Скачать epub pdf Декабрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 3. 12. С. 193 (2-я пагин.) —193— (Продолжение) подеви Богу твоему. И после этого еще: И напишеши на камениях сих весь закон яве зело (Вт.27:5, 7, 8). Никто из здравомыслящих не станет, я думаю, отрицать, что эти слова сходны с повелением: сделай скинию и все, что для нее потребно. В другом месте относительно религий языческих дано еще такое законоположение: внемли себе, да не когда завещаеши завет седящим на земли, в ниже внидеши, да не будет соблазн в вас. Капища их разорите, и кумиры их сокрушите, и дубравы их посецыте, и изваяния богов их сожжите отвне. Не бо поклонитеся богом иным ( Исх.34:12–13 ). Но при существовании таких прещений Иисус сын Навина по переходе чрез Иордан получил от Бога повеление, чтобы по числу колен Израилевых были набраны (со дна Иордана) от каждого колена камни, не малые какие-нибудь и ничтожные, а примечательные и достопамятные в будущем, дабы, говорит, они были у вас лежащим всегда знамением и возвещали последующим поколениям величие совершенных для них древле чудес и хранили память о них навек (Ис. Нав. гл. 4). И сам Моисей получает повеление высечь каменные скрижали, – имевшие принять Закон Божий ( Исх.34:1 ). Нужно ли говорить, сколь они были честны и какою славою обладали. Когда при этом говорится ( Исх.34:5 ), что сошел Господь, то это было именно сошествие Бога. От сего просияло лицо Моисея так, что стало недоступно для видевших его. На этих именно скрижалях должно было быть напечатлено то, что было написано на прежних (разбитых). Последние были начертаны на горе и на них было написано божественным перстом десятословие. Законодатель, считая беззаконный и жестоковыйный народ недостойным принять —194— их, бросил и разбил их. Кроме того, Моисею повелено было устроить жертвенник из земли или неотесанных камней, на котором закон повелевал приносить всесожжения. А что восклицает громогласно в Духе великий Исаия? В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей, и столп в пределех его Господеви ( Ис.19:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Викентия Память 11 ноября Отечеством святого Викентия была Испания. Сей святой еще от дней своей юности посвятил себя на служение Богу и, прилежно изучая Божественное Писание, поучался в Законе Божием день и ночь. Он имел премудрого и исполненного добрых дел учителя, блаженного Валерия, епископа в городе Августополе 7228 . Сей епископ, видя, что ученик его Викентий благоразумен и благонравен, посвятил его в диаконы и сделал проповедником слова Божия. Ибо хотя сам он и весьма хорошо знал Священное Писание, но, будучи косноязычен, не мог ясно говорить, а посему и поручил своему диакону, блаженному Викентию, как человеку достойному, премудрому и ясно говорящему, поучать народ в церкви, проповедуя слово Божие. Святой Викентий приняв от своего епископа сие повеление и благословение, не только в церкви, но и на всяком месте, где было для того удобно, усердно поучал и наставлял народ, указывая путь спасения для души. В то время от нечестивого императора Диоклетиана, в Испанию был прислан один судья, по имени Датиан, родом грек, жестокий по характеру и яростный гонитель и мучитель христиан. Послан Датиан был для того, чтобы без пощады предавать смерти всех исповедывающих имя Христово. Этот судья, прибыв в один испанский город Валенсию 7229 , пролил там много христианской крови, похищая, как волк, овец Христовых. Услыхав здесь об епископе Валерии и о диаконе его Викентии, живущих в Августополе, Датиан послал за ними своих воинов, повелев заковать их и в оковах привести к нему на суд. Воины, исполняя повеление Датиана, взяли обоих святых, заковали их в тяжелые железные оковы, и повели в Валенсию, причиняя им по дороге большое стеснение, истомляя их голодом, жаждою и быстрым ходом, ибо сами воины быстро ехали на конях, а святые, не будучи в состоянии поспеть за воинами, едущими на конях, падали, и их влекли долгое время, как брёвна, привязанными к коням. Когда они были приведены в город Валенсию, то мучитель повелел тотчас ввергнуть их в мрачную и смрадную темницу, в каковой держали их