Святым миром называется особенным образом приготовленная и освященная жидкость, в состав которой входит множество благовонных веществ, их насчитывается до 64: елей, бальзам, смолы и другие благовонные вещества. С древних времен миро освящали только апостолы и их преемники — епископы. Эта традиция сохранилась и в настоящее время: только предстоятели (епископы) Поместных Церквей имеют право освящать миро, при участии соборов епископов. Священники, получив миро от епископа своей области, совершают таинство Миропомазания над крещаемыми. Таинство Миропомазания сегодня совершается сразу после Крещения и составляет с ним единый богослужебный чин. При совершении Таинства крестообразно помазываются святым миром лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги, — с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:21–22). Именно это апостольское изречение о запечатлении нас Духом Святым легло в основу тайносовершительных слов Миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), — говорит апостол. Под днем искупления в Писании подразумевается день крещения, под знаменованием Святого Духа — Миропомазание. Апостол Иоанн Богослов говорит о внутреннем действии Таинства: Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2:20, 27). Эти слова вовсе не означают, что христианин должен полагаться исключительно на свой «внутренний голос», не принимая во внимание советы духовных наставников, рассчитывая при этом, что Господь Сам нас всему научит. Подобное действие Божественной благодати несомненно возможно и известно в истории христианской святости, но оно доступно лишь высочайшим подвижникам. Однако мы можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковном богослужении, через окормление духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая с помощью Божией всё новые и новые силы для следования по пути духовной жизни.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Таинство восходит к апостолам, которые, получив власть от Спасителя, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии апостолы передали обычай совершать елеопомазание священникам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В древности Таинство называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием (греч. ευχε λαιον). В просторечии Таинство называют Соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое 32 . Совершение того или иного Таинства приобретает свою внешнюю форму именно через обряды. Так, например, Таинство Брака совершается в обряде венчания, а Таинство Крещения – в обряде крещения. К числу обрядов относятся, в частности, монашеский постриг, отпевание усопших, панихиды, освящения воды, продуктов и различных предметов, молебны и молебные пения и др. Устройство храма В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью 33 , называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащались за Евхаристией. По уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности, литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так происходит непрестанно. В святом Крещении человек возрождается " от воды и Духа " . За этим следует " хождение в обновленной жизни " (Рим.6:4). И дана цель этого хождения: " И сами будьте святы во всех поступках " (1 Пет.1:15). Хотя грех осквернил человеческую природу, человек все же несет в себе образ Божий, но этот образ потускнел от грехов. Воплотившись, Христос " уничижил Себя Самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам " (Флп. 2:5-8). Он стал подобным нам, чтобы сделать в свою очередь нас " причастниками Божеского естества " (2 Пет.1:4). Таким образом, Христос стал нашим Спасителем не только потому, что " наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились " (Исх.53:5), но и через то, что " от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Пет.1:3). Другими словами, Господь не только предлагает нам прощение грехов, но также дарует нам Божественную Свою силу для нашей пользы и духовного развития, чтобы мы не были " без успеха и плода в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа " (2 Пет.1:8). В богослужениях перед Рождеством повторяются в песнопениях слова " Христос рождается, прежде падший восставити образ " (кондак Предпразднества Рождества Христова), т.е. потускневший в человеке образ Божий восстанавливается в своем первоначальном сиянии. Наше спасение начинается, когда мы получаем ощущение наших грехов во святом Крещении, и потом много раз в исповеди, т.е. в таинстве покаяния, слезоумовении. За этим следует обновляемая Святым Духом духовная жизнь человека во Христе членом Его Тела, т.е. Церкви. Цель этой жизни - стремление к чистоте сердца и через это стремление " узреть Бога " (Мф.5:8) во Святом Духе. Согласно определению епископа Феофана Затворника, мы спасаемся по доброй воле Бога Отца, благодаря заслуг Сына, и благодатной силой Святого Духа " . Поэтому для православного богослужения характерно, что почти что все молитвы оканчиваются прославлением Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Вера и добрые дела

