Христианская вера не есть система каких-то самых замечательных идей. Это не философия и не мораль, хотя заповеди открывают непоколебимые таинственные законы жизни. Христианская вера есть прежде всего признание реального факта: Бог явился среди нас. Мы видели Его и слышали Его, мы встретили Его, Он обращался к нам, мы ели и пили с Ним. Встреча с Ним была столь значительна, что мы перешли из смерти в жизнь. И отныне мы живые для Бога во Христе Иисусе, ибо в Нем явился Бог, и мы любим Его больше всего по той простой причине, что Он наш Бог, наш Спаситель, наш Господь. Он наша жизнь и наше счастье, Он наша радость, и в Нем полнота всего. Только этим определяется с самого начала существование Церкви. Посмотрите, как святая равноапостольная Мария Магдалина любила Господа. В утро Пасхи она ищет Его, обливаясь слезами у гроба, от которого в мире образуется безмерная пустота. Ему достаточно позвать ее по имени, чтобы она, не помня себя от радости, бросилась к Нему с восклицанием: «Раввуни!» Посмотрите, как Петр любил Господа. На следующий день по Воскресении Господь ждет рыбаков на берегу озера — как недавно в день их призвания на апостольское служение. И трижды Он спрашивает Петра: «Любишь ли Меня?» Петр исполнен глубокой печали, потому что при каждом вопрошании он вспоминает, как всего три дня назад он трижды отрекся от Господа. Если после этого предательства он тотчас же заплакал горько, то потому что осознал, что его любовь ко Христу была сильнее всего, сильнее всякого его малодушия. Господь снова простирает к нему руку, и он ухватывается за нее: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Этот ответ Петра — молитва, та, которой молятся все ученики Христовы, в особенности те, кто предал своего Спасителя, но несмотря ни на что любят Его. Посмотрите на юного апостола Иоанна Богослова, будущего евангелиста, который на Тайной Вечери слышал биение сердца Господа и принял из Его уст слова, которые впоследствии он передаст нам. Посмотрите на всех — на святых апостолов, на мучеников, на святителей, на множество монахов и пустынников, удалившихся от мира ради любви ко Господу. Посмотрите на этот бесчисленный народ Божий, который мы прославляем в Церкви. Каждый из них любил Господа исключительной любовью. Каждый из них воспринимал слово Евангельское, о котором мы размышляем за богослужением в храме, как обращенное лично к нему. Каждый из них мог сказать вместе с апостолом Павлом: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 7—8).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/26/ch...

Читая Библию , Миллер то ли не видел, то ли игнорировал слова Христа: «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25:13 ). Возможно, в своем буквоедстве он рассуждал так: если никто не знает ни дня, ни часа, то год и месяц предсказать можно. Теперь оставалось только найти историческую дату, связанную с возобновлением богослужения в Иерусалимском храме, от которой вести отсчет, – и Миллер этот год нашел. Он взял 457 год до Р.Х. – год указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалимского храма, – прибавил 2300 лет – и получил 1843 год. Поверившие Миллеру раздали свое имущество, бросили учиться и работать, фермеры не стали засевать поля… Они ждали Христа. Но, конечно, ничего не произошло. Тогда Миллер заявил, что он мог ошибиться на год, и назначил другую дату – 1844 год, 21 марта. Но и в этот день Христос не пришел. Миллер впал в уныние, его адепты разошлись по домам. Однако на этом все не закончилось. Друг и последователь Миллера С. Сноу, гуляя по лесу и размышляя, вдруг понял, что Миллер вовсе не ошибся: Христос придет через полгода. Он вспомнил, как в 25-й главе Евангелия от Матфея говорится, что жених замедлил на полдня: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф. 25:5–6 ). А раз день – это, как учил Миллер, год, то половина суток – это полгода. Так возникает третье предсказание пришествия Спасителя: 1844 год, осень. Если бы Сноу соизволил прочитать дальше эту главу, он бы увидел тот самый текст, который не хотел замечать Миллер: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25:13 ). Но, видимо, и Сноу так хотелось поверить в свою правоту, что он тоже «не заметил» этих слов. Несмотря на то, что современные АСД говорят: движение миллеритов – это не совсем начало адвентистского движения, тем не менее расчеты Миллера, связанные со 2300 «вечеров и утр», при которых день понимается как год, они не отвергают. Позже их «пророчицей» Еленой Уайт будет заявлено, что Миллер не ошибся в своих расчетах, просто он перепутал не время пришествия Христа, а место, куда Он должен прийти. Христос, по мнению адвентистов, в 1844 году должен был прийти не на землю – Он вошел на небе во «святое святых». До сих пор в учении АСД доктрина о «небесном святилище» базируется на этих ложных вычислениях, которые считаются истинными. День или год?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

