Я отвлекся немного от главной темы. Но считаю это тоже немаловажным. Потому и написал об этом в связи с воспоминаниями о богослужении отца архимандрита Вениамина. Как он служил! Как трепетно, как благодатно! Собранный, сосредоточенный, просветленный. Голос проникновенный, возгласы ясны, слова прочувствованны. Движения плавны, благоговейны. Чудилось, будто светлые благодатные волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из священного алтаря в народ, расходятся, растворяются, как благовонный фимиам, по всему храму, и… сердце чувствует неизреченную радость, блаженство. Вот так служил отец архимандрит Вениамин. А служил он часто – каждое воскресенье и каждый праздник. Хочется рассказать еще о том, как он, обратясь к народу, говорил проповедь или отпуст. Проповедь он говорил всегда с крестом, по окончании Литургии. Подняв крест над самым лицом своим, он говорил слово. Впечатление было непередаваемое. Через крест с Распятием Христа лилась дивная богодухновенная речь. Лицо архимандрита Вениамина светилось каким-то тихим сиянием. Ясный и звучный голос, баритон, волнами расходился по храму и слышался в каждом уголке и… в каждом сердце. В те годы (1948–1950) собственного храма Духовная школа не имела, поэтому на службу ходили в лаврские храмы. Семинаристы и студенты Академии в храм шли рядами по два человека. Это было довольно трогательное зрелище. Верующие смотрели на пеструю (костюмов специальных тогда еще не было) длинную цепочку, и умилялись душой, и плакали. Отец Архимандрит жил в лаврской келии. Это был небольшой уголок с бедной обстановкой. В переднем углу – много икон, горит неугасимая лампада. Небольшой стол, стул, книги и кое-что из необходимых вещей и принадлежностей. А внутренняя келейная жизнь, ночные молитвенные часы, слезы – кто их может описать? Кто их видел? Кому они ведомы?.. Да, можно не сомневаться, что малая и убогая келейка много видела тайных подвигов, сокровенных трудов, Богу одному ведомых, которые совершал архимандрит Вениамин в тиши глубокой ночи. Утром его всегда можно было видеть идущим на братский молебен, собранным, с несколько бледным, строгим лицом. А затем шел он в Духовную школу, чтобы вновь и вновь отдать все свои силы на великое дело воспитания молодых пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Некоторые бывают почти ежедневно на Божественной Литургии, а иные держатся общего правила пустынножительства и приходят в обитель лишь для приобщения Святых Таин и на праздничные церковные богослужения. В некотором отношении пустынник, живущий близко к обители, имеет свои особые преимущества, а именно: во-первых, если он немощен и слаб здоровьем или в весьма преклонных летах, то близкое расстояние к храму составляет для него великое удобство, во-вторых, ему представляется возможность чаще других приступать к Чаше Жизни – два, а в Великий пост и три раза в седмицу, что для далеко живущих иноков составляет затруднение. И, в-третьих, приняв в себя в Пречистых Тайнах божественный огнь святейшего Тела и Крови Христовых, он ускоряет в свое жилище, стараясь сохранить Его неугасимым, тогда как для другого труднее сохранить сей пренебесный огнь, ибо при беседах и близком общении с другими он скоро угасает. Выше этих описанных калив занимают большое пространство верхние киперы. В этом месте путь раздваивается: одна дорога круто поворачивает на запад и полугорием вдоль моря ведет к отдаленным от обители каливам, размещенным вверху и внизу от нее в разных направлениях; минуя их, она переходит большой овраг и скрывается в лесу по направлению к Крумице. Вторая же дорога от кипера поворачивает на северо-восток и ведет по направлению к прудам вдоль оврага, или, иначе назвать, каменной канавы, по которой из прудов в известное нужное время пускают воду для орошения всех киперов. Проходит эта вода из оврага по каналам почти во все ближайшие к обители каливы, наполняет цистерны, из коих по мере надобности поливаются деревья и огородные овощи. Прудов всего три, в них скопляется дождевая вода, скатываясь с горных высот. Этой воды почти всегда хватает с избытком на орошение всех огородов, фруктовых садов и на другие хозяйственные потребности. Пруды эти, окруженные со всех сторон сосновым лесом и кустами, когда бывают наполнены до краев, ласкают взор проходящих своим живописным видом, и невольно вспоминаются псаломские слова: На горах станут воды и другого стиха: Посреди гор пройдут воды ( Пс.103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть верят они этим чудесам и удивительным событиям, которые Бог и ныне творит с теми, кто в Него верует. Описал это чудо я, Петар Козлич из Шашинаца». Кто-то крикнул Господин Савва П. поведал нам следующее. «С детства помню я об одном неординарном событии. Как-то раз возвращался я из школы домой. Стоял ужасный зной, и я прилёг в тени под деревом. Лёг и заснул. И вдруг услышал, как кто-то кричит мне: «Савва! Савва!» Я проснулся и отозвался: «Что такое? Кто кричал?» [Но] оглянувшись вокруг, никого не увидел. Но нет, всё-таки кто-то есть! Рядом с собой заметил я свернувшуюся клубком змею. Подняла она голову и поползла было ко мне. У меня мороз пробежал по коже. Вскочил я – и стремглав домой. Кто мне крикнул, не ведаю; но знаю, что голос тот донёсся ко мне не с этого света». Тот же господин Савва говорил, что и в дальнейшей жизни с ним случалось такое, что некто окликал его по имени и будил ото сна. «Происходило это, – добавляет он, – когда рядом была какая-либо опасность: однажды стадо зашло на кукурузное поле и т.д.». Услышал глас Ангела Русский журнал «Православие», издаваемый в Нью-Йорке, сообщает о следующем чудесном случае, имевшим место в 1935 году. Епископ Аляскинский Антонин плыл на пароходе. У одного из островов в Беринговом море произошло кораблекрушение. Владыка и ещё четверо пассажиров кое-как добрались до берега. Но те четверо очень быстро умерли. А епископ прожил на острове 13 дней – [стоя] на камне [весь] засыпанный снегом. Непрестанно молился он Богу и однажды поутру услышал глас Ангела: «Ещё три дня, и ты будешь спасён». И действительно, на третий день прибыли три алеута с Алеутских островов – спасённые с того самого разбившегося корабля. Прибыли они к своим соплеменникам и известили их о гибели епископа. И вот трое на моторной лодке поплыли, чтобы отыскать тело владыки Антонина. А тем временем всюду на Аляске и на [близлежащих] островах, куда донеслась весть о его гибели, уже совершались по нём заупокойные богослужения. Но сколь изумлены были те три алеута, когда нашли епископа живым! Взяли они его и поднесли к двигателю своей лодки, чтобы владыка, весь заледеневший, оттаял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И тут я заметил, в полутора метрах от меня по ту сторону загородки стоял на коленях бывший Председатель Правительства Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко. По обе стороны от него так же на коленях пребывали его телохранители. Это зрелище меня немного позабавило – экс-Председатель Правительства, словно на стоп-кадре, стоял, не шелохнувшись, очевидно, сказывалось то, что у него 3-й дан айкидо – чувствовалась железная выдержка. Зато его охрана не могла найти себе места, около 15 минут они принимали самые неестественные позы. Всё происходило у меня на глазах, поэтому я грешный всё это время мысленно отсутствовал на богослужении. Служба закончилась, и богомольцы потянулись к выходу. И только тут я заметил, что людей в храме набилось, как селёдки в банке, мы не выходили – нас нёс неуправляемый людской поток. Минуты через три мы с друзьями оказались во дворе, но и там, как говорят, «яблоку негде было упасть» – народ стоял плотной массой. В этот момент на балкон вышел Патриарх, поздравил всех с Пятидесятницей и сказал свою праздничную проповедь. Торжественный перезвон колоколов разнёсся по всей округе, и тут свою партию взял «Царь-колокол», воссозданный и установленный в лавре 16 апреля 2004 года. Это невозможно описать, это надо слышать, мы кричали друг другу на ухо, с трудом разбирая слова. Я позвонил своей супруге, хотелось, чтобы и она услышала это чудное звучание, но она мне сказала, что кроме меня она ничего не слышит. Сверхнизкие колебания, издаваемые «Царь-колоколом», для телефона Motorola были недоступны, он их не слышал. Зато все присутствующие слышали его, душа ликовала. Мощные удары бронзового гиганта сотрясали всё в округе, в этом звоне было всё: торжественность, единение русского народа, Божественная сила. Над монастырём висело несколько тучек, и тут произошло нечто – от мощного сотрясения воздуха из них, как из ведра, пролился дождь. Люди побежали в разные стороны, пытаясь найти убежище, мы с друзьями укрылись в арочном проёме надвратной церкви. Сказать, что мы промокли до нитки – этого будет мало, мы промокли до костей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/21/pr...

Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, возбуждающей злобные и эротические чувства, -общества, которое оправдывает половую распущенность, злоупотребляет возбуждающими веществами и наркотиками, увлекается фильмами, насыщенными ужасными преступлениями и всякими демоническими страшилищами. Все эти извращения являются признаками болезни современного общества. Подобным образом и искание христианами восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и горделивого душевного направления. У харизматиков происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт, накопленный христианством в течение двух тысячелетий и записанный в творениях святых, отбросив Богом установленное священство и святые Таинства, современные сектанты стараются вызвать в себе благодатное состояние всякими сомнительными и опасными приемами. Получается самообман или “прелесть”, (отсюда – “прельщать”), против которой предостерегают святые отцы Православной Церкви. Подобные состояния экстаза ничего общего с христианством не имеют, и они были известны древним язычникам и современным индусам. (Глубокое исследование данного вопроса можно найти в книгах протестантского ученого Dr. Кигт Косн: “Bemween Christ and Saman,” “Occulm Bondage and Deliverance,” “The Revival in Indonesia,” (Kregel Publicamuons, Grand Rapids, Michigan, USA) и др.). Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления своей души христианин будет получать и подлинную благодать Божию, которая ему даст небесный мир и чистую радость, в сравнении с которыми земной восторг является дешевым и жалким.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Из послания ап. Павла к Коринфянам можно заключить, что именно в этой церкви дар языков был распространен более, чем в других церквах. Тогда дар языков был одним из духовных дарований, которое некоторые христиане получали после крещения и возложения апостольских рук. Не все коринфские христиане умели правильно обращаться с даром языков, и ап. Павел предостерегает их от злоупотребления им. Дело в том, что на молитвенных собраниях коринфские христиане начинали говорить на разных языках, когда в этом не было нужды. Очевидно, они это делали из тщеславия, чтобы превзойти один другого. Ап. Павел объясняет, что дар языков “нужен не для верующих, а для неверующих” – для привлечения их к вере. Более того, дар языков имел еще отрицательное влияние на молитвенные собрания, когда им не вовремя пользовались. Когда, например, во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, большинству присутствующих не понятных, то получался шум и терялось молитвенное настроение. Чтобы избежать несвоевременного употребления чудесно полученного дара говорить на новых языках, апостол Павел объясняет коринфянам, что дар языков есть самый меньший дар в ряду других, более нужных человеку духовных дарований. Коринфские христиане правильнее поступят, если вместо дара языков будут просить Бога обогатить их верой, воздержанием, терпением, любовью, мудростью и другими нужными нравственными дарованиями. Сравнивая дар языков апостольского времени с современным “языкоглаголанием,” надо признать между ними существенную разницу. В апостольское время христиане получали способность говорить на настоящем и на одном из существующих в то время языке. То была правильная, членораздельная человеческая речь, необходимая проповеднику. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное “говорение на языках” пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них-де язык “райских жителей”. Однако, невозможно эти бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они – результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащей с беснованием. Поэтому сектанты обнаруживают свое крайнее духовное невежество и даже кощунствуют, когда искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Во дворех Твоих, Господи, вернии/колена душ и телес преклоньше,/воспеваем Тя безначальнаго Отца,/и собезначальнаго Сына,/и соприсносущнаго и Пресвятаго Духа,/просвещающаго и освящающаго души наша. Во дворах Твоих, Господи, мы, верные,/преклонив колена души и тела,/воспеваем Тебя, безначального Отца,/собезначального Сына,/и столь же вечного и всесвятого Духа,/просвещающего и освящающего души