В 1918 г. на глазах В. арестовали, а затем расстреляли близкого Лозина-Лозинским свящ. Александра Васильева, последнего духовника Царской семьи перед ее арестом, настоятеля Феодоровского собора в Царском Селе. Тяжело пережив эти события, В. принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. В. был зачислен на 1-й курс открывшегося в 1920 г. Петроградского Богословского института , в 1923 г. получил диплом о завершении образования. 18 нояб. 1920 г. он подал прошение о рукоположении во иерея, 14 дек. был назначен к хиротонии с причислением к бывш. университетской Петропавловской ц., настоятелем к-рой в то время являлся прот. Николай Чуков, ректор Богословского ин-та (впосл. Григорий , митр. Ленинградский и Новгородский), точная дата рукоположения В. неизвестна. Предположительно с авг. 1921 г. до своего ареста он являлся настоятелем университетской церкви, перемещенной из главного здания ун-та в один из соседних домов на Биржевой линии и освященной в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В. был арестован 4 февр. 1924 г. по делу о «православных братствах», одновременно с еп. Мануилом (Лемешевским) , к-рый управлял тогда С.-Петербургской епархией. (Ранее В. в течение неск. месяцев служил 2-м священником в ц. Космы и Дамиана, где настоятельствовал еп. Мануил, окормляя Спасское братство.) На допросах отвечал осторожно, не желая никого предать. 17 мая был освобожден. 15 февр. следующего года В. арестовали вместе с группой выпускников имп. Александровского лицея по обвинению в «причастности к деятельности монархической организации, выразившейся в том, что он по поручению представителей организации служил открыто панихиды по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю, также служил панихиды по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы, посещающие церковь» (Архив УФСБ по С.-Петербургу. Д. 85538. Т. 2. Л. 10). В. в числе 34 чел. был приговорен к расстрелу, в окончательном приговоре 29 июня 1925 г. высшую меру наказания заменили заключением на 10 лет в СЛОН.

http://pravenc.ru/text/158982.html

В 1939-1945 гг. по благословению митр. Евлогия А. осуществлял пастырское служение в православно-англикан. братстве св. Албания и прп. Сергия Радонежского (см. Албания св. и прп. Сергия содружество ). В период второй мировой войны, получив британское подданство, А. служил военным капелланом, окормляя правосл. военнослужащих в Англии и Шотландии, а также правосл. жителей Сев. Ирландии, на его пастырском попечении находилась также румын. община в Лондоне. После 1945 г. по благословению митр. Евлогия А. был назначен в новообразованный приход в Амстердаме, а в марте 1946 г. отозван в Париж. По рекомендации В. Н. Лосского в окт. 1946 г. А. был приглашен прот. Евграфом Ковалевским, ректором Французского православного ин-та св. Дионисия в Париже , на должность профессора кафедры патристики и истории литургии. 24 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) А. был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором ин-та св. Дионисия, где преподавал до 1950 г. Систематически читал лекции по вопросам богословия и литургики в Англии, Германии, Австрии, в Женеве. Особое внимание А. обращал на проблему, остававшуюся для него главной на протяжении всей жизни,- восстановление Православия зап. обряда. С кон. 50-х гг. преподавал патристику и литургику в семинарии в Вильмуасоне близ Парижа. После кончины 7 февр. 1958 г. проф. В. Н. Лосского А. заместил его на кафедре догматического богословия, передав кафедру патристики еп. Волоколамскому, вик. Патриаршего экзарха в Зап. Европе, Василию (Кривошеину). В марте 1959 г. архиеп. Клишийский, Патриарший экзарх в Зап. Европе, Николай (Еремин) направил А. в клир Трехсвятительского подворья МП в Париже и поручил пастырское окормление прихода храма прп. Сергия и Германа Валаамских в Вильмуасоне. В июне 1960 г. по приглашению Святейшего Патриарха Алексия I А. впервые посетил Москву. Во внимание к его усердному служению 16 июня 1960 г. Патриарх даровал А. право ношения Патриаршего креста. 31 авг. этого же года А. был назначен 2-м викарием Патриаршего экзарха в Зап. Европе с титулом епископа Мёдонского. 31 окт. в храме Трехсвятительского подворья в Париже А. был наречен, а 1 нояб. того же года хиротонисан во епископа Мёдонского. 11 мая 1963 г. награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. Этот период служения А. отмечен многочисленными публикациями в европ. богословских изданиях по вопросам патрологии, литургики, экуменизма и плодотворным участием в деятельности богословской комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей .

http://pravenc.ru/text/64648.html

24 сент. 1933 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 25 сент. возведен в сан архимандрита. 3 июня 1934 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе г. Харбина состоялась хиротония Д. во епископа Хайларского. Чин наречения и хиротонии совершали архиепископы Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) и Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) , еп. Китайский и Пекинский Виктор (Святин) . Д. был назначен викарием Харбинской епархии с оставлением настоятелем Иверской ц. ввиду временной невозможности пребывания в г. Хайларе. К тому времени Иверский храм превратился в важнейший центр благотворительной и образовательно-культурной деятельности в Харбине. Организованные при храме учреждения - бесплатная «Серафимовская столовая» для бедных (с 1934) и 4 приюта при ней - стали крупнейшей и наиболее успешной рус. благотворительной инициативой в Маньчжурии, за руководство к-рой Д. был награжден маньчжурским императором серебряной медалью. Д. был автором многих работ религиозно-нравственного содержания, учебников для духовных школ, не оставлял и педагогическую деятельность: состоял членом Комиссии для достижения единства программ по Закону Божию (с мая 1931), преподавал в должности профессора Свящ. Писание НЗ, гомилетику и историю проповедничества с теорией выразительного чтения на богословском фак-те Ин-та св. Владимира (открыт в 1934 в результате преобразования работавших с 1928 Харбинских пастырско-богословских курсов, в нач. 1938 переименован в Свято-Владимирский богословский ин-т). С 1938 г. председатель попечительского совета Харбинской ДС. Состоял членом Академического Совета, почетным членом, почетным председателем братства Иоанна Богослова при богословском фак-те. Был постоянным автором ж. «Хлеб Небесный», выходившего в Харбине с 1926 г., редактировал газеты-однодневки «Нужда и помощь» (Харбин, 1934, 1936). В своей церковно-педагогической работе Д. полагал основой успешного учительства следующие главные свойства - элементарность, конкретность и наглядность преподавания.

http://pravenc.ru/text/178149.html

В 1925 г. по приглашению Струве переехал в Париж для работы в газ. «Возрождение». В Париже раскрылся его талант как публициста, лит. деятеля. С 1928 по 1933 г. был редактором газ. «Россия и славянство». Участвовал в издании ж. «Вера и жизнь». Был прихожанином парижской Знаменской ц. в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1935 г. получил приглашение от Русского юридического фак-та в Харбине. Преподавал там политическую экономику (до 1938). Одновременно стал ректором Харбинского педагогического ин-та (до 1937), где вел курсы начал экономики и права, основ этики (были изданы в Харбине отдельной книгой), устраивал открытые доклады на культурно-исторические темы. Преподавал в харбинском Богословском институте св. Владимира. В Харбине К. И. Зайцев впервые по-настоящему приблизился к Церкви, чему способствовало его знакомство с архим. Филаретом (Вознесенским ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ). В 1943 г. за протест против принуждения рус. эмигрантов к поклонению языческой богине Аматерасу был выдворен япон. властями из Харбина. Переехал в Пекин, на территорию духовной миссии. В 1944 г. рукоположен Шанхайским еп. св. Иоанном (Максимовичем ; впосл. архиепископ) во диакона. Овдовел. 28 авг. 1945 г. был рукоположен во иерея. Служил в Циндао, затем в Шанхае. Во время пребывания в Китае работал над историей России и Русской Церкви (часть работ была издана в Шанхае). В нач. 1949 г. при приближении к Шанхаю коммунистических войск эвакуирован с клиром Шанхайской епархии РПЦЗ в США. В мае прибыл в Сан-Франциско, где жил среди духовных чад - насельниц Богородице-Владимирской жен. обители. В авг. того же года переехал в Джорданвиллский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . 31 дек. 1949 г. пострижен Восточноамериканским архиеп. Виталием (Максименко) в монашество с именем Константин в честь равноап. св. Константина Философа, первоучителя славян. 21 нояб. 1954 г. по определению Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан архимандрита. Преподавал в Джорданвиллской ДС догматическое богословие, затем пастырское богословие и историю рус.

