Среди оригинальных явлений Русской религиозной жизни выдающееся и едва ли не первое место занимает отношение Русского народа к основному христианскому догмату – Св. Троице. В недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Церковный устав не знает храмов, которые носили бы имя Триединого Бога. Всё это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и всё свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным Богом святым, или же воспоминаниям замечательных событий из Священной и Церковной истории. Между тем Русский народ, независимо от высших богословских соображений и церковных уставов, но с глубоким смыслом выбрал один день в году для нарочитого прославления Св. Троицы, именно – день Пятидесятницы. Этот праздник всюду на Руси известен под именем Троицына дня, и лишь немногие, знакомые с богослужебными книгами, знают, что св. Церковь воспоминает в этот день событие Сошествия Св. Духа на Апостолов и этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Собственно же для Троицына дня нет ни тропаря и кондака, ни паремий, ни канона, ни Апостола и Евангелия, и даже во всём богослужении этого дня о Троице особо напоминает лишь одна стихира «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». Между тем с давних пор на Руси построено и множество храмов, носящих имя Св. Троицы. Этим созданием Троицких храмов чествование Св. Троицы уже перестаёт быть чисто народным: оно освящается авторитетом Церкви и делается церковным. Явление замечательное! Невольно подымается вопрос: как это всё произошло? Давно ли и кто именно содействовал такому переходу праздника из народного в церковный? Всякий православный Русский человек легко и правильно ответит на эти вопросы. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и Преп. Сергия. «Троице-Сергий» и «Сергие-Троица» стали для нас однозначащим собственным названием Лавры Преподобного. В ожидании Троицына дня мы невольно мыслью переносимся в эту святую обитель, вместе с нею своим чувством переживаем её торжества и этот праздник признаём собственным лаврским праздником. Эта тесная связь даёт верную нить для решения поставленных вопросов. Но чтобы показать самостоятельное Русское начало празднования Св. Троицы, необходимо заглянуть в историю. Не было ли Троицких храмов и Троицкого праздника ещё раньше на востоке или на западе, и если были, то почему должно признать Русские Троицкие храмы и Русский Троицын день независимыми от них, самостоятельными?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

Должанская. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1877. Год утраты:1934 (снесена) Адрес: Россия, Краснодарский край, Ейский район, станица Должанская, приблизительно на месте существующей церкви по адресу пер. Советов, д. 31А Координаты: 46.637901, 37.799077 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Станица Должанская – ровесница города Ейска. Но ещё с незапамятных времен эти места обживались разным людом. На рубеже XVIII-XIX веков здесь вовсю рыбачили, работавшие на богатых казаков ватаги забродников. Нравы царили полудикие, православная вера едва теплилась. Вот почему поселившийся у косы Долгой отставной казачий полковник Галушка на свои средства в 1815 г. поспешил выстроить молитвенный дом. Освятили его во имя Животворящей Троицы. Из Справочника Ставропольской епархии узнаем, что был он деревянным, на каменных столбах вместо фундамента, крыт тесом. Колокола также расположили на деревянных столбах. Со временем обветшал и уже не вмещал молящихся. На станичном сходе было решено строить новый Божий дом всем миром. Сохранились и имена станичников – жертвователей на богоугодное дело: Мирный, Сергиенко, Козел, Качевский, Малый, Дейнега, Однорог, Велигура, Горбань, Беда, Гречин, Василенко, Баланда, Довбыш, Галка, Гайдадей – всех не перечислить. В октябре 1877 г. в центре станицы, недалеко от места, где ныне высится Свято-Никольский храм, была освящена однопрестольная Троицкая церковь, деревянная, но уже на каменном фундаменте, крытая железом. В церкви имелось достаточно утвари, хранились метрические книги с именами всех родившихся, брачующихся и умерших. Причт состоял из выпускника Воронежской семинарии священника отца Авраамия Кравченко (в те годы ему было 50 лет). До перевода в храм, где священником был его отец, Кравченко служил в Успенском храме станицы Новодеревянковской. Богослужения совмещал с законоучительством. Псаломщиком был сын дьячка Феодосий Тимошенко, прослуживший в должанском храме более 45 лет. Псаломщик Дмитрий Липовский, сын пономаря, после окончания Тамбовского училища послуживший в станице Ходыженской, в 1872 г. переведён в Должанскую. С 1874 г. старостой прихода состоял урядник Давыд Стрюченко, просфорницей – вдова дьячка Иулиания Тимошенко. Приход содержал сиротствующих: вдову дьякона Иосифа Голова, вдову ейского дьячка Феодосия Макаровского, детей умершего дьячка Соколова. К новому храму было приписано 1721 мужчина и 1494 женщины, проживавших в 430 дворах. Старообрядцев не было. На престольный праздник, в день Святой Троицы, съезжались гости со всех окрестностей.

