Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста. Подробный порядок седмичного чтения Евангелий § 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так: С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна 42 . С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея 43 . С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка. В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки. Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее 44 , неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк. В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе , в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике ,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В следующее затем воскресение предложена нашему вниманию притча о смиренной молитве мытаря грешника, за которую он оправдан Богом, и о самохвальном молении фарисея, мнимого праведника, который пред судом Господним оказался несравненно хуже этого, уничиженного им, грешника. Через неделю потом притчей о блудном сыне утверждена в нас надежда – всегда найти для себя отверстыми объятья Отца Небесного, милующего и прощающего нас, как скоро мы чистосердечно обращаемся к Нему с раскаянием. А в прошедший, мясопустный воскресный день – изображение страшного суда Христова, и в святом Евангелии, и в богослужебных песнях, должно было послужить для нас сильным врачевством против нашей беспечности в деле спасения. Наконец, в самую сию – сыропустную неделю, священные песнопения изобразили нам падение праотца нашего Адама, который с праматерью, быв вовлечен лукавством древнего змия в грех гордыни и невоздержания, изгнан из рая в сей, нами обитаемый и во зле лежащий, мир; а ныне чтенное Евангелие показало нам свойства истинного поста, – да не явимся пред людьми постящимися, но пред Отцом нашим Небесным, Который видит втайне – и самые сокровенные расположения и помыслы нашей души, и воздает нам явной Своей милостью. Ныне чтенное Евангелие, равным образом, показало и необходимое условие прощения грехов наших, – чтобы, то есть, мы сами простили ближним своим согрешения их, и примирились со всяким о Христе братом, имеющим нечто на нас. Тем из нас, братья, у которых вошло в благочестивый обычай – посещать храм Господень для участия в церковной молитве не только в воскресенье, но и в седмичные дни, – тем добрым христианам известно, что святая Церковь взирает на сырную, или так называемую в житейском быту масляную седмицу, как на постепенный переход к великому посту, и уже сопровождала богослужение минувших среды и пятка, в которые не бывает и Божественной литургии, великими поклонами, с произнесением всем вам известной покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“, и проч. А вот сегодня, чрез несколько часов, будет совершаться торжественно трогательная и умилительная вечерня, среди которой пение прокимна: не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, – невольно исторгает из сердца скорбные воздыхания о грехах...

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Еще меньше думают современные люди о том, для чего создал их Бог, к какому блаженству их предназначил и отчего произошло все зло на земле, вследствие чего все люди влачат столь бедственное существование, испытывая множество скорбей и страданий, болезней и самую смерть. Если бы живо было в христианах это печальное воспоминание, которое приводит нам на ум Святая Церковь в последнюю приготовительную неделю к Великому посту – неделю сыропустную – живописуя пред нашим мысленным взором изгнание наших прародителей из рая, то уж, конечно, не устраивали бы они в самый канун поста «балы-маскарады» с объядением и пьянством и крайне легкомысленными развлечениями и увеселениями, так не вяжущимися с этими днями «предпразднства воздержания». А ведь многие и многие ничего не видят в этом предосудительного, тем самым, обличая свое лукавство и свою антихристианскую, по существу, настроенность! И даже те, которые все же найдут время в этот день пойти на вечерню, в конце которой испрашивается прощение друг у друга, часто смотрят на это, как на простой «обряд», ни к чему нас не обязывающий. Устами просят и изрекают прощение, а в душе продолжают носить яд злобы и непримиримости по отношению к ближнему, нередко только за то, что тот не воздал должного нашему фарисейскому самопревозношению или не оценил нашего мнимого, напускного будто бы «мытарева смирения». Если так мы проведем приготовительные к Великому посту недели, то что может дать самый Великий пост? Конечно, никакой духовной пользы от него мы не получим. И в этом только сами мы будем виноваты – и никто больше! Вот это тоже одно из самых зловредных «лукавств» нашего времени, в особенности:  всегда во всем винить только других, но не себя; себя же считать во всем правым и невинно страждущим . Вот почему еще до наступления Великого поста, в последнюю из приготовительных седмиц в среду и пятницу и затем в течение всего Великого поста за каждым богослужением Святая Церковь требует от нас произносить замечательную покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина , конечно, не одними устами только, но и всем сердцем:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

