Святой Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесений Господнем. Это был день Иудейского праздника Пятидесятницы 92 . Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались вместе для молитвы. Здесь была и пресвятая Матерь Божия. В 9-м часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы озарились силою свыше и начали говорить на разных языках, никогда прежде им не учившись. Теперь только они вполне уразумели учение Иисуса Христа. Все слова Господни припомнились им с полною ясностью и представились в истинном их значении. Вместе с тем они приобрели бодрость и мужество к проповеданию св. веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием. Между тем, шум, которым было предварено сошествие Святого Духа, слышен был и другими. К дому, где находились апостолы, собралось много народа. Здесь были иудеи и прозелиты 93 из разных стран, прибывшие на праздник в Иерусалим. Слыша апостолов, проповедующих каждому на языке его страны, все изумлялись и дивились великому чуду Божию. Но некоторые осмелились и глумиться над апостолами, говоря: „они напились сладкого вина“. Тогда апостол Петр произнес проповедь, которая произвела сильное впечатление на слушателей. Он указал евреям на пророчество Иоиля о том, что во дни Мессии Бог в изобилии ниспошлет на верующих дары Святого Духа. После сего он начал говорить о Господе Иисусе Христе. „Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, говорил Апостол, вы взяли... и убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, чему все мы свидетели. Он, быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите“. Слушатели умилились сердцем и спрашивали апостолов: „что нам делать, мужие братие?“ Петр сказал им: „покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа“. Многие со всем усердием приняли слова Апостола, и крестилось тот день около трех тысяч человек. Так положено было начало Церкви христианской в Иерусалиме. Отношение Новозаветной священной истории к церковному богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

«Святым Духом обожение всем... 3 Аще кому Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе» 4 . Историческое событие сошествия Святого Духа на Апостолов, а чрез них и на всю Церковь , и воспоминается в церковных песнопениях праздника Пятидесятницы. Но наряду с этим в них излагается догматическое учение о Лице Святого Духа и о всей Безначальной Троице, а также указуются великие благодатные дары, коими Царь, Дух Святой, созидает и содержит и освящает Свое царство, Церковь . Сошествие Святого Духа на Апостолов (Санаксарий в понедельник Святого Духа) В сей день Пятидесятницы мы празднуем Ему, Всесвятому и Животворящему и Всесильному Духу, Единому от Троицы Богу, единочестному и единосущному и единоспавному со Отцем и Сыном. В день Пятидесятницы Он существенно сошел на святых Апостолов, в виде огненных языков, севши на каждого из них в горнице, в которой они пребывали. Для оказания чести Всесвятому Духу святые отцы, все прекрасно учинившие, установили праздновать Ему и в самый день Пятидесятницы и отдельно в понедельник Пятидесятницы. Спаситель – Христос, пред Своими страданиями, обещал пришествие Утешителя, говоря: лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). И еще: Когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И еще: Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит ( Ин.14:16–17, 15:26 ). И после Своих страданий, восходя на небо, Он сказал: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот, обещав все сие, посылает Его. Когда наступил день Пятидесятницы, в третий час дня, все они пребывали вместе, в горнице. Вдруг сделался шум с неба, как бы пронесшийся чрез всю вселенную. И в виде огненных языков явился Дух Святой и почил на каждом из них: на каждом из двенадцати, и на каждом из семидесяти. И начали они говорить странными языками, т. е. каждый из Апостолов говорил на языках всех народностей. И не так, чтобы Апостол говорил на своем языке, а иноплеменник слышал свой, но – так, что Апостол слышал и говорил на языке каждой народности. Поэтому-то собравшимся людям они и показались опьяневшими. Ибо каждый из слышавших не знал, как Апостол беседовал поочередно со всеми: и принимали его за опьяневшего. Иные же удивляясь говорили: «Что бы это значило?» А здесь были собраны люди отовсюду, из разных народностей земли: Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, и пришедшие из Рима и прозелиты ( Деян.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Дело спасения Бог Отец поручил исполнить Своему Сыну, поэтому все эти этапы спасения – таинства спасения людей – великие праздники, которые прославляют Бога Святую Троицу. Созидает Церковь и помогает людям это спасение обретать Дух Святой. Его пришествие Богочеловек объяснил Своим ученикам: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:13–14 ). Спасительное действие Святого Духа церковью вспоминается и осмысливается в богослужении Духова дня. Внутренняя жизнь Лиц Святой Троицы – тайна для человеческого ума. Нам открыто, что Бог есть любовь ( 1 Ин.4:8 ). Фантазировать же о том, что скрыто от нашего взора, смысла не имеет. Жизнь Церкви строится на твердых фактах, а не на предположениях. Сам Иисус Христос – Глава Своей Церкви. Жизнь Его Православной Церкви – это жизнь Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа в Своих учениках на земле, в земной истории. Поэтому церковные праздники являются не человеческой выдумкой, а Божиим установлением через Его Церковь на земле, нужны же они людям, жаждущим спасения и бессмертия. Праздник Святой Троицы не является «праздником Святого Духа». Он является молитвенным воспоминанием рождения Святой Православной Церкви в День Сошествия Святого Духа. Поэтому и носит название: Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, так как это событие совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, а Днем Святой Троицы называется потому, что и спасение человеческого рода, и благодатная жизнь Святой Христовой Церкви есть дело и прославление Троичного Бога и всех Лиц Святой Троицы. По этим причинам нет оснований считать двунадесятые великие праздники посвященными только Господу Иисусу Христу, а следовательно, не имеет духовного смысла устанавливать отдельный праздник, посвященный Богу Отцу. На чем основано почитание мощей святых? Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве благочестиво раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Традиция праздника Как уже говорилось, праздник Пятидесятницы отмечался уже в ветхозаветной Церкви. Поскольку день праздника выпадал на то время, когда окружающая человека природа изобиловала зеленью, сложился обычай украшать дома ветвями, цветами и травой. Предполагают, что возникновение этого обычая связано с явлением Аврааму Бога в виде трех странников у дуба Мамврийского, в том месте, где был раскинут шатер патриарха. Украшая ветвями свои жилища, ветхозаветные иудеи подчеркивали таким образом свою причастность к «семени Аврамову». Предполагают также, что и Сионская горница в день Сошествия Святого Духа на апостолов была украшена по ветхозаветному обычаю зеленью. Христианская Церковь также восприняла эту традицию с самых первых времен своего существования. Письменные свидетельства этого находим во второй беседе на Пятидесятницу святителя Иоанна Златоуста : «Станем праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но украшая души; не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Этот призыв был услышан, и устойчивый образ весеннего возрождения природы становится в Новозаветной Церкви образом таинственного обновления человеческой души, совершаемого силою Святого Духа. Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 .11-я глава книги Чисел, стихи с 16-го по 17-й и с 24-го по 29-й. В этой паремии говорится об избрании семидесяти старейшин Израилевых в помощь пророку Моисею для управления народом. 2 . 2-я глава книги пророка Иоиля, стихи со 23-го по 32-й. В этой паремии Господь обещает своему народу утешение в бывших скорбях и Утешителя, Который придет в свое время. 3 . 36-я глава книги пророка Иезекииля, стихи с 24-го по 28-й. В этой паремии Господь дает народу утешительное обетование: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу…. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Когда таким образом ученики совершенно убедились в действительности воскресения Христова, и получили Духа Святого, радости их не было границ. Они не знали, что делать от наполнившего их души неописуемого блаженства. Они поздравляли друг друга, обнимали, целовали, плакали, но уже не от печали, а от радости и веселия. Для них теперь стало ясно, яснее солнца, что Иисус действительно есть Мессия-Христос, что они не обманулись в Нем, что Он спасет народ израильский и все человечество. В первый день недели Христос не только Сам воскрес, но и воскресил Своих учеников, Своих последователей, воскресил их души воскресил их веру, надежду и любовь. Теперь уже никто не может поколебать их веры во Христа, никто не может отнять у них радости воскресения Христова, о чем Он так ясно и определенно предсказывал им перед Своими страданиями. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, (в пятницу и в субботу) а мир (Мои и ваши враги) возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (в первый день недели) ...Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу (когда воскресну) вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день (в воскресение) вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца (в тот день) во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершена ( Ин. 16:20, 22–24 ). Видите, Христос сказал, что в тот день, когда Он воскреснет, учеников охватит неописуемая радость, и в этот день молитва их будет особенно доходна к Богу, почему они должны посвящать его молитве. Апостолы, без сомнения, это делали. Совершали в этот день молитвы, говорили проповеди от пророчества, которые они уже разумели, то есть отправляли богослужение. Но Христос сказал, что они должны и впредь повторять это в день воскресный. Он еще раз повторил им об этом дне: «В тот день будете просить во имя Мое» ( Ин. 16:26 ). Не сказал Христос, что в те дни , а: «в тот день» будете просить Бога, и Он услышит вашу молитву, исполнит вашу просьбу. Сперва сказал, что в тот день попросите Бога, а потом сказал, что в тот день будете просить, давая ясно понять, что тот день, в который Он воскреснет и явится им, будет повторяться, должна повторяться и их молитва к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Пятидесятница – праздник Православной Церкви, принадлежит к  двунадесятым . Иначе называется Днем Святой Троицы . Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:2-4 ; см. также далее). Этот день является Днём рождения Церкви. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». 2. Пятидесятница – период в пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди . Об украшении храма на праздник Пятидесятницы «Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы» (Руководство для сельских пастырей, 1889, 19). Как понять кондак праздника Пятидесятницы?

