" Дар языков " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе " Почти два месяца и в богослужении, и в домашнем правиле опускалась молитва " Царю Небесный " , и сегодня мы молились Духу Святому, чтобы Он пришел к нам, - сказал владыка в проповеди. - Запели - и стало тепло на душе, ощущение, что Дух Святой близко, с нами. Конечно, Он нас никогда не покидает, Духом Святым всякая душа живится. Если Его нет - все живое умирает. Есть чрезвычайные дары Духа Святого, о них сегодня мы и рассуждаем. В Пятидесятницу Господь завершил Свой искупительный подвиг. После своего Воскресения Он позволил ученикам уйти в Галилею: они пережили тяжелейшее испытание - стали свидетелями страданий и смерти Спасителя, и им нужно было покинуть Иерусалим, чтобы прийти в себя. Христос их там не раз посещал, когда они ловили рыбу. А перед Вознесением " собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым " (Деян. 1:4-5). Пока они оставались со Христом, у них не было чрезвычайных даров Святого Духа. А когда Он вернулся к Отцу, выполнил обещание - послал им Святого Духа " . " Они получили дар говорения на других языках ради той огромной миссии, которую им предстояло совершить: идти по всему миру, проповедовать Евангелие, крестить людей и учить тому, чему они научились у Спасителя, - продолжил архипастырь. - Для этого нужно было, чтобы люди слышали их проповедь на родных им языках. Тогда наше учение становится понятным: оно разумное и в то же время сердечное, его можно понимать и умом, и сердцем, но для этого нужно слышать на родном языке. Так вот, Господь удостоил рыбаков дара языков, каким не обладают даже студенты-лингвисты. Те языки учат по несколько лет, а апостолы получили все в одну минуту. Святой Дух сошел на них, и они сразу же вышли с проповедью, разговаривая с собравшимися на их языках. Все дивились: откуда простые рыбаки так хорошо знают не родную им речь? Они несли Слово Божие, и важно понимать, что Господь все слова произнес для каждого из нас. Ученики их запомнили и записали в Евангелии. Пока не было Евангелия, устно передавали услышанное и крестили людей: в один день три тысячи человек крестилось - проповедь апостола Петра так легла на сердца, что все покаялись. И дальше жили уже в единомыслии, в молитве, по-христиански. Крещенные тоже получали дар Духа Святого в сердце и соединялись со Христом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но Божественный свет есть только вершина христианского совершенства. А все оно есть дело Божией благодати. И святой Григорий именуется в богослужении «проповедником благодати». И действительно, Христос Спаситель последнею целью Своей имел ниспослание благодати Святого Духа, что и совершилось в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, в виде огненных языков. А потом через них – на нас, за веру в Господа Иисуса Христа и во святом крещении. И действительно, нужно быть твердо уверенным, что ничто в нашей духовной жизни не совершается без помощи благодати Божией, – от самого малого до великого. Вера – дело благодати Божией. Благодатью спасены вы чрез веру; и сие – не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2:8–9 ), – говорит апостол Павел. В частности, вера во Христа – действие Божией благодати. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), – говорит он же. Крестился евнух царицы Кандакийской – и Дух Святый сошел на евнуха… и он продолжал путь, радуяся ( Деян. 8:39 ). И над нами крещение совершается для прощения грехов и даруется дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). Исповедуемся ли мы, нам оставляются наши прегрешения благодатию Святого Духа, во имя Господа Иисуса Христа, – как и говорит духовник, крестообразно знаменуя нас. Даже самое видение грехов может быть только по дару благодати Божией, – как мы и молимся в Великом посту словами святого Ефрема Сирина : «Ей, Господи! даруй ми зрети моя прегрешения…» И все прочее в христианстве – дело Святого Духа. Это мы знаем – по учению Святой Церкви (и по нашему опыту). И будущее блаженное Царство Божие – есть действие благодати Божией: отныне, – говорил Господь Своим ученикам на Тайной вечере, – не буду пить от плода сего винограднаго до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26:29 ). И сей Небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец Христос ( Апок. 21:23 ). Сам Господь сказал: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И их видел своими духовными очами апостол Павел, восхищенный «до третьего неба», «в рай», о чем он даже не мог «пересказать», ибо у человека нет для этого и слов ( 2Кор. 12:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Тропарь праздника Святой Троицы Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям. Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня Празднуется 7 июля Событие Рождества Иоанна Крестителя отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в одном из городков иудеи, состарились, но Елисавета так и оставалась бездетной. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет предтечей – предшественником, который своей деятельностью подготовит путь ожидаемого Мессии. Захария, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения . На это Архангел Гавриил ответил: ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила ее родственница Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость, ибо после Благовещения тоже ожидала рождения Своего Сына. Елисавета, по внушению Духа Святого, узнала в гостье Матерь Божию. И святой Иоанн, находившийся в утробе своей матери, воскликнул радостно, приветствуя Богородицу. Спустя три месяца после встречи праведная Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Об имени для новорожденного сына спросили святого Захарию. Он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, речь вернулась к нему, по предсказанию архангела, его речь. Исполнившись Духа Святого, он прославил Бога и произнес пророческие слова о том, что в мир вскоре придет Спаситель, а сын его Иоанн будет Предтечей Господа.После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Дух, данный в Пятидесятнице, свидетельствует о том, что Иисус действительно воскрес из мертвых и что личностные отношения с воскресшим Христом возможны для каждого. В своей проповеди на первой Пятидесятнице апостол Петр выявляет это единство воскресения Иисуса с Пятидесятницы: «Иисуса Назорея, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые сотворил чрез Него Бог среди вас… Этого Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели. Итак, десницей Божией вознесенный, и приняв от отца обещанного Духа Святого, Он излил то, что вы и видите и слышите ( Деян.2:22, 32–33 ). Свидетельство Духа о воскресении Христа занимает по значению то же место, что и свидетельство пустой гробницы и явлений Христа после Своего воскресения. Бог воскресил Его «потому что Он не мог быть держим ею (смертью)» ( Деян.2:24 ), затем «Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь свидетели Его пред нардом» ( Деян.13:31 ), а после завершения дней Пасхи, в Пятидесятницу всемогущим действием Божиим вся жизнь Церкви, вдохновляемая и водимая Духом, свидетельствует о воскресении. Благодаря Пятидесятнице воскресение Христа становится нынешней реальностью, а не только событием, принадлежащим прошлому. «Мы не просто говорим, что Христос воскрес в прошлом, но то, что это актуально сейчас, Он живет теперь для меня и во мне, – пишет Каллист Уэр . Эта непосредственность и личностная направленность в наших отношениях и Иисусом является именно делом Духа» 247 . Любое преображение человеческой жизни является свидетельством воскресения Христа и ниспослания Святого Духа в день Пятидесятницы. Бог постоянно творит новое и прославляет Себя в Своих святых, чтобы возвестить, что Слово Божие стало плотью, претерпело смерть на кресте и было вознесено, чтобы мы могли принять Духа. Воскресение Христа является первым и решительным моментом в жизни Церкви, моментом, который в четвертом Евангелии назван «последним днем» (τ σχτ μρ, Ин.6:39, 40, 44 ). Силою Духа Церковь живет воскресением и движется в нему. Видение последнего осуществления, данное в книге Откровения – «Вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними» ( Откр.21:3 ) – может быть понятно лишь в контексте богослужения и свидетельства христианской общины. Для этой общины воплощение – «Слово стало плотью и обитало среди нас» ( Ин.1:14 ) – является началом, а Его воскресение – завершением того, что уже присутствует в истории. Пятидесятница актуализирует все это и придает значение времени и истории.