Архив Пн Разъяснение о совершении чина прощения в Неделю сыропустную 24 августа 2023 г. 20:55 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Как правильно совершать чин прощения в Сыропустную неделю? Ответ Чин прощения по обычаю совершается после вечерни в Неделю сыропустную 1 . Вечерня служится уставным порядком, как правило — в золотом (желтом) облачении; в некоторых местах существует традиция использования уже в недели о Страшном суде и Сыропустную 2 , то есть и на этой вечерне — фиолетового облачения. Во время чтения «Сподоби, Господи…» духовенство переоблачается в темные ризы, просительная ектения и все дальнейшие песнопения исполняются великопостным напевом. После отпуста, во время пения многолетия, предстоятель входит в алтарь, отлагает фелонь и берет в руки напрестольный крест, после чего исходит на амвон, облаченный в епитрахиль. Крест полагается на столец (аналой), заранее поставленный неподалеку от амвона. Если приход многоштатный, то вместе с предстоятелем исходят все священнослужители — священники в епитрахилях, диаконы — без богослужебного облачения, — и становятся перед солеей, обратившись к алтарю. Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл великопостного подвига, а также содержание предстоящего чина прощения. По окончании слова 3  он произносит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному вся, елика согреших во дни сем и во вся дни живота (жития) моего делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», после чего творит земной поклон молящимся, без крестного знамения. От лица молящихся старший клирик (если есть) или учиненный мирянин громко отвечает: «Бог ти простит, отче святый, прости и нас грешных и благослови, и помолися о нас, грешных» 4 , после чего все сослужащие также совершают земной поклон предстоятелю, без крестного знамения. Предстоятель, восстав, произносит в ответ:

http://patriarchia.ru/db/text/6053336.ht...

В Неделю сыропустную митрополит Киевский Онуфрий совершил Литургию и чин прощения в Киево-Печерской лавре 11 марта 2019 г. 12:43 10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Успенской Киево-Печерской лавры . Накануне Блаженнейший владыка совершил всенощное бдение в этом же храме. За Литургией Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Барышевский Виктор и духовенство монастыря. После чтения Святого Евангелия митрополит Онуфрий обратился к пастве со словом проповеди. Во время богослужения была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и единстве Православной Церкви. За Божественной литургией Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил диаконскую хиротонию выпускника Киевской духовной семинарии Сергия Герука. В конце богослужения Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил паству с воскресным днем и пожелал верующим, чтобы Господь открыл двери нашего сердца для покаяния и благословил всех. Вечером Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил вечерню и чин прощения в храме в честь преподобных Антония и Феодосия. Богослужение началось с торжественной встречи Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Вместе с Его Блаженством молились наместник обители митрополит Павел, митрополит Антоний, архиепископ Пантелеимон, архиепископ Фастовский Дамиан , епископ Виктор, епископ Белогородский Сильвестр , епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий и духовенство Лавры. В конце вечерни были прочитаны особые молитвы, в которых звучит просьба о благословении Божием на плодотворный подвиг во время Великого поста. Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом проповеди. «Пост — это время, когда каждый христианин, каждый желающий быть со Христом и быть спасенным особенно активно и усердно должен трудиться над очищением своей плоти и духа. Церковь готовила нас несколько воскресений к этому спасительному времени, напоминая нам, что такое пост.  Пост — это древо, на которое мы восходим и откуда мы видим Бога — лично, своими внутренними очами мы зрим Бога. Пост — это та добродетель, которая помогает человеку заблудившемуся, отошедшему от отчего дома, возвратиться обратно к любящему Отцу. Пост — это та добродетель, которая помогает человеку получить оправдание на Страшном суде и войти в Рай, который Бог возвратил нам через Свои страдания, через вольную смерть и славное Воскресение», — сказал Блаженнейший митрополит Онуфрий.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5го Воскресенья Великого поста (преподобной Марии Египетской). Таким образом, в течение периода Постной Триоди «Покаяния отверзи…» поется, как правило, 9 раз. Отмена данного песнопения возможна только, если в одно из воскресений Триоди случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение) или храмовый праздник. До середины XVII века в России в службах воскресных дней периода Постной Триоди полный корпус стихир «Покаяния отверзи…» начинали петь только в Неделю сыропустную, тогда как в Недели О мытаре и фарисее, О блудном сыне и Мясопустную пели только последнюю стихиру «Множества содеянных мною лютых…» вместо «Воскрес Иисус от гроба…», а на «Слава» и «И ныне» пели обычные «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…». Лишь после реформы в середине XVII века стихиры «Покаяния отверзи…» и «На спасения стези…» были добавлены и в службы этих Недель. В основу первой стихиры – « Покаяния отверзи ми двери » – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – « На спасения стези » – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – « Множество содеянных мною лютых » – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Аудио: Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. «Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь осквернённый телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости». И ныне: Богородичен: На спасения стези настави мя. Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokajanija-...