http://pravenc.ru/text/2057004.html

При обыске у В. было изъято 20 книг, 2 епитрахили, 11 блокнотов и 12 тетрадей с записями, ок. 136 писем к различным корреспондентам, медный крест и четки, что составляло почти все его имущество. В. не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей: «Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии… Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями» (Там же. Л. 13). В. был расстрелян по приговору тройки НКВД Крымской АССР от 10 дек. 1937 г. В 1997 г. Свящ. Синод УПЦ причислил В. к лику местночтимых святых Крымской епархии. Преподобномученик был прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 54926 [Личное дело студента СПб. ун-та]; Ф. 678. Оп. 2. Д. 17. Л. 22 [сведения о диаконской и священнической хиротониях]; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 1121699; Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 015399. Ист.: Запольский Е. С. , прот. Письмо б. еп. Владимиру Пищулину//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. 1926. 12-13. Лит.: Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетия 1914-1922//Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. [Вып.] 12. С. 119; Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского: К истории правосл. движения в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 1996. Вып. 16. Ч. 1. С. 44-49; Ч. 2. С. 93-99; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 21; Черепенина Н. Ю. , Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 51; они же. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 63, 142, 216-217; Доненко Н. , прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х гг. Симферополь, 1997. С. 41-47; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского ин-та//Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 486, 540-541; «Обновленческий» раскол. С. 363, 415, 420, 454, 471, 477; ЖНИР. Янв. С. 398-401.

http://pravenc.ru/text/159028.html

А. воспринимал славянофильство как основную традицию рус. умозрения. Это представление отражено в рецензии А. на сборник сочинений К. С. Аксакова и особенно в исследовании «Московская Духовная Академия и славянофилы», в к-ром А. раскрыл глубокую внутреннюю связь славянофильства с Православием. А., рассматривая МДА как оплот борьбы с зап. рационалистическими учениями, находит много точек соприкосновения между интересами светских и церковных мыслителей. В ст. «Слово на день поминовения почивших наставников МДА» А. сравнивал рус. ученых Ф. А. Голубинского , А. В. Горского и др. с зап. мыслителями XIX - нач. XX в. (Ф. В. Й. Шеллингом , Г. В. Ф. Гегелем , А. Бергсоном ) и отмечал присущее отечественным религ. философам благочестие. Памяти Алексея Введенского А. посвятил работу «Камень, отвергнутый строителями: Сто лет борьбы за онтологизм», в к-рой противопоставлял проникнутую онтологизмом философию Введенского и др. профессоров МДА рационализму Р. Декарта , критицизму И. Канта и его последователей. В 1913-1918 гг. А. был доцентом МДА по кафедре систематической философии и логики, став преемником скончавшегося Введенского. Рекомендуя А. на эту должность, Глаголев и свящ. Павел Флоренский отмечали помимо научных успехов А. его глубокую религиозность, «его скромность, его возвышенно-идеалистическое направление» (БВ. 1914. 3. С. 153). Перед утверждением на кафедру А. прочитал пробные лекции «Московские шеллингианцы и «Вертер»» и «Ранние сочинения Канта» (архив семьи Андреевых), в к-рых продемонстрировал умение сравнивать лит. и философские материалы, способность раскрыть религ. своеобразие рассматриваемых философов. В годы преподавания в МДА А. проявил себя твердым сторонником церковности, неизменно поддерживая ректора академии еп. Волоколамского Феодора (Поздеевского) и свящ. Павла Флоренского в их противостоянии группе либералов во главе с М. М. Тареевым . После Октябрьской революции 1917 г . А. решил целиком посвятить себя Церкви, для него, по его словам, наступило «время самоопределения». В 1918 г. А. сотрудничал в правосл. ж. «Возрождение», где появились его статьи «Памяти Владимира Соловьева» и «Преображение Господне». Вернувшись в Петроград, А. в 1919-1922 гг. преподавал рус. словесность в Михайловском артиллерийском уч-ще, был помощником заведующего Богословско-пастырским уч-щем Щербова и профессором кафедры христ. апологетики Петроградского Богословского ин-та (с 18 июля 1922 зам. проректора). В Богословском ин-те А. прочел за первый учебный год курс лекций по христ. апологетике (81 лекция), в 1921/22 учебном году - 83 лекции по патрологии. Вместе с Н. О. Лосским , а затем с В. С. Серебренниковым руководил философско-апологетическим кружком.

