Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с этим воскресным днем и пусть Господь предстательством Пречистой Богородицы, Всех скорбящих радости, по молитвам святого апостола Филиппа, память которого мы празднуем, поможет нам проходить поприще Рождественского поста, который начинается завтра, поможет проходить поприще нашей земной жизни и всех нас удостоит Царства Небесного. Аминь». Проповедь в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм: Храм должен быть для каждого из нас духовным домом 4 декабря 2011 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, воскресный день совпал с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. За богослужением мы слышали воскресное евангельское чтение – притчу Господню о том, как некий богатый человек собрал столь обильный урожай, что у него не хватило места в амбарах. И тогда решил он: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь явился к нему и сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут от тебя. Кому достанется все то, что ты накопил?» (см. Лк. 12. 18-20 ). Эта притча говорит о том, что в жизни человека всегда должно присутствовать измерение, которое святые отцы называли памятью смертной, то есть мысль о том, что все, что мы имеем в этом мире, все, что можем здесь приобрести – любое материальное богатство, любой успех, являются временными и скоропреходящими. Никто из нас не знает, когда настигнет его смерть: мы можем рассчитывать на долгие годы, а смерть придет и восхитит нас гораздо раньше, чем мы это планировали. Святые отцы заповедовали нам проводить каждый день так, будто это последний день жизни, – жить на пределе наших возможностей, со всей ответственностью перед Богом за каждое слово, которое мы произносим, за каждое дело, которое совершаем. Мы должны ходить перед лицом Божиим, помня о том, что Господь спросит нас за каждое дело, каждое слово и даже за каждую мысль, в том числе и за греховные помыслы, которые мы либо допускаем внутрь себя, либо прогоняем мечом молитвы Иисусовой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Иудеи обыкновенно ходили в храм на молитву три раза в день: поутру часу в девятом, в полдень часов в двенадцать и вечером часу в третьем (Исход.29:38.39; Дан.6:10 ). Апостолы, Петр и Иоанн, шли в ветхозаветный храм для молитвы, исполняя обычное правило ветхозаветного благочестия: но в христианской Церкви показанные три времени издревле получили новое значение, соответствующее событиям новозаветной Церкви, а именно девятый час напоминает о смерти Иисуса Христа, умершего в этот час; шестой о распятии Господа па кресте, и третий о сошествии Св. Духа на Апостолов 15 . Пример апостолов, Петра и Иоанна, показывает, как важно общественное Богослужение. Исполненные Святого Духа, они без сомнения могли приносить Богу благоприятную молитву и дома; однакож идут в храм, показывая особенное уважение к общественной молитве, так как молитва в храме служит к прославленью Бога пред многими, и многих утверждает в прославлении Бога, силою духовного взаимного вспомоществования одних другим. И некий муж хром от чрева матери своея сый носим бываше: .его же полагаху по вся дни пред дверми церковными рекомыми красными, просити милостыни от входящих в церковь . Приступая к повествованью о чуде, Апостол показывает прежде обстоятельства того человека, над которым совершено чудо, чтобы чрез то показать, как несомненно и очевидно было для всех совершенное Апостолами чудо. Повествователь говорит: «И был человек хромой от чрева матери его». Это показывает, что недуг был неизлечимый. «Которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм». Отселе видно, что хромота человека была так велика, что не мог он ходить, а его носили другие. Видно и то, что этот больной, с тяжким его недугом, был известен весьма многим; потому, что его носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, для испрошения милостыни. Врата храма названы красными потому, что они роскошно были украшены Коринфскою медью, по цене равнявшеюся золоту. Этими вратами проходило множество народа в храм, как по вниманью к красоте врат, так и потому, что около них продавались жертвенные предметы, как то: вино, соль, мука, масло, голуби и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь. Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная,/яже в слове и в деле,/яже в ведении и не в ведении,/яже во дни и в нощи,/яже во уме и в помышлении,/вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец. Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Иерей: Яко Твое есть Царство: Священник: Ибо Твое есть Царство: И мы: Аминь. Чтец: Аминь. И аще убо есть Владычний праздник, глаголем его кондак. Аще же прилучится и святаго празднуемаго в нем, глаголется первее святаго. Слава, и ныне, праздника. Аще же Аллилуиа пето, или несть Владычний праздник, ниже святаго празднуемаго, глаголи первее Преображения, таже (в среду и пяток Кресту) дне и храма.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/izobrazit...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 2 июня 2022 г. 15:03 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам». Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось… Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

http://patriarchia.ru/db/text/5932954.ht...

Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не укради Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете!» Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать 586 ( Мф.27:62–66 ). 107 Собственно во дворе храма, где стояли прозелиты, или уверовавшие в Истинного Бога язычники. Это место так и называлось двором язычников. Торговля, хотя и необходимыми предметами для богослужения, как-то: маслом, мукою и проч., не соответствовала святости места, а шум, производимый торговлей, мешал молиться. 108 Иерусалимский храм, в котором был Иисус Христос, как известно, строился около двадцати лет; но в продолжение сорока шести лет этот храм перестраивался и расширялся. 109 Господь знал непостоянство и легкомыслие людей, видел, что некоторые были склонны почитать Его за земного царя, а не за Основателя Царства Божия. Поэтому Он не придавал значения прославлению Его иудеями. 110 Никодим пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы побеседовать с Ним наедине; вместе с тем он хотел укрыться от посторонних взоров, так как, по фарисейской гордости, не решался сделаться явным учеником Христовым. 111 Господь Иисус Христос прямо отвечает Никодиму на вопросы, которые его волновали. Никодим пришел побеседовать о Царстве Божием, и Иисус Христос говорит ему об условиях вступления в это Царство. Чтобы войти в Царство Божие, необходимо родиться свыше, т.е. обновиться, переродиться в водах крещения Святого Духа. 112 Человек рождается по плоти от родителей, но возможно и необходимо для человека еще рождение от Святого Духа. Это рождение духовное. 115 Земным здесь Господь называет то, о чем Он говорил до этого времени Никодиму, т.е. об условиях вступления в Царство Божие; под небесным же Господь разумеет тайны этого Царства, как-то: сошествие на землю и воплощение Сына Божия, Его крестные страдания, неизреченную любовь Божию к людям и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Все ищут Тебя [ Мк. 1, 37 ]. О! Если бы и ныне все искали Спасителя! Так нет: многие, вишь, не нуждаются в Нем и ищут богатства, мзды неправедной, удовольствий, роскошных яств и напитков, роскошных нарядов, жаждут забыться в вине, ищут игр, зрелищ, а не яже Христа Иисуса. Идем в ближния веси и грады, да и тамо проповем: на сие бо изыдох [рус.: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел] [ Мк. 1, 38 ]. Так и священник должен ходить по своему приходу, чтоб всем проповедовать Царствие Божие: на сие бо изыдох, на сие поставлен Богом. Прииде к Нему прокажен (всякий грешник), моля Его и на колену припадая пред Ним (так мы припадаем дома или в храме), и глаголя Ему, яко, аще хощеши, можеши мя очистити (мы просим очищения грехов). Иисус же милосердовав, простер руку, коснуся его и глагола ему: хощу, очистися. И рекшу ему, абие [рус.: после сего слова... тотчас] отиде от него прокажение (наша духовная проказа), и чист бысть [ Мк. 1, 40 – 42 ]. Ах! Как всё это ощутительно бывает с нами! Если мы в деле веры, надежды и любви не можем и от себе помыслити что, яко от себе, но доволство (способность) наше от Бога [ 2Кор. 3, 5 ], то всё богослужение, все обряды, молитвы при Таинствах, все вообще молитвословия – дыхание, наставление, собственность Духа Святого, наставляющего нас на всяку истину [ Ин. 16 , 13], и совершение всех служб, Таинств, молитв бывает от Духа Святого, – нам заботушки до исполнения нет никакой. На то Он и называется Совершитель или Всесовершитель. Диавол одним мгновенным поворотом своего адского ключа в душе может нарушить вдруг правильное, мирное течение духовной жизни и, продолжая действовать в ней, расстраивать ее всё более и более до того, что его убийственные, огненные стрелы могут на целый день, другой, третий и далее держать ее в мучительном томлении. Это потому, что он есть простое, мысленное существо, как и душа наша также есть простое, но само по себе слабое существо, и одна мысль нечистая вдруг может возмутить всю душу. Будь прост, как Бог, или свят, как Бог, и крайне внимателен к себе, не нарушай простоты души своей ни на минуту, ни на мгновение пристрастием к чему-либо плотскому или греховному, а единственно прилепляйся к Богу, животу своему. Мне прилеплятися Богови благо есть [ Пс. 72, 28 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все священные