В следующих словах Апостола: «мы, кои живем, кои остаемся в пришествие Господа, не предварим почивших» ( 1Фес.4:15 ), «мы, кои живем, кои остаёмся, будем восхищены вместе с ними, в облаках, в сретение Господу, – в воздух (восхищены будем)» 3 ( 1Фес.4:17 ) «се, тайну возвещаю вам: не все мы умрём, но все изменимся – вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:51–52 ) – возбуждённое эсхатологическое настроение первых христиан могло находить для себя опору в предположении, что и сам Апостол надеялся дожить до второго пришествия. Указания на существование в первохристианстве веры в близость второго пришествия Господа находим мы и в писаниях ап. и ев. Иоанна Богослова. И он ожидает скорого суда: «Грядет час (ρχεται ρα), воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия» ( Ин.5:28 ; ср. Ин.5:21:23; 14:3 ). И он считает близким «конец» мира: «Дети, – восклицает он, – последняя година есть (σχτη ρα στν)“ ( 1Ин.2:18 ). Та же самая мысль о грядущем всемирном Христовом суде, всегда готовом открыться во всей своей силе, является основной и господствующей мыслью книги Откровения Иоанна Богослова, так что ей начинаются и сопровождаются, и оканчиваются все апокалипсические видения. «Се грядет (δο ρχεται) со οблаки», – так начинает говорить Тайнозритель тотчас после приветствия ( Откр.1:7 ). «Гряду тебе скоро», – говорит Сам Господь Ангелу Ефесской церкви ( Откр.2:5 ). «Держите, дóндеже прииду (χρι ο ν ξω)», – говорит Фиатирским христианам ( Откр.2:25 ). «Се гряду скоро (ρχομαι ταχ): держи, еже имаши, да никто же приимет венца твоего» – сказано Ангелу Филадельфийской церкви ( Откр.3:11 ). «Се гряду скоро (δο ρχομαι ταχ)»– так в заключение повторяет несколько раз Господь Иисус ( Откр.22:7, 12:20 ) 4 . Из Апокалипсиса же мы видим, что древние христиане даже молились об ускорении конца этого мира и о пришествии Христа: «И дух, и невеста глаголют: прииди. И слышай да глаголет: прииди» ( Откр.22:17 ). «Ей, гряду скоро: аминь», – так говорит «свидетельствуяй сия», т. е. Сам Господь, давший откровение ап. Иоанну, «Ей, гряди, Господи Иисусе», – отвечает сам Тайнозритель ( Откр.22:20 ). Самая цель Откровения обозначена так: «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре ( δε γενσϑαι ν τχει)» ( Откр.22:6 ) и в самом начале книги: «Блажен чтый, и слышащии словеса пророчествия и соблюдающии писаная в нем: время бо близ ( γρ καιρς γγς)»“ ( Откр.1:3 ). Эту же веру в близость парусии мы находим и в древнехристианской или до-никейской церковной письменности: у мужей апостольских, у христианских апологетов и представителей полемической литературы 2-го века и начинающейся научно-богословской письменности 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Иоанн Феофилович (17.02.1926, Нёйи-сюр-Сен, Франция - 22.07.1992, Монреаль, Канада), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк. Род. в семье рус. эмигрантов. Отец, Феофил Феофилович Мейендорф, принадлежал к старинному роду остзейских баронов, прибалт. немцев-аристократов, переселившихся из Швеции на территорию совр. Эстонии в допетровские времена и получивших российское подданство при Петре I Алексеевиче . Мать, Екатерина Николаевна, дочь церковного деятеля русского зарубежья Н. И. Шидловского. Родители М. вместе со старшими детьми после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали сначала в Финляндию, затем в Данию (2 года жили в Копенгагене) и во Францию, обосновавшись в Париже (1921). В эмиграции отец стал художником-портретистом. Среднее образование М. получил во Франции (одновременно с франц. школой посещал русскую правосл. приходскую школу). Был чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в соборе св. Александра Невского в Париже. Окончил Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1949) и историко-филологический фак-т Сорбонны, где в 1958 г. получил докторскую степень за диссертацию о богословии свт. Григория Паламы ; оставлен при Свято-Сергиевском ин-те профессором церковной истории. В эти годы М. регулярно печатал в ж. «Православная мысль» статьи, посвященные проблемам экклезиологии . Большое влияние оказала на него «евхаристическая экклезиология» протопр. Николая Афанасьева . С этого же времени началось его активное участие в экуменическом движении. В 1953 г. М. был одним из основателей Всемирного братства правосл. молодежи «Синдесмос» , в том же году был избран его секретарем, в 1954-1964 гг. являлся президентом «Синдесмоса». В 1959 г. (вскоре после возведения в сан иерея) переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . Одновременно работал в центре визант. исследований Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс . С 1967 г. преподавал в Фордемском ун-те, а также читал лекции в Колумбийском ун-те и Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Был президентом Правосл. богословского об-ва Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук, почетным док-ром Ун-та Нотр-Дам, ЛДА. Вместе с протопр. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Североамериканской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой ее преобразование в Православную Церковь в Америке, в к-рой М. был председателем Отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Являлся редактором газ. «The Orthodox Church».

