«Святым Духом обожение всем... 3 Аще кому Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе» 4 . Историческое событие сошествия Святого Духа на Апостолов, а чрез них и на всю Церковь , и воспоминается в церковных песнопениях праздника Пятидесятницы. Но наряду с этим в них излагается догматическое учение о Лице Святого Духа и о всей Безначальной Троице, а также указуются великие благодатные дары, коими Царь, Дух Святой, созидает и содержит и освящает Свое царство, Церковь . Сошествие Святого Духа на Апостолов (Санаксарий в понедельник Святого Духа) В сей день Пятидесятницы мы празднуем Ему, Всесвятому и Животворящему и Всесильному Духу, Единому от Троицы Богу, единочестному и единосущному и единоспавному со Отцем и Сыном. В день Пятидесятницы Он существенно сошел на святых Апостолов, в виде огненных языков, севши на каждого из них в горнице, в которой они пребывали. Для оказания чести Всесвятому Духу святые отцы, все прекрасно учинившие, установили праздновать Ему и в самый день Пятидесятницы и отдельно в понедельник Пятидесятницы. Спаситель – Христос, пред Своими страданиями, обещал пришествие Утешителя, говоря: лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). И еще: Когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И еще: Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит ( Ин.14:16–17, 15:26 ). И после Своих страданий, восходя на небо, Он сказал: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот, обещав все сие, посылает Его. Когда наступил день Пятидесятницы, в третий час дня, все они пребывали вместе, в горнице. Вдруг сделался шум с неба, как бы пронесшийся чрез всю вселенную. И в виде огненных языков явился Дух Святой и почил на каждом из них: на каждом из двенадцати, и на каждом из семидесяти. И начали они говорить странными языками, т. е. каждый из Апостолов говорил на языках всех народностей. И не так, чтобы Апостол говорил на своем языке, а иноплеменник слышал свой, но – так, что Апостол слышал и говорил на языке каждой народности. Поэтому-то собравшимся людям они и показались опьяневшими. Ибо каждый из слышавших не знал, как Апостол беседовал поочередно со всеми: и принимали его за опьяневшего. Иные же удивляясь говорили: «Что бы это значило?» А здесь были собраны люди отовсюду, из разных народностей земли: Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, и пришедшие из Рима и прозелиты ( Деян.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Седьмой вселенский собор в 783 – 787 годах в Никее (второй никейский) против иконоборцев. На нем утверждено почитание св. икон, а вместе с тем окончательно подтверждены все правила и постановления прежних соборов. Кроме вселенских соборов были еще частные, на которые пастыри и учители Церкви собирались лишь из нескольких мест для обсуждения каких-либо местных недоумений по делам Церкви, которые потому и называются поместными. Главных, правила которых православная Церковь приняла в руководство, было девять. Были и на Руси соборы поместные. Теперь прочитаем Символ веры , и хоть коротко рассмотрим, чему он учит и чего требует от нас. О Боге Отце Член первый. «Верую во единого Бога-Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Это значит: я верю, что един Бог-Отец, первое лицо пресвятой Троицы, сотворил все, и все содержит в своей власти: все, что я вижу, т. е. землю и все что на ней есть, солнце, месяц, звезды, и то, чего не вижу, т. е. мир ангельский. Впрочем, если я только верю и исповедую, что есть Бог и что Он все сотворил и все содержит в своей власти, а между тем живу так, как бы ни думал о Боге, то такая вера называется мертвой и даже бесовской. «Вера, если дел не имеет, мертва сама по себе. Ты веришь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут», – вот что говорит св. апостол Иаков 130 . Значит, кто истинно, делом, а не словами, верует в Бога Отца, тот верует и в то, что Он всюду присутствует, все видит и все знает, а поэтому и наедине и в глубочайшей тайне страшится сделать что-нибудь противное Божьему закону. Верующий знает, что Бог премудр и благ, поэтому, безусловно уверен, что Он все делает премудро и все во благо людям. Верующий во всех скорбях, горях и несчастьях жизни не падает духом, и в радостях, и в довольстве, и на высоте земного величия не забывается. Мысль о Боге-Творце, промыслителе и распорядителе судеб человеческих, как луч солнца, должна разгонять все мрачное и вносить теплоту и жизнь во все существо наше. Вот мысли и убеждения истинно верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Тропари, по поводу которых была эта речь о нем, за немногими исключениями, составляют неотъемлемую принадлежность воскресной утрени. Их всех шесть. Первые четыре поются с припевом 2-го стиха из 118 псалма: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Последние два с припевом «Слава – и ныне». Вот эти тропари. «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим» (припев). «Спаситель! Удивился