Праздник доверия Богу Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения 17 мая, 2018 Протоиерей Александр Ильяшенко о смыслах Вознесения Господь разлучается с нами – и обещает не покидать «до скончания века». Он предлагает нам Свою помощь, обещает быть рядом, и уже наш выбор – принять это или не принять. Протоиерей Александр Ильяшенко Вознесение — таинственный и в чем-то парадоксальный праздник, в нем есть как будто некое противоречие. Ведь Господь действительно разлучается с нами и возносится на Небеса. Вместе с тем Он обещает апостолам, а через них и нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Вспомним историю нашего спасения. Спаситель снизошел с Небес на землю, воплотился, родившись от Божией Матери, принял крещение на Иордане от Иоанна Предтечи, а потом 40 дней постился, готовясь выйти на проповедь. Более трех лет Он проповедовал, учил, творил чудеса, исцелял, воскрешал, был предан Своим учеником, принял голгофские страдания, был распят и воскрес. То есть случилось то, что Он заранее предрекал. В течение 40 дней Он являлся ученикам после Своего Воскресения, а потом — вознесся на Небо. Вот такая очевидная параллель — 40 дней Господь готовился, чтобы идти на проповедь, 40 дней Он являлся ученикам, пребывая с ними телесно здесь, на земле. Зная о Своем Вознесении, Он обнадежил своих учеников: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Он пообещал, что все будет хорошо, а ученики уже знали, что Господь исполняет обещанное… Поэтому, вопреки тому, что предстояла разлука, сердца апостолов наполнились радостью. В христианстве вообще очень многое парадоксально. Некая парадоксальность праздника Вознесения разрешается силой благодати Божией, силой веры, силой молитвы. Особенно это ощущается на богослужении — то, что Господь исполняет слово, сказанное ученикам, — быть с ними до скончания века. Эти слова относятся ко всем нам, к каждому. Ведь Господь рядом с каждым, другое дело, что мы не всегда осознаем это или не доверяем Ему.

http://pravmir.ru/prazdnik-doveriya-bogu...

Какая торжествующая песнь расцвета «пустыни»! И захотел я однажды посмотреть предыдущую главу: почему говорится в следующей о расцвете? Что было пред этим? Почему и как земля делалась пустыней? Приведу выдержки и оттуда. Печальная картина! «Приступите, народы! Слушайте и внимайте племена!» Гнев Господа на все народы… Он предал их заклятию, отдал их на заклание… День мщения у Господа, год возмездия за Сион! И превратятся реки его в смолу… Земля… будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. И завладеет ею пеликан и еж; и филин, и ворон поселятся в ней… Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником— твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками… И коршуны будут собираться один к другому. Ни одно из сих не преминет придти; и одно другим не заменится!» (Гл. 34). Вот какая мрачная картина! И вдруг после этого мы слышим: «Возвеселится пустыня, и расцветет, как нарцисс!», «будет радость и веселье!» И такая же радостная паремия — вторая (55 гл.): о силе и спасении Израиля Господом, Божиею помощью. Из этого содержания паремий видно, что они имеют целью обрадовать верующих расцветом спасения пришедшим на Иордан Спасителем наших — уже не бесплодных, пустых — душ. Впрочем, об этом еще я преждевременно заговорил: о богослужении буду писать после. Упомянул я уже о фигуре креста, высеченного во льду. В Ростове же на дворе стоял крест, слепленный изо льда. То и другое было красиво (как и кресты на дверях). Но к чему на Крещение крест? Это стало мне понятно уже давно, лет тридцать тому назад, когда я занимался вопросом об Искуплении. Тогда вскрылся мне такой смысл: все Искупление, как известно (Флп. 2, 1 — 11), есть дело «истощания», уничижения, смирения Воплотившегося Господа, Сына Божия; и оно началось, с первого же явления Его миру. Но и об этом отложу до объяснения смысла праздника; сейчас же ворочусь к воспоминаниям.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-kreshheni...

