В Прощеное воскресенье Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Никольском храме в Покровском 6 марта 2011 г. 15:49 6 марта 2011 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  храме в честь святителя Николая Чудотворца в Покровском . Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений ; председатель  Синодального отдела по делам молодежи   епископ Бронницкий Игнатий ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Богоявленского округа, настоятель храма святителя Николая в Покровском  архимандрит Дионисий (Шишигин) ; руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   протоиерей Владимир Вигилянский ; руководитель  Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции  при храме Покрова Божией Матери в Рубцове священник Иоанн Миролюбов; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси  иеромонах Антоний (Севрюк) ; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовал заместитель префекта Центрального административного округа г. Москвы А.В. Литошин. После чтения Евангелия Святейший Владыка произнес проповедь, посвященную духовному значению воспоминаемых сегодня событий священной истории. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил диаконскую хиротонию иподиакона Саввы Гаглоева, секретаря службы делопроизводства Московской Патриархии. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал архимандрит Дионисий (Шишигин). «После Патриарха Иоакима, освятившего перестроенный деревянный храм в 1614 году, лишь через 350 лет, совершенно неожиданно для прихода, Божественную литургию здесь совершил святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, — рассказал отец Дионисий. — А еще через 75 лет, так же неожиданно, в Великую субботу сюда приехал Патриарх Алексий II». От лица клира и прихожан архимандрит Дионисий поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за совершение Божественной литургии в храме в честь святителя Николая Чудотворца в Покровском и преподнес Его Святейшеству знаки Патриаршего служения две панагии и крест.

http://patriarchia.ru/db/text/1423627.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Возвращение в рай 09.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя сыропустная Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания Мы начинаем завтра Великий пост, это главное время нашего покаяния. Богослужение сегодняшнего дня приглашает нас принять этот пост как наше возвращение в рай, ничуть не меньше! Рай это не место, это присутствие Бога с нами. Речь идет о возвращении — в этом и заключается покаяние — возвращении к нашему Отцу, к Тому, Кто в первом раю спросил нас: «Адам, где ты? Почему ты скрылся от лица Господа твоего?» Обратим внимание в Евангелии на три момента. Первое слово Господа касается прощения. Возвратиться к Отцу, значит быть прощенным Им, и потому мы должны прежде всего возвратиться к Его детям, к нашим братьям и сестрам. Это наше первое покаяние. Если мы не любим тех, кого видим, как можем мы любить Отца, Которого не видим? Прощение — в сердце нашего покаяния, и оно не состоит только в словах или чувствах, оно — избыточествующий дар Самого Святого Духа. Дух истинного общения совершает наше примирение. Вот чего мы должны желать. «Да приидет Царствие Твое», — молимся мы. Да приидет Дух истинного общения! Его прощение становится нашим состраданием к нашим братьям и сестрам, пребывающим, как и мы, в грехе и смерти. Что значит «да приидет»? Это значит умолять Господа о нашем брате или сестре, с которыми мы находимся в трудных отношениях. Когда мы молимся так о наших братьях и сестрах, Дух Святой может придти к нам грешным. Семьдесят раз по семь в день должны мы прощать, чтобы быть прощеными (Мф. 18, 22). Второе слово Господа в этом Евангелии касается поста. Мы не должны брать на себя воображательные подвиги. Пусть каждый в меру своих сил исполняет установленное Церковью, соединяя это с терпеливым несением поста, связанного с трудностями и лишениями сегодняшней жизни. Различные виды поста невольно предлагает нам жизнь. Как должны мы проходить их? Будем испрашивать у Духа Святого, Которым мы запечатлены, проходить их в сострадании тем, кто подобно нам страдает, чтобы научиться не одними словами, а делом участвовать в их нужде. Таким образом пост произрастит плод любви, без которого он будет лишь пародией на служение Богу.

