1 хор Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь.  2 Духом уст Его – всё воинство их.  1 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих.  2 Огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная.  1 Угли возгорелись от Него. И наклонил Он небеса, и сошёл.  2 От блистания пред Ним прошли облака, град и угли огненные.  1 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли.  2 И поклонятся пред Ним все племена народов.  1 Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев.  2 Земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая.  1 Дождь обильно прольешь Ты, Боже, на наследие Твое.  2 Ты поставишь их князьями по всей земле.  1 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их.  2 Пошлешь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли.  1 Дух Твой благой поведёт меня в землю правды.  2 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.  1 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.  2 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.  1 Господь даст благовествующим слово с силою многою.  2 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром. Слава, и ныне:  Аллилуиа,  трижды. Пс 18:2; 32:6; 32:13 ; 49:3Б; 17:9В–10А; 17:13; 21:28А; 21:28Б; 18:8Б; 67: 9А; 67:10А; 44:17Б; 18:5; 103:30; 142:10Б; 50:12; 50:13; 50:14; 67:12; 28:11. По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 По востании Христе, еже из гроба,/и еже к высоте небесной божественном вознесении,/боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре,/Духа праваго обновивый учеником./Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися/божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое.  [Дважды.] По воскресении Твоем, Христе, из гроба/и к небесной высоте божественном вознесении,/боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный,/Дух Правый обновив в учениках;/потому они, как лира музыкальная,/таинственно изъяснили всем/возглашения свои под воздействием божественным/и Твое, Спаситель, домостроительство.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Обретается эта жизнь только в общении со Христом, а затем она пронизывает все вокруг нас – семью, дела, дружбу, и мы входим со всем этим в единство со Христом в Его Церкви. 10. Главное в жизни Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю, воплотился около двух тысяч лет назад. Показал в Себе Самом образец святой жизни, открыл Свое спасительное учение – Евангелие. Полноту Своей любви к нам явил нам в Своих неповинных страданиях за нас, Крестной смерти и Воскресении. И тем победил грех, ад и смерть. А далее произошло, на первый взгляд, непонятное событие – Вознесение: на глазах у Своих учеников Воскресший Спаситель телесно, зримо вознесся от земли в мир Небесной славы. Он победил – и покидает землю? Оставляет Своих учеников одних? Нет! В пятидесятый день по Воскресении из мертвых происходит величайшее событие – рождается Церковь Христова в Сошествии Святого Духа. Об этом говорил Сам Иисус Христос Своим ученикам незадолго до Своих страданий: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16-18, 26 ). Церковь так воспевает это событие в праздничном богослужении: Когда Ты, Господи, послал Своего Духа на сидящих Апостолов, тогда еврейские дети, видя, изумлялись, ибо они слышали их, говорящих на иных странных языках так, как Дух давал им проповедовать; будучи неучеными, они сделались мудрыми и привлекли к вере народы, возвещали Божественное учение. Поэтому и мы взываем к Тебе: на земле явившийся и от прелести греховной и диавола нас избавивший, Господи, слава Тебе (стихира на литии праздника Пятидесятницы в русском переводе). В грехопадении человечество разделилось и раздробилось. Библейский образ Вавилонской башни показывает, что люди, искаженные грехом, замкнулись, обособились и вследствие этого перестали понимать друг друга. Мы должны признать, что в духовном смысле подобия Вавилонской башни многократно строились на земле, а может быть, и в нашей собственной жизни. Но участь этих «башен» одна – все они рассыпаются в прах, и люди отдаляются друг от друга еще больше. И это разделение, отдаление друг от друга отдельных людей и целых народов еще больше усиливают гнет греха и смерти, потому что все то, что не имеет в себе Христа и Его любви, недостойно вечности и не может иметь бессмертия.