б) С таким благорасположением иди в храм Господень, и приближаясь к храму, и входя в него, смиренно помышляй в твоей душе: вот вхожу я в дом Господа Бога , в место селения славы Его. Здесь совершаются великие таинства , через которые преподаются многоразличные дары спасительной благодати. Здесь, на святом престоле, предлагается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, и Сам Господь призывает к сей трапезе: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Здесь невидимо присутствует Сам Царь славы , Господь Иисус Христос, внемлющий молениям верующих в Него и предлагающий в снедь Свое пречистое тело и Свою честную кровь, дабы пребывать с нами в тесном единении, как Сам говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Здесь всех, истинно верующих, осеняет Дух Святый и всем, по мере веры каждого, подает дары Своей благодати через слово Божие и спасительные таинства, и всем, смиренно молящимся Ему, дает дерзновение взывать к Богу: «Авва Отче» ( Рим.8:15 ). Здесь лики святых ангелов невидимо окружают Господа Иисуса и славословят Его хвалебными песнями, прославляя дивные дела Его благости и человеколюбия, и благоговейно поклоняются Ему с Отцем и Св. Духом. Здесь представляющиеся нашим взорам святые изображения, как по лестнице, возносят взоры нашей души к невидимым обителям небесным – к царству славы Царя Христа, Спасителя и Бога нашего. Здесь, перед бескровной жертвой, возносятся молитвы о живых и умерших , по вере в беспредельные заслуги Господа Спасителя мира, победителя смерти и ада. Здесь скажи каждый самому себе: «И я, грешник, недостойный присутствовать в святом храме сем, повергнусь пред Господом душою и телом. Пролию пред Ним моление мое; печаль мою пред Ним возвещу. Воззову ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя на земли живых. Вонми молению моему ( Пс.141:2,5,6 ). Буду молиться о себе и о моих ближних, о живых и умерших буду умолять Господа Спасителя о милости ко мне и к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бесценного, Живого Сокровища, то есть Христа, не оскорбляй сожалением о ничтожной, тленной потере. Смотри, не испытывает ли тебя Бог, что ты больше любишь: Его или тленные сокровища? Имея бесценное сокровище, которое может обогатить, и действительно обогащает всеми духовными и чувственными благами, какой безумный станет сожалеть о потере немногих погремушек? Разумей, еже глаголю. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [ 2Кор. 4,11 ], говорит святой апостол Павел. Сила Господа Иисуса в немощи совершается [ 2Кор. 12,9 ], как Он сказал тому же апостолу: когда мы немощны, тогда во всем свете представляется близорукости нашей, маловерию нашему присносущная сила, или всемогущество Господа, спасающего нас. И вот в чем торжество христианина – подвижника Христова: он – живой, присно предается в смерть духовную или телесную и всегда всемогущею силою Божиею исхищается из самых челюстей смерти в жизнь для того, чтобы он многочисленными опытами Божия всемогущества в его собственной жизни непоколебимо убедился в благопромыслительной благости и всемогуществе Господа и совершенно положился на Него во всем как на всеблагого и всемогущего Помощника. И я, грешный и недостойный раб Господа моего Иисуса Христа, присно предаюсь в смерть духовную – человекоубийце исконному, мучителю злому, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти моей [ 2Кор. 4,11 ] тогда, как я воззову о помощи к Богу моему, Спасителю моему. О! Как часто спасает меня Спаситель мой! Какая беда мне без Спасителя моего! Когда тобою овладевать начнет страсть зависти, тогда скорее от всего сердца благодари Господа за все блага, какие ты получил прежде от Бога и ныне имеешь: за пищу, за одежду, за жилище, за приведение от небытия в бытие, за добрых родителей, родных, особенно за дары христианской веры и особенно за Дары Тела и Крови Господней. Священник всегда должен сознавать себя как предстателя за народ; особенно это сознание нужно в храме во время богослужения, когда по преимуществу он есть ходатай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И в другом евангельском отрывке мы так же предполагаем в ответе Христа прямое указание на Его Божественное достоинство. Окончив гефсиманское моление «о чаше», Спаситель ожидает тех, кто поведет Его на смерть. Борьба со страхом смерти позади. Сам, будучи Источником жизни и самосущной Жизнью, Он идет на смерть не потому, что не может ее избежать, но добровольно, из любви к погибающему творению. «Бог таящийся» частично открывает Свое Божество, называя Себя по имени: Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю (Ин. 18,4-6). Здесь э то Я синодального перевода в греческом тексте — все то же γ εμ , то есть «Я есмь», Тот Самый Сущий, открывшийся Моисею в горящей купине, а теперь пришедший к Своему народу и отвергнутый этим народом. Неудивительно, что служители от первосвященников и фарисеев (Ин. 18,3), слышавшие это великое и страшное имя в храме в День очищения, но боявшиеся даже наедине с