ангельский сонм, видя Тебя сделавшегося мертвым, разрушившего державу смерти и воскресившего с собою Адама, и освободившего всех из ада». «Зачем вы, ученицы, растворяете миро слезами страждущей любви? –говорил мироносицам светоносный ангел, находившийся во гробе, – вот, посмотрите гроб и убедитесь, что Спаситель воскрес из гроба». «Слишком рано мироносицы, с рыданиями, бежали ко гробу Твоему. Но предстал им ангел и сказал: не плачьте, кончено время слез и рыданий; ступайте, объявите апостолам о воскресении». «Спаситель! Жены мироносицы, пришедшие к Твоему гробу, рыдали, но ангел сказал им следующие слова: что вы живого считаете в числе мертвых? Как Бог, Он воскрес из гроба». Слава – троичен, т. е. в честь пресвятой Троицы. «Будем поклоняться Отцу и Его Сыну, и св. Духу, святой Троице – во едином существе, взывая с серафимами: свят, свят, свят, Ты, Господи»! (И ныне, богородичен) «Дева! родивши подателя жизни, ты избавила Адама от греха. и Еве, вместо горя, даровала радость. А воплотившийся из тебя Богочеловек направил к жизни тех, которые отпали от нее». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). После этих тропарей ектения, антифоны, прокимен и евангелие. Воскресные Евангелия Евангелий воскресных утренних одиннадцать. В продолжение года они читаются по-ряду. Содержание их всех: рассказы евангелистов об воскресении и явлениях Господа Иисуса в продолжение сорока дней, которые Он провел на земле после своего воскресения. Вот, для примера, Евангелие воскресное – первое ( Мф. 28:16–20 ). «Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидя Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приближась, Иисус сказал им: дана мне всякая власть на небеси и на земли. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Тропарь праздника Святой Троицы Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям. Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня Празднуется 7 июля Событие Рождества Иоанна Крестителя отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в одном из городков иудеи, состарились, но Елисавета так и оставалась бездетной. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет предтечей – предшественником, который своей деятельностью подготовит путь ожидаемого Мессии. Захария, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения . На это Архангел Гавриил ответил: ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила ее родственница Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость, ибо после Благовещения тоже ожидала рождения Своего Сына. Елисавета, по внушению Духа Святого, узнала в гостье Матерь Божию. И святой Иоанн, находившийся в утробе своей матери, воскликнул радостно, приветствуя Богородицу. Спустя три месяца после встречи праведная Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Об имени для новорожденного сына спросили святого Захарию. Он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, речь вернулась к нему, по предсказанию архангела, его речь. Исполнившись Духа Святого, он прославил Бога и произнес пророческие слова о том, что в мир вскоре придет Спаситель, а сын его Иоанн будет Предтечей Господа.После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

- Как понять, что мои добрые дела для Бога, а не просто добрые?  - У нас не должно быть такого раздвоения. Надо просто делать дела незлые, и тогда Господь их примет.  Я думаю, что у нас будет состояние духовное не очень внутренне здоровое, если мы будем думать вначале: так это доброе дело я для Бога сделал, оно зачисляется? Это 1:0 в мою пользу, или нет? А дальше - а вот это просто доброе дело, но оно не считается, в мою копилку не идет. Мы не должны так на это смотреть. Делайте то, что вы можете, соблюдайте заповеди и не причиняйте людям зла. А Христос, дай Бог, помилует. И всякие наши несовершенства покроет. - Что правильнее выбрать: пойти в храм на праздничное Богослужение или в это время помочь нуждающемуся человеку?  - Обычно такой   вилки не существует. Правильнее пойти в храм на праздничное Богослужение и помочь нуждающемуся человеку. А Писание говорит,  кроме того: нищих всегда имеете, Меня же не всегда имеете. Поэтому, если речь идет о таких праздниках как Пасха и Рождество, здесь вообще речь не идет о выборе. Наше место в это время в храме. Если что-то экстраординарное не происходит. Помогать людям нужно во всякое время. И Бог найдет такое время, когда вы сможете людям помогать. Обычно это очень лукавая ситуация: я, мол, лучше помогу человеку, а потом не пойду в храм. Так и будет это вечно. А на самом деле такой вилки попросту нет.  - Я работаю в аптеке, продаю различные противозачаточные средства, как быть?  - Если это противоречит вашим убеждениям - не работайте в аптеке. Если вы работаете в аптеке,  и для вас это место труда -  то вы должны выполнять то, что вам предписывается по работе. И всё. Тут очень просто. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/k-komu-obraschen...

