, в особенности после мученической кончины ее родителя и будучи примером всем монашествующим. Слава о благочестивой и подвижнической жизни ее привлекала народ даже из далеких стран; а под конец жизни, она удостоилась от Господа дара чудотворений. Современники ее свидетельствуют о всеобщем народном горе, сказавшемся при ее кончине. Много тысяч людей лишились ее духовной помощи, наставлений, ласок и поддержки. Больные, страждущие, бедствующие видели в ней единственную себе помощь и отраду. Известно, что жители Суздаля спасались от разных бедствий и набега грозных татарских полчищ по неотступным молитвам преподобной Ефросинии. Все были убеждены, что дивная избранница Божия вскоре прославится открытием ее святых мощей; однако, прошло три столетия, пока новые разительные чудеса не обратили внимание духовных властей на могилу преподобной Ефросинии. Россия переживала в то время тяжелое царствование Иоанна Грозного. Господь многими знамениями и чудесами у гробниц святых поддерживал веру в народе и вразумлял ожесточенных правителей. В жизнеописании преподобной говорится, что в один год было удостоверено 56 случаев чудесных исцелений на могиле ее. Слава о чудесах вновь обратила сердца боголюбивых людей к Ризположенскому монастырю и тогда же был построен каменный храм, в котором мы ныне совершаем торжественное служение, a затем, по ходатайству епископа Варлаама, дивная избранница Божия была причислена к лику святых. Все ожидали открытия ее святых мощей, но повеления о том не последовало. Суждено было пройти еще столетию до этого радостного события, совершившегося, несомненно, по особой Божественной цели, в царствование Императора Петра I. Когда, казалось, никто и не думал об опальном Суздале, придерживавшимся старины, и никому не приходила в голову мысль о возможности теперь открытия св. мощей преподобной Ефросинии, тогда именно и сказалась воля Божия. 17-го Сентября 1700 года прибыл в Ризположенский монастырь, в сопровождена нескольких духовных лиц, Святитель Митрополит Илларион, всеми уважаемый и любимый за его благочестивую и подвижническую жизнь, (недавно перед этим свидетельствовавший, по повелению Императора, св. мощи Благоверного В. Князя Александра Невского) и сам отслужил молебен преподобной Ефросинии, всенощное бдение, после чего приказал копать землю над гробницею, при пении псалмов. 18-го числа, на рассвете, обрели нетленный гроб и св. мощи Преподобной, судьба которых была также необыкновенна, как и жизнь Ефросинии, ибо не смотря на множество чудес, св. мощи лежали под спудом около 450 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Витебск. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм святого великомученика Георгия Победоносца 210027 г. Витебск, пр-т Черняховского, 28/13 тел.: 23-83-49; 61-58-08 Храм-памятник во имя победы в Великой Отечественной войне ведет свою историю от 23 марта 1995 года, когда здание пожарного депо бывшего аэропорта было передано Витебскому Епархиальному управлению. В начале августа 1995 г. начались строительные работы. 14 апреля 1996 г. на Пасху отслужена первая Божественная Литургия с которой начались регулярные богослужения. 26 апреля 1997 года освящены и подняты колокола. 25 сентября 1998 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Характерной особенностью храмового комплекса является наличие в нем двух уровней. В верхнем размещается храм Святого великомученика Георгия, в нижнем - храм Святителя Николая Чудотворца. Храм является центром Южного благочиния г.Витебска Взору въезжающего в г. Витебск по Минскому шоссе открывается белоснежное строение храма на фоне городской типовой застройки. Это – храм-памятник Святого великомученика и Победоносца Георгия и Святителя Николая Чудотворца, основанный в 1995 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Витебского и Оршанского, в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. 31 января 1836 года министр финансов Императорского двора в своем письме Витебскому гражданскому губернатору писал: «По Высочайшему повелению предполагается соорудить чугунные монументы на важнейших пунктах сражений, бывших в течение войны 1812 года и четыре таковых в Витебской губернии». Высочайшим повелением указывалось, где конкретно необходимо их установить. Один из них предполагалось соорудить около города Витебска «… на повороте дороги, идущей из Лепеля в г. Витебск на коем войска опрокинули превосходящего в силах неприятеля». Далее повелевалось предоставить соображения относительно точных мест установки. Губернский землемер Мазалевский, которому было поручено организовать обследование всех выше указанных мест, столкнулся с большими трудностями в выборе мест для отдельных монументов. В частности, по поводу установки монумента под Витебском он пишет: «Над рекой Лучесой в указанном в повелении месте действительно произошло историческое сражение, принесшее успех русским войскам, но это место находится на некотором удалении от публичной дороги и не столько будет виден монумент, то избрал (место) на небольшом от этого расстоянии, как от пункта сражения, так и вблизи города Витебска при шоссейной дороге Витебск-Орша на земле имения Лукишек помещицы Стелепковской…»

