Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2015 г. 22:14 Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужило духовенство кафедрального собора. За богослужением молились первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , клирики, монашествующие и миряне. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Храма Христа Спасителя (регенты — И.Б. Толкачев и С.Н. Соколовская). После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом  и прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы. Затем был совершен чин прощения, во время которого Святейший Владыка и духовенство испросили прощения друг у друга и у народа. В завершение Святейший Патриарх Кирилл преподал крест для целования верующим, которые подходили к Предстоятелю, чтобы испросить прощения и получить благословение на прохождение Великого поста. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3999851.ht...

Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя 26.02.2023 21:33:18 МОСКВА Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В храме молились: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство и миряне. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший и камерный хоры Храма Христа Спасителя (регенты И.Б. Толкачев и С.С. Сидоренко). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на начало Великого поста. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. По традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/02/26/svyateyshi...

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Начало: «Се же нам велено вам вспоминати по Господней заповеди о вашем спасение» (язык древний); в труде профессора Алмазова «Тайная Исповедь» этого поучения нет; 24) «И по сем дасть заповедь детем. Се же вы дети учю: Божиих заповедей не преступайте» (179–181); язык древний; в труде профессора Алмазова и этого поучения нет; 25) чин ерейское иеповедание (181–182). Начало: «Согреших приим чин священьства недостоин сый»; (есть некоторыя отличия от изданного проф. Алмазовым, т. III, стр. 230); 26) чин мощей святого пятка Страсти Господня – последование утрени (183–199); 27) последование часов в великий пяток (199–202); 28) стихиры на «Господи воззвах» в великий пяток вечер (202); синаксари: 29) в Лазареву субботу (203–205 об.); 30) в неделю Цветную (205 об.–206 об.). 577. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 193 л., несколькими полууставными почерками XV в., в кожаном переплете. Порваны листы с ущербом для текста: 124, 125, 149, 161, 164 и 193. В средине рукописи не достает нескольких листов. Состав: последования: 1) утрени и первого часа, без начала (1–25 об.); 2) часов 3, 6 и 9 с обедницею (25 об.–43 об.); 3) вечерни (43 об.–49); 4) повечерницы великой (49–67); 5) тропари воокресные, богородичны и ипакои восьми гласов (67–71); 6) тропари дневные на каждый день седмицы (71–72 об.); 7) правило Святаго Причащения, т. е., последование ко Святому Причащению (72 об.–82); нелолное; 8) богородичны восьми гласов (83–84 об.); 9) святлы с тропарями и кондаками, отчасти и уставными замечаниями (85–190 об.); 10) кондаки в неделю мытаря и фарисея и блудного сына и уставныя замечания о богослужении в субботу и неделю мясопустную и в субботу и неделю сыропустную (190 об.–193 об.); 11) сказание о малой повечернице како подобает пети (193 об.). В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые: декабря 20 – Петр митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, учитель словенский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский : июля 15 – князь Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечером того же дня, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом и прочитал молитвы на начало Святой четыредесятницы. 7 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Данилов ставропигиальный монастырь. Предстоятель Русской Церкви молился в Троицком соборе обители, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. После богослужения Святейший Патриарх прочитал молитву на начало Великого поста. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом о духовных причинах уныния. «В основе уныния — маловерие, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры — это надежда», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель призвал собравшихся, возлагая надежду на Бога, осознавать степень своей личной ответственности за себя и свою жизнь. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам блаженной Матроны Московской, а затем прошел в Воскресенский собор, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к насельникам лавры, учащимся московских духовных школ и верующим с первосвятительским словом о грехе пустословия. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а затем там же молился за утренними молитвами и полунощницей. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл по окончании утрени, часов и изобразительных совершил великопостную вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом о грехе и добродетели. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона преподобного Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. 9 марта 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозную свободу китайских граждан. 9 марта 2008 года, в Неделю сыропустную, клирик РПЦ иерей Алексий Киселевич совершил богослужение в помещении Генерального консульства России в Шанхае, за которым молились и причащались Святых Тайн старейшие священнослужители Китайской Автономной Православной Церкви — иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. Последним были вручены награды РПЦ в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви. Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей. Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в её состав ряд стран Юго-Восточной Азии, что вызвало протест со стороны Русской православной церкви. В конце 2000-х годов правительство КНР разрешило миссионерскую деятельность православных в Китае на условии, что все миссионеры будут китайцами по национальности. 30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла. 13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории российского посольства в Пекине. В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кита...

В 1993 году здание церкви вернули Русской Православной Церкви. Более пяти лет ушло на реставрацию и капитальный ремонт здания, совсем не похожего на церковное. К концу 1990-х гг. году были снесены краснокирпичные постройки, уродующие церковную территорию. С 1998 года в храме Воскресения Христова на бывшем Семёновском кладбище стали совершаться богослужения. Но великое освящение храма последовало лишь только через 9 лет. 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения возрождённого храма Воскресения Христова и Божественную литургию в новоосвящённом храме. Великим чином были освящены два престола: главный - в честь Воскресения Христова, южный - в честь святого равноапостольного князя Владимира. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале " Союз " . " Это один из известнейших храмов города Москвы, - отметил Патриарх. - Он был построен здесь, на Семёновском кладбище, одном из самых известных кладбищ города Москвы. Но в послереволюционные годы кладбище варварски, безумно было уничтожено. На территории кладбища построен завод, какие-то учреждения, а в 1960-е годы, в разгар хрущёвских гонений, бульдозером были снесены оставшиеся могилы. Иногда мы спрашиваем: за что нам всё то плохое, что иногда случается в нашей жизни, и не просто в личной жизни, но и в жизни страны? И возникает вопрос: а кто наказан за это преступление - уничтожение гробниц наших предков? И если те безумные люди, одержимые идеологией и безбожием, ничего не понимали, то мы-то с вами понимаем, и для нас это должно быть очень важным уроком того, как нельзя преступать черту Божественного закона. Мы не можем восстановить этих могил, но мы можем молиться о тех людях, которые здесь похоронены и имена которых знает только Господь. Вот и сегодня мы совершили здесь такое поминовение во время Божественной литургии. Я просил бы, чтобы такое поминовение совершалось каждый день, потому что нужно замаливать грехи наших предков и молиться об усопших, которые лежат на этом Семёновском кладбище " .