долгое время без пищи и питья. Но Бог укреплял их Своею благодатью, дабы они не изнемогли и не потеряли сил для совершения мученического подвига. Между тем мучитель, боясь, чтобы узники не умерли, и ему не на ком было бы проявить свою ярость, приказал привести их к себе. Увидав, что они нисколько не пострадали ни от голода, ни от жажды, ни от тяжелых оков, а, напротив, окрепли телом и просветились лицом, мучитель сказал темничному стражу:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приложение к введению Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Прп. Симеон Новый Богослов т. 1, с. 227 – 228]: «Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум омрачен неведением о вещах духовных, – или, прямо говоря, те, которые не имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, т. е., благодать Всесвятаго Духа, просвещающую и подающую духовное божественное ведение), извращают и вкривь перетолковывают все Божественное Писание по похотям своим, и некоторым образом растлевают его страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а растлеваются они сами – кривотолкователи его. Итак эти, не имеющие правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и невидящий света солнечнаго не может читать писмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. – И да не прельщает вас кто-либо из таковых!». Св. Андрей Кесарийский с. 4]: «Всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое его тело составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу — образные, переносящие читателя от чувственного к мыслимому, выражения, и как бы дух его — указание и созерцание самого возвышенного — будущего. Первое приличествует сущим под законом, второе — сущим под благодатью и третье — блаженному состоянию, в котором царствует дух, поборовший все плотские помыслы и движения. Первое занимается передачей событий, уже совершившихся, но нередко и немало украшается и предтекущими образами истины. Второе — поучениями приточными и другими подобными учительными рассуждениями, как например: «терния прозябают в руце пияницы» (Прит. 26:9), или: «усрамися Сидоне, рече море» (Ис. 23:4) и т.п. Третье же, то есь духовное, по преимуществу заключается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Правда, вместе с историческим и образным видимо оно во множестве и у других пророков, но здесь в особой мере изобилует; посему Богом и повелено возвещать его только совершенным в знании».

http://sedmitza.ru/lib/text/431252/

игум. Аристарх (Лебедев) На протяжении всего Своего исторического пути Святая Церковь , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы ( Мф. 28:19 ), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии Церковь всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность. Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский) , которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» 1 . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» 2 . Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

К числу семи таинств, в православной Церкви верно хранимых и по богопреданному чину совершаемых, относится таинство елеосвящения. Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные 1 . Назначение сего таинства для болящих иногда смущает малодушных, и побуждает их боязливо уклоняться от принятия его. Бывают больные, которые, со дня на день, ослабевая, продолжают думать, будто им еще рано освятиться елеем, и если бы кто предложил такому слабому душою и телом человеку позвать пресвитеров церковных, да помажут его елеем, то он принял бы предложение сие, как верное предсказание своей близкой кончины. Такое предубеждение против сего спасительного таинства между чадами Церкви православной предотвращается и пресекается чистым учением ее; но Церковь римская сама поддерживает этот предрассудок, когда елеосвящение называет «последним помазанием, таинством отходящих» 2 из сей жизни. Существенные черты или принадлежности каждого таинства суть: Божественное его установление, обетование даров благодатных, в нем преподаваемых, и видимый знак, при посредстве которого таинство преподается. Посему все учение о таинстве елеосвящения