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Из приведенного текста видно, что событие Сошествия Святого Духа на апостолов, описанное апостолом Лукой в книге Деяний, было предсказано пророком Иоилем задолго до того, как оно произошло на самом деле и потому не было неожиданным для израильского народа. Святые же апостолы, кроме того, неоднократно слышали это от Самого Господа. Так в прощальной беседе с ними Иисус Христос сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. ( Ин. 14; 15–17 ). Именно поэтому ученики Христа напряженно ожидали исполнения слов своего Учителя. В день Пятидесятницы апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией, некоторыми женами-мироносицами и другими последователями Христа собрались в Сионской горнице. И в тот час, когда народ собрался в храм для жертвоприношения и молитвы, произошли события, описанные в книге Деяний. Дар «языков» – умение говорить на незнакомых языках – был дан апостолам промыслительно. Ведь завет Господа, данный Им перед Своим Вознесением – идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28; 19, 20 ) – исполнить без этого дара было бы невозможно. Троица. Пятидесятница Первая христианская проповедь, сказанная апостолом Петром, была кратка и проста, но так как его устами вещал Дух Святой, она не осталась без последствий. Влияние всего происходящего на окруживших Сионскую горницу людей было таково, что многие из них уверовали во Христа, всенародно покаялись в своих грехах и приняли Крещение, присоединившись к Церкви. Об этом свидетельствует книга Деяний: и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян. 2; 41 ). В этот день Единый Господь открыл людям еще одну тайну Своего внутреннего бытия, необходимую для нашего спасения. Ведь в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя узнали о Его Единородном Сыне, и только в день Пятидесятницы Сошествием Святого Духа на апостолов открылось существование и освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Это великое, премудрое, превосходящее наше разумение таинство Церкви, Царства Божия, Господь Иисус Христос устроил следующим образом. Сначала, крестившись от Иоанна в Иордане, при наитии Святого Духа и гласе Отца Небесного, Он освятил водное естество . Тем самым, вода Крещения стала проводником благодати Божией, возрождающей человека. Христос учил, что человек духовно родждается и становится членом Церкви только «родившись от воды и Духа» в таинстве Крещения ( Иоан. 3:5 ). Но как рожденному необходимо питание для дальнейшего возрастания, так и вновь-рожденному в таинстве Крещения, необходимо духовное Питание, которое Господь подает нам в таинстве Причащения . О нем Господь так говорил: «Я есмь Хлеб жизни... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Иоан. 6: 45–57 ). Накануне Своих Крестных страданий Христос Сам, впервые, на Тайной Вечере претворил хлеб в Свою истинную Плоть и вино в Свою истинную Кровь и причастил Ими Своих учеников, показав тем самым, как именно должно совершаться таинство Причащения. С тех пор, таинство Причащения постоянно совершается на богослужении, называемом Литургия . На нем верующие люди, причащаясь Плоти и Крови Иисуса Христа, соединяются с Ним – не в каком-то отвлеченном, мистическом смысле, но совершенно реально ! То есть, все духовно-телесное естество человека приобщается духовно-телесной жизни Богочеловека Иисуса Христа. Любовь открывает путь к духовному сближению, но, именно благодаря Причащению, люди, соединяясь с Христом, одновременно объединяются друг с другом и в Нем становятся единым, цельным живым организмом, именуемым Церковью . Вот почему апостол Павел именовал ее Телом Христовым ( Кол. 1:24 ). Как воплощение Сына Божия совершилось сошествием Святого Духа на Деву Марию, так и Церковь получила свое основание в день сошествия Святого Духа, Которого Иисус Христос от Отца послал на апостолов в пятидесятый день после Своего воскресения. С того дня Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, животворяя, просвещая, взращивая ее, как единый живой организм Тела Христова, состоящего из множества «членов» – верующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После этого Петр произнес