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин) . В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова) , был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (20.08.1887, С.-Петербург - 12.06.1973, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США), историк, сын выдающегося рус. ученого В. И. Вернадского. Окончив 5-ю московскую классическую гимназию, в 1905 г. по совету отца поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Поскольку из-за революционных событий занятия в ун-те остановились, В. продолжил учебу во Фрайбургском ун-те (Германия). Осенью 1906 г. вернулся в Москву и возобновил занятия в ун-те, слушал лекции историков В. О. Ключевского , Ю. В. Готье, Р. Ю. Виппера , А. А. Кизеветтера , М. М. Богословского, М. К. Любавского . В 1906-1908 гг. состоял в студенческой секции кадетской партии, активного участия в ней не принимал. Летом 1908 г. был избран делегатом от Московского ун-та на Международный конгресс славистов в Праге. В 1908-1910 гг. читал лекции по рус. истории в воскресных школах для рабочих в Москве и Подмосковье. В 1910 г. окончил ун-т с дипломом 1-й степени. Под рук. Богословского написал канд. соч. «Общественная программа дворянских наказов в Екатерининскую комиссию 1767 г.», был оставлен на кафедре для подготовки магист. диссертации по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв., опубликовал по этой теме неск. статей. В 1911 г. В. вслед за рядом профессоров, среди к-рых был и его отец, ушел из Московского ун-та по политическим мотивам (из-за нарушения университетской автономии). В 1912 г. переехал с родителями в С.-Петербург. Под рук. С. Ф. Платонова работал над магист. дис. на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II» (Пг., 1917; СПб., 1999), проявив наибольший интерес к международным связям рус. масонства и его изучению на фоне европ. умственной жизни. Весной 1914 г. стал приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. Летом 1917 г. при содействии Платонова В. получил место профессора в омском Политехническом ин-те, где открылась кафедра рус. истории, выехал в Омск, но из-за забастовки на железной дороге остановился в Перми. Пермский ун-т предложил В. должность профессора. В окт. 1917 г. ученый на короткое время уезжал в Петроград для защиты магист. диссертации, к-рая состоялась 22 окт. В. читал лекции и вел семинары в Пермском ун-те, участвовал в создании Об-ва философских, исторических и социальных знаний, редактировал его сборники и опубликовал в них ряд статей по истории Сибири.

http://pravenc.ru/text/150429.html

Борис Алексеевич (род. 25.02.1925, Париж), протопресв., богослов, декан Свято-Сергиевского Православного Богословского ин-та в Париже (с 1993). Потомок сына имп. Екатерины II Великой и гр. Григория Орлова, сын гр. А. А. Бобринского и графини Н. П. Ферзен, покинувших Россию во время революции 1917 г. С 1944 по 1949 г. обучался в Свято-Сергиевском ин-те. Его преподавателями были еп. Кассиан (Безобразов) , прот. Н. Афанасьев , архим. Киприан (Керн) , прот. Г. Флоровский , прот. А. Шмеман , прот. В. Зеньковский , А. В. Карташёв и Л. А. Зандер . Большое влияние на становление богословских взглядов Б. оказала дружба с В. Н. Лосским . В 1949 г. под рук. прот. Г. Флоровского он написал и защитил диплом на тему «Таинство миропомазания у восточных отцов IV века», в к-ром предпринял попытку исследования богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции (свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин , свт. Иоанн Златоуст и др.). С 1949 по 1951 г. Б. находился в научной командировке в Греции при богословском фак-те Афинского ун-та, изучал рукописи свт. Григория Паламы , хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 г. был приглашен преподавать историю Др. Востока в Свято-Сергиевский ин-т, являлся инспектором ин-та. С 1954 г. профессор, заведует кафедрой догматического богословия по наст. время. Сферой особого интереса Б. в догматике является троичное богословие. В своем преподавании он сочетает глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию. Б. является одним из участников (вместе с прот. Г. Флоровским, прот. А. Шмеманом и протопр. И. Мейендорфом ) «патристического возрождения» в рус. зарубежье во 2-й пол. XX в. В 1957 г. Б. женился на баронессе Елене Юрьевне Дистерло, имеет троих детей. Весной 1959 г. митр. Владимиром (Тихоницким) рукоположен во диакона, осенью того же года - во иерея. В 1968 г. назначен настоятелем франкоязычного правосл. прихода Пресв. Троицы в крипте св. Александра Невского собора в Париже . Его деятельность по переводу литургических текстов и внедрению правосл. богослужения на франц. языке, а также активная миссионерская деятельность его прихода способствовали распространению Православия во Франции и в Зап. Европе в целом. С 1969 по 1990 г. Б. являлся ответственным за правосл. участие в богословском преподавании в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом ун-те в Париже. В 1986 г. защитил докт. дис. при Свято-Сергиевском ин-те на тему «Почивание Святого Духа на Христе».