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Скачать epub pdf Богоучрежденность священства Отличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви]», потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» ( Еф. 4:11–13 ). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения ( Мф. 28:19 ) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию ( Лк. 22:19 ), прощать грехи ( Ин. 20:21–23 ), распространять и укреплять основанную Им Церковь . «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы ( Деян. 2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«Всегда вижу перед собой Господа. Он одесную меня; не поколеблюсь». 131 «В Боге покой моей души, от Него спасение мое». 132 Он твердыня моя непреоборимая, защита моя, избавитель мой, Бог мой, каменная гора, па которой я безопасен, щит мой, рог спасения моего, убежище мое». 133 «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться? Господь крепость жизни моей; кого мне страшиться». 134 О Сыне Божием, Господь нашем Иисусе Христе Член второй. «(Верую) и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся бьппа». Член третий. «(Верую в Господа Иисуса Христа) нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Член четвертый. «(Верую в Господа Иисуса Христа) распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». Член пятый. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и воскресшаго в третий день по писанием». Член шестой. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца». Член седьмой. «(Верую в Господа Иисуса Христа) и паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца». Это значит: я верю также, что единый Господь наш Иисус Христос, Сын Божий единородный, который прежде всех веков родился от Отца, Бог истинный от Бога истинного, родился, а не сотворен; Он единого с Отцом существа, и все что ни существует, существует через Него; Он для нас человеков и для нашего спасения сошел с неба, принял плоть от Святого Духа и девы Марии и сделался человеком; при понтийском Пилате (римском правителе Иудеи) за нас был распят, страдал и погребен, но в третий день воскрес, как об этом было предсказано в священном писании; вознесся на небо и сидит одесную Бога, и опять придет со славою судить живущих и умерших, и царству Его не будет конца. Еще когда я был младенцем, то, при крещении, засвидетельствовал свою веру в Спасителя и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Слава, и ныне: кондак, глас 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/но адову разрушил еси силу,/и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже,/женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/И Твоим апостолом мир даруяй,/падшим подаяй воскресение. Слава, и ныне, кондак, глас 8 Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный,/но уничтожил силу ада/и воскрес как победитель, Христе Боже,/жehaм-мvpohocuцaм возгласив: «Радуйтесь!»/и Твоим Апостолам мир даруя,/Ты, дающий падшим воскресение. Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся,/во Христа облекостеся:/аллилуиа. Вместо Трисвятого Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись./Аллилуия.  (3) Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Цареви нашему, пойте.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.  Пс 46:7, 2 Деяния святых Апостол, зачало 6. Деяния святых Апостолов, зачало 6 Во дни оны, рече Петр к людем: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашим и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетельствоваше и моляше я, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего. Иже убо любезно прияша слово его, крестишася, и приложишася в день той душ яко три тысящи. Бяху же терпяще во учении Апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах. Бысть же на всякой души страх: многа бо чудеса и знамения Апостолы быша во Иерусалиме. В те дни сказал Петр народу: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.  Деян 2:38–43

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chetverg-...