http://azbyka.ru/pyatidesyatnica

Святым миром называется особенным образом приготовленная и освященная жидкость, в состав которой входит множество благовонных веществ, их насчитывается до 64: елей, бальзам, смолы и другие благовонные вещества. С древних времен миро освящали только апостолы и их преемники — епископы. Эта традиция сохранилась и в настоящее время: только предстоятели (епископы) Поместных Церквей имеют право освящать миро, при участии соборов епископов. Священники, получив миро от епископа своей области, совершают таинство Миропомазания над крещаемыми. Таинство Миропомазания сегодня совершается сразу после Крещения и составляет с ним единый богослужебный чин. При совершении Таинства крестообразно помазываются святым миром лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги, — с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:21–22). Именно это апостольское изречение о запечатлении нас Духом Святым легло в основу тайносовершительных слов Миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), — говорит апостол. Под днем искупления в Писании подразумевается день крещения, под знаменованием Святого Духа — Миропомазание. Апостол Иоанн Богослов говорит о внутреннем действии Таинства: Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2:20, 27). Эти слова вовсе не означают, что христианин должен полагаться исключительно на свой «внутренний голос», не принимая во внимание советы духовных наставников, рассчитывая при этом, что Господь Сам нас всему научит. Подобное действие Божественной благодати несомненно возможно и известно в истории христианской святости, но оно доступно лишь высочайшим подвижникам. Однако мы можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковном богослужении, через окормление духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая с помощью Божией всё новые и новые силы для следования по пути духовной жизни.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день, когда мы празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, читается зачало из Послания святого апостола Павла к евреям, которое мы иногда можем услышать и в другие Богородичные праздники. В этом чтении, на первый взгляд, не содержится воспоминаний о Божией Матери, но если вникнуть в суть слов святого апостола Павла, то станет очевидно, что он рассказывает о ветхозаветном строении скинии, прообразовавшем явление в мир Спасителя через Божию Матерь. Апостол Павел говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Скиния разделялась, как впоследствии и храм Соломонов, на несколько частей. В один из передних дворов входить и молиться могли все. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется „святое“» (ст. 2). В святилище скинии и впоследствии в так называемом Святом храма Соломонова находились святыни, перечисляемые апостолом Павлом: «светильник, и трапеза, и предложение хлебов». И, собственно, сама трапеза и предложение хлебов — это уже предсказание о Божией Матери. Сегодня на богослужении мы слышали тропарь из канона Божией Матери, в котором как раз находим подобное истолкование слов апостола Павла: «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся, одушевленная трапеза, Хлеб животный вмещшая». Так песнописцы называют Божию Матерь. Трапеза, то есть стол с хлебами предложения, которые меняли каждую неделю, обозначала Божию Матерь, а хлебы — Господа Иисуса Христа, Который должен был в последние времена воплотиться, а ныне уже пришел в мир. Другие символы служат еще более ясным прообразованием Божией Матери. Истинные богопочитатели, если бы они были просвещены Духом, уже в ветхозаветные времена могли видеть в скинии нечто особенное, таинственное и символическое, говорящее о том, что должно произойти в будущем. Это было пророчество, так сказать, в предметном виде, данное не через слова, но через сами вещи, имевшие символическое значение.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

О восьмом члене Символа веры Святой Дух – такой же истинный Бог , как и Отец и Сын. Поэтому мы называем Его Господом. Животворящим Он называется потому, что вместе с Отцом и Сыном дает всему жизнь. О соучастии Святого Духа в сотворении мира сказано в Ветхом Завете: Дух Божий носился над водою ( Быт. 1,2 ). Святой Дух – не безличная Божественная сила, Он обладает всеведением (см. 1Кор. 2, 10 ) и волей (см. 1Кор. 12, 11 ). Как истинному Богу Ему подобает поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Христос сказал нам, что Дух Святой исходит от Отца – это личное свойство Святого Духа (см. Ин. 15, 26 ). Во времена Ветхого Завета Святой Дух говорил с людьми устами пророков (глаголавшаго пророки), а сейчас Его дары получает всякий, принимающий Крещение (после совершения Таинства крещаемый помазывается святым миром со словами: Печать дара Духа Святаго. Аминь) 40 . Все, что совершается в Церкви: все Таинства, богослужения, молитвы – все это вдохновлено и проникнуто Святым Духом. На пятидесятый день после Воскресения Христова, в праздник Пятидесятницы, Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Этот день вошел в историю христианства как день рождения Святой Церкви. С тех пор Церковь считается особым местом присутствия Третьей Ипостаси Святой Троицы, где каждый христианин может получить дары Святого Духа через Таинства и молитву. Именно Святой Дух дает человеку познание Бога и возможность общения с Ним. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), то есть увидеть во Христе Бога может только тот, кому помог в этом Святой Дух. О девятом члене Символа веры Церковь – это все христиане, и живые, и отошедшие в мир иной, соединенные между собой верой, молитвой и Таинствами. Христос начал создавать Церковь еще во время Своего земного служения. Избрание апостолов, Тайная вечеря и Пятидесятница стали важнейшими этапами создания Церкви. Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12, 12–13, 27 ). Итак, все множество людей, соединившихся с Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан, – составляют единое Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010