может быть совмещено в трех частях, из которых в первой будет показано Божественное установление его и употребление в древней христианской Церкви, как таинства; во второй будут указаны благодатные плоды таинства елеосвящения; в третьей рассмотрены будут принадлежности сего таинства, относящиеся к его совершению. I. Божественное установление таинства елеосвящения, и употребление его в древней христианской церкви Когда Спаситель, призвав двенадцать учеников; послал их на проповедь ; то они, изшедше, проповедаху, да покаются… и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк.6:12,13 ). Нет никакого сомнения в том, что Апостолы сие делали по повелению Господа. Ибо Господь, как свидетельствует другой Евангелист, послав их на проповедь , дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год «Когда вы собираетесь в Церковь» Протоиерей Петр Зоннтаг секретарь Германской Греческо-Православной митрополии (Peter Sonntag. " Wenn ihr als Kirche zusammenkommt ... " (1 Kor 11,18). Die Versammlung der Glaubigen.) Доклад прочитан на IV Дне православной молодежи в Мюнхене 23 марта 2002 года. Текст печатается с незначительными редакционными изменениями и сокращениями. Божественная литургия - это центр церковной жизни. Она есть собрание верующих во времени и пространстве. Она берет нас из состояния рассеяния и собирает в то, чем мы стали через крещение и миропомазание, - в Тело Христово. Евхаристическое собрание, которое с древнейших времен называется «σναξις», есть видимое «представление» этого Тела, соединение многих членов с единой главой Христом силою Святого Духа. Смерти и воскресению Христа в Божественной литургии становятся причастными все те, кто принимает воплотившееся божественное Слово: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Никто из нас сам по себе не может представлять это Тело Христово. Церковь есть сообщество людей, собранных верой во Христа, поэтому Евхаристическое собрание делает нас тем, что мы есть по своей сути. СОБРАНИЕ И ТРОИЦА «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Христианское собрание имеет свой прообраз: Святую Троицу, предвечный «совет» Божественных Лиц. В отличие от других созданий, человек появился не только в результате повеления Божия. Акт творения, в ходе которого возникает человек, созданный по «образу и подобию» Божию, представляет собой беседу, диалог Божественных Лиц: «сотворим человека…» (Быт. 1, 26). Божественная литургия есть то собрание, в котором мы познаем и реализуем себя - каждый по отдельности и все вместе - как образ и подобие Святой Троицы: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы - Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Божественная литургия есть отображение этого диалога и новое творение человека в сообществе святых. Собрание делает возможным «Причастие» (κοινονα), связывающее нас κατ εικνα, «по образу» со Святой Троицей. Ни один человек не может быть в отдельности, сам по себе тем, что он есть как образ Божий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

Скачать epub pdf (л. 1) к читателем книги сия, толкования святыя Литургии и прочих церковных таинств, Великаго Государя Святейшаго Никона, архиепископа Московскаго и всея великия и малыя и белыя России Патриарха О нем же и о крестном изображении, яко первыми тремя великими персты подобает изображати всякому христианину на лице своем знамение креста. Глаголанное прежде от лица его к Собору бывшему при нем, в лето 7165-е (л. 1 об.) при державе царства Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца 1 . Зазираху иногда нашему смирению, мне, Никону Патриарху , приходящии к нам в царствующий град Москву, потреб своих ради, Святыя Восточныя Церкве Святейшии Вселенстии Патриарси: Константиня града Афанасий, и паки святаго града Иерусалима, и святаго града Назарета, митрополит Гавриил, и прочии; и поношаху ми много в неисправлении Божественнаго песнопения, и прочих церковных винах. (л. 2) От них же едина есть и сия, яко треми персты, последними, двема малыми с великим палцем соединя, да двема прочими великосредними изобразующе творим на лице нашем знамение креста, от Феодоритова писания неведением