И «двух десятин» каждый, то есть из двух мер совершенных: ибо с обеих сторон были совершенны Божественные ученики, ко всему что бы та ни было благому имея совершенство и делом отличные и словом. Кроме того на хлебы посыпается ливан и соль, причем ливан указывает на благоухание в освящении и благовонии Христа, а соль — на благоразумие: ибо не неразумно или безумно слово святых, ново «благодати и солию растворено», как написано (Кол. 4:6), и «благодать дающее слышащим» (Еф.4:29). Сказано же им и Христом: «вы — есть соль земли» (Мф.5:13). Предлагаются хлебы в день субботы: ибо день избрания святых Апостолов есть время мысленной субботы, то есть пришествие Христово, которого не познали происшедшие от Израиля, почему и говорит о них Павел: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9): ибо они не вошли в покой Его, не принявши веры в Него. Итак, время пришествия Спасителя нашего есть мысленное и истинное субботство. Предложение хлебов было в очах Божиих, и в очах Израиля: ибо сказано, что будете предлагать «в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых» (Лев. 24:8), — в очах Божиих потому, что Бог созерцает и непрестанно удостаивает Своего взора святых; ибо сказано: «Очи Господни обращены на праведников» (Пс.33:16); в очах же Израиля потому, что он должен внимать оным и как бы вперять в них око разума, образом которого может служить (око) телесное. Но «они будут, — сказано, — принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их» (Лев. 24:9): ибо писания святых Апостолов предлагаются в пишу нам, оправданным в вере, святому и священному роду, людям обновления, избранным и помазанным благодатью Святого Духа (ср. 1 Пет. 2:9 и 1Ин. 2:20, 27).     К. Итак, поелику очень достаточно сказано нами о сем, то приведем, если угодно, слово божественного Павла, превосходно уясняющее свидетельство о первой и второй скинии. Пишет же так: «При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

И чтение в Богослове. Слава, и ныне:  повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий/наставит мя на землю праву.  Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Прокимен, глас 4 Дух Твой благой/поведёт меня в землю правды.  Стих: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему.    Пс 142:10Б; 1А Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна, зачало 65В Сущу позде в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовашася же ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.    Ин 20:19–23 Воскресение Христово, не глаголем, но абие псалом 50. Таже,  Слава:  Молитвами апостол:  И ныне:  Молитвами Богородицы:  Таже стих: Помилуй мя, Боже: Воскресение Христово: не поем, а сразу читаем псалом 50. Затем, как обычно:  Слава:  По молитвам Апостолов:  и прочее. Стихира, глас 6: После 50 псалма стихира, глас 6 Царю Небесный,/Утешителю, Душе истины,/Иже везде сый/и вся исполняяй,/Сокровище благих/и жизни Подателю,/прииди и вселися в ны,/и очисти ны от всякия скверны,/и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий и всё наполняющий,/Сокровищница благ и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Ин. 14:15-17, 26; Ин. 16:7). Книга Деяний апостолов, отрывок из которой мы сегодня слышали, повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе, ожидая исполнения Божия обетования (см. Деян. 2:1). И вот, на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда они были в Сионской горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от ветра, и на каждом из двенадцати апостолов почили " разделяющиеся языки, как бы огненные " (Деян. 2:3). Исполненные Святого Духа, они получили чрезвычайные дарования и стали говорить на языках тех народов, к которым Господь повелел им проповедовать Евангелие Царствия. Но часто бывает так: когда кто-то не понимает, в чем суть Церкви, в чем суть христианской веры, он судит по-своему. Так говорили и про апостолов: " они напились сладкого вина " (Деян. 2:13). Но это было исполнение обетования Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: " Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Сегодняшний деньдень рождения Святой Церкви. Возлюбленные, прошли века, и Духом Святым Церковь Христова жива на земле, и в нашем Отечестве она продолжает свое спасительное служение, готовя своих верных чад к Царствию Божию, к вечной жизни. Я вновь хотел бы выразить радость о нашей совместной молитве. Мы все истосковались по молитвенному общению друг с другом в храмах. Но вы, я уверен, знали, что наше духовенство ежедневно, утром и вечером, совершало у престола Божия молитвы о всех вас. Мы молились и о болящих, и о новопреставленных, и о всех, кто был лишен возможности прийти в храм, но мысленно находился с нами. Мы пользовались возможностью транслировать богослужения, и я знаю, что многие, как это происходит и сейчас, соединялись с нами в молитвах. Вы знаете, что все эти дни шли непрерывные дожди, но Господь, по Своему милосердию, подарил нам вчера и сегодня прекрасную погоду, и нам не нужно было скрываться под зонтами, мы прославляли нашего Господа и Спасителя при солнечном свете. Сегодня, можно сказать, наша " летняя Пасха " , ибо в те дни, когда мы прославляли Воскресшего Господа, у нас не было возможности вместе молиться в храмах.

http://patriarchia.ru/db/text/5648833.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010