Связь между Крещением и Пасхой, между Крещением и воскресением Христовым, подчеркивается и в апостольском чтении, следующем за крещальным шествием: …Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:3–11 ). Это чтение из Апостола как бы подводит итог таинству Крещения, в то же время раскрывая его глубинный смысл. В свете слов апостола Павла оживает вся символика погружения в воды крещальной купели как подобия смерти Господа. Благодаря Крещению и жизнь, и смерть, и воскресение Христа становятся частью духовного опыта христианина. В то же время апостол подчеркивает нравственный смысл Крещения как смерти для греха и воскресения к «обновленной жизни». По словам Иоанна Златоуста, «если ты умер в Крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий» . После Апостола следует евангельское чтение, повествующее о заповеди крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, которую Христос дал ученикам ( Мф. 28:16–20 ). Это чтение возвращает таинству евангельскую перспективу, свидетельствуя о его богоустановленности и в то же время напоминая верующим о том, что Христос постоянно присутствует в Церкви: «се, Я с вами до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Завершение таинства. Обряды восьмого дня Чтение Евангелия является смысловым завершением Таинства Крещения. Оно, собственно, даже выходит за рамки изначального чина Крещения как такового, поскольку читалось уже на пасхальной литургии (и сегодня на литургии Великой субботы читаются те же Апостол и Евангелие, что и в таинстве Крещения). Крещением и богослужением пасхальной ночи вступление новых членов в Церковь не заканчивалось. В течение всей пасхальной седмицы они приходили в храм слушать тайноводственные поучения. На восьмой день, то есть в следующее за Пасхой воскресенье, они приходили вновь, и над ними совершались обряды восьмого дня. В современной практике эти обряды нередко совершаются сразу же после Крещения и даже включаются в его чин (несмотря на предписание Требника совершать их именно в восьмой день).

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

О Лазаревой субботе 18 апреля 2008 г. 14:19 С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти. Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень . Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня . Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон . И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет . Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя. Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).

http://patriarchia.ru/db/text/392875.htm...

Они так же, как и их отцы, трудились, любили, страдали и радовались. На улицах и площадях, в домах и тавернах продолжала раздаваться музыка, звучавшая и до прихода Христа на землю. Христиане принимали из нее ту, которая была созвучна их религиозным воззрениям, соответствовала их вкусам и уровню музыкального развития. Поэтому в разных церквях музыкальное оформление богослужений было разным (существуют даже сведения, что в сирийской и коптской церквях во время богослужений иногда звучали музыкальные инструменты). Сохранившиеся отголоски не только раннехристианской, но и более поздней эпохи свидетельствуют, что при евхаристии в разных церквях звучали различные псалмы. Так. в «Апостольских установлениях» (VIII 13) сообщается, что во время причащения Святых Тайн звучал псалом 33: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, И превознесем имя Его вместе. Особенно «евхаристично» звучал 9-й стих этого псалма: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Причащение хлебом и вином как Телом и Кровью Христа, сопровождаемое пением таких стихов, создавало приподнятое эмоциональное состояние. О звучании этого псалма при раздаче причастия свидетельствует и такой крупнейший богослов, как Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386 гг.): «...послушайте певца, который священной мелодией приглашает вас причаститься Святых Таинств и поет: „Вкусите, и увидите, как благ Господь«» (Поучение о посвящении в таинства V 20). Иероним также сообщает: «...Каждый день, наполняясь божественным хлебом, мы поем: «Вкусите, и увидите, как благ Господь»» (К Исаие II 5, 20). Однако, по свидетельству Иоанна Златоуста (О псалме 144), в Антиохии во время причастия звучал 15-й стих из 144-го псалма: Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Конечно, здесь речь шла о духовной пище, олицетворяемой Телом и Кровью Христа. Пение звучало не только во время причащения. Ритуал крещения также сопровождался псалмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это великое, премудрое, превосходящее наше разумение таинство Церкви, Царства Божия, Господь Иисус Христос устроил следующим образом. Сначала, крестившись от Иоанна в Иордане, при наитии Святого Духа и гласе Отца Небесного, Он освятил водное естество . Тем самым, вода Крещения стала проводником благодати Божией, возрождающей человека. Христос учил, что человек духовно родждается и становится членом Церкви только «родившись от воды и Духа» в таинстве Крещения ( Иоан. 3:5 ). Но как рожденному необходимо питание для дальнейшего возрастания, так и вновь-рожденному в таинстве Крещения, необходимо духовное Питание, которое Господь подает нам в таинстве Причащения . О нем Господь так говорил: «Я есмь Хлеб жизни... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Иоан. 6: 45–57 ). Накануне Своих Крестных страданий Христос Сам, впервые, на Тайной Вечере претворил хлеб в Свою истинную Плоть и вино в Свою истинную Кровь и причастил Ими Своих учеников, показав тем самым, как именно должно совершаться таинство Причащения. С тех пор, таинство Причащения постоянно совершается на богослужении, называемом Литургия . На нем верующие люди, причащаясь Плоти и Крови Иисуса Христа, соединяются с Ним – не в каком-то отвлеченном, мистическом смысле, но совершенно реально ! То есть, все духовно-телесное естество человека приобщается духовно-телесной жизни Богочеловека Иисуса Христа. Любовь открывает путь к духовному сближению, но, именно благодаря Причащению, люди, соединяясь с Христом, одновременно объединяются друг с другом и в Нем становятся единым, цельным живым организмом, именуемым Церковью . Вот почему апостол Павел именовал ее Телом Христовым ( Кол. 1:24 ). Как воплощение Сына Божия совершилось сошествием Святого Духа на Деву Марию, так и Церковь получила свое основание в день сошествия Святого Духа, Которого Иисус Христос от Отца послал на апостолов в пятидесятый день после Своего воскресения. С того дня Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, животворяя, просвещая, взращивая ее, как единый живой организм Тела Христова, состоящего из множества «членов» – верующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: “Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение”. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною; и был со зверями, и Ангелы служили Ему. А после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: “Исполнился срок, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие”. Мк 1:9-15 Таже: Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело; помози нам, Боже, Спасе наш, славы ради Имене Твоего, Господи, избави нас и очисти грехи наша, Имене ради Твоего. Затем: Скоро да встретит нас сострадание Твоё, Господи, ибо мы обнищали весьма. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости грехи наши ради имени Твоего. Пс 78:8Б, 9 Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго. Кондак, глас 4 Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь/Иоанну возглашает:/“Не бойся крестить Меня,/ибо Я пришел спасти Адама первозданного!” Господи, помилуй, 40, и молитву сию: Господи, помилуй. (40) Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