http://sobory.ru/article/?object=03364

В Сырную Субботу, желая воодушевить нас на предстоящий пост, св. Церковь вспоминает и прославляет «Всех Святых, в постничестве просиявших», мужей и жен, именованных и неименованных. И, наконец, в последний воскресный день, перед самым наступлением Великого Поста, – Неделю Сыропустную – св. Церковь вспоминает самое печальное событие в истории человечества – грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая. Этим она желает нам внушить, что мы, люди, – падшее создание  Божие, что нынешнее наше греховное состояние и все связанные с ним скорби и бедствия нашей земной жизни, болезни и самая смерть, суть явления не природные нам, а противоестественные,  явившиеся следствием грехопадения – непослушания Богу и невоздержания.  Через это мы и лишились того райского блаженства, для которого первоначально были созданы любящим нас Отцем-Богом. И так как пали мы, в лице наших прародителей, чрез грех непослушания и невоздержания, нарушив заповедь Божию о невкушении плода от древа познания добра и зла, то чрез добровольно-принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания, или что то же – подвиг поста, мы можем вновь возстать и возвратить себе потерянное райское блаженство, если только будем искренно оплакивать наши грехи, каяться в них и просить у Бога прощения. Но это еще не все! Для того, чтобы получить у Бога прощение наших грехов, мы должны, по заповеди Самого Господа Иисуса Христа   ( Матф. 6, 14–15 ),  и сами простить грехи наших ближних против нас.Иначе, как это ясно видно из притчи Господа о немилосердном должнике (см. Матф. 18, 21–35 ), мы, не проявив милосердия к нашим ближним,  и сами не заслужим милосердия Божия,  по изречению Писания:  «суд без милости – не сотворшему милости»   ( Иак. 2, 13 ). Это – акт самой естественной справедливости: хочешь быть прощен – прости и сам! Вот почему в нашей св. Церкви установился трогательный обычай в последний воскресный день, перед самым наступлением Великого Поста, после вечернего Богослужения,  непременно  испрашивать друг у друга прощение,  без чего совершенно теряет всякий смысл и цену предстоящий покаянный постный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мы, благословенные Христиане! видя, сколь погибельно есть таковое лицемерие, как сами должны поступать? Дух Святый всякий день чрез слово свое учит нас, что м илости хощу, а не жертвы; 66 что – жертва Богу дух сокрушен; 67 что истинные Бога почитатели служат Богу духом к истиною; 68 духом, то есть; не устами только, не наружностию одною и не одними обрядами; а истиною , то есть; исполнением заповедей; Богом предписанных; а не от людей выдуманных: духом и истиною . Таковое богопочитание есть не лицемерное, есть Евангельское, есть Христианское, таковое богослужение привлекает нам с небес благословение Божие. При сем и пост богоугоден: но о посте особенно должен я вам напомянуть: ибо сей день предвозвещает нам его пришествие; и хотя б много должен я о спасительном воздержании с вами беседовать, но, да не утомлю слух ваш, приведу вам одно только место из Исаии Пророка; в котором прекрасно описано, какой должен быть пост наш. 69 Говорят там Израильтяне: Господи! как? Мы постилися, но ты скрыл свои очи от нашего поста: мы себя истомили; а ты в нас никакой перемены не приметил? Отвещает им на Божественный глас: для того, де, что вы во время поста питаете страсти свои, и во дни воздержания обижаете других, ссоритеся и бегаете по судам. Что ж мне в таком посте? Нет: такой пост мне не приятен. А ежели хочешь, чтоб твой пост мне угоден был, то разрешай всяк союз неправды, разрешай долги насильственных писаний, отпусти порабощенных в свободу; и всякое писание неправедное раздери, раздробляй алчущим хлеб твой; и нищие бесприютные введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племени твоего не презри. Ежели так будешь поститися; разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя, и будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя. Вот истинного поста живое изображение! вот каким воздержанием Христианам, а паче монахам, прославить себя подобает! Должно бы мне теперь, любезные Слушатели, по обещанию своему разобрать и третию часть ныне чтенного Евангелия о нестяжании, и посмотреть бы на лицемера еще под сим видом; но чувствую изнеможение в моих силах. И потому препоручая сие Духу Святому, который не оставит научить тщательные сердца, оканчиваю мое слово, обращая оное к возлюбленной о Господе братии моей. Молю вас утробами Христовыми потщимся так свою жизнь препровождать, чтоб она приносила людям добрый пример, совести нашей удовольствие и Ангелам радость. Да будем не памятозлобны и любовны: понеже нас общежительство друг с другом связывает во едино: да будем всегда воздержны: да будем нестяжательны: понеже мир почитает нас за отрекшихся мира; да растворим пост наш рукоделием и трудолюбием. Ибо в сем наипаче состоит монашество, то есть, в любовном сожитии, во всегдашнем воздержании, в нестяжании беспристрастном и в трудолюбии.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных Недель. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веках Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю мытаря и фарисея 72 . Общее понятие о подготовительных Неделях Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в подготовительные Недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасение стези настави мя, Богородице...», «Множество содеянных мною лютых...». С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма: «На реках Вавилонских...». Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре в фарисее ( Лк. 18, 10–14 ), из которой, по изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010