Но это понимание его внутреннего настроения, заставлявшего его садиться на лошадь и ехать за город, явилось уже позже; тогда же мы, дети, видели в нем только очень доброго старика, сидящего на очень смирной лошади. К лошади можно было подбежать, остановить ее, со стариком можно было заговорить, можно было даже попросить его покатать на лошади. И он с изумительным терпением останавливался с нами и иногда слезал с лошади, чтобы посадить нас на седло, не выпуская, впрочем, поводьев из своих рук. Любя сам природу, Димитрий Феодорович заметно испытывал живейшую радость, когда и другие обнаруживали интерес к явлениям природы. Когда студентам, а иногда и лаврским монахам, удавалось застать его за телескопом, а это бывало тогда, когда на небе можно было наблюдать какое-нибудь светило в наиболее интересной фазе, он охотно предлагал посмотреть в телескоп, давая подробные объяснения, обнаруживавшие, что эта область знания была очень близка для него, и, быть может, пропуская моменты наблюдения, которые были бы интересны для него самого. Многие из его случайных слушателей были несомненно равнодушны к тайнам неба; но их привлекал к себе тот необыкновенный старик, который с такой любовью рассказывал им о каком-нибудь светиле, что невозможно было не выразить так или иначе своего сочувствия к рассказу. Помню, как один из лаврских монахов пожелал посмотреть в телескоп, но когда до него дошла очередь, то или телескоп оказался по неосторожности сдвинутым с места или луна, которую тогда наблюдали, успела уже выйти из поля зрения; долго монах смотрел в телескоп и, наконец, отошел, произнеся со вздохом: «Дивны дела Твоя, Господи». Тут же, конечно, выяснилось, что он ничего видеть не мог, и Димитрий Феодорович тотчас же навел телескоп на луну и предложил монаху посмотреть еще раз. В этом случае характерна невинная ложь монаха, к которой он прибег, не желая, очевидно, огорчать Димитрия Феодоровича заявлением, что в телескоп ничего не видно. Димитрий Феодорович был чрезвычайно религиозен: он не пропускал ни одной службы в академической церкви, становился особняком от других профессоров, которые иногда не прочь были поговорить друг с другом во время богослужения, и весь уходил в молитву. Для всех совершенно очевидно было, что в эти минуты он совсем уходил ввысь от окружающей его обстановки, погружаясь в умиленное молитвенное созерцание. Это умиленное состояние до такой степени ясно выражалось на самом лице его, что я не помню случая, чтобы кто-нибудь обратился к нему во время богослужения с каким-либо разговором. Очевидно было, что для того, чтобы заговорить с ним, надо было грубо вернуть его из области, где витал его дух, к действительности, и простая деликатность мешала сделать это. В особо торжественных случаях, например, за всенощной под академический храмовой праздник, Димитрий Феодорович читал шестопсалмие, вкладывая в чтение всю силу своего религиозного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…Примеров множество! Вот несколько мыслей, связанных с этим вопросом о творчестве. Дух Божий ВСЮДУ действует, когда люди не мешают Ему. Поэтому и говорится о Нем на повечерии в Троическую неделю: «Благодетельна и богата Духа хвалословим… всесильную державу ВСЕПОСЕТИТЕЛЬНУЮ…», то есть – во всем действенную, всюду проникающую силу Духа (трипеснец в среду, песнь 9-я). Заканчивая эти мысли, можно понять еще и то, почему Дух Святой называется Царем: Он всем управляет в мире – в Церкви, в народах, в отдельных людях. Поэтому же Он в Символе веры называется «Животворящим»: без Него всюду мертвость… разложение, разрушение, а не созидание. Еврей ведь – при всей его энергии – ужасно, до страшного – мертв; отсюда и жестокость их: они несострадательны, «окаменелы» сердцем… Я видел это в синагогах их, и в жизни, на молении. Во всем лишь форма, буква. Даже жалко их! Точно ходячие мертвецы. Действительно: проклятие Божие и отсутствие благодати тяготеет над ними! Недаром в богослужении с удивлением говорится о христианах: «Иудеи благодать благовествуют». И Евангелие на Пасху читается о благодати «чад Божиих», а «свои» – лишились этого. А был избранный народ! Освятитель Но так как в данный праздник людей всего больше затрагивал вопрос не о всем мире, а прежде еще о них самих, об их падении, которое препятствовало общению