http://sobory.ru/article/?object=13713

Восьмой день. Поучение 3-е. День обретения Казанской иконы Божией Матери. (О чистоте души). I. В истории нынешняго празднества вы, вероятно, обратили свое внимание, благочестивые слушатели, на то, что никому иному, а только невинной и чистой по душе отроковице, было видение и вместе дано повеление обрести икону Божией Матери Казанской, и ни кто другой, а только эта благочестивая отроковица сподобилась собственноручно откопать в земле, на указанном в видении месте, чудотворную икону Божией Матери. Это приводит нас к тому заключению, что только чистые душой близки к Божественной святыне. Да будет же посему в настоящий день беседа наша с вами «о чистоте души!» II. «Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших» (Исаия 1, 16). Так говорит Господь чрез пророка Своего Исаию. Ясно, братия, чего здесь требует Господь. Он повелевает каждому измывать скверны сердца своего, и приобретать чистоту души. «Измыйтеся, отъимите лукавства от душ ваших, и чисти будите». А разве есть какая нечистота в нашей душе? Разве скверны греховные имеют место в нашем сердце? Точно так. Всякий грех получает начало свое в нашей душе; всякое беззаконие исходит из нашего сердца. «Всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни» ( Быт. 6, 5 ). «Извнутрь от сердца человеческого помышления злая исходят» ( Марк. 7, 21 ). Посему-то апостол Павел увещевает нас «очищать себя от всякие скверны» не только «плоти, но и духа» ( 2Кор. 7, 8 ). И в церковной молитве мы взываем к Богу: «очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец» (послед. ко причащ.). а) Какая же это нечистота души? Что за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивные мысли. «Мерзость Господеви помысл неправедный» ( Притч. 15, 26 ), говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мирские помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: «Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных» (Акаф. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Льву, папе старого Рима, Никифор, Божиею милостью епископ Константинопольский, радоваться. Поистине велик и досточуден и всякой похвалы достоин верный тот и благоразумный раб, который описывается в притчах священных евангельских повествований. Поставленный от господина своего над имением его, он рассудительно управляет порученным ему, расходует не чрезмерно и расточительно, а на пользу вверенного ему, производит издержки целесообразно, выдает вовремя своим сорабам определенную часть содержания, доставляет и соразмерно распределяет каждому прибыль и за это снискивает себе полную благодарность и благоволение владыки, получает от него награду и обещание быть поставленным над всем, что он мог вверить его управлению. Весьма способный и честный, он вместе с верностью соединил и обнаружил и заботливую мудрость. С одной стороны, выказывая преданность и благодарность своему господину и не теряя ничего из вверенного ему, а с другой - надлежащею рассудительностью, трезвостью ума, внимательностью и честностью совершая сбережения в нужных расходах, он, уже удостаиваемый как бы владычного предстательства, услышать должен и: " добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю " , - и получить справедливое повеление войти " в радость господа " своего (Мф 25, 23). Таковы дела и награды того раба. Я же оказываюсь не из тех, кто может так управлять и направлять, а из тех, кто имеет нужду быть управляемыми и водимыми, поскольку весьма мал я и всех ничтожнее, и совсем недостоин столь высокой участи и такого жребия, и потому полагаю, что Церковь, которая по апостолу есть дом Божий, отнюдь не должна была быть вверяема человеку столь слабых и бедных дарований и еще нуждающемуся в божественных наставлениях, чтобы, не говоря о другом, сказать только о главнейшем. Не благоустроив себя самого и не возвысившись над низменным и земным, я отнюдь не должен был бы брать на себя управления и попечения о душах, ибо даже и те, кто не перестает стараться о собственном усовершенствовании, едва в состоянии оказываются хорошо управлять другими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/582/...