http://pravenc.ru/text/115186.html

В июле 1941 г. архиеп. Ниццкий Владимир (Тихоницкий) направил А. в Тунис для окормления рус. прихода. А. служил на приходе г. Бизерта и на греч. приходах городов Туниса и Сфакса. Там А. начал писать соч. «Церковь Духа Святого». В 1947 г. он возвратился в Париж и смог доработать свой труд с учетом новейших богословских публикаций. В то же время он работал над исследованием «Неудавшийся церковный округ», к-рое подал в Совет профессоров в виде предварительной диссертации, зачтенной ему вместо докторских экзаменов. В 1949 г. «Церковь Духа Святого» была представлена на соискание докторской степени. 2 июля 1950 г. состоялась защита диссертации, после чего А. становится ординарным профессором Богословского ин-та прп. Сергия, читает лекции по церковному праву и истории древней Церкви. В этот же период появились его работы: «Una Sancta» (О едином Теле Христовом), «Границы Церкви», «Власть любви» (актовая речь в 1950). С архим. Киприаном (Керном) он организовывал литургические съезды. А. выполнял обязанности канонического советника епархиального управления, председателя канонической комиссии и председателя духовного судебного присутствия. Участвовал в экуменическом движении, был на заключительной сессии Ватиканского II Собора . А. является автором мн. статей по вопросам сближения Церквей. В 1952 г. вместе с прот. В. Зеньковским и Б. Ю. Фисом А. задумал серию «Православие и современность», для к-рой он написал книги «Трапеза Господня», «Служение мирян в Церкви». До последних дней жизни работал над главным своим соч. «Церковь Духа Святого», оно вышло в 1971 г., после его смерти. Труды А. в церковно-научных кругах пользуются известностью благодаря учению их автора о Церкви, к-рое он назвал «евхаристической экклезиологией». Впервые А. излагает эту концепцию в ст. «Две идеи вселенской Церкви» (1934). «Евхаристическая экклезиология» ставит целью через обращение к истории первоначального христианства преодолеть формальное, юридическое понимание Церкви, свойственное, по А., «школьному богословию». Основополагающий принцип «евхаристической экклезиологии» состоит в том, что Церковь как мистическое Тело Христово выявляется в этом мире только как община верных, собравшаяся для совершения Евхаристии . Евхаристическое собрание является, т. о., «эмпирическим выявлением Церкви во всей ее полноте» (Народ святой. С. 6).

http://pravenc.ru/text/77064.html

В кон. 1905 г., когда Синод, вынужденно введя для духовных академий временные правила с принципами «автономии», поручил советам академий составить проекты нового устава духовных академий, М. подготовил собственный «Проект Устава православных духовных академий» ([Серг. П.], 1906). В целом проект М. отвечал принципам специализации и свободы научных исследований, отраженных в уставе духовных академий 1869 г. и повторяемых с нек-рыми коррективами в большинстве проектов советов академий за 1905 г. В качестве новых положений М. предлагал ввести между званием кандидата и ученой степенью магистра по примеру зап. ун-тов еще ступень лиценциата богословия, присуждаемую за публично защищенную печатную диссертацию pro venia legendi по к.-л. частному вопросу богословской науки. В 1906-1909 гг. М. состоял членом правления академии, с 21 сент. 1906 по 6 окт. 1907 г.- инспектором МДА. В 1909 г. за сборник очерков «Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса»» М. был удостоен премии еп. Курского Михаила (Лузина) за лучшие печатные труды наставников и воспитанников академии по Свящ. Писанию (Журналы собраний Совета МДА за 1909 г.//БВ. 1909. Т. 3. 9. С. 78-80). 4 окт. 1910 г., согласно новому уставу духовных академий, строго ограничивавшему профессорскую службу 30 годами, М. вышел в отставку, но по особому ходатайству Совета МДА ему было предоставлено право безвозмездно читать лекции и участвовать в заседаниях академического совета; особым соизволением императора от 9 окт. 1914 г. М. было назначено вознаграждение в размере доцентского оклада. Сверхштатную профессорскую службу М. не оставил до конца жизни; по мнению членов корпорации, он был «живой связью молодой Академии с Академией старой, носителем академических традиций, образцом нераздельного служения и преданности науке» ( Иларион (Троицкий). 1918. С. 145). 23 июля 1908 г. М. женился на Л. Я. Хватининой, дочери крестьянина с. Святкова Александровского у. Владимирской губ. (РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 619. Л. 2; ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5130. Л. 61-63 об.), хотя проф. МДА В. П. Виноградов ошибочно полагал, что М. «никогда не был женат» («Не будучи от левитской лозы и от духовной школы...»: Переписка проф. Св.-Сергиевского правосл. богосл. ин-та в Париже архим. Киприана (Керна) и протопр. РПЦЗ Василия Виноградова (1956-1959)/Вступ. ст., публ. и примеч. Н. Ю. Суховой//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. 2012. Вып. 3(46). С. 86).

