Вот какие великие блага даровал нам Своей смертью и воскресением Христос – наша пасха. Нам остается принимать от Него эти дары не только с благодарностью, но и с заботой о том, чтоб сделаться достойными их, чтобы в противном случае не утратить их. Христос, наша пасха, «превел нас от смерти к жизни»; – Своим воскресением Он даровал нам надежду на воскресение. Действительно, все некогда воскреснут, но не все для блаженства. «Истинно, истинно говорю вам, – сказал Господь, – наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... И изыдут, творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25,29 ). Итак, чтобы сподобиться блаженной жизни по воскресении, надлежит приготовиться к ней доброделанием, а с успехом упражняться в доброделании можно не иначе как при помощи благодати Божией, которая сообщается в Таинствах. Об одном из сих Таинств как о необходимом условии для достижения блаженного воскресения Господь Иисус сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Христос «превел нас к жизни от смерти» не только телесной, но и духовной, возродив нас в Таинстве Крещения. Но горе не сохранившим благодати Крещения и осквернившим себя грехами и нераскаянием по Крещении! «Они, – скажем словами православного Катехизиса (о Крещении), – виновнее в грехах своих, нежели некрещеные, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее». «Ибо если избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Петр.2:20 ). Но как ни жалко положение таких людей, оно не безнадежно. Осквернившие себя грехами после Крещения могут очиститься через покаяние и вновь возродиться к духовной жизни, – прейти от смерти к жизни. Христос – наша пасха – избавил нас от вечной смерти в адских муках, или от вечной погибели. Чтобы избегнуть погибели, нам остается избегать путей, ведущих к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Купание в проруби на Крещение не имеет отношения к религии, напомнил протоиерей Владимир Зайцев 16.01.2013 Доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета протоиерей Владимир Зайцев не видит религиозного смысла в крещенских купаниях в проруби. " Понятия не имею, для чего. Поветрие это в массовом порядке появилось совсем недавно. В том числе, я думаю, благодаря СМИ. Человек видит по телевизору замечательный праздник народного единства вокруг купели и на следующий год думает - дай-ка я тоже поеду. И поэтому динамика из года в год растет " , - сказал он в среду на пресс-конференции в екатеринбургском отделении " Интерфакса " . Священник напомнил, что в храмах праздник Крещения Господня отмечается, как и должно, богослужением. " Освященную воду можно взять в храме, не отправляясь для этого на эти публичные нырки. С другой стороны, этот праздник на прудах не может обойтись без церковного участия, потому что он так или иначе ассоциируется с этим религиозным событием. Поэтому на некоторых купелях будут совершаться молебны, богослужения для того, чтобы поддержать тех верующих, которые зачем-то решили заняться моржеванием 19 января " , - добавил отец Владимир. " Совершенно ясен факт, что в воду окунаются в этот день все, кому не лень. Не знаю, насколько такие купания сказываются на физическом здоровье человека - на духовном явно не сказываются никак. Лично я в купель не пойду " , - отметил он. Заместитель начальника службы спасения Свердловской области Сергей Тимофеев сообщил в ходе пресс-конференции, что основные проблемы со здоровьем, которые встречаются у крещенских купальщиков, - сердечные приступы от резкого контраста температуры. " Также бывают травмы, когда люди поскальзываются, если у купели не следят за перилами и ступеньками, и они обрастают льдом " - сказал С.Тимофеев.

http://drevo-info.ru/news/14528.html

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Деян 18:1–11 11 мая, Обновление Царьграда. На основание города. Деяния святых Апостолов, зачало 41 В те дни Павел, высадившись в Кесарии, поднялся в Иерусалим и, приветствовав церковь, сошел в Антиохию. Проведя так некоторое время, он отправился в путь, проходя по порядку Галатийскую страну и Фригию, утверждая всех учеников. Иудей некий, по имени Аполлос, родом Александриец, муж красноречивый, прибыл в Эфес. Он был силен в Писаниях. Был он наставлен пути Господню и, пламенея духом, говорил и учил об Иисусе точно, зная только крещение Иоанново. Он начал с дерзновением говорить в синагоге. Услышав его, Прискилла и Акила приняли его и еще точнее изложили ему путь Божий. А когда он хотел пройти в Ахаию, то братья, в поощрение ему, написали ученикам, чтобы его приняли. Прибыв, он много содействовал уверовавшим благодатию: ибо он с большой силой всенародно опровергал Иудеев, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Деян 18:22–28 Среда 6 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 42 В то время, как Аполлос был в Коринфе, Павел, пройдя горные области, пришел в Эфес и нашел неких учеников. И он сказал им: приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали? А они ему: мы даже и не слышали, есть ли Дух Святой. А он сказал: “Во что же вы были крещены?”