http://pravenc.ru/text/149421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Руденко Владимир Николаевич; род. 8 нояб. 1966 г., г. Новосибирск), епископ Уржумский и Омутнинский. Из семьи служащих. В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом ин-те (НЭТИ, с 1990 г. — НГГУ). По окончании ин-та остался работать в научно- исследовательской лаборатории, заочно учился в аспирантуре. В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГГУ, последние два года в должности доцента. Крещен 20 января 1996 г. в соборе св. блгв. кн. Александра Невского в г. Новосибирске. С 1997 г. обучался в Новосибирском православном богословском ин-те. 6 фев. 1998 г. поступил в Николо-Шартомский мон-рь. 17 апр. 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского мон-ря архим. Никоном (Фоминым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. 24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. архиеп. Амвросием (Щуровым) рукоположен во диакона, 4 окт. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново рукоположен во иерея. В 1998-2001 гг. заочно обучался в Московской ДС, в 2001-2005 гг. — в Московской ДА. В 2006 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого». В 1998-1999 гг. преподавал в Ивановском православном богословском ин-те ап. Иоанна Богослова. В 1999 г. назначен первым проректором ин-та. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. нес послушание директора школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском мон-ре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском гос. ун-те и Шуйском гос. педагогическом ун-те, в 2005-2014 гг. являлся преподавателем Алексеевской Иваново-Вознесенской ДС. В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском гос. ун-те. В 2005 -2006 гг. являлся настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. В 2009 г. назначен благочинным Воскресенского собора г. Шуя. С 2011 г. нес послушание благочинного Николо-Шартомского монастыря.

http://pravenc.ru/text/2201589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕК [англ. Breck] Иоанн (1.08.1939, Нью-Йорк), прот. Православной Церкви в Америке, специалист по НЗ и нравственному богословию. Получил степени бакалавра в Брауновском ун-те (1960), магистра богословия на богословском фак-те Йельского ун-та (1965) и д-ра богословия в Гейдельбергском ун-те (1972). Стажировался в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже (1973-1975). Рукоположен во диакона (13 февр. 1977) и иерея (15 февр. 1977) еп. Ситкинским и Аляскинским Григорием (Афонским) в храме Воскресения Христова в Кадьяке (шт. Аляска). Был директором программы повышения квалификации пастырей Швейцарской Реформистской церкви в Невшателе (1972-1975), профессором НЗ и святоотеческого богословия в ДС св. Германа в Кадьяке (1975-1978), профессором НЗ и зав. заочного отд-ния в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже (1978-1984) и профессором НЗ и нравственного богословия в Свято-Владимирской ДА в Крествуде (шт. Нью-Йорк; 1984-1996). С 1996 г. проф. Свящ. Писания и нравственного богословия в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже. Вместе с женой Лин руководит основанным им духовным центром прп. Силуана в окрестностях Чарлстона (шт. Юж. Каролина). Б. является президентом Ассоциации правосл. исследователей биоэтических проблем (Association Orthodoxe d " Études Bio-éthiques) во Франции и председателем комиссии по медицинской этике ПЦА (с 1996). Редактировал журналы «Orthodox Alaska» (Православная Аляска; 1976-1978) и «St. Vladimir " s Theological Quarterly» (Свято-Владимирский богословский ежеквартальный журнал; 1985-1996). Является автором предисловия и аннотаций к 3-й и 4-й Маккавейским Книгам в новой аннотированной Библии с неканоническими книгами, изданной в Оксфорде (1991). Соч.: The Power of the Word: In the Worshiping Church. N. Y., 1986; The Legacy of St. Vladimir. N. Y., 1990 (ред.); A Monk of the Eastern Church: Serve the Lord with Gladness. N. Y., 1990 (пер. и ред.); The Spirit of Truth: The Origins of Johannine Tradition. N. Y., 1991; The Shape of Biblical Language: Chiasmus in the Scriptures and Beyond. N. Y., 1994 (пер. на рус.: Православие и Библия сегодня//Альфа и Омега. М., 1996. 4(11). С. 8-26); The Sacred Gift of Life: Orthodox Christianity and Bioethics. N. Y., 1998; Scripture in Tradition: The Bible and Its Interpretation in the Orthodox Church. N. Y., 2001.