внесшееся в печатныя книги, в великия Псалтири со возследованием, и малыя, и прочия рукописныя. А не повелением коего Царя или Патриарха, ниже Собором когда сошедшихся архиерей: прежде бо того вси треми первыми персты изображаху во образ Святыя Троицы: якоже и ныне многих еще видети есть, (л. 2 об.) елицы не ведают Феодоритова писания, якоже в простых мужей, и во всех женах от древняго обычая держащих. И мы, милостию Божиею Российский Патриарх Никон , не токмо себе ползы ища по апостолу, но и прочим, воеже спастися, возбнув убо от сего и разсмотрив яко многая со древнима бывшима и прежде мене святительствовавшими на Престоле нашем, нынешняя неслична и несогласна. Ово в словесех Божественнаго писания, ово в церковных чинех, якоже ми глаголаху они 2 , ничим же иным доумевся (л. 3) внити во двор овчий, и искусити духи лстивыя, познати же истину точию дверми Божественнаго писания, а не сам собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать седьмую (Лк.13:10–17) На многих местах Ветхого и Нового Писания мы видим, что сатана, по соизволению или попущению Божию, разными болезнями поражает человека. Язвы праведного Иова, которого диавол поразил «гноем лютым от главы даже до ног» ( Иов.2:7 ), – еще же злым духом давимый Саул, которому Давид игранием в гусли отраду делал! ( 1Цар.16:23 ), – также немота человека, Иисусом Христом исцеленного ( Мф.9:33 ), и «измождение плоти» беззаконного, по повелению Павла преданного сатане, довольно о сем свидетельствуют ( 1Кор.5:5 ). Но история нынешнего Евангелия сие самое столько явственно изображает, что всяк верного духа ниже малейшего о сем не может иметь сомнения. Ибо Господь наш не токмо просто сказал о жене слуке, что «связал сию сатана уже осмоенадесять лето», но и примерно доказал, обличив притворную ревность старейшины собора ( Лк.13:16 ). Простое есть повествование, краткое и столько ясное, что ниже толкования потребно. Но поскольку как благовонное миро, чем более руками истирается, тем паче издает благовоние и приятность, так и слова Божии, чем более разбираемы бывают и объясняемы, тем паче вразумляют и доставляют пользу: сего для в пользу слушающих предлагаем на среду толкование сего повествования. Лк.13:10 .  «Во время оно, бе уча Иисус на едином от сонмищ в субботу.» Иудеи, в субботу каждой недели собираясь в свои сонмища, занимались чтением Божественного Писания, и их мудрецы и учители объясняли оное и толковали ( Деян.15:21 ). Во едино убо из сих Иудейских собраний пришед Иисус Христос в день субботный, учил, толкуя слова Божественного Писания и объясняя таинство Своего вочеловечения, так как когда приходил на сонмище в Назарете, где дана была Ему книга Исаии Пророка ( Лк.4:16–17 ). Лк.13:11 .  «И се жена бе имущи дух недужен лет осмьнадесять и бе слука, и не могуща восклонитися отнюд.» Недужная жена была родом Евреянка, яко от Авраама сущая: почему, так как верная, приходила в субботу на сонмище, да слышит чтение и толкование Божественного Писания. Не написал же о ней Евангелист, что она была больная или недужная, но что имела дух недужен, – для того, да покажет, что злой дух, то есть, сатана, мучил сию чрез осмьнадесять лет таковою болезнию. Сие неисцелимое корчение головы назад называется хотя болезнию, обращающею человеческую голову к задним его частям, склоняющею его назад и весьма его корчащею: болезнь однако сей жены не неправильно может кто назвать корчением головы наперед. Ибо была сия согбенною наперед и имеющею вниз склоненную главу, и так скорчившеюся и не имеющею должного положения, что не могла поднять головы своей и посмотреть на небо. Зрение поистине было сожаления достойное: кольцом казалась железным, а не человеком! Есть сия изображением каждого человека, по содействию диавольскому, согбенного и всегда взирающего на земные и суетные вещи, никогда же очес своих не возводящего на небо и не помнящего о Боге, суде и будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

