Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в неделю сыропустную в Троицком соборе Данилова монастыря 17 марта, в неделю сыропустную (воспоминание Адамова изгнания) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. 17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (воспоминание Адамова изгнания) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры!Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Сегодня день особенный — канун Великого поста, Прощеное воскресенье, воспоминание изгнания Адама из рая.Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории неслучайно предлагается нам в канун Великого поста. Как страшное событие — разрыв между Богом и человеком, отлучение человека от общения с Богом — повлияло на жизнь людей и почему именно в преддверии поста мы должны об этом подумать? Ответ содержится в сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 13:11-14:4): «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти». И если внимательнее посмотреть, что произошло в райском саду, что послужило причиной изгнания Адама и причиной разрыва между Богом и человеком, то слова апостола Павла помогут понять эту причину.Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели полную радости жизнь.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-03-17/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля 2 марта, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью. 2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки, братия и сестры! Всех вас хотел бы сердечно приветствовать с особым праздником для града Москвы — днем памяти святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Два года назад мы праздновали 400-летие со дня его мученической кончины. В прошлом году мы имели возможность осуществить надежду огромного числа москвичей на установление памятника святителю как выдающемуся духовному лидеру страны, как выдающемуся государственному деятелю, позиция которого оказалась решающей, чтобы предотвратить полное порабощение Руси иноземными силами, сохранить ее независимость, сохранить Церковь, сохранить веру православную. С какой радостью билось сердце, когда мы освящали памятник, который по злой человеческой воле не мог быть воздвигнут в течение ста лет! И как хотели те, кто более ста лет назад поставил вопрос об установке памятника у Кремлевской стены, так все теперь и совершилось. Память о святителе Гермогене занимает особое место в нашей церковной истории, в нашей агиографии, в нашем календаре святых. В образе этого человека соединились верность Богу, верность Церкви и верность своему народу, а потому святитель Гермоген является примером для всех нас — примером, вдохновляющим на жертвенное служение Церкви и народу.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-03-02/...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2013 Поговорим о важном. О прощении! Евангелие в Неделю сыропустную Прежде чем ступить на поприще Великого поста, Церковь дает нам возможность пережить момент высочайшего напряжения духовных сил в богослужении Прощеного воскресения. Сказал Господь: «Если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; 15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили. 16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. 17 Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо, 18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.19 Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и похищают; 20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают; 21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.» Мф. 6, 14-21  Перевод Сергея Аверинцева Прощение 14 Ведь, если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Небесный; 15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Небесный, в чем вы погрешили.  Прежде чем ступить на поприще Великого поста, Церковь дает нам возможность пережить момент высочайшего напряжения духовных сил в богослужении Прощеного воскресения. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее, чем попросить прощения. Но многие из тех, кто участвуют в совершении чина прощения, могут пережить нечто подобное тому, что испытывают солдаты на войне, уходя в бой, который может оказаться для них последним. Где сокрыт источник духовной силы, из которого нам удается испить в этот момент примирения с Богом и нашими ближними? Слова Молитвы Господней об оставлении долгов побуждают нас к тому, чтобы прощать согрешивших против нас, то есть поступать подобно Сыну, который на Кресте молится о прощении всех: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=28008

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Даниила Московского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы 17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Даниловом монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти благоверного великого князя Даниила Московского (1303), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство, дорогой владыка наместник! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всегда с особым чувством совершаю богослужение в Даниловской обители. Старшее поколение помнит, что открытие этой обители было первым знаком перемен в церковно-государственных отношениях в нашей стране. До этого и представить было невозможно, чтобы в городе Москве был открыт хоть какой-то храм. И возрождение Даниловской обители стало действительно неким откровением, позволив взглянуть на мир, на самих себя с другой точки зрения, осознать, что тяжелые годы гонений, притеснений — могу употребить даже очень резкое слово — издевательств над религиозным чувством народа уже позади. И можете себе представить, с какой радостью мы открывали эту обитель, с какой радостью освящали этот святой храм, с какой радостью и надеждой на Господа взирали в будущее! При этом вполне сознавая, что никогда в истории рода человеческого, после грехопадения, не было так, чтобы все складывалось благополучно, будь то в личной жизни или в жизни народов и государств. Почему так? А потому что, как очень сильно сказал Федор Михайлович Достоевский, диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие. Если бы только Господь Бог являл Свое присутствие в жизни рода человеческого и личной жизни каждого, то это был бы рай на земле. Но присутствует и темное, злое начало, и мы знаем, какими искушениями, соблазнами, изменами сопровождается личная жизнь всякого человека. Но ведь нечто подобное происходит также в жизни государств и народов, и история нашего Отечества — яркий тому пример.