http://sobory.ru/article/?object=52375

Пашия. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь при Пашийском заводе заложена в июле 1790 г., а к концу 1800 г. была освящена. Здание выролнено в духе раннего классицизма. Церковь кирпичная, двухэтажная, " кораблём " . Фасады прорезаны прямоугольными оконными проёмами, выделенными на первом этаже замковым камнем. Поперечные стены на фасадах отмечены плоскими пилястрами. Междуэтажный ступенчатый карниз проходит по всему объёму здания, венчающий ступенчатый карниз имеет незначительный вынос. На южном и северном фасаде размещены неглубокие арочные ниши. В настоящее время не используется. Историко-архитектурное наследие Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011г. " В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная " фабрика " . И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что " оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским " . При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - " ...строить церковь, выбрав место пристойное... " На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм. Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7 (19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение. В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение. " Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения. Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16980

Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1659. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122 Координаты: 60.718474, 46.309611 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения. Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма. Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни. Троицкий собор знаменит также своим пятиярусным резным иконостасом 18 века, одним из лучших в русском декоративном искусстве. Иконостас выполнен тотемскими мастерами братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Помимо тонкой резьбы колонн и картушей, иконостас украшен барельефными фигурами евангелистов и херувимов. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу). По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.

http://sobory.ru/article/?object=01861

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Свиблове. Карта и ближайшие объекты В самом начале XVIII века Свиблово досталось родственнику Петра I со стороны матери Кириллу Алексеевичу Нарышкину. При нем в 1708 г. сооружена была одноглавая церковь из кирпича и белого камня. Через год появилась колокольня, получившая один из петровских трофеев - шведский колокол. Также были выстроены каменные палаты и солодовенный завод. После Полтавской битвы Нарышкин вывез своих людей в другие вотчины, а в Свиблове поселил пленных шведов, «всяких мастеровых людей». Через некоторое время в результате судебного разбирательства усадьба вновь отошла Плещеевым. В разное время владельцами усадьбы Свиблово также были Голицыны, Казеевы, Кожевниковы. С 70-х годов 19 века и до октябрьских событий 1917 года усадьба принадлежала горному инженеру Георгию Бахтияровичу Халатову. В советское время усадьбы и храм медленно приходили в упадок. В настоящее время усадьба восстанавливается в виде Патриаршего Подворья Русской Православной церкви, в храме идут богослужения. В 1677 г. в селе Свиблово (известно с XIV в. как вотчина боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло) выстроили деревянную церковь в честь праздника Живоначальной Троицы с приделом святителя Алексия, митрополита Московского. Каменная церковь Святой Троицы с приделом великомученика Георгия Победоносца появилась в начале XVIII в. В ней формы нарышкинского барокко сочетались с приемами новой ордерной архитектуры петровской поры, прозванной «голландским архитектурным вкусом». Храм ярусный, в плане крестообразный, одноглавый. Декоративные детали наличников окон и портиков нижнего яруса сделаны еще в традиции XVII века, как и пристроенный отдельным объемом Георгиевский придел. Средний ярус по своему облику резко контрастирует с нижним, здесь нет ничего от архитектурных элементов XVII века. Заметную роль в убранстве играет парапет с фигурными балясинами, венчающий объем основного четверика. Трехчастное арочное окно четверика по формам близкое к западноевропейским образцам. Верхний ярус – восьмерик и подобный ему барабан – опять же напоминают о московской традиции.