. Они сказали: “В крещение Иоанново”. И сказал Павел: “Иоанн крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса”. И услышали они, и были крещены во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, пришел на них Дух Святой, и они начали говорить языками и пророчествовать. Было их всех человек около двенадцати. И войдя в синагогу, он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием. Деян 19:1–8 Пятница 6 седмицы после Пасхи, 7 января, Иоанну Крестителю. Деяния святых Апостолов, зачало 43 В те дни, в первый день недели, когда ученики были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи. Было достаточно светильников в горнице, где мы были собраны. Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым. Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: “Не смущайтесь, ибо душа его в нем”. Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь. Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Мирская ученость, и наша отчасти, и особенно западная вооружается против Бога и Церкви, св. Евангелие ставит на ряду с произведениями человеческого ума; установлениями церковными пренебрегает; св. Таинства считает ненужными, как и богослужение, и священнослужителей (Толстовцы, Пашковцы, Штундисты, Раскольники); истину воскресения мертвых и страшного Суда Божия отвергают. И так погубит Господь всю мудрость мудрецов и их самих и разум разумных отвергнет – и они наследуют страшную мучительную пустоту и темноту, и вечную муку от лица Божия. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Держитесь же, возлюбленные братия и сестры, боголюбезной простоты, смирения, незлобия, послушания, чистоты; будьте искренними учениками и ученицами Христа и св. Его Церкви, – и вы будете проводить здесь – на земле мирное и благопоспешное со здравием житие и сподобитесь отпущения грехов, а на небесах получите вечное наследие Христово – блаженную жизнь со всеми святыми. Аминь. Слова и поучения, произнесенные в 1898 году Слово на Крещение Господне, 6 января. Все слова и действия Спасителя запечатлены Божественною премудростию и правдою. Крещение Господне – и наше – есть дело премудрости и правды Божией «Иоанн удерживал Его (Иисуса Христа) и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Матф. 3:14–15 ). Сегодня во всей вселенской Православной Церкви совершается торжественное воспоминание и прославление Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Св. Евангелист повествует, что когда Господь пришел на Иордан креститься, то Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Оставь ныне, говорит Господь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду; т.е. Я для того пришел на землю и стал человеком, пребывая всегда Богом, как бы так говорит Господь, – чтобы исполнить всякую правду Божию, которая столь дерзновенно была попрана в раю первозданными человеками, и – потом чем дальше в глубину времен и родов человеческих, – тем дерзновеннее, лукавее, злее, поругательнее попиралась всем родом человеческим, исключая немногих избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Молоканин . – Теперь я вижу, что неправильно понимал указанные слова апостола... Православный . – В таком случае, ты должен теперь признать, что вы, молокане, поступаете несогласно со Словом Божьим, отвергая св. крещение. Итак, если ты не хочешь погибели душе своей, то прими св. крещение и будь добрым сыном святой православной Церкви. Сам Господь Иисус Христос сказал: Кто будет веровать и крестится, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет ( Мк. 16:16 ). Молоканин . – Нет, брат, я не могу присоединиться к вашей Церкви. Хотя в вопросе о крещении ты и убедил меня, я не столько понимаю, сколько чувствую, что правда на вашей православной стороне, но есть ещё немало вещей у вас, православных, которые, как мне кажется, противны Слову Божию. Наши старики говорят, что Богу надо служить «духом и истиною»; а вы, православные, как иудеи, рабы закона, молитесь в храмах рукотворённых. Вот почему мы, «духовные христиане», и не хотим с вами соединяться. Православный . – Ты, друже, берёшь вопрос весьма сложный и обширный – подробно его нам сегодня не разобрать, если хочешь беседовать сегодня же, то будем кратки, коснёмся только существенных сторон этого вопроса. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой действительно сказал: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет себе ( Ин. 4:21–23 ). Слова эти направлены против иудеев и самарян, которые, имея два храма, одни – в Иерусалиме, другие – у себя, в Самарии, на горе Гаризине, – спорили между собою, который из этих двух храмов есть законное место совершения Богослужения. Отцы наши поклонялись на этой горе, – говорит самарянка Спасителю, – а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (ст. 26). В ответ на это Спаситель предсказывает, что Его последователи будут поклоняться Отцу в духе и истине не в одном каком-либо городе или храме, а на всяком месте. И действительно, когда вера Христова распространилась по всей вселенной и принята была целыми народами, то везде, во всех концах земли, возникли храмы Божии и теперь, на всяком месте «поклоняются Богу духом и истиною», и везде приносится бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Видишь ли, что Спаситель указанными словами не осуждал и не мог осуждать их, ибо и Сам Он, и святые апостолы Его, как тебе известно, посещали храм Иерусалимский для молитвы и поклонения Богу. Однажды Господь Иисус Христос, изгнав из храма производивших в нём беспорядок иудеев, сказал им: написано: дом мой дом молитвы наречётся; вы же сделали его вертепом разбойников ( Мф. 21:17 ). Итак, храм, по слову Господню, есть «дом Божий», «дом молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/razgovor...