собой произнести его вслух, услышав его как самосвидетельство из уст Сына Божия, не могли устоять на ногах. Они пришли схватить самозванца-назарянина – и вдруг, на мгновение, словно в блистании молнии, увидели перед собой Сущего. Тварь падает ниц пред своим Творцом, падает на землю, из которой и произошла. Кроме того, поклонение при чтении тетраграммы для евреев было частью привычного ритуала, поскольку в храмовом богослужении во время проговаривания первосвященником Божественного имени «близ стоящие падали вниз лицом, дальние говорили: да будет благословенно славное имя Его во век. Но ни те, ни другие не трогались, пока имя это вновь не скрывалось от них» . Отречение апостола Петра Итак, если Господь есть Тот, Кто поистине существует, то что же есть человек сам по себе? Это нам показал апостол Петр в своем ответе служанке первосвященника. После взятия Христа под стражу ближайший ученик впадает в состояние, которое на языке православных молитв называется «окамененным нечувствием». Пред читателем Евангелия предстает человек, который хочет скрыться, остаться неузнанным, возможно даже – исчезнуть, испариться, аннигилироваться, одним словом – не быть.

http://pravoslavie.ru/95624.html

Когда таким образом кающийся христианин, с искренним сокрушением о своих грехах, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, живою верою во Христа Спасителя и надеждою на Него, приходит к пастырю церкви и исповедует пред ним свои беззакония, служитель Божий внимает исповеданию и именем Господа Иисуса разрешает, отпускает, прощает все грехи истинно кающегося. Сокрушенная исповедь через разрешение священника производит сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из них выходит новая тварь, как вначале из купели крещения. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды… тогда придите, и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю» (Ис.1:16—18). Таинство Св. Причащения Получить прощение грехов — не значит еще из нечестивого сделаться праведным, из грешника — святым: праведность и святость предполагают и соответствующее этим определениям содержание души. Через таинство же покаяния человек делается только способным к восстановлению совершенного им через грех разрыва между грешной душой человека и ее Спасителем, становится готовым снова принять в себя Дух Христов. И как освободившемуся от телесного болезненного процесса необходимы для полного восстановления его сил и начала здоровой деятельности и чистый воздух, и здоровое питание, так и выздоровевшему духом необходима бывает тотчас же атмосфера Христовой веры и любви, как воздух спасения, и истинное духовное питание для укрепления воли в добре. В храм к богослужению особенно усилено призывается кающийся в своих грехах, так как там он найдет и сильное побуждение к покаянию, и ободрение в своих покаянных чувствах; в храм призывается и раскаявшийся грешник, так как только в храме он найдет и так нужную для его очищенной души атмосферу веры и любви, и ту истинную в таинстве Причащения пищу, которой жаждет его открытая для любви к Богу душа. Таинство Причащения является мистическим приобщением, причастием людей Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что только существует через Христа в Святом Духе.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Неужели же мы, искупленные и спасенные Сыном Божиим, останемся холодны, равнодушны, безучастны своей плотью в Его страданиях, при виде Креста с изображением на нем нашего Спасителя? Неужели мы при виде истерзанного, изнуренного тела Его разрешим себе в нынешний день пресыщение разными яствами и питиями и вообще угождение своему чреву? Неужели мы в этот день, при воспоминании того скорбного события, когда и солнце померкло: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» ( Лк.23:44 ), позволим себе веселиться и искать удовольствий и развлечений на улицах и разных сборищах и принимать веселый и торжествующий вид? Неужели кто-либо позволит себе упиваться в этот день, когда воспоминается, как жаждал Христос, вися на Кресте? Неужели кто-либо в этот день решится совершить преступление своими руками и идти на беззаконное дело, при виде пригвожденных ко Кресту рук и ног ни в чем неповинного Божественного Страдальца за наши беззаконные дела? Нет, да не будет этого. Пусть в этот день каждый из вас удержит себя от всякого греха. Если и всегда мы должны подражать Христу, то тем более в настоящий день мы должны принять участие в страданиях Его, сораспиная плоть свою со страстьми и похотьми, должны быть воздержными в пищи и питии, должны наблюдать осторожность в словах, скромность во взгляде, благопристойность во всех действиях, непостыдность в мыслях и чувствах. Пусть будет пост и воздержание во всем. Так должно быть, но, к сожалению, не так все делают. Замечалось, что и в этот праздничный день творится то, от чего легко можно воздержаться. Трудно человеку, непривыкшему к воздержанию, ничего в этот день не есть, но возможно и удобоисполнимо для каждого не пить вина, а тем более не упиваться. А между тем и в этот день – однодневный пост – иные предаются разгулу и, что более всего прискорбно, иные, побывав в храме, считают как будто обязанностью побывать и в доме продажи вина. Нельзя не удивляться и не поражаться, а в то же время не болеть душой и сердцем, как этот, именующийся христианином, выслушав на Литургии Евангелие о страданиях за грехи наши Иисуса Христа, через час-два идет туда, где скорее всего можно согрешить и, следовательно, снова невидимо распинать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