http://pravenc.ru/text/Муретов.html

Мое собеседование было недолгим, минут 5–10. Отец Иона (в то время еще Владимир) завел меня в трапезную: передо мной сидели отец Тихон и отец Амвросий (теперь уже епископ Гатчинский, ректор СПбДСиА). Проверили мое чтение на церковно-славянском языке, знание библейской истории, истории России. Потом попросили прочитать некоторые молитвы наизусть. Я все их знал! Но почему-то не смог прочитать без ошибок: «Благаго Царя, Благая Мати…». Отец Тихон говорит: «Ну, давай еще раз». Я начинаю, и… снова забыл. Отец Тихон: «Ну, еще раз давай». И я опять забыл, стало очень стыдно… В третий раз я начал читать, и в тот момент, когда у меня произошла запинка, отец Тихон исправил меня и продолжил эту молитву, вместе с ним мы ее прочитали до конца. Через несколько дней нас собрали в зале библиотеки. Все волновались. Сколько же было радости и благодарности Богу, когда услышал свою фамилию среди поступивших! Эти моменты останутся в памяти на всю жизнь. После поступления в духовную семинарию я стал меньше общаться со своими светскими друзьями, но не из-за того, что мы стали другие и наши жизненные приоритеты изменились, нет. Общаться мы стали реже лишь потому, что находились далеко друг от друга. Когда приезжал домой, я всегда старался встретиться и пообщаться со всеми друзьям. Мои старые друзья, хотя и были далеки от Церкви, но всегда относились с уважением ко мне и к выбору моего жизненного пути. Зачем я пришел в семинарию? Чтобы, если Господу будет угодно, получить богословское образование и стать священнослужителем. «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16) – говорит Христос. Поэтому будем уповать на волю Божью. День, когда меня благословили на подрясник, запомнил на всю жизнь. Это была великолепная, торжественная архиерейская служба. Я долго мечтал об этом и, наконец, этот день настал: получил благословение на ношение подрясника. Но, помимо радости, понял, что подрясник налагает на человека и некие обязанности. Это та одежда, которая воспитывает в учащемся духовной школы строгость, сдержанность, дисциплинированность, ответственность. Вместе с тем, подрясник является и формой учащегося семинарии, за которой нужно регулярно следить и стараться выглядеть безупречно во всех отношениях.

http://pravoslavie.ru/30329.html

Проводил историко-краеведческие исследования, используя не обработанные до него архивные материалы, хранившиеся в разных сибир. городах. На основе переписных книг Томского и Кузнецкого монастырей внес уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения региона русскими крестьянами в XVII-XVIII вв., описал бытовую сторону жизни первопереселенцев; опубликовал ряд очерков истории мон-рей и храмов Томской епархии и неск. богословских статей апологетического характера. В 1914 г. за работы «Старинные монастыри Томского края», «Первые русские крестьяне-насельники Томского края» и «Томский раскол» был удостоен ежегодной премии Томского ун-та им. А. М. Сибирякова в 1,5 тыс. р. Во время первой рус. революции принимал участие в общественно-политической жизни, придерживался умеренно-правых политических взглядов. В дек. 1905 г. на учредительном собрании Томского отдела партии «Союз 17 октября» избран в бюро отдела. 19 мая 1906 г. избран членом Гос. совета от белого духовенства. В авг. того же года переехал в С.-Петербург. В 1907-1913 гг. занимал должность председателя Учебного комитета при Синоде. Одновременно с мая 1908 г. настоятель синодальной ц. в честь Семи Вселенских Соборов. В нояб. 1913 г., после торжественного чествования по случаю 35-летия научно-богословской и адм. деятельности, освобожден от должности председателя Учебного комитета, сохранил настоятельство в ц. в честь Семи Вселенских Соборов, должность профессора богословия в С.-Петербургском жен. педагогическом ин-те и настоятельство институтского домового храма. Награжден орденами: св. Владимира 4-й степени и св. Анны 2-й степени; медалями в память царствования имп. Александра III и в память 300-летия царствования Дома Романовых В 1920 г. вернулся в Сибирь, был пострижен в монашество с именем Димитрий. В том же году хиротонисан во епископа Омского, возведен в сан архиепископа. В апр. 1922 г. протестовал против проводившегося властями изъятия церковных ценностей . Осенью того же года Д. был уволен на покой захватившими епархиальное управление обновленцами. Служил в Покровской ц. дер. Петухово близ Томска. В 1923 г. приглашен настоятелем Сретенской ц. в Томске. В том же году стал архиепископом Томским. В кон. того же года на короткое время уклонился в обновленческий раскол, но после возмущения со стороны верующих, угрожавших не пустить Д. в кафедральный собор, разорвал отношения с обновленческим синодом и Томским епархиальным советом (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 391). В дальнейшем в отношениях с обновленцами занимал примирительную позицию.

http://pravenc.ru/text/178145.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010