книги как ветхого, так и нового завета собраны в одну большую книгу, которая называется Библией . Многие части из священных книг Библии читаются в храме за богослужениями; чаще всего читаются Евангелия, послания апостолов и Псалтирь. Каждый христианин должен, помимо богослужения, читать и слушать Библию у себя дома, особенно в праздничные дни. †† 137. Чудеса апостолов (Деян. 3:1–26; Деян. 4:1–31; Деян. 5:12–16; Деян. 9:31–43) Исполняя повеление Господа Иисуса Христа, апостолы, подкрепляемые силою Духа Святого, начали учить людей истинной вере в Иисуса Христа. Чтобы люди яснее видели, что учение апостолов от Бога, Господь дал им силу совершать великие чудеса. Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм около трех часов дня помолиться. При дверях храма сидел нищий, хромой от рождения; он попросил у апостолов милостыни. Петр сказал ему: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ноги; он, вскочив, стал и начал ходить, вошел вместе с ними в храм, хваля Бога. Весь народ, видя это чудо, удивлялся и ужасался. Петр начал проповедовать об Иисусе Христе, и из слышавших его уверовало около пяти тысяч человек. Когда Петр и Иоанн, по исцелении хромого, проповедовали народу об Иисусе Христе, к ним приступили священники и начальник стражи при храме, взяли их и отдали под стражу. На другой день собралось собрание главных иудейских судей или синедрион. Представили в синедрион апостолов и исцеленного хромого. Здесь апостолов спросили: «какою силою или каким именем вы сделали это?» Апостол Петр отвечал: «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых». Видя смелость Петра и Иоанна, хотя они были люди некнижные и простые, и видя с ними исцеленного человека, члены синедриона ничего не могли сказать им вопреки, только приказали им не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «рассудите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? мы не можем не говорить того, что видели и что слышали». Быв отпущены, апостолы пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Выслушав, все единодушно помолились Богу: «Господи! помоги рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Грех посмрадил землю – Господь Иисус Христос облагоухал землю Своим рождением, житием на земле, Своим хождением по ней, Своим дыханием, Своим словом, излиянием Своей крови на кресте, положением во гроб и воскресением из мертвых, наконец ниспосланием Святого Духа на апостолов. Благоухание кадила означает благоухание Христово и Духа Святого, освящающего верующих. Каждый день тля тлит мое сердце, душу и тело (гной, золотуха, боли) и татие мысленные подкапывают здание души моей и крадут у ней невинность, простоту, спокойствие, дерзновение, радость, внося противоположные дурные свойства. «Господи, помилуй... Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного [ Мф.7:21 ]. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим.2:19 ]. Если ты ненавидишь грешников, то ненавидь прежде всех себя, как первый грешник, тогда уже будешь ненавидеть праведною ненавистию и других грешников; а доколе ты считаешь себя лучшим других и ненавидишь других потому, что они когда-то и чем-то оскорбили твое самолюбие, то таковая ненависть твоя дьявольская и сам ты диаволу раб, потому что его дела творишь, ему угодное делаешь. Надо любить творящих нам напасть, молиться за них, ибо они члены наши; вообще, самолюбие с корнем надо вырывать, так как оно ложь и погибель и на нем зиждется всё зло. «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» [ Лк.24:44 ]. На основании этих слов Господа читаются за богослужением и закон Моисеев, и пророки, и псалмы, особенно псалмы; как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем богослужении, составляют его основу, связуют Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим. 13-го мая. После дождевого ливня золотуха одолела меня, усилилось течение из уха материи ночью вследствие употребления каши гречневой с постным маслом и некоторого пресыщения; тяжесть на сердце, в боках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Деян 2:14–21 Вторник Светлой седмицы. Деяния святых Апостолов, зачало 5 В те дни сказал Петр народу: “Мужи Израильские! Выслушайте эти слова: Иисуса Назорея, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые сотворил