наши. Троицу единосущную песнословим,/Отца и Сына, со Святым Духом:/тако бо проповедаша вси пророцы,/и апостоли с мученики. Троицу единосущную воспоем/– Отца и Сына со Святым Духом,/ибо так провозгласили все пророки/и Апостолы с мучениками. Слава, и ныне, глас 8. Творение Льва владыки: Слава, и ныне, глас 8, императора Льba VI Приидите людие,/триипостасному Божеству поклонимся,/Сыну во Отце, со Святым Духом:/Отец бо безлетно роди/Сына соприсносущна и сопрестольна,/и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь:/едина сила, едино существо, едино Божество./Емуже покланяющеся вси глаголем:/Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа./Святый Крепкий, Имже Отца познахом,/и Дух Святый прииде в мир:/Святый Безсмертный, утешительный Душе,/от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй:/Троице Святая, слава Тебе. Придите люди,/Божеству в трех Лицах поклонимся –/Сыну во Отце со Святым Духом;/ибо Отец вне времени родил/Сына столь же вечного и сопрестольного/и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый;/Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество./Ему поклоняясь, мы все возглашаем:/“Святой Боже, все сотворивший через Сына при содействии Святого Духа!/Святой Крепкий, чрез Которого мы Отца познали/и Которым Дух Святой пришел в мир!/Святой Бессмертный Утешитель – Дух,/от Отца исходящий и в Сыне почивающий!/Троица Святая, слава Тебе!” Вход. Свете Тихий.  Прокимен дне и чтения. Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: Числ чтение. [Глава 11]: Чисел чтение Рече Господь Моисею: собери Ми седмьдесят мужей от старец израилевых, ихже ты сам веси, яко сии суть старцы людей, и книжники их: и приведеши их в сень свидения, и станут ту с тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и отыму от Духа сущаго в тебе, и возложу на них, и пособствуют с тобою стремления людей, и не поводиши их ты един. И собра Моисей седмьдесят мужей от старец людей, и постави их окрест сени. И сниде Господь во облаце, и глагола Моисею, и взят от Духа Иже в нем, и положи на седмидесяти мужей старец: а якоже почи Дух на них, и прорекоша в стану, и ктому не приложиша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Слава, и ныне, глас 8:  Некогда языки были смешаны/за дерзость построения Вавилонской башни;/ныне же языки мудрости исполнились/через славу богопознания./Там осудил Бог нечестивых за согрешение;/здесь Христос просветил рыбаков Духом./Тогда неспособность изъясниться явилась в наказание;/ныне же обновляется согласие/ко спасению душ наших. Отпустительный тропарь, глас 8: Тропарь, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе!  (3) Таже благословение хлебов. И чтение Деяний святых апостол. Аще ли не будет бдения: По Ныне отпущаеши:  тропарь праздника единожды. На Повечерии по Достойно  и по Трисвятом,  кондак  праздника. Полунощницу поем по обычаю. Канон глаголем Троичен во Октоихе, гласа. НА УТРЕНИ, НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8: На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе.  [Трижды.] Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе!  (3) По 1м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: По 1 стихословии седален, глас 4 Попразднственный вернии,/и конечный праздник празднуим светло,/сей есть Пятдесятница,/обещания исполнение и предложения:/в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык,/и ученики просвети, и сия неботаинники показа./Свет прииде Утешителя, и мир просвети.  [Дважды.] Отпразднуем, верные, радостно/последний и заключительный праздник;/это – Пятидесятница, исполнение обещания/и всего, предрешенного о нас;/ибо в сей день огонь Утешителя/внезапно сошел на землю как бы в виде языков,/и просветил учеников,/и явил их посвященными в тайны неба./Свет Утешителя пришел и мир просветил!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (14) мая 1804 года в Москве на Ордынке, в приходе Егория, что на Всполье. Но детство его протекало в «дворянском гнезде» в Богучарове Тульской губернии. Здесь сохранились предания о давно минувших временах, о любви тишайшего государя к подсокольничему Петру Хомякову. Несомненно, на подростка оказал влияние рассказ и о том, как Кирилл Иванович Хомяков, умирая бездетным, предложил крестьянам самим избрать наследника из рода Хомяковых. Крестьяне, собрав нужные сведения о родственниках из рода Хомяковых, выбрали прадеда Алексея Степановича и утвердили его в правах наследства. Учился Хомяков в Московском университете, окончил его физико-математическое отделение в 1822 году с ученой степенью кандидата математических наук. С 1823 по 1825 год он находился на службе в кавалерийском полку. В 1828-1829 годах А.С. Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, был ранен, по возвращении вышел в отставку и с того времени занимался общественно-литературной деятельностью. Вот что говорил после смерти Хомякова его командир: «… образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, по всем правилам берейторской школы. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты Православной Церкви, а в праздничные и воскресные дни посещал все Богослужения». По определению П.А. Флоренского, Хомяков был «целомудренный в выражении своей внутренней жизни, и даже до скрытности, весь цельный, и гордый своей цельностью, не допускавший в себе рефлексии над собою». Исконная деревенско-помещичья свобода, богатство, независимость — от начальства, от литературного труда, от текущей политики — все это придавало особенную направленность его поискам идеальной жизни для человека вообще и для русского человека в частности. Поиски внутренней свободы привели Хомякова к учению, которое позже получило неточное название славянофильства. Факт рождения славянофильской идеологии Н.А. Бердяев рассматривал как явление, имеющее общенациональное значение: «Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире». Хомякова считают православным пророком, предвидевшим торжество Церкви. Он первый выявил и сформулировал национальные интересы России. В его личности и творчестве содержится колоссальная духовная и нравственная сила, необходимая для сохранения русской нации и возрождения России.

http://sobory.ru/article/?object=20575

Я отвлекся немного от главной темы. Но считаю это тоже немаловажным. Потому и написал об этом в связи с воспоминаниями о богослужении отца архимандрита Вениамина. Как он служил! Как трепетно, как благодатно! Собранный, сосредоточенный, просветленный. Голос проникновенный, возгласы ясны, слова прочувствованны. Движения плавны, благоговейны. Чудилось, будто светлые благодатные волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из священного алтаря в народ, расходятся, растворяются, как благовонный фимиам, по всему храму, и... сердце чувствует неизреченную радость, блаженство. Вот так служил отец архимандрит Вениамин. А служил он часто — каждое воскресенье и каждый праздник. Хочется рассказать еще о том, как он, обратясь к народу, говорил проповедь или отпуст. Проповедь он говорил всегда с крестом, по окончании Литургии. Подняв крест над самым лицом своим, он говорил слово. Впечатление было непередаваемое. Через крест с Распятием Христа лилась дивная богодухновенная речь. Лицо архимандрита Вениамина светилось каким-то тихим сиянием. Ясный и звучный голос, баритон, волнами расходился по храму и слышался в каждом уголке и... в каждом сердце. В те годы (1948–1950) собственного храма Духовная школа не имела, поэтому на службу ходили в лаврские храмы. Семинаристы и студенты Академии в храм шли рядами по два человека. Это было довольно трогательное зрелище. Верующие смотрели на пеструю (костюмов специальных тогда еще не было) длинную цепочку, и умилялись душой, и плакали. Отец Архимандрит жил в лаврской келии. Это был небольшой уголок с бедной обстановкой. В переднем углу — много икон, горит неугасимая лампада. Небольшой стол, стул, книги и кое-что из необходимых вещей и принадлежностей. А внутренняя келейная жизнь, ночные молитвенные часы, слезы — кто их может описать? Кто их видел? Кому они ведомы?.. Да, можно не сомневаться, что малая и убогая келейка много видела тайных подвигов, сокровенных трудов, Богу одному ведомых, которые совершал архимандрит Вениамин в тиши глубокой ночи. Утром его всегда можно было видеть идущим на братский молебен, собранным, с несколько бледным, строгим лицом. А затем шел он в Духовную школу, чтобы вновь и вновь отдать все свои силы на великое дело воспитания молодых пастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010