с Богом, то большая часть мыслей песнопений говорит об одном виде «творчества» Святого Духа: об очищении, прощении грехов, о спасении, об освящении, о святости. Но и в самый праздник об этом говорится сравнительно немного, ибо главное внимание, естественно, отдано Самому Освятителю; а уже с канона повечерия и далее (особенно в трипеснцах повечерия) больше говорится о деятельности Святого Духа – в освящении людей. Это уже видно, как мы говорим, из самого наименования Духа «Святым» – по главному Его действию; как Сын Божий именуется «Спасителем» по той же причине… В том же смысле «оправдания» Дух Святой называется нередко и Духом «правым», праведным, творящим праведников. И об освящении, как Его деле, говорится очень часто: «Воспеваем… Отца… Сына… и Пресвятаго Духа, просвещающаго и освящающаго души наша» (стихиры [на «Господи, воззвах» великой] вечерни под Троицу). Все мы знаем слова из «Царю Небесный»: «…очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Слава, и ныне, глас 8:  Придите люди,/Божеству в трех Лицах поклонимся –/Сыну во Отце со Святым Духом;/ибо Отец вне времени родил/Сына столь же вечного и сопрестольного/и Дух Святой был во Отце, с Сыном прославляемый;/Единая Сила, Единое Существо, Единое Божество./Ему поклоняясь, мы все возглашаем:/“Святой Боже, все сотворивший через Сына/при содействии Святого Духа!/Святой Крепкий, чрез Которого мы Отца познали/и Которым Дух Святой пришел в мир!/Святой Бессмертный Утешитель – Дух,/от Отца исходящий и в Сыне почивающий!/Троица Святая, слава Тебе!” Лик: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему с миром;/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков,/и славу людей Твоих Израиля. Хор: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка,/по слову Твоему, с миром,/ибо видели очи мои спасение Твоё,/которое Ты уготовал пред лицом всех народов:/свет во откровение язычникам/и славу народа Твоего, Израиля.     Лк 2:29–32 Таже чтец, Трисвятое по Отче наш: Чтец: Трисвятое.  Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй.  (3)  Слава, и ныне: Отче наш: Возглашает священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Тропарь праздника, глас 8: Тропарь праздника, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/низпослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче, слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш,/явивший премудрыми рыбаков,/ниспослав им Духа Святого/и через них уловивший вселенную./Человеколюбец, слава Тебе! Таже священник творит отпуст сице: Отпуст Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе, и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца: Божественнаго же и Святаго и единосущнаго, и единосильнаго, и единославнаго, и соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных, богопроповедников, и духоносных апостолов, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Благожелательность С. К-ча, как инспектора и потом ректора, доказана была не однажды по отношению к тем студентам, которые имели достаточно оснований тревожиться при окончании курса за балл по поведению или за конфиденциальные отзывы о личности. Будь С. К-ч инквизитором и формалистом, некоторым из современных церковно-общественных деятелей не пришлось бы создать себе блестящую карьеру и почить затем на лаврах обеспеченности и отличий (Nomina sunt odiosa). Юность – возраст стихийный, неуравновешенный. Зрелость в этом возрасте весьма сомнительна. И громадные, иногда непоправимые ошибки совершают начальники средних и высших учебных заведений, когда при обсуждении проступков того или иного воспитанника становятся исключительно на формальную точку зрения. На Руси погублено немало талантов благодаря грубому формализму воспитателей, И вот, если где-то в Московской Академии особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих, щадили до последней крайности, не казнили. И можно, положа руку на сердце, сказать, что за погубление талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Горского не придется отвечать перед Богом. Был конец Великого поста (должно быть, 1878 г.), когда Академия узнала, что «Сергей» назначен ректором Академии. На Страстной мы увидели его уже в рясе и уже довольно обросшим волосами. Духовный костюм скрасил его, и он как будто помолодел и приосанился. Помню, как