http://sobory.ru/article/?object=03619

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 64. Полунощница воскресная Ежеседмичное прославление св. Троицы. Троичные каноны Октоиха. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, наступает 8 Неделя по Пасхе, именуемая Пятидесятницей, а в русской традиции — днем Св. Троицы. Это один из великих двунадесятых праздников, имеющих знак красного цвета“крест окружен”, который означает, что должна совершаться бденная служба. Хотя, как мы с вами уже говорили, наш церковный Устав не требует непременного совершения бдений и в великие праздники. Даже для храмовых праздников, сказавши, что в них должно быть бдение, Устав все же излагает порядок службы и без бдения. В таком случае совершается иной, более легкий порядок богослужения с совершением малого повечерия и полунощницы. А так как Пятидесятница совпадает с воскресным днем, то накануне этого дня совершается особое чинопоследование воскресной полунощницы. Причем, особым оно яляется не только по составу, но и по содержанию! Именно на это я и хочу обратить сегодня ваше внимание. Начнем с того, что, каждый день седмицы посвящен какому-нибудь празднованию или почитанию: недельный день – празднованию Христова Воскресения, понедельник — почитанию ангельским силам, вторник — Иоанна Крестителя, четверг — апостолов, среда и пятница — Креста Господня, суббота — почитанию всех святых. А теперь внимание, вопрос: Почему нет ни одного дня из седмицы, посвященного почитанию св. Троицы? Неужели св. Николай достоин большего почитания нежели Триединый Бог? Конечно, Церковь считала необходимым установить ежеседмичное ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ… Но… посвятив первый день седмицы воспоминанию в этот день совершившегося Воскресения Христова, Она посчитала неудобным установить специальное прославление Св. Троицы в один из будничных дней, зато внесла его в праздничное богослужение воскресного дня, выделив для прославления Триединого Бога отдельную службу — ВОСКРЕСНУЮ ПОЛУНОЩНИЦУ, по своему строю совершенно отличную от всех остальных служб суточного круга.

http://azbyka.ru/video/64-polunoshhnica-...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха). Кулич и Пасха Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы ( " Кулич и Пасха " ) Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – " Кулич и Пасха " объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а " твёрдая призматическая пирамида " - " неколебимую купность... трёх добродетелей " : Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

http://sobory.ru/article/?object=00702

беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. 27.03.2014 06:41:43 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». В начале этого часа вы услышите беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево  - Праздник входа Господа в Иерусалим- это такой большой праздник, такое торжество! Песнопения были особенные, молитвы, стихи. А еще я вспоминаю свое школьное отношение к празднику. Мне захотелось узнать поточнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой маленький богословский труд. Переписал из Евангелия одного, из Евангелия другого, из Евангелия третьего. А потом стал сравнивать и совмещать. Эта работа проделана давным- давно множеством людей. Но для ребенка было полезно понять и прочувствовать, как происходило это событие. И когда я уже во взрослом состоянии посетил святой град Иерусалим, я увидел то, что в детстве себе только представлял. Это была очень большая радость, понимание и ощущение того, что написали евангелисты. И второе воспоминание праздника входа Господня в Иерусалим- проповедь моего отца. Мой отец Анатолий был такой проповедник, о котором трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое даже не искусство, а вдохновение и благодать. И когда настоящий проповедник говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя самого. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, что он говорит и как. Эта проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых, нестандартных, оригинальных мыслей не приносила. Но он говорил так, как мог говорить только древний святитель. Криминал в проповеди был. Это были хрущевские годы. И отец сказал такие слова: вы запрещаете ходить детям в храм божий, вот они стоят здесь. И как Господь говорит, из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу. И если они замолчат, то камни возопиют. Вот это я помню. Это был криминал. Нельзя было разрешать детям ходить в церковь при Хрущеве.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео) Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. 14 июня, 2020 Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский). Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. История Дня Всех Святых Праздник известен с kohцa IV — haчaлa V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010