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Учение Спасителя о Крещении как соумирании и совоскресении с Ним было воспринято во всей его полноте и конкретности святыми апостолами. Наиболее полно апостольское учение о Крещении выражено в 91-м зачале Послания к Римлянам ( Рим.6:3–11 ) – неслучайно именно этот отрывок читается во время крещального богослужения Православной Церкви: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:3–4,6,10–11 ). Комментируя эти стихи Послания к Римлянам, отцы Церкви нередко проводят параллель между крещальной купелью, с одной стороны, и крестом и гробницей Христовой, с другой. Свт. Иоанн Златоуст выражает эту мысль в лапидарной формуле: «Крещение есть крест» 169 . Св. Иоанн объясняет также, каким образом и в каком смысле крещаемый умирает со Христом: «Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех . То и другое – смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе – в отношении к плоти, а в нас – в отношении ко греху» 170 . Аналогичным образом воскресение крещаемого заключается в том, что «грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская» 171 . В Послании к Колоссянам св. ап. Павел говорит о «совлечении греховного тела плоти» ( Кол.2:11 ) в таинстве Крещения, а в Послании к Галатам о том, что все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). В литургической традиции Православной Церкви умирание для греха и воскресение для праведной жизни в таинстве Крещения действенно символизируется не только погружением в купель, но также и совлечением мирских одежд прежде Крещения и облачением в белое крестильное одеяние после него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Четверг Ин. 3:1–15 И днем, и ночью приходят к Господу Иисусу ученики. Днем – те, кто нашел в себе решимость все оставить и последовать за Ним; а ночью – кто хотя и тянется к истине, но еще не в силах оставить мирских привязанностей, не в силах подняться выше мирских страхов. И Господь всех принимает: каждому дает то, что он может вместить, и каждого подвигает на большее и на лучшее. Однажды ночью пришел и Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел и заговорил об одном, а Господь заговорил с ним о другом, о главном, о необходимости заново родиться, если хочешь быть с Богом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял и удивленно спросил: «Как может человек родиться, будучи уже стар?» какое может быть рождение, когда скоро смерть? На что Господь ответил:«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не войти в Царствие Божие…» Здесь Господь говорит о Святом Крещении. Как в рождении по плоти: младенец находится в материнской утробе в полной тьме и вдруг выходит в ослепительный свет. Его сразу окружает множество предметов, на него начинают действовать воздушные перемены, он слышит голоса родителей. Для него все новое, но ребенок не сразу осознает, что с ним произошло; лишь постепенно у него развивается способность ощущать и запоминать. Лишь постепенно он осваивается в божием мире, но потом уже и не представляет, как могло быть иначе, как он мог не существовать? Таки во Святом Крещении: человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную; сын плотских родителей усыновляется Небесному Отцу, Который есть Дух. и как свет Божьего мира не сравним с утробной тьмой, так и свет Царствия Небесного н сравним с этим миром; и увидевший этот свет уже не представляет, как он мог жить без него. И даже когда крестившийся не испытывает полноты чувств, – все равно: событие произошло, и теперь при достаточной духовной пище, он будет жить и духовно расти и все отчетливее слышать голос Отца Небесного, о чем Господь сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Не знаем от куда. Не знаем куда, но знаем, что везде звучит для нас этот голос Духа: и в церковном богослужении, и в Священном Писании , и в подвигах истинных христиан, и в премудром устроении мира. И конечно же, пасхальная радость, которую мы переживаем в эти дни, – тоже голос Духа. Казалось бы, откуда это? Мы же видим, что люди умирают, знаем, что и нас ждут врата смерти и тления. Так откуда же у нас радость, откуда надежда? Не знаем, откуда приходит и куда уходит, но знаем, что это есть. И настолько это есть, что заглушить этот голос не смогли и не смогут, как писал Апостол Павел, «ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч» ( Рим. 8:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Этим показывалось, что ветхий закон отменяется и дается новый, что по старому завету уже нельзя спастись, а нужно спасаться по новому