сейчас, его первую службу в академическом храме. На утрени Пятка он читал 1-е Евангелие ясно, отчетливо, с глубоким чувством, а когда дошел до конца, до слов: «И сия рек Иисус, изыде»..., то так умело и своевременно понизил тон своего голоса и так проникновенно закончил чтение, что положительно очаровал нас. Такие хорошие моменты бывали в церковной службе С. К-ча, и их нельзя забыть. Нам не пришлось слушать А. В. Горского, но о С. К-че можем сказать, что он служил в наше время прямо образцово. Богослужение в академической церкви было всегда замечательное: неторопливое, благоговейное, упорядоченное. В большие праздники оно совершалось всегда собором учившегося в то время в Академии духовенства, во главе с ректором 315 . Хор состоял исключительно из студентов 316 . Пение было осмысленное, стройное. Так хорошо могут петь только люди, понимающие православное богослужение и смысл его песнопений. Музыкальность, стройность, вообще внешняя отделка, техника, – это встречалось и встречается в разных хорах церковных, но осмыслить и выразить осмысленно («воспеть разумно») и с чувством – для этого требуется нечто большее, чем музыкальное образование. А затем и уменье разобраться в выборе пьес тоже не всем доступное дело, особенно если хор хочет быть именно церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преданный Вам П. Казанский . Мая 3 1868 г. 15 Письма Вашего я не получал. Почему такая участь постигает Ваши письма – не знаю. Надеюсь, что Вы получили мое письмо, где я между прочим писал Вам о том, какие руководства указываются для Богословия, именно Шенкель. Неужели есть интересующиеся этой перепиской? или просто воровство марок? Поэтому лучше штемпельные конверты иметь. Позаботьтесь отыскать статьи Ал. В-ча в 1848 г. «Христианск. чтения»; они Вам будут полезны. Почему же Вы не хотите 12 Апостолов в Вознесении? Ведь Матфий был избран на место Иуды. Вы и прежде мне писали о сем, но я забыл Вам напомнить это. Кажется, потому и напомнил, что у Вас же сделаны были 12 Апостолов, следовательно я думал переделывать не будете. Но для цензуры все равно, сколько бы Вы их не написали. Издание вышло очень хорошо. Спешу не задержать Вашего посланного. Завидую Вам, что так рано можете уехать в деревню, а нам теперь-то и предстоят труды усиленные – чтение задачек, экзамены, конспекты и пр. и пр. Новый митрополит быстро движется к Москве. Что-то Бог принесет с ним? Возьмите у брата Мих. Симоновича 919 1848-й год Христианского чтения; я ему подарил свое собрание Христианского чтения за все года. Если для цензуры пришлете со временем еще экземпляра два своих праздников, – это не будет лишнее; тогда и цензор будет иметь возможность оставить для себя экземпляр, как обыкновенно делают цензора с разрешенными ими в печать книгами или картинами. Постарался я не задержать Вашего посланного. Ив. Сергеевич Аксаков вызывает мнения по поводу статьи Беллюстина. Вот мое мнение. Как посмотрел бы Ив. Сергеевич, если бы на сцене театра актеры надели епископские облачения и стали совершать священнодействие и таинства Православной церкви? С подобным же чувством могу я смотреть на священнодействия епископов Австрийского посвящения. По каноническим правилам, которые одни и дают действительность посвящению, рукоположение этих епископов и священников не имеет силы. Следовательно, носящие это звание и действующие священная суть лица берущие на себя то, чего не имеют – актеры. Не оскорбится ли благочестивое чувство всех православных подобным лицедействием, подобным поруганием святыни, сана и священнодействий? В угоду прихоти нескольких мужиков, частью по невежеству, а более по упорству самодурства и самоуправства, можно ли это допустить? Лучшие люди отшатнулись от этого дела. Что Беллюстину это не приходит в голову – не дивлюсь. Он перевел значительную часть из Ренановой жизни Иисуса, именно историю страданий и представил это в духовную цензуру прося разрешения напечатать. Его религиозное чувство не смущалось сим. В разрешении раскольникам совершать открыто богослужение мы видим не просто вопрос о свободе совести, но вместе с тем и главнее вопрос о том, дозволить или не дозволить кощунствовать над богослужением Православной Церкви. Вот где трудность этого вопроса для разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010