http://pravenc.ru/text/153411.html

Николай Сергеевич (16.05.1888, Стокгольм - 18.12. 1977, Сиклифф, США), рус. религ. писатель, публицист, культуролог. Род. в семье дипломата. В 1910 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Большую роль в становлении взглядов А. сыграли философские кружки и об-ва, к-рые он активно посещал: Об-во памяти кн. С. Н. Трубецкого (по собственному признанию А., сам он был под сильнейшим влиянием книг Трубецкого), «Кружок ищущих христианского просвещения» («душой» к-рого был В. А. Кожевников ), Религиозно-философское об-во памяти Вл. Соловьёва и др. Продолжил учебу в Германии, получил степень д-ра философии в Кёнигсбергском ун-те. С 1914 г. приват-доцент кафедры западноевроп. лит-ры Московского ун-та. В 1914-1916 гг. служил в Красном Кресте на сев.-зап. фронте. В революции 1917 г. А. видел болезненный разрыв культурной преемственности и в неск. брошюрах призывал соотечественников к духовной и гражданской ответственности. С нояб. 1917 по февр. 1918 г. находился в Белой Армии. В 1918-1920 гг. профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского ун-та. В эти годы А. дважды подвергался аресту, в 1920 г. эмигрировал. Преподавал историю рус. культуры и духовной жизни на философском фак-те Кёнигсбергского ун-та (1920-1944) и богословские дисциплины на правосл. фак-те Варшавского ун-та (1926-1938). А. стал одним из членов-учредителей Софии Св. братства , основанного прот. С. Булгаковым (Прага, 1923), живо интересовался церк. и культурной жизнью рус. эмиграции, особенно молодежи, присутствовал на съездах рус. студенческого христ. движения (РСХД). А. участвовал в конференциях Албания св. и прп. Сергия содружества и экуменическом движении (конференции в Лозанне (1927) и Эдинбурге (1937)). Являлся постоянным автором ж. «Путь» . В 1945 г. А. выехал из Германии в Париж. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1948 г. переехал в США, куда был приглашен в качестве профессора Владимира св. семинарии в Нью-Йорке , где одновременно с А. работали Н. О. Лосский , прот. Г. Флоровский , Г. П. Федотов . В этот же период А.- почетный д-р богословия Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже (1960), приглашенный профессор в Монреальском ун-те и профессор истории культуры в Русско-Американском ин-те в Нью-Йорке (1963). В 1971-1977 гг. председатель Рус. академической группы в США. А. читал лекции в ун-тах и христ. орг-циях европ. стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на Ватиканском II Соборе .