завету, дарованному Церкви Спасителем нашим Иисусом Христом, – что Дух Святый изречет этот закон устами апостолов и преемников их и будет хранить его в Церкви Христовой до скончания века. При наступлении дня Пятидесятницы все одиннадцать апостолов и сопричтенный к ним на место Иуды ап. Матфий были единодушно вместе. Было еще рано, только третий час от начала дня (по нашему девятый утра). «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы отпетые, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). Перед самым вознесением Своим Господь говорил апостолам: вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). И вот в эту торжественную минуту, когда сошли на них огненные языки, над ними совершилось таинство крещения Духом Святым: они возродились и просветились. Неученые, простые рыболовы, которые доселе не все способны были уразуметь в учении Христовом о тайнах веры и спасения нашего, теперь, исполнившись Духа Святого, стали совершенно иными людьми. Первым плодом Духа Святого в апостолах была способность говорить на разных языках, которым они никогда не учились. Затем, как мы увидим сейчас, они являются людьми, знающими все тайны учения Христова, боговдохновенными проповедниками Его, и притом такими проповедниками, которые готовы пожертвовать за истину Христову самой жизнью. Так в минуту крещения, или возрождения от Духа Святого, апостолы мгновенно стали иными людьми. Когда сделался шум от бурного движения воздуха над домом, где находились апостолы, и когда они заговорили языками разных народов, – великое множество людей собралось тогда около дома того, и те, которые внимательно вслушивались в проповедь апостолов, изумлялись и не могли объяснить себе того, что теперь видят и слышат. Их удивляло и то, что апостолы, эти простые галилейские рыболовы, говорят языками разных народов, которым они не только не учились, но о которых и не слыхали, и то, что говорят они о великих делах Божиих, то есть о тех великих путях Божиих, по которым устроялось и устроилось спасение человека через воплощение Единородного Сына Божия, и говорят об этом, не изучавши книг Священного Писания и не учившись в школах, где объяснялось и толковалось Священное Писание и преподавалась разная мудрость. Эти люди, слушая разноязычную проповедь апостольскую, изумлялись и недоумевая говорили друг другу: что это значит? Были между ними и такие, которые собираются только поглазеть туда, где видят много народу: эти, не вслушиваясь в то, что проповедовали апостолы, насмехались над ними и говорили: «Они напились вина и не знают сами, что говорят».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»..; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом (Пс.103) «Благослови, душе моя, Господа...», Великая Ектения и 18-я Кафизма (часть) Псалтири. Эта Кафизма читается каждый день недели Великого Поста. Она состоит из псалмов 119—133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень...» (Пс. 121:1) — «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю» (Пс.133:1-3).    Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией.    После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т. е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч. Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча — символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и совершил изгнание торгующих из храма. Об этом повествуют только три первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от повествования св. Матфея и Луки тем, что по св. Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова, войдя в храм, совершил изгнание торгующих. Тут нельзя видеть серьезного противоречия: Апостолы в изложении событий не всегда придерживались точного хронологического порядка; для них часто важнее представлялась связь событий логическая. Некоторые же допускают, что было двойное очищение храма от торгующих: в самый день входа Господня во Иерусалим и вторично — на другой день. Три года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую, после Своего крещения Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь, и изгнал всех торгующих. В следующем году Господь опять пришел в Иерусалим на Пасху, но торговли в храме, по-видимому, не застал. На третью Пасху Своего служения Господь совсем не был в Иерусалиме. Когда же приближалась четвертая Пасха, то Иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы, с разрешения первосвященников, нагнали опять в притворы и во двор храма стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами, скамьи с голубями, которых разводили для продажи сами первосвященники, — и начали торговать. Приход Господа в храм явился для них неожиданностью. После того, как народ торжественно приветствовал Его криками «осанна», никто не решился противодействовать Ему, когда Он, как и в первый год Своего служения, начал «изгонити продающыя и купующыя в Церкви, и трапезы торжником и седалища продающих голуби испроверже». Св. Марк к этому добавляет еще, что Господь «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь», т.е. посторонние вещи, не имеющие отношения к совершаемому в храме богослужению. Очевидно, величие и могущество Божества просияли в этот момент на лице Господа, так что никто не смел оказать Ему противодействия, и все невольно повиновались Ему. Первосвященники очевидно тоже не смели ничего предпринять против Господа, видя, как народ «неотступно слушает Его, удивляясь учению Его» (Марк. 11и Луки 19:47—48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

«Близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути», слав. «субботы имущия путь» (греч. «имущая» – σαββτου χον οδν), т.е. от горы имеющей путь субботы, или такой путь, какой позволялось пройти в субботу. Этот путь раввинскою строгостью относительно субботнего покоя определялся в 2000 шагов (около версты), на каком расстоянии отстояли самые крайние палатки от скинии Моисеевой, во время странствования евреев по пустыне. Если в Евангелии св. Лука ( Лк.24, 50 ) говорит, что Господь вознесся «изведе... их вон до Вифании», то это выражение, не в противоречие с рассмотренным, означает, что место вознесенья находилось на пути из Иерусалима в Вифанию. Последняя отстояла от Иерусалима на расстоянии вдвое большем Елеона, на расстоянии двух субботних путей, и указывается просто для определения направления, по которому извел Господь учеников на место Своего вознесения. Деян.1:13 .  И, при­дя, взошли в горницу, где и пре­бывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Деян.1:14 .  Все они единодушно пре­бывали в молитве и моле­нии, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. «Взошли в горницу где и пребывали... единодушно в молитве и молении». Быть может, это была та же горница, в которой совершена последняя тайная вечеря ( «большая» горница, Лук. 22, 12 ) и хозяин которой, вероятно, был в числе последователей Господа. Удаленная от шума уличного, она представляла удобнейшее место для молитвенных собраний, в которых ученики Господа подготовляли себя молитвами и молениями к Обетованному крещению Духом Святым. «Пребывали» – не в смысле безысходного проживания в горнице, в течение всех 10 дней. Выражение означает лишь, что ученики не разошлись каждый в место свое, но, взойдя в известную горницу, постоянно потом собирались в ней для единодушных молений. В Евангелии Лук. 24, 53 – «пребывали всегда в церкви, прославляя и благословляя Бога». Это означает, что ученики Господа оставались и всегдашними посетителями еще не замененных новыми священнодействиями богослужений ветхозаветного храма. Но уже и теперь, эти богослужения, заметно, не удовлетворяли учеников Господних, и новые впечатления их и верования заставляли их вырабатывать свои новые формы для их удовлетворения. Так, то в храме, то в горнице – они постоянно пребывают в молитвах и хвалениях Бога, постоянно собираясь в ожидании обещанной перемены в их осиротелой доле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Богослужение в Неделю Торжества Православия. Фото: stcaterina.com Церковь не может распоряжаться властью Бога судить и миловать. Она не может проклинать и вместо Бога заранее определять в ад или в Рай людей. Божии суды никому не подвластны. Да никто в них и не вмешивается. Сам Христос говорил о тех, кто не желает жить с Богом, что да будут они верующим как язычник и мытарь. У нас к налоговым инспекторам отношение спокойное, но вот общаться с духовно заразными людьми действительно опасно. И в самом деле, как в хирургии, гниющий орган разумнее отрезать, чем заразить весь организм смердящим ядом. И этих опасных людей Церковь маркирует: «Опасен». Сам Христос дал власть священникам вязать и разрешать грехи. То есть делегировал часть Своих судебных полномочий служителям престола. Не факт, что неотпущенные грехи послужат причиной осуждения на жизнь в аду. Так раньше в сложных судебных случаях граждан Рима отправляли на суд императора. Но предстать перед царем мира в путах грехов – не самый лучший повод для личного знакомства. И анафема в этом случае – крайне невыгодная аттестация, которой лучше избежать, чем приобрести. Временное связание до Страшного суда употребил апостол Павел: Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. Так же сурово, с той же уверенностью и смелостью во Христе, он поступил по отношению к Именею и Александру, о которых он говорит: — Иже предах сатане, да накажутся не хулити. Или как у апостола Павла: – Мне не подобает сидеть прежде пресвитера, ибо он может предать меня сатане, в измождение плоти, чтобы дух спасти.

http://pravmir.ru/zhivya-bez-tserkvi-lyu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010