первую проповедь рожденной в этот день христианской Церкви. Он рассказал собравшимся о том, что сошествие Святого Духа было предсказано еще ветхозаветным пророком Иоилем. Также он рассказал о том, что Иисус Христос, Которого распяли иудеи, не умер, а воскрес из мертвых, вознесся на небо и послал Своим ученикам Утешителя. В завершение своей проповеди к народу апостол Петр сказал тяжелые для всех иудеев слова: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36). Слова святого Петра были настолько сильны и убедительны, что многие из собравшихся уверовали в Иисуса как в Сына Божия. При этом они стали спрашивать апостолов: «что нам делать, мужи братия?» На это апостол Петр предложил им покаяться в совершенных грехах, принять крещение во имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Как свидетельствует Священное Писание, в этот день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек. Жизнь во Христе После событий дня Пятидесятницы, который считается днем рождения христианской Церкви, для последователей Христа началась совершенно другая жизнь. Ученики Христовы постоянно пребывали в общении, молитве и преломлении хлеба – то есть уже тогда, по повелению Самого Христа, совершалось Таинство Евхаристии или Причастия. У первых христиан было общее имущество, они продавали свои имения, всю свою собственность, а деньги распределяли среди нуждающихся. Священное Писание свидетельствует о том, что  в эти дни апостолы совершили в Иерусалиме множество чудес и знамений, тем самым подтверждая истинность своих слов. Поэтому число новых учеников увеличивалось каждый день. Через некоторое время апостолы разошлись по разным странам, чтобы рассказать и другим народам о Спасителе всего мира. Преемники апостолов Перед тем как отправиться с проповедью к язычникам, апостолы избрали себе помощников из числа верующих. Эти люди должны были в их отсутствие совершать богослужения и таинства и проповедовать учение Церкви уже обращенным ко Христу. В специальном обряде – рукоположении – апостолы посвятили избранных в особые церковные степени – епископство, священство и диаконство.

http://foma.ru/den-kogda-rodilas-tserkov...

Он припал к стопам святого епископа Стефана, говоря: «Умоляю тебя, господин мой папа, окрести меня с дочерью моей, чтобы просветились души наши и были бы мы избавлены от вечной тьмы, потому что всегда, вплоть до сегодняшнего дня, я скорблю из-за слепоты дочери моей». Отвечает ему святой Стефан: «Если поверишь от всего своего сердца, то все совершится по вере твоей». Говорит Немезий: «Я и до этого твердо веровал и верую сейчас, что Господь Иисус Христос есть Бог , который открывает глаза слепорожденным. И не по убеждению людей, но по Его призыву я пришел к твоей Святости». И сразу же, в тот же день, отвел его святой Стефан, епископ города Рима, в церковь Пастыря 65 , чтобы научили его вере вместе с дочерью, согласно христианскому обычаю, и повелел им поститься до вечера. Когда же наступил вечер, благословил папа источник в упомянутой выше церкви, погрузил Немезия в воду и сказал: –  Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Веруешь ли ты в Бога Отца всемогущего? –  Верую, – ответил Немезий. –  А во Иисуса Христа, Господа нашего? –  Верую. –  Веруешь ли во оставление грехов? –  Верую. –  Веруешь ли в воскресение тел? –  Верую, Господи. 4. Когда поднимали Немезия из воды, воскликнула дочь его: «Вижу человека, касающегося глаз моих и свет, сияющий вокруг него». Тогда же окрестил папа и дочь его, Луциллу, и сам вынул ее из воды. Тогда многие со слезами на глазах припали к стопам святого епископа Стефана с просьбой крестить их. В тот же день, когда прозрела Луцилла, он окрестил шестьдесят двух человек, мужчин и женщин. А затем многие из знатных людей по милости Божией благодати пришли к святому Стефану, чтобы принять крещение от него. Тогда святой Стефан, исполнившись благодати Святого Духа, стал совершать богослужение в крипте Святых Мучеников, а отца Луциллы, Немезия, посвятил во диаконы. 5. Когда Валериан узнал, что трибун Немезий со всем своим домом уверовал в Господа Иисуса Христа и крестился, а также, что прозрела его слепая дочь, он обратился к консулам Галлиену и Максиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010