http://pravenc.ru/text/76338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХОВСКОЙ Сергей Сергеевич (5.07.1907 - 4.08.1986, Крествуд, шт. Нью-Йорк, США), богослов. Из семьи потомственных дворян Костромской губ., отец - инженер путей сообщения. В 1920 г. семья В. эвакуировалась в К-поль с армией ген. П. Н. Врангеля, в 1921 г. переехала в Чехословакию. Среднее образование В. получил в Праге, затем учился в Братиславском ун-те и Сорбонне в Париже. В 1931 г. женился на О. С. Четвериковой, дочери прот. Сергия Четверикова . В 1932-1936 гг. учился в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, там же защитил диссертацию, к-рая была опубликована после войны (Учение об идеях Ф. А. Штауденмайера//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 37-53). В 1937-1941 гг. В. являлся секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1944-1952 гг. преподавал в Православном богословском ин-те нравственное богословие, историю философии. В 1945-1952 гг. был председателем братства Христа Спасителя в Париже. В 1952 г. В. переехал в США по приглашению Свято-Владимирской семинарии (шт. Нью-Йорк), занимал должность профессора догматического, нравственного и сравнительного богословия; в 1955 г. назначен проректором семинарии. В качестве консультанта принимал участие во 2-й ассамблее ВСЦ в Эванстоне (шт. Иллинойс, 1954). В 1956/57 г. был приглашен для чтения лекций в Боссе экуменический ин-т . Состоял членом Комиссии по вопросам экклезиологии при Национальном Совете Церквей (США). В 1960 г. получил степень д-ра богословия от Православного богословского ин-та прп. Сергия. В 1968 г. Американской Православной Церковью был делегирован на 4-ю ассамблею ВСЦ в Уппсале (Швеция). В 1981 г. вышел на пенсию. В.- автор исследования «Бог и человек» (Н.-Й.,1956) и сб. «The Light of the World» (Свет мира) (N. Y., Crestwood, 1982). В кн. «Бог и человек» рассматриваются свойства Бога, учение о Св. Троице и связь человека с Богом согласно Свящ. Писанию и святоотеческому наследию. Сб. «Свет мира» посвящен личности и деяниям Христа, роли Церкви в жизни человека. В. причислял себя к богословам «неопатристического» направления, таким как В. Н. Лосский , прот. Георгий Флоровский и протопр. Иоанн Мейендорф . Он считал, что святоотеческое наследие необходимо изучать в свете Свящ. Писания, являвшегося основой для творений отцов Церкви. В изложении В. правосл. догматическое богословие представляет собой синтез библейского учения в толковании отцов Церкви, Вселенских Соборов, церковных канонов и литургических текстов.

http://pravenc.ru/text/158210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТОГРАДОВ Владимир Семенович (28.05.1888, с. Тихвинское Усманского у. Тамбовской губ.- 10.07.1964, Москва), проф. МДА, церковный историк. Из семьи священника. Окончил Липецкое ДУ (1906), затем Тамбовскую ДС (1912). В числе лучших выпускников семинарии был отправлен для продолжения образования в КазДА, к-рую окончил в 1916 г., защитив канд. дис. «Православная Церковь в Галиции в древнейший русский период (981-1340)», был оставлен при академии магистрантом. С осени 1916 г. преподавал педагогическую психологию в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще, логику в Тамбовской ДС и лат. язык в жен. гимназии. В 1918-1920 гг. заведовал школой ФЗУ в с. Яблоновец Липецкого у., в 1920-1921 гг. заведовал школой в Липецке. В 1921-1928 гг. преподаватель и заведующий школой ФЗУ в пос. Грязи. В 1929 г. переведен в Москву на должность начальника и лектора вагона-аудитории. В 1931-1935 гг. преподавал в школах ФЗУ в Москве. В 1935 г. был приглашен преподавать рус. язык и лит-ру в Московский технологический ин-т легкой промышленности, в 1939-1941 гг. являлся директором фак-та рабочей молодежи при ин-те. В нояб. 1941 г. эвакуирован сначала в г. Чкалов (совр. Оренбург), затем в Ташкент, где до 1943 г. работал диспетчером в Центральном лекционном бюро Наркомпроса Узбекистана, читал лекции по рус. языку и лит-ре в школах и клубах. В апр. 1943 г. вернулся в Москву, преподавал в промышленно-экономическом техникуме Наркомата легкой промышленности. С 1944 г. В. преподавал ВЗ в Московском правосл. богословском ин-те (с 1946 МДА), в 1944-1948 гг.- сравнительное богословие на пастырских курсах (с 1946 Московская ДС). В нач. 1947 г. утвержден в звании доцента МДА. 13 июня 1947 г. защитил магист. дис. «Православная Церковь в Галиции в древнейший русский период», затем был утвержден в звании профессора. С 29 февр. 1949 г. исполнял обязанности инспектора МДАиС, 14 мая утвержден в должности. По отзыву митр. Ермогена (Кожина) , в должности инспектора В. проявил прекрасные адм. способности и тактичность в отношениях с преподавателями и студентами.

http://pravenc.ru/text/158200.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010