чрез Него Бог среди вас, как вы сами знаете, Его, по определению и предведению Божию преданного, вы, пригвоздив рукою беззаконных, убили. Бог Его воскресил, разрешив муки смерти, потому что Он не мог быть держим ею. Ибо Давид говорит о Нем: “Я видел Господа предо мною непрестанно, ибо Он по правую мою сторону, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось мое сердце и возликовал язык мой, даже и плоть моя пребудет в надежде, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты поведал мне пути жизни, Ты исполнишь меня радости пред лицом Твоим”. Мужи братья! Да позволено будет сказать вам с дерзновением о патриархе Давиде, что он и скончался и погребен, и гробница его у нас до сего дня. Итак, будучи пророком и зная, что клятвою поклялся ему Бог от плода чресл его посадить на престоле его, – он, провидя, изрёк о воскресении Христа, что и Он не оставлен во аде, и плоть Его не увидела тления. Этого Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели. Итак, десницей Божией вознесенный, и приняв от Отца обещанного Духа Святого, Он излил то, что вы и видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса, но он сам говорит: “Сказал Господь Господу Моему: “Сядь по правую сторону Мою, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли”. Деян 2:22–36 Среда Светлой седмицы. Деяния святых Апостолов, зачало 6 В те дни сказал Петр народу: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа. Ибо для вас обещание и для детей ваших и для всех дальних, кого ни призовет Господь Бог наш”. И иными многими словами он свидетельствовал и увещал их, говоря: “Спасайтесь от этого развращенного рода”. Итак, приняв слово его, они были крещены. И присоединилось в день тот душ около трех тысяч. И пребывали они постоянно в учении Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах. Был же во всякой душе страх. И много чудес и знамений совершалось чрез Апостолов.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Для нас этот страшный пример очень важен. Многие из нас по своему опыту знают, что после поста мы часто впадаем в расслабление и искушения, даже в самый день Пасхи, и теряем всё то, что приобрели. Есть такая икона святого Иоанна Лествичника, где восходят по лестнице в рай, в Царствие Небесное подвижники и падают очень многие из них, даже с самого верха. Очень убедительная картина на этой иконе. Летят вниз головой и священники, и монахи, и архиереи – люди, которые, казалось, были в одном шаге от того, чтобы войти в Царствие Небесное. Это для нас очень важное предостережение в эти минуты. Нельзя быть людьми беспечными, нельзя быть людьми глупыми, наивными. Надо всегда помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8), а более всего он хочет поглотить нас, учеников Христовых. Но Христос пришел в мир, был распят и воскрес для того, чтобы нам измениться, чтобы нам ходить в обновленной жизни. Не для того, чтобы нам сорок дней поститься, а потом разговеться, не для этого. А для того, чтобы мы изменились, чтобы мы стали сильнее греха и сильнее диавола. Поэтому сейчас, в предвкушении Пасхи, все мы должны настроиться на то, что подвиг наш не закончен, он только начинается. Всю Пасхальную неделю будут радостные, торжественные, победные богослужения, храмы будут открыты, будут совершаться крестные ходы, будет Чаша для нас приготовлена для участия в Евхаристии – приобщении Тела и Крови Христовых. Это и есть ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 4). Господь говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы… уча их всему, что я заповедал вам (Мф. 28: 19–20). Мы такой силой обладаем именно благодаря тому, что мы свободны от греха. Мы ходим в обновленной жизни, и это и есть самая главная и самая действенная проповедь. Для этого и дается нам время Великого поста – чтобы мы приобрели силы, чтобы мы отличались от мира, чтобы мы были светом этому миру (ср.: Мф. 5: 14) и обращали всех, крестили во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа своим примером, своей любовью, своим светом. Господь без меры дает благодать Святого Духа (см.: Ин. 3: 34). Главное – чтобы мы были настоящими Его учениками, мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 11).

http://pravoslavie.ru/124486.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010