Обрядовая архитектоника (композиция) всего православного богослужения пронизана символизмом, который, по свидетельству святого Дионисия Ареопагита (9–110), призван «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин, сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью», ибо «надлежало бесстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию Боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности, то есть посредством предустановленных, прообразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время соответствовали истинам неприкровенного богословия». Вся богослужебная символика воспринимается православным сознанием как путь к богообщению. Освящение и преображение мира через священнодействия чуждо абстрактно-рассудочного аллегоризма. Литургическая символика только тогда благодатно действенна, когда она возникает от полноты церковной жизни, ощущаемой реально как жизнь Тела Христова. Священнослужитель, сознавая всю высоту и значение совершаемых им Таинств и сопровождающих их обрядов, должен считать для себя наибольшим грехом небрежность, невнимательность, бездушную машинальность и неоправданные сокращения при их исполнении. Ревность о деле Божием, смиренное и благочестивое его совершение и память о том, что «проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер. 48, 10 ), должны быть у пастыря постоянно неослабными. Рассмотрение темы настоящего отдела разделяется на две самостоятельные части: чинопоследования семи Таинств Православной Церкви и прочие чинопоследования. Глава 1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. (Православный катихизис) Великое Таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 19–20 ). Ранее, в ночной беседе с Никодимом, Господь показал великую важность и необходимость Таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое Таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины приити, ныне и присно, и во веки веков, аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приуготовления: «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему Просвещению и сподоби его великия сея благодати, Святаго Твоего Крещения...» ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Освящение воды В Требнике чинопоследованию Крещения предшествует следующее указание: Входит священник и облачается в священническую одежду белую и нарукавницы, и вжигаемым всем светам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и, отдав кадильницу, поклоняется. Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую субботу и пасхальный характер Крещения по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей полноты христианской веры. Ибо, по словам святого апостола Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения...» ( Рим. 6, 4, 5 ). Купель с водой ставится посреди храма (или крещальни). По краям ее зажигаются три свечи. По левую сторону от купели ставится аналой, на который полагаются Крест, Евангелие и крестильный ящичек. Перед купелью становится священник, за ним – восприемники с младенцем или сам крещаемый, если он взрослый, тогда его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются свечи. Чинопоследование начинается с возглáса священника: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». В настоящее время из всех церковных богослужений только три – Крещение, Брак и Евхаристия – начинаются с этого возгласа. Оно напоминает нам о том, что в прошлом Таинства Крещения и Брака не только совершались во время евхаристического собрания Церкви, но и о том, что Евхаристия была их естественным завершением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобно Ветхозаветному принесению новорожденных младенцев во храм Божий, бывшему по обрезании, Христианское Воцерковление бывает после Крещения, коим собственно совершается посвящение Богу присоединяемых к Церкви. Так соблюдается Воцерковление от первых времен Христианской Церкви. «После того, как омоется уверовавший и давший обет верности, говорит св. Мученик Иустин II века 207 , мы ведем его к так называемым братиям в собрание для того, чтобы совершить усердное общее моление, как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познав истину, и по делам быть добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного блаженства». Совершая воцерковление, Священник, по благословении и молитвах о младенце и матери, приемлет его на руки, начертывает им образ Креста пред вратами храма, и Крестом осеняя шествие свое с младенцем, вносит его внутрь храма Божия, и в самый св. жертвенник, т. е. В алтарь, если младенец мужеского пола, и таким образом воцерковляет его во имя Отца и Сына и святого Духа, сим действием освящая младенца входить вкупе с прочими верующими в дом Господень, поклоняться в нем, воспевать Господа и служить Ему духовно. Посему воцерковление есть введение крещенного в общество верующих, для совершения с ними священного жребия служения. Младенцев женского пола не вносят внутрь алтаря; ибо Богослужение, для которого Христиане посвящаются, и в Ветхом Завете возлагалось и в Новом возлагается собственно на мужей. Муж образ и слава Божия есть, говорит св. Апостол Павел; жена же слава мужу есть ( 1Кор.11:7 ). Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Попечение Церкви о детях неизвестных родителей Православная Церковь приемлет под свое попечение не только младенцев известных Христиан, но и тех детей, кои, как говорит Бл. Августин 208 , по сокровенным путям Промысла достаются ей, как общей матери, быв брошены родителями, или выкуплены от неверных, или взяты во время войны. И этих сирых детей, коих родители неизвестны, равно как неизвестно и то: крещены ли они, Церковь призывает под свой благодатный кров, постановив крестить их, когда нет достоверных свидетелей Крещения их, а сами они, по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвечать о преподанном им таинстве 209 . Попечение Церкви о возрастных, вступающих в нее

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010