" Одолеть препятствия " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За утренним богослужением мы слышали сегодня евангельское чтение о том, как святые жены-мироносицы рано утром после иудейской субботы решили пойти на гроб, чтобы слезами и миром помазать тело Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Это была особая, слезная суббота для апостолов и всех последователей Иисуса Христа. И вот, суббота заканчивалась, святые жены решили идти. Они думали о том, кто отвалит им камень от гроба. Так всегда: как только человек начинает идти к Богу, обязательно появляются какие-то препятствия. Для них первым препятствием был камень. Камень - выше сил женских, отвалить его было невозможно. Они шли и думали о том, кто же отвалит его. Но не знали, что там было еще одно препятствие - стража, которую поставили первосвященники. Но к тому времени ее уже не было и камень был отвален. Иногда нам кажется, что есть препятствия на пути к Богу, но их не нужно бояться. Сила Божия сильнее препятствий. Так Господь, видя желание святых жен, заранее послал Своего ангела, который отвалил камень " . " Когда, к примеру, мы хотим построить храм в Санкт-Петербурге, нужно взять участок, - продолжил архипастырь. - Это трудно сделать, так много препятствий возникает. Или хотим освободить какой-то храм от нынешних посторонних хозяев - снова множество препятствий. И так, за что ни возьмись, кругом одни препятствия. Но мы должны в любом случае, движимые любовью ко Господу, идти к цели, что бы ни случилось. Святые жены пришли и увидели, что камень отвален. Кроме того, увидели ангела в образе юноши (вообще весь ангельский мир - юный, на небе никто не стареет, там всегда все молодые). Юноша предстал перед женами, и они ужаснулись, увидев незнакомца. Ангел сказал им: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Ангел выделяет апостола Петра, потому что тот уже не надеялся ни на какую радость от воскресшего Христа, помня свое отречение и зная, что радоваться ему не придется. Но мы знаем, что Спаситель простил все. Так жены-мироносицы, получив благовестие, побежали сообщить ученикам Христовым, что Он воскрес " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев. 12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить в храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, " яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.    Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе свят в нем (Лк. 2:25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия Симеон пришел в храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставити его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля (Лк. 2:29—32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (Лк. 2:34—35).    В храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедшеся Господеви и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:36—38); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал, яко видесте очи мои спасете твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы Он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

В Великий Четверг на Литургии читается длинное составное (состоящее из нескольких отрывков) Евангелие, которое повествует о событиях этого дня — здесь и планы первосвященников убить Христа, умовение Спасителем ног учеников, Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, арест Спасителя… Что из этого наиболее важное? Какие таинства Церкви устанавливает Господь в этот день? Рассказывает священник Антоний Борисов : 12 Евангелий Страстного четверга Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия. Читать далее... Евангелие Великой пятницы Страстной седмицы Литургия в этот день не совершается; обратимся к евангельским отрывкам, которые читаются на Вечерне. Евангелие от Матфея 27:1-44 1  Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2  и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3  Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,  4  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5  И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6  Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.  7  Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;  8  посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9  Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10  и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010