http://moral.ru/возвращение-в-рай/

Разделы портала «Азбука веры» Православная Церковь в России использует юлианский календарь . Также по юлианскому календарю живут Сербская, Грузинская Церкви и Иерусалимский патриархат, монастыри святой Афонской горы в Греции. Остальные Православные Церкви используют новоюлианский стиль (который для подвижных праздников совпадает с юлианским, для неподвижных – с григорианским). Сейчас расхождение юлианского с григорианским календарем составляет 13 дней. С 2100 года будет 14 дней. 2. Год начинается с 1 января. 3. Неделя – 7 дней. В церковных книгах и литературе “неделя” – воскресный день . При этом, если речь идет о воскресенье с особой богослужебной памятью, то пишем с прописной буквы (воскресенье сыропустное=Неделя сыропустная), если просто воскресенье как день седмицы – со строчной (например: “каждую неделю совершается всенощное бдение”). При этом не исключается и бытовое использование (преимущественно в разговорной речи и публицистике) слова «неделя» в значении 7 дней (например: “во все дни пасхальной недели мы совершаем крестный ход”). 4. Сутки начинаются с полуночи. Богослужебные сутки начинаются с церковного богослужения вечерни (в приходской практике 16–18 часов), то есть в церковном смысле новый день начинается вечером предшествующего дня. Это правило не касается поста: трапеза регламентируется в соответствии с гражданскими сутками (например, ужин в среду и пятницу – постный). Сутки по Византийскому времени (в наши дни используется на Афоне ) начинаются с заходом солнца, поэтому их начало зависит от даты и местоположения (долготы и широты). 5. Дни праздников обычно не переносятся (могут отменяться в связи с ЧП), переносятся нерабочие дни. Дни памяти святых могут переноситься при совпадении с более важными праздниками или памятями Триоди . Например, бденные праздники переносятся при совпадении с субботой мясопустной, средой и пятницей сырной седмицы, 1й седмицей поста, Страстной седмицей . 6. Час – это 60 минут. Час – это и название четырех суточных богослужений (1й час, 3й час, 6й час и 9й час), и вместе с тем часть суток. Однако в церковных книгах указание на часы как части суток ведется в соответствии с византийским временем. Для перевода византийского времени в современное следует прибавить 6 часов (напр., 1й час – это 7 утра по-современному). Так, если в Типиконе говорится, что всенощное бдение Рождества Христова начинается в 10м часу ночи, то имеется в виду 4 утра в переводе на наше время.

http://azbyka.ru/shemy/osobennosti-cerko...

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Крылатском г. Москвы 13 марта 2016 г. 16:41 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, — Патриаршего подворья в Крылатском г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Егорьевский Тихон , наместник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря , управляющий Западным викариатством г. Москвы;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель храма-памятника святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы; священник Алексий Константинов, настоятель храма сщмч. Ермогена в Крылатском; столичное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, вице-президент Международного союза адвокатов Г.М. Резник, руководитель  художественно-производственного предприятия «Софрино»  Е.А. Пархаев, первый заместитель префекта Западного административного округа г. Москвы В.В. Клименко, глава управы района Крылатское г. Москвы Ю.А. Струговщиков, строители и благотворители храма священномученика Ермогена в Крылатском. Богослужебные песнопения исполнили хор храма священномученика Ермогена в Крылатском и хор детской музыкальной школы имени Гнесиных «Московские колокольчики» (оба под управлением Е.А. Аветисян) и хор Сретенского ставропигиального монастыря (регент Н.С. Жила).

http://patriarchia.ru/db/text/4397330.ht...

Архив Пн В Неделю сыропустную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 14 марта 2021 г. 13:21 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день исполнилось 45 лет служения в архиерейском сане Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Сергиево-Посадский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство. Патриаршее богослужение посетили председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. В сугубую ектению были также включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Кирилле: «Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих яже излиял еси изобильно на рабе Твоем Святейшем Патриархе Кирилле в мимошедшее сорокапятилетие его архиерейского служения бывших, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим и умиленно вопием: избави от всех бед ныне чествуемаго раба Твоего и всегда, яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй.

http://patriarchia.ru/db/text/5788091.ht...

Архив Пн В Неделю сыропустную Святейший Патриарх Кирилл освятил московский храм Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе 10 марта 2019 г. 15:07 10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Сорока Севастийских мучеников, Патриаршего подворья в Спасской Слободе г. Москвы (Покровское благочиние Центрального викариатства), и Божественную литургию в новоосвященном храме. Были освящены три престола: центральный — в честь Сорока Севастийских мучеников; северный — в честь святителя Николая Чудотворца; южный — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным и Южным московскими викариатствами; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Воскресенский Дионисий , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Бронницкий Фома , наместник Донского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Абрамов, благочинный Покровского церковного округа г. Москвы, настоятель храма свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе; игумен Илия (Чураков), настоятель храма Сорока Севастийских мучеников; протоиерей Антоний Серов, настоятель храма Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии (регент иеромонах Нестор (Волков)). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Дамиана (Воронова), учащегося второго курса магистратуры МДА.

http://patriarchia.ru/db/text/5387131.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в неделю сыропустную в Троицком соборе Данилова монастыря 17 марта 2013 г. 16:07 17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (воспоминание Адамова изгнания) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Сегодня день особенный — канун Великого поста, Прощеное воскресенье, воспоминание изгнания Адама из рая. Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории неслучайно предлагается нам в канун Великого поста. Как страшное событие — разрыв между Богом и человеком, отлучение человека от общения с Богом — повлияло на жизнь людей и почему именно в преддверии поста мы должны об этом подумать? Ответ содержится в сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 13:11-14:4): «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти». И если внимательнее посмотреть, что произошло в райском саду, что послужило причиной изгнания Адама и причиной разрыва между Богом и человеком, то слова апостола Павла помогут понять эту причину. Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели полную радости жизнь. Он дал им возможность заботиться и о плоти своей, вселив их в замечательный плодоносный сад — в рай. Они ни в чем не имели нужды, они поддерживали свою плоть, потому что замыслом Божиим была предусмотрена забота о поддержании человеком своей физической жизни. Чтобы организм мог функционировать, чтобы человек мог работать, чтобы он мог любить, чтобы он мог чувствовать, чтобы он мог молиться, чтобы он мог творить, — его физическое тело, его плоть должны быть здоровы. Апостол Павел замечательно говорит: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа», то есть «примите на себя все то, что Христос вам сказал, облекитесь в Его правду»; и далее ключевая фраза: «и попечение о плоти не превращайте в похоти».