29-е Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Святой Апостол Пётр, прежде Апостольства своего называемый Симон, родом из Вифсаиды, Еврей, сын Ионин, старший брат Андрея Первозванного, был рыбарь, женат ( Мф.8:14–15 . 1Кор.9:5 ) и имел детей. По выражению св. Златоустого, был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и Богобоязненный. Первоначально он приведён был к Господу братом своим Андреем и тогда же – при первом воззрении Своём на простого рыбаря – Господь пред-нарёк ему имя Кифа по-Сирски или Пётр по-Гречески, т. е. камень ( Ин.1:40–42 ). Но Пётр оставался при своих обычных занятиях, доколе Сам Спаситель не призвал Петра от ловитвы рыб в число премудрых ловцов человеков, причём показал Пётр своё высокое послушание и глубокое смирение; сделался последователем Христу ( Мф.4:18–19 ; Лк. 5:10–11 ) и был отличный ученик Господа. По избрании Петра в число Апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тёщу его от горячки ( Мк.1:19–31 ). Между трёх избраннейших учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира ( Мк.5:37 ) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском. Господь отличал Петра, который сам отличал себя от других простотой правого сердца, особенной преданностью и горячностью к Иисусу Христу. Пётр столько был ревностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, прежде, скорее и пламеннее других Апостолов выказывал к Нему свою веру и готовность, и по своей великой ревности, до сошествия Святого Духа, нередко и чаще других учеников Христовых обнаруживал свои человеческие немощи, которые Господь премудро обличал и исправлял. Так некогда из среды учеников, смущённых видением не узнанного Господа, шедшего по водам, Пётр возопил: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам. По повелению Господа Пётр пошёл по водам. Но от маловерия начал утопать и был спасён и обличён Господом в маловерии ( Мф.14:25–31 ). После того как Спаситель учением и чудесами Своими явил Себя народу Сыном Божиим, будучи в Кесарии Филипповой или Панее, Он спросил учеников: за кого они почитают Его? Пётр по внушению Божию от лица всех Апостолов исповедал Его Христом, Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. Чин освящения антиминса Так как антиминс есть жертвенник, есть святая трапеза, на которой приносится бескровная жертва; то он освящается только Архиереем и таким образом, как и престол церкви. Архиерей при освящении престола молится о храме, как Архипастырь, помазывает престол св. миром и полагает в него св. мощи. Он тоже совершает и при освящении антиминса. Архиерей молится об освящении жертвенника, (антиминса), чтобы Господь сотворил его селением славы своей, украсил его божественными дарованиями, исполнил его святыни и благодати, якоже претворятся приносимым в нем Господу Богу бескровным жертвам в пречистое тело и в пречистую кровь великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Чиновн. чин освящения антиминса. Молитва пред положением мощей в антиминс). Архиерей, при освящении антиминса, помазывает его священным миром, подражая тому, как Моисей по повелению Божию помазал скинию елеем помазания 24 Архиерей сам помазывает св. миром антиминс (как и престол) потому, что в этом помазании жертвенника (престола, антиминса), по словам Дионисия Ареопагита , заключается совершение божественного жертвенника. «Еще и то священноначальне примет, говорит он, что устав святейших освящений совершает священное совершение божественного жертвенника чистейшими возлияниями священнейшего мира. И оное пренебесное и пресущественное действие есть начало и сущность и совершительная сила всего боготворного нашего освящения». (О церк. Иерарх. гл. IV, § 12, Москва 1787 г., стр. 82). Архиерей полагает в освящаемый антиминс, как жертвенник, св. мученические мощи. Обычай иметь мощи в жертвеннике (престоле) ведет начало со времени гонений на первенствующих христиан, когда в катакомбах гробницы мученических мощей служили престолом при совершении литургии (Сн. Апок. 6:9 ). В четвертом столетии обычай полагать мощи в престол был в такой силе, что 94-м правилом Карфагенского собора (в 318 г.) предписывалось местным Епископам разрушать, по возможности, те алтари, поставленные повсюду на полях и в вертоградах в память мучеников, которые не имели мощей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010