Чем больше с течением времени обогащалось христианское богослужение различного вида молитвословиями и песнопениями, тем больше и разнообразнее оказывался состав молитв отпуста. Особенное разнообразие наблюдалось в части литургийных молитв отпуста, или, что то же, заамвонных. В Евхологионе (так называется в Греческой Церкви богослужебная книга, представляющая наши русские Служебник и Требник вместе взятые) библиотеки Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины 958. Х в.), содержатся особые заамвонные молитвы на праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, на Крестопоклонную Неделю Великого поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Лазареву субботу, Неделю ваий и Великую Субботу, на Святую Пасху, Вознесение и Пятидесятницу, на Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне, наконец, общая на память апостолов и пророков и общая мученикам (Дмитриевский А.А., проф. Описание литургических рукописей. Т. II Евхологион. Киев, 1901. С. 21—23). Но это еще не все молитвы отпуста Литургии. Преосвященный Порфирий (Успенский) в своем «Первом путешествии в афонские монастыри и скиты» приводит еще молитвы для второй Недели Великого поста, для Недели Антипасхи и на «празднества», очевидно, послепасхальных воскресений (Киев, 1877. Ч. II. Отд. I. С. 458—461). Один грузинский Евхологион кроме вышеупомянутых молитв содержит еще молитвы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, на Великий Четверг, на Преполовение, Рождество Богородицы и Воздвижение Креста Господня, а из праздников святых — особую молитву на память святого первомученика Стефана и ряд «всегдашних» молитв, то есть молитв, читавшихся в те дни, когда не было положено нарочитых молитв (Кекелидзе К.С., прот. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908. С. 154—156). Упомянутые молитвы читались иереем в конце Литургии, поскольку Литургия завершала собой весь круг суточного богослужения, посвященного тому или иному празднику. Что же касается молитв отпуста вечерни и утрени, то это были одни и те же молитвы для всех служб года — праздничных и вседневных. В конце вечерни читалась молитва «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие...», а в конце утрени — «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...». Первая из этих молитв — это теперешняя седьмая светильничная молитва (светильничными молитвами называются молитвы, читаемые тайно священником в начале вечерни), а вторая находится теперь в составе 12 утренних молитв, которые иерей читает тайно во время шестопсалмия. Еще в XIV веке эти две молитвы не входили в указанные группы молитв, а читались в конце богослужения, перед главопреклонной молитвой, и каждая из них обозначалась в Служебниках как «молитва отпустная» (Описание славянских рукописей бывшей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. III. Ч. I. С. 139, 142).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

  Соборное богослужение Константинополя до VIII века К сожалению, о соборном богослужении Константинополя доиконоборческой эпохи сведений сохранилось недостаточно — если иерусалимская традиция старше VII века представлена как в описаниях современников, так и непосредственно в литургических текстах того времени (см. ниже), то литургические памятники Константинополя доиконоборческого происхождения до нас не дошли, и о традиции Царствующего града до VII века можно судить только на основании косвенных свидетельств. Цикл памятей Страстной седмицы доиконоборческого Константинополя можно восстановить по набору страстных кондаков прп. Романа Сладкопевца (VI в.). Древние кондаки представляли собой многострофные песнопения, состоящие из вступительной строфы-проимия (в современной литургической терминологии «кондаком» называют именно ее) и серии строф-икосов (число которых могло меняться от десяти-двенадцати до тридцати-сорока; те древние многострофные кондаки, которые до сих пор сохраняются в современных богослужебных книгах православной Церкви , обычно сокращены до единственного икоса, исключение составляют лишь кондаки в Неделю сыропустную и в Чине погребения священнического, а также Акафист Пресв. Богородице, чья форма основана на форме кондака ). В византийских Кондакариях приводится по два кондака прп. Романа на дни Страстной седмицы с понедельника по пятницу (для среды — только один), а также шесть кондаков Воскресению Христову. Романовы кондаки Великого понедельника посвящены ветхозаветному рассказу об Иосифе Прекрасном, Великого вторника — евангельской притче о десяти девах, кондак Великой среды — евангельскому рассказу о блуднице, помазавшей ноги Господа миром; кондаки Великого четверга говорят о предательстве Иуды (первый), и об отречении Петра (второй); кондаки Великой пятницы посвящены Страстям Христовым и плачу Божией Матери у Креста (первый) и Страстям Христовым (второй). Среди помещенных в современной Триоди кондаков Страстной седмицы кондак Великой пятницы — это Романов кондак на Страсти Христовы и плач Божией Матери, а кондаки Великих вторника и среды представляют собой переработки соответствующих Романовых гимнов; кондаки Великих понедельника и четверга не совпадают с Романовыми, но тождество их литургической тематики с доиконоборческой константинопольской — очевидно.