«Всегда вижу перед собой Господа. Он одесную меня; не поколеблюсь». 131 «В Боге покой моей души, от Него спасение мое». 132 Он твердыня моя непреоборимая, защита моя, избавитель мой, Бог мой, каменная гора, па которой я безопасен, щит мой, рог спасения моего, убежище мое». 133 «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться? Господь крепость жизни моей; кого мне страшиться». 134 О Сыне Божием, Господь нашем Иисусе Христе Член второй. «(Верую) и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся бьппа». Член третий. «(Верую в Господа Иисуса Христа) нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Член четвертый. «(Верую в Господа Иисуса Христа) распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». Член пятый. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и воскресшаго в третий день по писанием». Член шестой. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца». Член седьмой. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца». Это значит: я верю также, что единый Господь наш Иисус Христос, Сын Божий единородный, который прежде всех веков родился от Отца, Бог истинный от Бога истинного, родился, а не сотворен; Он единого с Отцом существа, и все что ни существует, существует через Него; Он для нас человеков и для нашего спасения сошел с неба, принял плоть от Святого Духа и девы Марии и сделался человеком; при понтийском Пилате (римском правителе Иудеи) за нас был распят, страдал и погребен, но в третий день воскрес, как об этом было предсказано в священном писании; вознесся на небо и сидит одесную Бога, и опять придет со славою судить живущих и умерших, и царству Его не будет конца. Еще когда я был младенцем, то, при крещении, засвидетельствовал свою веру в Спасителя и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Чтец: «к Тебе, Боже Авраамов, Исааков и Иаковль, Царь славы». Священник: «Возблагодарим, поклонимся и прославим Бога и Господа всяческих». Чтец: «Достойно и праведно есть». – Диаконы: »мир нам». Священник тихо читает молитву: «Молим и просим Тебя, обильного в любви, щедрого в милости, скорого подателя благ, обладающего славою неизреченною, Тебя, нашего Господа, Творца и Благодетеля, да Твоею волею, Боже Отче, и по воле Твоего Святаго Сына, Господа нашего Иисуса Христа, благодать Св. Духа, совершенного в существе, от Тебя (исходящего), единого с Тобою по существу и по делу творчества, – снизойдет и смешается с сим елеем, и подаст каждому, желающему помазаться сим елеем 100 , залог воскресения от смерти, совершенное усыновление, спасение от мук за грехи и радость на небе. По своей мудрости, Ты возбудил ум человека к познанию Тебя, Триединого, чрез пришествие Твоего помазанника, и даровал ему духовные дары, возбуждающие его стремиться к познанию откровенного учения о Тебе. Святый елей, который в первые времена дарован был для освящения временного священства и преемственного начальствования, Ты ныне сообщил священникам церкви, для того, чтобы он был знаком и символом для тех, которые переходят отсюда на небо в бессмертное тело и неизменяющийся дух, будучи обрезаны обрезанием нерукотворенным в совлечение тела греховного в обрезание Христово, и которые чрез то становятся достойными со страхом и трепетом восхвалять всемогущего и вышнего Господа всяческих со всеми святыми и небесными силами», (возглас) «которые громогласно взывают друг к другу»: (здесь народ сливает свои голоса с пением священника) «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних!». Священник говорит вслух: «И ныне, Господи, да совершится это великое и божественное таинство при помощи Твоей благодати, да снизойдет на сей елей благодать дара Св. Духа 101 , благослови его и освяти его во имя Отца, и Св. Духа, дабы, силою Твоей благодати, елей этот был в помазание, и оставлял истинное и совершенное освящение и залог высшего причастия в царствии небесном для всякого, помазующегося им при знаменовании Животворящим Крестом во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, во время сего крещения, которое совершается по образу страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа (возглас), которому с Тобою и Св. Духом возсылаем славу, честь, благодарение и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь». В это время священник творит крестное знаменье над елеем, потом берет «рог помазания» из рук того, кто держал его, миром, содержащимся в нем, знаменует крестообразно сосуд, который вмещает в себе елей, начиная крестное знамение с восточной стороны на западную, потом справа налево, и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