Какая торжествующая песнь расцвета «пустыни»! И захотел я однажды посмотреть предыдущую главу: почему говорится в следующей — о расцвете? Что было пред этим? Почему и как земля сделалась пустыней? Приведу выдержки и оттуда… Печальная картина!.. « Приступите, народы! Слушайте и внимайте племена!.. Гнев Господа на все народы… Он предал их заклятию, отдал их на заклание… День мщения у Господа, год возмездия — за Сион! И превратятся реки его в смолу… Земля… будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. И завладеет ею пеликан и еж; и филин, и ворон поселятся в ней… Никого не останется там из знат­ных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пус­тыни будут встречаться с дикими кошками… И коршуны будут собираться один к другому… Ни одно из сих не преминет прийти, и одно другим не заменится!» (гл. 34). Вот какая мрачная картина! И вдруг после этого мы слышим: «Возвеселится пустыня и расцветет, как нарцисс!», «будет радость и веселие!» И такая же радостная паремия вторая (гл. 55): о силе и спасении Израиля Господом, Божиею помощью. Из этого содержания паремии видно, что они имеют целью обрадовать верующих расцветом спа­сения, пришедшим на Иордан Спасителем, доселе бесплодных, пустых душ наших. Впрочем, об этом еще я преждевременно заговорил: о богослужении буду писать после. Упомянул я уже о фигуре креста, высеченного во льду. В Ростове же на дворе стоял крест, слепленный из льда. То и другое было красиво. Кресты — на дверях. Но к чему на Крещение крест? Это стало мне понятно уже давно, лет 30 тому назад, когда я занимался вопросом об Искуплении. Тогда вскрылся мне такой смысл: все Искупление, как известно (Флп. 2, 1 — 11), есть дело «истощания», уничижения, смирения Воплотившегося Господа, Сына Божия; и оно началось с первого же явления Его миру. Но и об этом отложу до объяснения смысла праздника; сей­ час же ворочусь к воспоминаниям.

http://pravmir.ru/pochemu-prazdnik-kresh...

" Благодать сходит на воды " января 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме на Гутуевском острове В канун праздника Крещения Господня, 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Богоявления на Гутуевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа , настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, архимандрит Исидор (Минаев) и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " Сегодня мы слышали Евангелие, в котором раскрывается суть праздника Крещения Господня, - сказал владыка. - После того, как Господу нашему Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вышел на Свое спасительное для рода человеческого служение. И пришел на Иордан, чтобы здесь явить Себя миру, который уже был подготовлен проповедью Иоанна Предтечи о наступлении Царства Божиего, о пришествии в мир Мессии, Спасителя. И вот Господь подходит к реке - и в толпе народной оказывается Пастырь вместе с пасомыми, Судия вместе с виновными. Подходит к Иоанну Крестителю и просто говорит, чтобы он крестил Его. И слышит в ответ: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " (Мф., 3:13). Но Иисус Своим поступком напомнил нам, что нужно исполнить правду Божию " . " Заповедь о крещении была последней, которую дал Бог роду человеческому в Ветхом Завете, - продолжил архипастырь. - А Господь, явившись на землю, к тому времени исполнил все заповеди, осталась не исполненной лишь одна - о крещении. И Он пришел на эти воды, чтобы принять ветхозаветный обряд крещения. И когда выходил из воды, как сказано в Евангелии, " увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф., 3:16-17). После этого Иоанн Предтеча стал свидетельствовать народу Израиля, что Мессия пришел " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Да испытывает же себя человек, – пишет св. апостол Павел к коринфским христианам, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Пасха верных. Агнца Пасхи иудейской могли вкушать одни только вступившие в завет с Господом посредством обрезания ( Исх.12:48 ); также и Агнца Пасхи новозаветной могут вкушать одни только вступившие в завет веры с Господом посредством нерукотворенного обрезания – крещения ( Кол. 2:11–12 ). Впрочем, из верующих не все вкушают новозаветного Агнца с пользой для своей души – во спасение, – многие из них вкушают Его только в большее для себя осуждение. Только те сподобляются благ, доставленных через искупительные Его заслуги роду человеческому, которые не только веруют в Господа, но и остаются верными Господу, то есть верно хранят и соблюдают те условия, при которых они вступили в Таинство Крещения, в завет с Господом. Верующие в Господа, но небрегущие о верности своей Господу, все то же, что и совершенно неверующие, некрещеные, даже во многих отношениях, как познавшие истину и самовольно отвергающиеся ее, как попирающие заслуги Сына Божия и не почитающие за святыню заветную Кровь ( Евр.10:29 ), гораздо хуже сих последних ( 2Пет.2:20 ). Пасха двери райския нам отверзающая. Новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, когда телом пребывал во гробе, душой нисходил в ад и отсюда извел в райское блаженное жилище всех ветхозаветных праведников, ожидавших с верой Его пришествия ( 1Петр.3:18–19 ). А восшествием Своим в прославленном теле на небеса Он отверз для всех людей свободный вход в Царствие Небесное, сделавшись таким образом для всех, по выражению апостола, предтечею на небеси ( Евр.6:20 ). Пасха всех освящающая верных. Единократным принесением Себя в жертву за грехи мира Господь Иисус Христос доставил освящение, очищение от грехов, обновление всем, истинно верующим в Него ( Евр.10:10,14 ; Кол.1:21,23 ), так что, достойно причащаясь Его в Таинстве Евхаристии, они почерпают в Нем силу «ходить в обновленной жизни...», быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    «Благословен грядый во имя Господне» (Мф.21:9), и     «Осанна в вышних» (Мф.21:9) — народное приветствие при Входе Господнем в Иерусалим.     «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14) песнь ангелов при рождении Спасителя.     «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» (Мф.26:26—28) — слова Господа при установлении таинства причащения на Тайной Вечери.    “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” — слова из данной Господом заповеди крещения: «крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).    И наконец, столь часто слышим в храме слова хананеянки, слепого, прокаженных и других лиц ко Господу Иисусу Христу: “Господи, помилуй... Иисусе, помилуй.” Как и они неотступно просили Господа помилования и были за эту веру услышаны, так и мы многократно просим Господа этими их простыми словами. Такое моление, с указанием священнослужителя, о чем молиться, называется ектинией, то есть усиленным, прилежным молением. Когда слышим эти призывы “Еще и еще миром Господу помолимся,” или “Рцем вси от всей души, от всего помышления нашего,” — тогда нужно усилить внимание и молитвенное настроение, и молиться стоя.    Кроме того нам даются постоянно образы из евангелия, особенно покаянного характера: мытарь, блудный сын, благоразумный разбойник, мудрые девы, мытарь Закхей... Все главнейшие евангельские события и многие притчи составляют темы песнопений всего дня и даже седмиц, посвященные Господским и Богородичным праздникам, как и неделя о Страшном Суде, о Фоме, о Расслабленном, о Самарянке, о Слепом. Богослужение также насыщено мыслями, образами, выражениями из апостольских писаний. В него входят и целые стихи, напр., благословение ап. Павла: «Благодать Господа...» (Рим.16:24), или ап. Петра: «Ему слава и держава» (1Пет.5:11). Из Откровения ап. Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель (Саваоф)». «Достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу» (Откр. 4:8, 11). Псалтирь в богослужении    Из Ветхозаветных Писаний на первом месте стоит Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Во-вторых, слова: миром Господу помолимся, означают то, что мы должны молиться также в мире со своими ближними. Мир с ближними есть одно из необходимых условий, чтобы молитва наша была приятна Богу. Господь сказал нам: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» ( Мк. 11:25 ). И в другом месте сказал Господь: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой». Значит, братия, если кто идет в храм на молитву и делает какое-либо приношение с гневом и злобою на своего ближнего, то он напрасно надеется получить какую-нибудь пользу от своей молитвы и своего приношения. Этот человек только себя обманывает и Бога прогневляет. Итак слова: миром Господу помолимся, означают то, что мы должны молиться Богу в мире с самими с собою внимательно, не рассеянно, в мире с ближними. «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся» – говорит далее диакон. «Свышний мир», то есть мир свыше снисходящий, мир с Богом. Это, по словам св. Исидора Пелусиота , «неразлучное соединение с Богом, чтобы мы, будучи умиротворены Духом Святым, вечно и нераздельно могли пребыть в любви Божией». Этот свышний мир имеет тот, кто постоянно памятует о Боге, постоянно старается жить по Боге. Это – такое благодатное состояние души, когда человек ко всему окружающему относится с детской простотой, кротостью, незлобием и всепрощающей и всеобъемлющей любовью. Кто будет причастен этого свышнего мира, тот, по словам св. Кирилла Александрийского , «несть требуяй никоегождо блага», т.е. ему ничего не нужно, он все имеет, братия мои! Не от того ли наша молитва и в храме и дома бывает для нас и скучна и безуспешна, что нет в нас самих, не говорю свышнего мира, – это удел только святых Божиих избранных, к которому каждому из нас надобно бы стремиться, а даже нет мира и в душе и мира с ближними, т.е. нет еще и начатков мира? «О спасении душ наших Господу помолимся». Спасение нашей души поставлено в числе самых первых наших нужд. Оно так и следует. На то мы и рождены на этот свет, на то и в святой купели крещены, на то и Богу молимся, постимся, каемся, причащаемся, одним словом – освящаем себя всеми благодатными средствами, чтобы достигнуть спасения души. Спасение души нашей так важно, что без него если бы мы и всем миром владели, мы не имели бы ничего. «Какая польза человеку», сказал Господь, «если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36). Все в мире временно, – одна душа вечна. (См. Костромские Епархиальные Ведомости 1888 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всех Господь обрезание претерпевает/и согрешения человеческие, как благой, отсекает,/дает в сей день спасение миру;/радуется же на небесах и иерарх Творца/и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене. Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову: Боже мой, не промолчи, презрев меня. И святаго, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. И святому, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего – разум. Апостол к Колоссаем, зачало 254: Апостол Послание к Колоссянам, зачало 254 Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе. Яко в том живет всяко исполнение Божества телесне. И да будете в Нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти: о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением: о Немже и совостасте верою, действом Бога, воскресившаго Его из мертвых. Братья, смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы преисполнены в Нем, Который есть глава всякого начала и власти; в Нем вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении греховного тела плоти, обрезанием Христовым, погребенные с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых. Кол 2:8–12 И святаго, ко Евреем, зачало 318: И святому Послание к Евреям, зачало 318А Братие, таков нам подобаше архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше Небес быв. Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес. Закон бо человеки поставляет первосвященники, имущыя немощь: слово же клятвенное, еже по законе, Сына во веки совершенна. Глава же о глаголемых: такова имамы первосвященника, иже седе одесную Престола Величествия на Небесех, святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Иерей: Мир ти. И чтец: И духови твоему. Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Диакон: Премудрость! Будем внимать. Чтец: Аллилуиа. Чтец: Аллилуиа. (3) Посем диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа. Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Иерей: Мир всем. Людие: И духови твоему. Иерей: От Матфеа святаго Евангелиа чтение. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Евангелие от Матфея, зачало 116 Во время оно, единиинадесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус: И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, аминь. В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И подойдя, Иисус сказал им, говоря: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф 28:16–20 Ектения Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Хор на каждое прошение: Господи, помилуй. (3) Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе ] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей. Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко )преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе - имя), и о всём во Христе братстве нашем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Итак, нам сопутствует новый удел Благодати Новаго Завета, новое знамение народа Божия. И это исполняет нас благодарностью к Богу за то, что все мы запечатлены Его собственной святой печатью, Его неизгладимой духовной печатью. Мы не как нации, т.е. не как язычники, которые вне Христа пребывают незапечатлёнными и поэтому, становятся игрушкой у демонов. Когда дьявол увидит незапечатлённаго, то легко делает его своей добычей. Если же он видит запечатленнаго Именем Господа Иисуса Христа и святым крещением, то не может его сделать своим, если только тот сам не отдаст своё сердце дьяволу . Не имеет власти ни дьявол ни антихрист над запечатленными во имя Господа Иисуса Христа. И всё это мы переживаем в сей день, который является и первым днём года. И мы просим Господа, чтобы Он нас простил: во-первых за то, что мы, будучи как и все люди немощными и грешными, постоянно Его огорчали: и в прошлом году и всю свою жизнь. И не только большими грехами мы огорчаем Всесвятаго Бога, Создателя, Творца и Господа нашего. Я думал сегодня, когда служил Литургию, следующее: всякий раз когда ум наш уходит от Бога, не огорчаем ли мы Бога? Для чего нас создал Бог ? Он сотворил нас быть в единении с Ним. Чтобы мы были в непрестанном общении с Ним. И когда мы оставляем свой ум блуждать тут и там, хотя бы даже и помышляя о добрых вещах, которые однако же не являются Богом, разве Бог не огорчается тогда? А когда Он видит, что у нас нет любви и стремления быть в постоянном единении с Ним? И для всех христиан, и для нас монахов, – взыскующих совершенства, ищущих совершеннаго благоугождения Богу, как бы угодить Богу в полной мере, – разве не причиняет боль то, что прошло столько времени нашей жизни, – и прошедший год в том числе, – а мы не имели и не имеем постоянной памяти Божией? Поэтому, пусть возносится горячее моление наше ко Господу: перво-наперво о том, чтобы простил Он нам все наши прегрешенья. Во-вторых, да подаст нам Он Благодати Своей, благословения Своего, просвещения Своего и Свою божественную силу, чтобы в новом году нам с великим стремлением подвизаться и бороться за то, чтобы ничем не огорчать Его или, по крайней мере, огорчать Его намного меньше, чем в прошлом году мы Его огорчали. И да сподобит нас благость Его и любовь не только не огорчать Его, но и благоугодить Ему, и чтобы такой была вся наша жизнь, вся наша борьба, вся наша молитва , весь наш подвиг, всё наше послушание, всё наше причастие Пречистым Таинствам и участие в священных богослужениях, чтобы мы угождали Господу и Богу нашему. А когда пройдёт этот год, если Богу будет угодно и мы живы будем и доживём до следующаго года, то мы должны будем снова взвесить и подъитожить всё то время, которое прошло, чтобы было возможно нам сказать: «благодарим Тебя Господи за то, что по Твоей благодати в этом году мы меньше оскорбляли Тебя чем в прошлом».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010