В этом храме молился Сам Спаситель и назвал его домом Отца Своего ( Ин.2:16 ). Уже в Новозаветной Церкви святые апостолы установили правило водружать жертвенники. Вот как об этом говорит святой Павел: “Мы имеем жертвенник, от которого не имеют прав питаться служащие скинии” ( Евр.13:10 ). Также и сейчас в апостольской Православной Церкви сердцем храма является жертвенник. К этому можно добавить, что и на небесах, которые, как мы с вами согласились, являются образцом для нашего богослужения, есть таинственный жертвенник. Иоанн видел находящиеся под ним души мучеников ( Апок.6:9 ), от этого священного места Бог открывает Свою волю ангелам (9, 13; 16, 7). Пророк Исайя от небесного жертвенника получил очищение: — “Прилетел ко мне один из Серафимов и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” ( Ис.6:6-7 ). Но именно этого главнейшего предмета и нет в протестантских молельнях, которые поэтому совершенно не библейские! — Вы очень интересно и доказательно рассказали, что в храмах должны быть жертвенники, но сразу возникает вопрос: Какие жертвы вы на нем приносите, ведь Христос Сам принес единственную Жертву Богу — Самого Себя? Что, неужели вы хотите чем-то дополнить жертву Господню? — Нет, конечно! Какой безумец может подумать, что он своими слабыми силами может добавить что-либо к Жертве Христовой. В нашей власти лишь стать участниками этой Жертвы, подобно тому, как в Израиле “те, которые едят жертвы, становятся участниками жертвенника” ( 1Кор.10:18 ). Поэтому и в Православной Церкви мы становимся участниками жертвенника, о котором мы говорили чуть раньше, чрез вкушение от Истинной Жертвы, “Пасхи нашей, Христа, закланного за нас” ( 1Кор.5:7 ), который преподается на святой Литургии, А те, кто не причащаются от этой Пасхальной Жертвы Нового Завета, над ними исполнится повеление Божие — “истребится душа та от народа своего” ( Числ.9:13 ). Сам Христос сказал, “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Внимательный старец подозвал сестру Ольгу Серафимовну и просил сказать приезжей, что так невежливо стоять. «Она молода, – пояснил он, – кто ей заметит? Войдет в привычку, а это неприлично. Пожалуйста, скажи, не стесняясь, ради добра, ради ее же пользы». Не любил также Владыка, когда детям устраивали елки. «У иностранцев, – говорил он, – перенят этот обычай, а вы лучше делайте им «звездочку». Это даст им чистую духовную радость, выше которой ничего не может быть» 21 . Как архипастырь, митрополит Макарий ставил своей задачей учить не только мирян, но и пастырей. Всякого неисправного, небрежного и неблагоговейно совершающего богослужение он тут же замечал, кротко вразумлял и наставлял, что не всем, конечно, нравилось. Самолюбивые не выдерживали, начинали возмущаться и укорять Святителя. Далее, чтобы сблизиться с духовенством, Владыка устраивал по благочиниям собрания, на которых сам бывал, предварительно отслуживши в центральном храме благочиния Божественную литургию. Здесь продолжалось то же учительство, носившее характер святоотеческий, а не современный, направленный на устроение лишь внешней жизни. И опять слышался ропот: «Разве мы школьники, что он нас все учит? И стоит ли архиерею обращать внимание на такие мелочи: как принимать благословение, креститься, подходить к престолу и тому подобное, когда есть другие вопросы, гораздо более существенные в пастырской деятельности?» Но рассуждавшие так забывали слова Спасителя: «Верный в малом и во многом верен...» ( Лк.16:10 ); «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). Нельзя небрежно обходиться со святыней и верить в силу ее; нельзя кое-как креститься и любить Христа. Цель всякого пастыря – быть истинным, верным, благонастроенным служителем алтаря Господня, а потому в его действиях ничего не может быть безразличного. Пастырь во всем должен показывать примеры порядка, как учил святой апостол Павел своего ученика Тимофея: «...будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Восьмой день. Поучение 2-ое. Св. апостолы: Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерма. (Труды св. апостолов). I. Ныне св. церковь воспоминает св. апостолов от 70-ти: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, и Ерма. Святый апостол Иродион, родом из Тарса Киликийского, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатию Божией апостол выздоровел и в Риме проповедывал Евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра, он был усечен мечем. О нем упоминает апостол Павел в послании к римлянам (гл. 16, 11). Св. апостол Агав, исполненный духа пророческого, проповедывал в странах, окружавших Иудею. В Деяниях апостолов упоминается о нем. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». (11, 27–28). Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы. Об апостоле Руфе, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (гл. 16, 13). Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Иркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском. II. Все эти святые апостолы ревностно проповедывали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову. В день посвященный их памяти не бесполезно сказать нечто о трудах, понесенных апостолами. а) Исполняя завещание своего Учителя и Господа, святые апостолы тотчас по вознесении Его на небо и по сошествии на них Св. Духа вступили в великое служение всемирных проповедников Евангелия. И святый Петр в самый день сошествия Св. Духа своею проповедию обратил ко Христу три тысячи душ, а чрез несколько времени, исцелением хромого от рождения при храме Иерусалимском и проповедию о Христе, приобрел для церкви Христовой пять тысяч человек. С того времени, как он, так и прочие апостолы, не переставали проповедывать Христа, Спасителя мира, иудеям и язычникам, рассеянным по всем известным тогда странам. Таким образом исполнилось повеление Христово, данное апостолам: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Марк. 16, 15 ). Действительно, из уст апостолов услышали проповедь Евангелия все части тогдашняго мира: и Азия, и Африка, и Европа; и можно было, без преувеличения, сказать, что «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Так святые апостолы основанную на краеугольном камени Иисусе Христе благодатную церковь Божию утвердили и распространили, поставили в ней пастырей, – епископов, пресвитеров и диаконов, учредили чин совершения таинств, показали образцы общественного богослужения и спасительное учение веры и жизни христианской преподали навсегда в своих Богодухновенных писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, не только Прав. Церковь и вообще христиане чтят Иоанна, Предтечу Господня и воспоминают события его жизни и смерти, но к нему благоговеют даже многие из неверующих во Христа Спасителя. Иосиф Флавий с похвалою повествует о святости жизни Предтечи и упоминает о мученической его смерти 774 . Позднейшие иудейские писатели ставят Иоанна между знаменитыми мужами своего народа. В Коране упоминается о рождении и высоком назначении Предтечи, согласно со словами Евангелия 775 . На Востоке доселе существует значительное общество учеников Иоанновых под именем савеев. Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова 23 сентября (6 октября) Люди, предназначаемые Промыслом для великих дел в Царстве благодати, зачинаются и рождаются под особенным смотрением Божиим. Часто природу немощную Бог избирал орудием рождения Своих избранных, внушая тем, что для выполнения великих и святых Его предначертаний потребны не силы естества, но сила Божия, и в немощи совершенная. Это сбылось в зачатии Предтечи Елисаветою, которая, по гласу Церкви, «первее нераждающая неплоды зачала светильника, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую» 776 . Во дни Ирода, царя Иудейского, был некто Захария, священник Авиевой чреды, и жена его из рода Ааронова – Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды Захария служил пред Богом в свою чреду; в храме было множество народа для молитвы. Во время каждения явился Захарии Ангел Господень, стоя по правую сторону алтаря кадильного. Увидев Ангела, Захария смутился, и напал на него страх. He бойся, Захарие, сказал ему Ангел: зане услышана бысть молитва твоя 777 , и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Господем; и вина и сикера не имать питии, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Все ищут Тебя [ Мк. 1, 37 ]. О! Если бы и ныне все искали Спасителя! Так нет: многие, вишь, не нуждаются в Нем и ищут богатства, мзды неправедной, удовольствий, роскошных яств и напитков, роскошных нарядов, жаждут забыться в вине, ищут игр, зрелищ, а не яже Христа Иисуса. Идем в ближния веси и грады, да и тамо проповем: на сие бо изыдох [рус.: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел] [ Мк. 1, 38 ]. Так и священник должен ходить по своему приходу, чтоб всем проповедовать Царствие Божие: на сие бо изыдох, на сие поставлен Богом. Прииде к Нему прокажен (всякий грешник), моля Его и на колену припадая пред Ним (так мы припадаем дома или в храме), и глаголя Ему, яко, аще хощеши, можеши мя очистити (мы просим очищения грехов). Иисус же милосердовав, простер руку, коснуся его и глагола ему: хощу, очистися. И рекшу ему, абие [рус.: после сего слова... тотчас] отиде от него прокажение (наша духовная проказа), и чист бысть [ Мк. 1, 40 – 42 ]. Ах! Как всё это ощутительно бывает с нами! Если мы в деле веры, надежды и любви не можем и от себе помыслити что, яко от себе, но доволство (способность) наше от Бога [ 2Кор. 3, 5 ], то всё богослужение, все обряды, молитвы при Таинствах, все вообще молитвословия – дыхание, наставление, собственность Духа Святого, наставляющего нас на всяку истину [ Ин. 16 , 13], и совершение всех служб, Таинств, молитв бывает от Духа Святого, – нам заботушки до исполнения нет никакой. На