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней. А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная. а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется. После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 2 марта 2014 г. 22:05 Вечером 2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев  и духовенство кафедрального собора. В числе молившихся за богослужением были первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ; полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель  Синодального информационного отдела   В.Р.   Легойда , директор Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» Е.А. Пархаев, клирики, монашествующие и миряне. За богослужением пели правый и левый хоры Храма Христа Спасителя (регенты — И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская). После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с  Первосвятительским словом  и прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы.  Затем был совершен чин прощения, за которым Святейший Владыка и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Благословив верующих на прохождение поприща Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви преподал крест для целования. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/3588744.ht...

Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) 3 березня 2006 р. 18:04 Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202721...

     Вечером 18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. Пост — это время, которое дается нам для того, чтобы мы, приложив все возможные усилия, с упованием на помощь Божию свершили нечто, что могло бы изменить нашу жизнь к лучшему. Стремление стать лучше заложено в природу человека, но нередко жизненные обстоятельства или ложные ценности отвлекают нас от решения главной задачи — быть лучше. Сама мысль о совершенствовании заложена Господом в человеческую природу. Именно поэтому мы учимся, овладеваем профессиональными навыками, что помогает нам справляться с поставленными задачами. Но главное измерение в этом движении вверх, в этом стремлении к изменению себя лежит в духовной сфере, потому что без изменения внутреннего состояния всякое иное изменение к лучшему поверхностно. Конечно, получение знаний открывает перед человеком многие возможности. Движение по карьерной лестнице дает человеку материальные блага и некую власть над другими. Но все это никак не связано с внутренним состоянием, и движение вверх, столь вожделенное для многих, может быть никак не связано с подлинным совершенствованием человеческой личности, ведь в первую очередь человек совершенствуется, оттачивая свое внутреннее духовное состояние — разум, волю, чувства. Подлинное формирование личности — это всегда результат внутренней работы над самим собой, и, наверное, в этом стремлении к лучшему главным измерением является измерение духовное. Великий пост предоставляет нам удивительную возможность сделать реальный шаг на этом пути — на пути к тому, чтобы стать лучше. Во время Великого поста православные христиане чаще посещают храм, причащаются Святых Христовых Таин, исповедуют свои грехи. Но самое важное, что должно происходить во время Великого поста, — это то, чтобы сознание наше чаще обращалось к Богу. Не только в тот момент, когда мы молимся или посещаем храм, но и в течение дня мы должны контролировать свое духовное состояние. Мы должны контролировать свои мысли, свои чувства, и если выработается такой навык самоконтроля, то это будет очень существенным сдвигом в нашей внутренней духовной жизни. Мы действительно овладеем неким инструментом воздействия на самих себя, который поможет нам исправить нашу жизнь.

http://pravoslavie.ru/110820.html

В Прощеное воскресенье Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше и возглавил хиротонию архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского 26 февраля 2012 г. 16:42 26 февраля 2012 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Амфилохия (Бондаренко)  во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр ;  епископ Бронницкий Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя ;  протоиерей Леонид Ролдугин , благочинный храмов Преображенского округа г. Москвы;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата; протоиерей Андрей Милкин, руководитель службы протокола Святейшего Патриарха, настоятель храма;  игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии; духовенство г. Москвы и  Митрополичьего округа  Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. На богослужении присутствовали депутат Мажилиса (Парламента) Республики Казахстан Н.А. Кузьмин, члены делегации Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане, префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин, глава управы «Соколиная гора» ВАО г. Москвы А.П. Аксенов, руководитель муниципального образования «Соколиная гора» ВАО г. Москвы Н.В. Уваров.

http://patriarchia.ru/db/text/2039344.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010