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-03-17/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечером 17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь . Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим богослужением, дорогие братья и сестры, мы входим в поприще Великого поста. Это важное событие происходит ежегодно, и у каждого из нас есть опыт прохождения через великое поприще самоограничения в пище и поведении, расширения молитвенного правила. Все эти меры, которые Церковь предлагает человеку, вступающему в поприще поста, преследуют одну цель — перемену к лучшему. Ведь человек может меняться и в лучшую сторону, и в худшую, а значит, задача для каждого в течение поста — измениться в лучшую сторону. Но для того чтобы этот процесс мог действительно осуществиться, нужно прежде всего определить цели и задачи. Одна из задач, особенно в первую седмицу Великого поста, заключается в том, чтобы через молитву, через некое самосозерцание, то есть анализ своей собственной жизни, своих мыслей и поступков, мы могли точно диагностировать свое духовное состояние. Никто за нас этого не сделает. Иногда мы прибегаем к помощи священников, духовников, и правильно делаем. Но даже самый опытный священник не сможет проникнуть в глубину души, если сам человек этого не желает, если он не раскрывает своих помыслов.

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-03-17/...

Слово в неделю Сыропустную Сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати. ( Рим. 13:11 ). В приведенном изречении Св. Апостол именует сном обыкновенный, греховный образ нашей жизни, потому что, как сонный человек, погруженный в беспорядочные грезы души своей, не думает о действительном положении своем в мире; так и мы, увлекаясь мнимыми удовольствиями века сего, помышляя только о наслаждении земными благами, не думаем о цели бытия нашего, не стремимся к вечному блаженству, для приобретения коего дана нам жизнь настоящая! И подлинно; если так называемые удовольствия, забавы, утехи, игры, и наслаждения мира сего не только не приносят нам ни малейшей существенной пользы, но даже повергают душу нашу в состояние несравненно пагубнее, чем бред страждущего неизлечимой болезнью: то обыкновенный образ жизни нашей не есть ли пагубный сон над бездной вечной гибели? Сколько же спасительно увещание Св. Апостола, что пора нам пробудиться от сна греховного: сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати! С сей целью Св. Церковь , вводя нас во святые дни Четыредесятницы, усугубляет материнскую свою заботливость о душевном нашем спасении, стараясь и чтениями, и песнопениями, и особенного вида Богослужением пробудить нас от сна греховного и привести в чувство покаяния. В чем же состоит пробуждение от сего пагубного сна? В сознании своей греховности и раскаянии. Живое чувство греховного состояния нашего составляя, так сказать, первую степень покаяния, к которому приглашает нас Св. Церковь . Одно из опаснейших состояний души нашей есть нравственное усыпление, по которому мы не сознаем своей греховности. Человек, обратив тщательное внимание на свои поступки, на легкомысленное свое поведение, легко может очувствоваться, невольно станет помышлять: какие принесут для него плоды поступки его в будущем, что за цель бытия его на земле, какая участь ожидает его за гробом? По сему губитель рода человеческого употребляет все средства, чтобы отвлечь человека от самопознания, не допустив его к сознанию своего греховного состояния. И лукавый мир, неутомимо придумывает беспрестанные забавы, увеселения, игры, чтобы, привлекая к ним людей, постоянно держать их в развлечении, самозабвении, рассеянности, не допуская нас вникнуть в самих себя: а без сего условия, очевидно, что грешник столько же будет помышлять о покаянии, об исправлении жизни своей, сколько помышляет кто о необходимости умыть лицо свое, не зная, что оно чем-нибудь замарано.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Прощёное воскресенье Поделиться: Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье. Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта 2024 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.   В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 13 марта   Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови.

http://media.predanie.ru/tema/proshhenno...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1 марта 2020 Беседа: Занятие ко Дню православной книги прошло у казаков-кадетов 1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), казаки и кадеты-казаки, входящие в состав Смоленского хуторского казачьего общества «Хутор Рай» молились и участвовали в Таинствах Исповеди и Причастия на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Праздничное богослужение совершил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Ребята с удовольствием угостились блинами, которыми радовала всех желающих во дворе храма епархиальная добровольческая служба «Милосердие». Для кадетов-казаков праздник продолжился православным занятием «Духовный клад», приуроченным ко Дню православной книги. Мероприятие провела начальник штаба СХКО «Хутор Рай», старший преподаватель класса сотник Наталия Годяева. На занятии присутствовали атаман подъесаул Денис Горбачёв, казаки и кадеты-казаки хутора Рай. Духовный руководитель Смоленского объединения православных писателей, руководитель комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, клирик Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой навестил собравшихся и благословил проведение урока. Священник поздравил всех с Прощеным воскресением и презентовал каждому журнал «Покров». Начало уроку положило авторское стихотворение Наталии Годяевой, одноименное теме мероприятия, которое было написано в тематических рамках к одной из встреч Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского). В ходе беседы вспомнили о первых рукописных книгах, о важности книги для духовной культуры народа, истории возникновения праздника «День православной книги», приуроченном к изданию на Руси первой печатной книги «Апостол», и о первопечатнике Иване Федорове, который в 2009 году Русской Православной Церковью был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник». Во все времена к книге относились как к святыне. Некогда, еще до изобретения технологии печати, книги переписывались от руки, а их обложки украшались позолотой и драгоценными камнями. Книгой книг по праву считается Библия – древняя и вечная сокровищница человеческой мудрости на все случаи жизни, что дошла до нас сквозь непростую историю двух тысячелетий. Изложенные в ней принципы жизни актуальны и сегодня.

http://new.izdatsovet.ru/events/zanyatie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010