то Он и называется Совершитель или Всесовершитель. Диавол одним мгновенным поворотом своего адского ключа в душе может нарушить вдруг правильное, мирное течение духовной жизни и, продолжая действовать в ней, расстраивать ее всё более и более до того, что его убийственные, огненные стрелы могут на целый день, другой, третий и далее держать ее в мучительном томлении. Это потому, что он есть простое, мысленное существо, как и душа наша также есть простое, но само по себе слабое существо, и одна мысль нечистая вдруг может возмутить всю душу. Будь прост, как Бог, или свят, как Бог, и крайне внимателен к себе, не нарушай простоты души своей ни на минуту, ни на мгновение пристрастием к чему-либо плотскому или греховному, а единственно прилепляйся к Богу, животу своему. Мне прилеплятися Богови благо есть [ Пс. 72, 28 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Епископ Маркелл возглавил празднование Рождества Христова в Феодоровском Государевом соборе января 2017 Несмотря на сильный мороз, в эту ночь в храме собралось множество верующих, пришедших разделить радость праздника и поклониться Богомладенцу Христу. Молитвенной атмосфере способствовало благоговейное пение хора собора. За богослужением было оглашено рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании богослужения владыка Маркелл вручил церковные награды певчим, служащим в соборе с момента его возвращения Церкви: Евгения Маркова и Марина Чихачева указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия удостоены медалей святого апостола Петра за усердные труды во славу Святой Церкви. Вручая награды, владыка выразил им признательность за усердный и кропотливый труд по созданию хора собора и пожелал продолжать служение, передавая богатый опыт молодежи. " Боговоплощением восстановлен " союз неба и земли " , - сказал владыка в проповеди. - Утраченная первозданная симфония Творца и творения вновь обретается с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа. Восприняв нашу плоть, Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Христос рождается, чтобы нам стать " новым творением " , воплощается Любовь, чтобы мы научились любить. Бог становится человеком, чтобы человеку сделаться Богом. Божественное Рождение - это деятельное проявление любви, направленное на восстановление райской гармонии всего мира, всей вселенной: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3:16). И от нас важен столь же деятельный ответ Создателю. Желаю всем нам откликнуться на Божий призыв и достойными делами прославить пришествие в мир Спасителя " . Феодоровский Государев собор построен по проекту Владимира Покровского и Владимира Максимова в 1909-1912 годы для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. В советское время был закрыт. Во время войны здание сильно пострадало, в последующие годы продолжало разрушаться. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985-1995 годах шла реставрация собора. В 1991 году он был передан епархии. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери, ставшая святыней собора. ИА " Вода живая " , 07.01.17 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Еще тогда, когда люди не знали святых евангельских слов о Промысле Божием, без воли которого и волос не падает с головы человека (см.: Лк.21:18 ), в далекие ветхозаветные времена, когда люди жили только верой в грядущего Спасителя человечества, уже были примеры величайшего терпения в страданиях, терпения, которое питалось верой в Любвеобильного и Всемогущего Бога. Все мы знаем об Иове, жившем на земле задолго до Рождества Христова, о том Иове, которого Святая Церковь назвала многострадальным. Этот богатый и славный, счастливый в земном смысле этого слова человек попущением Божиим лишился и богатства и славы. Вот он обнаженный смиренно сидит на окраине селения и очищает раны своего тела, пораженного проказой. В сердце и на устах его нет ни одного слова ропота на Господа Бога. Его жена ходит из дома в дом, чтобы тяжелой работой снискать себе пропитание и накормить больного мужа. Она теряет покой духа, и ропот наполняет ее сердце. Однажды она приходит к своему мужу и говорит: “Что ты долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты. Итак: похули Бога и умри”. Иов кротко сказал ей в ответ: “Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” ( Иов.2:9-10 ). Вот какую веру обнаружил этот страдалец и вот в чем источник утешения и силы духа у праведного и многострадального Иова! Он остался верен Господу до конца. И Господь наградил за его веру, за его терпение, за его преданность, послав ему опять здоровье и всякие земные блага. В одной древнехристианской книге, называемой “Луг духовный”, рассказывается о том, как один египетский старец пришел из пустыни в город Александрию и зашел в храм помолиться. В храме он увидел женщину в темном платье, которая стояла у Распятия Христа и горько плакала. Старец подумал: “Наверное, она вдова, люди ее обижают и она очень несчастна. Подойду к ней потом, утешу ее как могу”. По окончании богослужения он подошел к этой женщине и участливо и ласково спросил о причине ее слез. Изумился пустынник ответу этой женщины. Она сказала ему: “Нет, старец, всё у меня благополучно; и я, и мой сын здоровы. Но так как я сама забываю своего Господа, то и Господь, видно, забыл меня, и вот уже сколько лет не посылает мне никакой скорби, никакого страдания, и я молюсь Господу, чтобы Он напомнил мне о Себе”.