http://patriarchia.ru/db/text/2852883.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

10 марта 2019 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня — последнее воскресенье перед Великим постом, наполненное очень важным смыслом. Всеобъемлющий смысл этого дня — покаяние, прощение грехов. Собственно говоря, все предстоящее нам великопостное поприще посвящено теме преодоления греха в человеке. И если мы в течение поста не меняемся к лучшему, то напрасно трудились, напрасно молились, напрасно постились, потому что и пост, и молитва обретают смысл только тогда, когда есть результат. Это не означает, что мы должны прекратить поститься и молиться, если не чувствуем результат. Совсем не так! Это означает, что если мы не чувствуем результат, то должны осознать: в нашей жизни происходит что-то неправильное, хотя мы совершаем молитву и ограничиваем себя в пище. И для того чтобы подчеркнуть духовное измерение поста как наиважнейшее, нам и предлагается в последний день перед Великим постом испросить друг у друга прощение и еще раз осознать, что без прощения нет спасения. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14), — такие замечательные слова мы слышали сегодня в Евангельском чтении. Как же важно сохранить эти слова в памяти и сердце, — особенно тогда, когда трудно кого-то простить, когда обида на кого-то слишком велика! Ведь есть люди, с которыми даже встречаться не хочется, в глаза которых смотреть невозможно. И чем больше отчуждение, чем больше внутреннее недоброжелательство, чем больше отрицательных чувств вызывает у нас человек, тем сильнее должно быть наше стремление именно с этим человеком примириться. Может быть, Господь специально посылает нам такого человека, — чтобы испытать нашу верность, чтобы мы осознали свою способность или неспособность прощать других, от чего зависит и наше собственное прощение, от Бога исходящее, на Страшном Божием суде.

http://pravoslavie.ru/119817.html

1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее воскресенье, последнее перед Великим постом, посвящено событию, которое свершилось в самом начале человеческой истории, когда Адам был изгнан из рая. Это событие в корне изменило течение человеческой жизни. А что же произошло? Адам, призванный жить в раю в общении с Богом, отказался от пребывания с Ним, нарушив одну-единственную заповедь. Не семь, не десять, не сорок, не сто, а лишь одну — заповедь о послушании Богу. Мы знаем, что он нарушил эту заповедь, вкусив плод от запретного древа, и нельзя сказать, что несознательно. Ведь нашел он слова в свое оправдание, когда Бог предъявил ему факт нарушения заповеди, а значит, совершенное Адамом не было совершено по неведению, — он и разумом, и волей участвовал в нарушении Божественной заповеди. Он вкусил от запрещенного древа — древа познания добра и зла. Не ведал несчастный Адам, что такое зло. Он знал только добро, потому что жил в общении с Богом, и поелику вкусил от этого древа в нарушение заповеди, то и был изгнан из рая в мир. Он не был отдан Богом в руки диавола — он просто был отправлен в мир как бы в научение: ты хотел познать, что такое добро и зло, а раз так, ты это узнаешь, потому что в мире есть и добро, и зло. А для того чтобы не было возврата в рай, поставил Господь у входа в него херувима, дабы Адам оставался там, где есть добро и зло. Так началась драматическая история человеческого рода, исполненного противоречий, конфликтов, трагедий, потому что добро и зло не могли сосуществовать мирно, они вошли в глубочайший конфликт, следствием которого стали войны, насилие и разного рода преступления против человека и окружающего мира. История об изгнании Адама из рая помогает нам понять, что такое следование воле Божией. Господь не наказывает нас, если мы не следуем Его воле, потому что мы свободны и можем свободно избирать свой жизненный путь, свободно выбирать между добром и злом. Если мы избрали зло, то Бог не наказывает, но Он отдает нас в руки зла, то есть в руки той силы, которой мы невольно послужили, совершая зло в своей жизни. Тогда человек, преданный самому себе, входит в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Достаточно упомянуть самые страшные проявления человеческого зла: войны, насилие, нарушение справедливости. По мере развития цивилизации люди стали стремиться к тому, чтобы установить некую справедливость. Появились законы, появились суды, появилась юридически выраженное понимание, что есть добро и что зло, но при всех этих усилиях человеческого рода зло остается в мире, и трагедия присутствия зла в человеческой истории не пресекается — в масштабах планеты, масштабах жизни рода человеческого, любого отдельного народа и каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/128924.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010