Второй век христианства Глава 7. ТРЕТЬЕ ГОНЕНИЕ Второй век открылся для христиан третьим против них гонением, императора Траяна: в одно время лишились они на востоке двух своих предстоятелей. Стодвадцатилетний епископ Симон обвинен был злобствующими Иудеями, пред проконсулом Аттиком за царственное родство свое с Давидом, и по многим страданиям претерпел крест, подобно как божественный сродник его Господь. Св. Иуст заступил место его на кафедре Иерусалимской, будучи племени Еврейского, как и последующие его преемники до нового разорения города при Адриане. Сам кесарь Траян испытал твердость другого епископа Игнатия; идущий побеждать Парфян, он призвал к себе главу христиан Антиохийских, чтобы его смирением смирить всех. «Ты ли, называющий себя Богоносцем, – спросил Траян, – вопреки повелений наших, развращаешь всю Антиохию вслед твоему Христу?» «Я», – отвечал Игнатий, и на другой вопрос, «что значит Богоносец?», опять ответствовал: «Носящий Христа Бога в душе своей». «Или ты думаешь, – возразил царь, – что и мы не носим в памяти своей богов наших, споспешников победы?» «Боги ваши, – сказал Игнатий, – идолы языческие! Один Бог истинный, Творец неба и земли, один Господь Иисус Христос, Его же Царствию не будет конца». Траян, видя себя посрамленным столь смелым исповеданием веры, произнес приговор смертный: «Игнатия, носящего в себе распятого Христа, отвести связанного в Рим на съедение зверям амфитеатра». Церковь Антиохийская, которая процвела благочинием внутренним и внешним в долгое правление Игнатия и украсилась пением ликов, по подобию слышанных им в видении Ангелов, со слезами провожала грядущего мученика. Он один шел весело, как бы на некое торжество, чтобы, по словам Павла, сделаться зрелищем Ангелов и человеков; поручив паству свою избранному из диаконов Иерону, сам, под стражею десяти воинов, приплыл в Смирну, где с любовью принят был учеником Иоанна Богослова, епископом Поликарпом. Туда стеклись пастыри и пасомые Церквей Азийских, чтобы общением молитвы принять участие в мученичестве Игнатия, который утешал их словом и посланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вышел очередной номер " Revue d " Histoire Ecclésiastique " : Богослов.RU Комментарии //Не приписывайте и св. Иоанну Домаскину свои мысли. Думайте над его мыслями.// И Вам от души того же желаю. Алексей Владимирович Гоманьков — 12:01 На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский //Предопределение по предведению - не то же самое, что предопределение по изначальному установлению определенного количества водного естества для завершения существования мира в определенный срок его ... Алексей Владимирович Гоманьков — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Когда я, однажды, признал свою неправоту и согласился с истинностью православного вероучения - мне, буквально, хотелось рвать на голове волосы. Так было обидно за годы(!) жизни, потраченные на... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Это - точное изложение православной веры для православных. Вы мыслите католическими категориями. Предопределение по предведению - не то же самое, что предопределение по изначальному установлению... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский //Для православного сознания, предопределение невозможно.// " Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/event/6026424

Вячеслав Пономарев Таинство Брака (Венчание) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Книга Бытия, описывая сотворение человека, говорит о том, что Адам (евр. человек), дав, по повелению Божью, имена всем зверям и птицам небесным, не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2; 18 ), – сказал Господь. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего](Быт. 2; 21–23). Адам назвал жену Евой (евр. жизнь). Итак, человек получил от Господа великий дар – друга, достойного его любви. Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама во время глубокого, наведенного на него, сна. Этот факт говорит о многом. Так апостол Павел свидетельствует, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… ( Еф. 5; 29 ). А это значит, что Ева – «плоть от плоти» Адама, – имеющая с ним теснейшую, неразрывную связь, не должна быть унижаема им, но не может над ним и господствовать. Ева, «матерь всех живущих», с первого дня имела право на любовь Адама и его защиту. Установление Таинства Брака Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею ( Быт.1; 28 ), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2; 24 ). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010