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Иисус Христос нарушает правило субботы Было же это в день субботний и по еврейскому закону было запрещено делать какую-либо работу, даже нести что-нибудь. Поэтому некоторые, увидев произошедшее, говорили исцеленному: “Сегодня суббота; не должно тебе брать постели”. Он же отвечал им: “Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи”. Его спросили: “Кто Тот Человек?”. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Спаситель скрылся в народе, бывшем на том месте. Позже Иисус Христос встретил его в храме и сказал ему: “Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его нашелся. И стали иудеи гнать Иисуса Христа и искали как убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Он же говорил им: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю”. И еще более иудеи стремились убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Господин субботы Один раз в субботу Иисус Христос вошел в синагогу и увидел человека с сухой рукой. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. И спросил Он их: “Что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?” Они молчали. И сказал Иисус Христос тому человеку: “Протяни руку твою”. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. А в другой раз Иисус Христос сказал: “Сын Человеческий есть господин и субботы”. Дела нашей веры 33 – Сила воды Средний день из пятидесяти, между Пасхой и Пятидесятницей, выделен в качестве особого церковного праздника. Во время богослужений праздника Преполовения мы поем слова праздничного тропаря: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Вспомните, что мы говорили об освящении воды в храмах во время праздника Богоявления и обсудите значение воды в нашей жизни. Мы знаем из нашего собственного опыта, что вода необходима для под- держания жизни и может умывать, исцелять, освежать и прохлаждать нас. А иногда она может быть могущественной и разрушительной силой. При наводнении тонут люди, размываются поля и разрушаются дома. Вода – неотъемлемая часть нашей жизни, многообразны ее употребления и при упоминании ее сразу припоминается множество значений и смыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Миссия Церкви, обращенная к миру, — это не новомодная выдумка. Это великий наказ Господа, который прозвучал там, на горе в Галилее, это первейшее призвание Церкви, и никто не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Спасителя, этот призыв к Церкви — идти, свидетельствовать, учить и крестить. В день Святой Пасхи мы особым образом переживаем тайну Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Мы верим, что Христос воскрес, мы знаем, что Христос воскрес, ибо столь яркие и убедительные свидетельства о Воскресении не могут оставить и тени сомнения — Он воскрес из мертвых; а если Он воскрес, то и мы все воскресаем с Ним к жизни вечной. И как бы ни соседствовали со светом тьма и зло, свет сильнее тьмы и правда сильнее лжи и зла. Свет Христов распространится на все творение. Мы знаем о грядущем дне Его Великого и Страшного Пришествия, а потому ныне сопричастностью ко Христу приуготовляем себя и мир к этой встрече с Воскресшим Спасителем — в день, о котором никто не знает, но о котором Он сказал ученикам и через них — всему миру. Пусть же Пасха Христова наполняет наши сердца радостью, укрепляет нашу веру, понимание того, что путь, по которому идут ученики Спасителя, — это путь света и правды. И да поможет нам Господь силой Своего Воскресения никогда не сбиться с этого спасительного пути. Аминь. Речь идет о присутствующих на службе учащихся Смоленской православной гимназии 1. — Примеч. ред. Имеется в виду еженедельная телепередача «Слово пастыря» на Первом канале Российского телевидения, автором и ведущим которой был с 1994 г. Святейший Патриарх Кирилл (в то время митрополит Смоленский и Калининградский). — Примеч. ред. Община сестер милосердия, действующая при храме во имя святого благоверного царевича Димитрия при 1й Градской больнице в г. Москве. — Примеч. ред. За этим богослужением была совершена хиротония Артемия (Снигура), епископа Петропавловского и Камчатского. — Примеч. ред. Речь идет о взрывах на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Московского метрополитена. — Примеч. ред. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010