4:4-5). " Вы омылись, освятились, оправдались " ,- говорится о крещении (1 Кор. 6:11). Само выражение: " Чаша благословения " (1 Кор. 10:16),-  есть свидетельство освящения через благословение. Апостольское руковозложение нельзя иначе понимать, как только освящение. Особое место в книге занимает истолкование таинства Евхаристии. Автор проводит мысль, что в ранней Церкви Евхаристия имела совсем иной смысл, чем какой она получила впоследствии. Евхаристия была выражением экклезиологического соборного единения верующих, то была радостная трапеза Господня, и весь смысл ее был обращен в будущее, в эсхатологию, поэтому она представляла собой " богослужение вне времени " , не связанное с историей, с воспоминаниями, богослужение эсхатологическое, чем она резко отличалась от простых видов богослужения, называемых в книге " богослужением времени " , в IV же веке, говорят нам, произошло резкое перерождение первоначального характера Евхаристии. Ей дано было " освятительно-индивидуальное " понимание, и это было результатом двух напластований: сначала мистериального, потом - монашеско-аскетического. Вопреки утверждениям этой историко-литургической школы, индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, то есть значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом чрез вкушение Его Тела и Крови, совершенно определенно выражено Апостолом в X-XI главах 1-го послания в Коринфянам: " Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает " . В этих наставлениях Апостола речь идет об индивидуальном принятии святых Тайн и об индивидуальной ответственности. И если осуждается недостойное принятие их, то ясно, что, по Апостолу, достойное принятие их совершает индивидуальное освящение. Совершенно ясно, что Апостол принимает Евхаристию как таинство: " Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? " Как можно сказать, что идеи " таинства " не было в апостольское время в Церкви?

http://moral.ru/ecumenica.html

94 . Благословляющий Христа Бога благословен. 95 . Так не осталось ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном в пустыне Синайской, ибо умерли они в пустыне, и остались двое – Халев и Иисус, сын Навина, боящиеся Господа ( Чис.26:6365 ). 96 . И сказал Господь Моисею: «Возьми Иисуса Навина», и возложил Моисей на него руки, и он стал вождем народа, и Дух Божий обитал на нем, ибо он любил Бога ( Втор.34:9 ; Чис.27:18 ). 97 . Аарон по повелению Божию был первым первосвященником, а священниками – его сыновья. Они молились за народ, приносили жертвы, воскуряли фимиам, возжигали седмисвещный светильник, переменяли хлебы предложения, очищали проказу. Им при скинии помогали левиты: носили скинию, были певцами при богослужении. Избрание Аарона на священство Господь подтвердил ниспосланием небесного огня на первую жертву. Этот огонь поддерживался в скинии и другого огоня при богослужении не употребляли. Аарон умер 123 лет в сороковой год по исшествии из Египта, в пятый месяц – в июле, в первый день ( Исх.40:1215 ; Лев.910 ; Чис.20:2329 ). 98 . И возвестил Господь Бог Вседержитель устами Моисея пророчество о Сыне Своем Единородном Христе Мессии: Пророка от братии твоея, якоже Мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему ( Втор.18:15, 18 ). 99 . Моисею было 120 лет, и зрение его не притупилось, и крепость его не истощилась, когда, взойдя на гору Нево у Иерихона, он осмотрел своими глазами всю землю обетованную и умер там ( Втор.32:4852; 34:17 ). Моисей был великий пророк Боговидец, которого знал Господь лицом к лицу и рукою которого Господь знамениями и чудесами потряс всю землю Египетскую и дал народу Божию письменный закон веры и нравственности, закон обрядовый и гражданский и основал Церковь Ветхозаветную, которая приуготовляла мир к принятию Христа Спасителя. 100 . О Спасителе мира в законе Моисеевом дано откровение в пророчествах и прообразованиях. Он будет великим пророком, подобно Моисею, и воссияет яко звезда Иакова. Христос, яко пасхальный агнец, кости бо Его не сокрушены на Кресте, и Кровию Его мы избавились от вечной смерти. Переход же через Красное море прообразовал крещение – рождение от воды и Духа, избавляющее нас от греха, проклятия, диавола и смерти. Древо же, усладившее горькие воды Мерры, прославило Крест Христов, услаждающее горести жизни. А манна прообразовала небесный хлеб, который преподается верующим в таинстве причащения. Медный змей указывал на Распятого Спасителя, Который исцеляет и спасает от вечной смерти всех с верою и любовью к Нему прибегающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010