http://bogoslov.ru/article/397608

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме. Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями: Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта). По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш». Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом. После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами). После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне – ектения «Рцем вси»). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение). После стихир на стиховне, чтения «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: «Богородице Дево, радуйся»; «Слава»: «Крестителю Христов»; «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли». Затем чтец читает: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец: «Небесный Царю». И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Затем священник произносит «совершенный» (полный) отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Иерусалимский Устав прежде всего имеет, как и Евергетидский, всенощное бдение – агрипнию (γρυπνα), как сочетание во едино трех служб с особым чтением после первой из них. Правда, этой первой службой в Иерусалимском Уставе является не панихида, как в Евергетидском, а великая вечерня или иногда великое повечерие, но, во-первых, две другие службы одне и те же – утреня со славословием великим и первый час со чтением, а во-вторых, состав и порядок чтений по первой службе агрипнии того и другого Уставов один и тот же: читаются Деяния св. апостол, соборные послания и послания ап. Павла с прибавлением неуказанного в Евергетидском Типиконе Апокалипсиса Иоанна Богослова – чтее замечается под неделей всех святых: дний стхъ аплъ. Чте семи сборны ёпистолии. то бо неи начинаемъ ёпистолий павла апла и апокалипсн босло. же чте на всенощны и до пасхи. Въ пентикость же чте все днье стхъ аплъ. коже рес 749 … подобаеть ведати , разъясняется под неделей Антипасхи, ко се нел и до всхъ стхъ на всенощномь предлагаёть а ё велике чне. днии стхъ аплъ. ёгда же кончаёть паки начинае 750 . В некоторые дни, согласно порядку Евергетидского Типикона, полагаются здесь, вместо чтений из апостола, чтения по кругу седмичному (в недели великого поста, начиная с сыропустной, – Шестоднев Златоуста), 751 минейному 752 и триодиому 753 , с тем отличием от Евергетидского Типикона, что в три двунадесятых богородичных праздника 21 ноября, 2 февраля и 15 августа и во все праздники святых, имеющих бдение, если только они падают не в неделю, (когда чтение из апостола) чтение на благословении хлебов полагается из житий 754 . Иерусалимский Устав совпадает с Евергетидским, затем, когда оба на утренях недель и некоторых праздников вводят полиелей, как самостоятельную часть богослужения, связанную с особым чтением. Для недель Иерусалимский Устав, как Евергетидский, пение полиелея указывает не во весь год и соединяет его с пением непорочных с тропарями воскресными. В Иерусалимском Уставе период пения полиелея уже такового же в Евергетидском.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДНЕЙ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Глава 1. Неделя о мытаре и фарисее Перед всенощным бдением накануне Недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной и сыропустной поется малая вечерня, предваряемая 9-м часом. На великой вечерне, на «Господи, воззвах» – 7 воскресных стихир и 2 Триоди, повторяя первую. «Слава», глас 8-й – «Вседержителю Господи», «И ныне» – догматик текущего гласа. Вход. Прокимен «Господь воцарися». На литии – стихира храма, «Слава» – глас 3-й: «Мытаря и фарисея...», «И ныне» – Богородичен воскресен в тот же глас. На стиховне – стихиры Октоиха, «Слава», глас 5-й: «Отягченными очима», «И ныне» – Богородичен воскресный, 5-й глас: «Храм и дверь». По «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» (трижды). На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря. После кафизм седальны воскресные. Непорочны, то есть 17-я кафизма (псалом 118-й), и каждение. Воскресные тропари «Ангельский собор» с припевом «Благословен еси, Господи». Ипакои, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. «Воскресение Христово видевше», «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «И ныне» – «На спасения стези», «Помилуй мя, Боже» – «Множество содеянных мною лютых». Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Каноны – воскресный из Октоиха на 4, крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и из Триоди на 6. Песни Священного Писания в соединении с канонами следует стихословить по отделу Ирмологиона «Поим Господеви». Современная богослужебная практика стихи из песней Священного Писания начала заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Канон Триоди постной в настоящее время принято читать с припевами «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» или «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Неделя мытаря и фарисея бывает в период времени от 11 января по 15 февраля включительно. С 11 по 13 января, в попразднство Богоявления, и 14 января, в его отдание, – катавасия праздника Богоявления «Глубины открыл есть дно», с 15 января по 9 февраля включительно – катавасия праздника Срéтения Господня «Сушу глубородительную землю». Хотя эта катавасия не указывается в последовании Недели о мытаре и фарисее, тем не менее, в данный период времени должна быть именно эта катавасия, а не другая. Это видно не только из общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором она назначается на время с 15 января до отдания Сретения, но и из того, что в Марковых главах на Неделю мытаря и фарисея она указывается не только при предпразднстве Сретения Господня 1 февраля, попразднстве его 3–8 февраля и отдании 9 февраля, но и 30 января, следовательно, в день, предшествующий предпразднству Сретения. С 10 февраля до 15 включительно – «Отверзу уста моя». Эта именно катавасия указана в последовании Недели мытаря и фарисея. Катавасия «Отверзу уста моя» с 10 февраля до 15 должна быть и на основании общего устава о катавасиях (Тип., 19), в котором сказано, что она поется «от отдания Сретения Господня, кромé Четыредесятницы Недель».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании целования предстоятель осеняет всех крестом и произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Разъяснение ответа В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели. Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню.  Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010