В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так, например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода ( Ин.3:5 ), что во время его совершения произносятся слова «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т. д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено. Апостол Павел пишет: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») ( 1Кор.14:40 ). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранились только в Священном Предании. Ввиду такой важности Священного Предания апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием. «Братия, – пишет апостол Павел фессалоникийцам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», – повелевает апостол Павел Тимофею ( 2Тим.2:2 ). «Хвалю вас, братия, – замечает тот же апостол коринфяням, – что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Фессалоникийцам апостол Павел говорит еще и следующее: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ). «Не уменьшай его, – поучает святых Иоанн Златоуст о предании, – оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его» (св. Иоанн Златоуст . Творения, 1905, m.II, с. 752).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Крещение не повторяется, оно как духовное рождение происходит однажды. Те, кто грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещёные. Но и для согрешивших после Крещения есть возможность в покаянии получить прощение грехов. О таинстве Миропомазания Миропомазание это Таинство, в котором верующему при помазании освящённым Миром частей тела подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. О действии этого Таинства говорит апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и по­мазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21-22 ). Отсюда взяты главные слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. В первые века Святой Дух сообщался новокрещенным через возложение рук апостолов: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 17 ), которое впоследствии было заменено помазанием Миром, освященным преемниками апостолов – епископами. Святое Миро это благовонное масло, которое готовится из множества ингредиентов по осо­бому чину и освящается Патриархом, как преемником Апостолов. Варится Миро раз в год или реже, по мере необходимости. Тема 36. Об Евхаристии Определение и установление Таинства Причащение это Таинство, в котором хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые верующий вкушает для теснейшего соединения со Хрис­том, оставления грехов и Вечной Жизни. Установление этого Таинства Церковь вспоминает в Великий Четверг. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благода­рив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливае­мая во оставление грехов». ( Мф. 26, 26-28 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Место совершения и Богослужение таинства Литургия должна совершаться в храме, в котором престол 8 и антиминс 9 освящены архиереем. Богослужение, на которым совершается это Таинство, называется Литургией.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Лк. 3; 7, 8 ). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным. И как только Христос вышел из воды, на Его главу сошел в виде голубя Святой Дух, а голос Бога-Отца подтвердил сыновство Иисуса. С этого момента тридцатилетний Спаситель вышел на общественное служение. Особенности богослужения праздника Навечерие Богоявления Празднику Богоявления предшествует так называемый Крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Службы навечерия и самого праздника Богоявления сходны со службой праздника Рождества Христова. Во все дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, Литургии святителя Василия Великого , начинающейся с вечерни, и великого освящения воды, совершаемого после заамвонной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Священство и Ветхого, и Нового Заветов имеет три иерархические степени. Левит, священник и первосвященник Ветхого Завета соответствуют сану диакона, пресвитера и епископа Нового Завета. Три священных всенародных праздника были установлены в Ветхом Завете ( Исх. 23:14–17 ). Среди воинов царя Давида особо отличились трое храбрых – Исбосеф Ахаманитянин, Елеазар, сын Додо, и Шамма, сын Аге, с которыми никто не мог сравниться даже в несравненном войске этого царя ( 2Цар. 23:8–13 ). Трехсоставным был животворящий Крест Господень. Состоял из трех дерев: кедра, кипариса и певка. Крест Христов был найден равноапостольной царицей Еленой в 326 г. Трехчасовой была тьма по всей земле во время пребывания Спасителя на Кресте ( Мф. 27:45 ). Тридневным – пребывание Спасителя во гробе, прообразованное тридневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита ( Мф. 12:39–40 ). На три ипостаси Бога и на тридневное пребывание Спасителя во гробе указует троекратное погружение в воду в таинстве крещения. Все православное богослужение насквозь пронизано троическим богословием. Да и вся Церковь есть не что иное, как явление миру Божественной Троицы. Троичное богослужение совершается у небесного престола горними воинствами, всегда взывающими: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его! ( Ис. 6:3 ). Число четыре (4) Четыре – число этого мира. Наш мир – это творение Божие, существующее в пространстве-времени. При этом, как уже ранее отмечалось, пространство-время не должно отрываться от твари. Оно само – тварь, форма существования мира. Рассмотрим четверку пространства, четверку времени и четверку твари. – Четверка пространства «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал... Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон... Имя второй реки Гихон [Геон]... Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]... Четвертая река Евфрат» ( Быт. 2:8,10–14 ). Из единого океана воды сотворил Господь жизнь на земле ( Быт. 1:2,6,9,20,21 ). Из Едема, этого средоточия и начала земной жизни, выходила река, разделявшаяся на четыре реки, орошавшие младенческие просторы земли. Ныне эти реки соответствуют Фисону, Араксу, Тигру и Евфрату. Теперь, как видим, география несколько изменилась по сравнению с первоначальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом, мы можем сказать, что безбрачная жизнь в миру может быть плодотворной при соблюдении следующих условий: - во-первых, жизненное, а не декларативное принятие христианских ценностей, как нравственной основы жизни; - во-вторых, при наличии воспитания и образования, соответствующих способностям и призванию человека. В результате у человека есть ресурсы для реализации указанных мелких смыслов; - в-третьих, человек должен быть направлен вовне, активно и максимально осуществлять жизнь в соответствии с талантами и призваниями. Иного пути мы не видим. Становление и развитие богослужения а) До императора Константина В силу того, что христианская жизнь укоренена в библейской традиции, очевидно, что и православное богослужение в начале церковной истории во многом совпадало с ветхозаветным. Разница в том, что основная идея - ожидание Мессии и подготовка к этому событию была заменена на радость о Христе пришедшем, воскресшем и создавшем Церковь. Но сам подход к тому, что есть богослужение, что лежит в его основе и как оно должно совершаться, сохранился. Конечно, после пришествия Господа Иисуса Христа по Его заповеди центром богослужебной жизни стало собрание христиан на Евхаристию. Иудейский храм потерял то значение, которое он имел. " Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин.4:21) и " настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе " (Ин.4:23), - говорил Господь. В первые времена христианства собраться в Церковь значило только одно - собраться христианам вместе, прежде всего для Евхаристии. Человек, говоря проще, крестился, чтобы причащаться, быть единым со Христом и общиной, а причащался человек именно потому, что он стал членом Церкви через Крещение. В те времена о Евхаристии говорили: " Всегда все, всегда вместе, всегда на одно и то же " . Евхаристия была центром и смыслом жизни первых общин. Именно в евхаристическом собрании, где верующие причащаются Тела и Крови Христа, Церковь являет себя по своей сути и призванию как Тело Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что пользы, если я, будучи членом вселенской Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира, – если находясь в недрах Церкви, которую исповедую апостольской и святой, не храню апостольского учения и преданий, не забочусь о духовном освящении? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещеными и бывающими на исповеди и причащающимися святых Христовых Таин, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни! Пусть каждый из нас будет чаще размышлять об этом и страхом имеющего быть при кончине века отлучения злых от праведных пусть, при помощи благодати Божией, удерживает себя от всего, что может сделать нас достойными этого страшного отлучения. (См. «Сборник для любителей назидательного чтения» Виссариона, епископа Костромского). Светлая торжественность воспоминаний, совершаемых Церковью во всю Пятидесятницу и в дни воскресные устраняет сама собой всякое внешнее выражение печали и сетования о грехах: ибо с тех пор как Иисус Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ), – с тех пор «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» ( Рим.8:1 ). По этой причине с самых первых времен соблюдалось в Церкви преданное, вероятно, от апостолов обыкновение, по которому во все эти дни, как посвященные воспоминанию славной победы Иисуса Христа над грехом и смертью, общественное богослужение надлежало совершать светло и торжественно, и особенно без коленопреклонений как знаков покаянного сокрушения о грехах. Древность обыкновения засвидетельствована св. Иустином и Тертуллианом , жившими во втором и третьем веках. Позднее их первый вселенский собор нашел нужным узаконить его особенным, обязательным для всей Церкви, правилом. «Поскольку, – говорит правило сего собора, – суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (воскресный) и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Прав.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании , молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства . Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается. Таинства Крещения и Миропомазания Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь , чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно. В таинстве Крещения , верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия. Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос , Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ибо Я Господь, Бог твой» ( Ис.43:2–3 ). Таким образом, всякое место принимает праведника, и всякое создание считает своим долгом служить ему. Не думай, что такие дела вершились только в древние времена и в тебе, слушающем сейчас о них, ничего подобного не совершается, ибо все исполняется в тебе таинственно. Ведь если ты отвергаешь мрак идолопоклонства и хочешь прийти к слышанию закона Божьего, то выходишь из Египта. Когда приходишь ты в собрание оглашенных и начинаешь исполнять установления Церкви, то разделяешь воды Красного моря и, оказавшись в пустыне, посвящаешь себя тому, что ежедневно слушаешь закон Божий и взираешь на лицо Моисея, через которое открывается слава Господня. Но если ты также входишь в источник крещения и в присутствии священников и левитов приступаешь к великим и священным таинствам, известным тем, кому позволено их знать, то, перейдя Иордан, через богослужения священников, вступаешь ты в землю обетованную. В этой земле от Моисея принимает тебя Иисус и ведет тебя по новому пути. Помня об этих великих деяниях Бога, о том, что Он разделил пред тобою море и собрал воды Иордана, обернешься ты и скажешь: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» ( Пс.113:5–6 ). И Божье слово ответит тебе, говоря: «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» ( Пс.113:7–8 ). 2 . Сколь велики дела, совершавшиеся в прошлом! Красное море переходилось пешком, манна посылалась с неба, источники вод открывались в пустыне, через Моисея был дан закон. Много было в пустыне совершено чудес и знамений, но нигде не сказано, что Иисус был «вознесен». Когда же перейден Иордан, тогда сказано Иисусу: «В сей день Я начну возносить 5 тебя пред очами всех сынов Израиля» ( Нав.3:7 ). И действительно, Иисус не вознесся прежде таинства крещения, но Его вознесение, даже вознесение в глазах народа, началось с этого. Если «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ), а смерть Иисуса совершилась вознесением Креста, то справедливо, что первый раз Иисус возносится для каждого верного, когда он принимает таинство крещения. Ибо сказано, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Новозаветное Крещение . Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3; 5-7). Совершитель Таинства Крещения В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием. Но Таинство Крещения — единственное из семи Таинств Православной Церкви, — которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен: 1) быть верующим христианином; 2) правильно произнести  тайносовершительные слова : «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»; 3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии. Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

Хотя, может быть, это и не совсем относится к теме нашей беседы, посвященной исключительно самому событию Воскресения Христова, но я думаю, что небесполезно будет немного рассказать и о смысле заповеди Спасителя относительно проповеди. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» Сказано «во имя», а не «во имена», и в то же время употреблено три имени: «Отца и Сына и Святаго Духа». Значит, здесь в кратчайшей форме нам открыта тайна единосущия Пресвятой Троицы. «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Спаситель уже не излагает подробно Свое учение, потому что оно действием Святого Духа должно было быть воскрешено в памяти учеников. Но нужно обратить внимание на следующее: крещение спасает не само по себе, а лишь при условии соблюдения всего заповеданного. Некоторые же пытаются кого-то крестить любой ценой и считают, что крещение обязательно спасет этого человека вне зависимости от его жизни, Господь о нем позаботится. Мы, к сожалению, неправильно делаем, поминая на службе людей, которые хотя и крещены, но не живут церковной жизнью. Симеон Солунский считает, что поминовение за богослужением, в особенности за литургией, крещеных, но отпавших от Церкви людей не пользу им приносит, а бывает в осуждение, как и причащение человека недостойного служит ему не во спасение, а во осуждение. Итак, крещение спасает не само по себе, а лишь при условии соблюдения всего того, чему учил Спаситель. С другой стороны, без благодати крещения мы, разумеется, и вовсе не способны исполнить заповеди Божий, ведь даже при ее содействии это не всегда получается у нас должным образом по причине нашей немощи и лукавства. Апостол Марк указывает и признаки истинной веры: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:15-18 ). Мы не должны оправдывать себя тем, что это сказано лишь апостолам. Если бы мы были подлинно верующими, то подобные знамения совершались бы и с нами. На протяжении многих веков существования Христианской Церкви всегда были люди, которые совершали столь же великие знамения. А ведь они жили уже спустя столетия, даже тысячелетия после этого обетования Спасителя и проповеди апостолов, как, например, отец Иоанн Кронштадтский или Серафим Саровский . Значит, это признак истинной веры. Конечно, я говорю это не к тому, чтобы мы сознательно стремились совершать чудеса, чтобы кто-то из нас пытался брать змей. Нет, но мы должны хотя бы только смириться и осознать свою немощь, свое убожество. Ведь и те, которые являли такие великие знамения, тоже искали не чудес, а истинной веры, чудеса же этому только сопутствовали.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010