Между тем, продолжая путь, они приехали к потоку. Вельможа сказал: «вот вода; что препятствует мне креститься?» Филипп сказал: «можно, если веруешь от всего сердца». Тот отвечал: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». И приказал остановить колесницу. Оба сошли на воду, и Филипп окрестил вельможу. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на новокрещенного, между тем, как Ангел Господень восхитил Филиппа. Вельможа не видел его более; он, в радости, поехал своей дорогой. Филипп же очутился в Азоте; и, проходя по всем городам, проповедовал Евангелие; и, наконец, пришел в приморский город Кесарию. 4. Обращение Савла на пути в Дамаск; проповедь его в Дамаске; и присоединение его к апостолам в Иерусалиме (Деян. 9:1–30) Между тем, Савл возымел страшную ненависть к ученикам Господним. В слепой ревности по отечественному закону, он только и думал о том, как бы истребить их. И вот, идет к первосвященнику Каиафе, и просит у него письменных предписаний в Дамаск, чтобы там иметь власть брать под стражу всех, кого найдет, последующими Христову учению, и мужчин, и женщин, и приводить узниками в Иерусалим. Получивши полномочие, он отправился в путь; и когда уже приближался к Дамаску, около полудня, вдруг, возблистал с неба свет, превосходивший солнечное сияние. Савл, и все, бывшие с ним, не могли выдержать этого блеска, и от страха пали на землю. Между тем, Савл, один, услышал голос, говоривший ему на Еврейском языке: – «Саул! «Саул! что ты Меня гонишь?» – Савл осмелился вопросить: «кто Ты, Господи?» Господь ответствовал: – «Я Иисус Назарей, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». – Тот, в трепете и ужасе, сказал: «Господи! что повелишь мне делать?» Господь повелел: – «встань, пойди в Дамаск; и там тебе сказано будет обо всем, что назначено тебе делать». – Спутники Савла, поднявшись, стояли в оцепенении: они слышали звуки какого-то голоса и ответы Савла; но, кто говорил с ним, не видали. Савл встал с земли. Глаза его были открыты; но он никого не видел: от блеска осиявшего его света, он лишился зрения. Бывшие с ним, повели его за руку, и привели в Дамаск. Три дня не видел он, и не ел, и не пил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Молитвенная настроенность Богоугодность молитвы зависит от создания в себе, путем особой подготовки, соответствующего настроения. «Прежде, нежели начнешь молиться, – учит Иисус, сын Сирахов, – приготовь себя и не будь как человек, искушающий Бога " 334 . Подготовка к молитве состоит: 1) в сосредоточении внимания на предмете молитвы; 2) восстановлении в себе чувства присутствия Божия; 3) оставлении злобы на людей; 4) приведении души к смиренным мыслям и чувствам в себе. 1 Молитва есть обнаружение любви к Богу всем сердцем, и всем умом ...и всею крепостию и стояние пред Ним в простоте сердца 335 . Единственность, целостность устремления души к Богу хотя и есть дар благодати, но дар, влагаемый свыше в личный труд самособранности или в борьбу с собственной рассеянностью. 2 Потому перед молитвой необходимо утвердить в себе мысль, что мы стоим пред всевидящим, всеведущим, всеслышащим и присноживым Богом-Духом, у Которого нет человеческого образа. Но Он с любовью внимает нам, видит нас и слышит, как премирная Личность. Молящийся пред Ним, Творцом бесчисленных миров, – маленькая и часто темная от страстей пылинка и вместе с тем одушевленный малый мир; Бог Троица ему родной Бог , «Бог мой». Отсюда, Богу любви должно молиться с теплым или горячим чувством или всецелым умом и всецелым сердцем, наподобие говорившего в молитве: «Кто я, Господи мой, Господи, и... что Ты так меня возвеличил! Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль... Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!.. Ты знаешь раба Твоего... По всему велик Ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе... Раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться... такою молитвою " 336 . Самособранность перед возношением молитвы оберегает человека от неисправности и небрежности предстояния Богу, придает молитвенным устремлениям горячность и глубину. И лучи солнца жгучи лишь при концентрации их в одной точке зажигательного стекла. Благодаря сердечной горячности пророк и псалмопевец Давид взывал ко Господу из глубины души, и молитва его возносилась к небу, как фимиам 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих. Согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата ежегодную память святителя Луки надлежит праздновать в день его блаженной кончины, 11 июня по новому стилю. Господь Иисус Христос учил Своих учеников: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 14–16). Именно таким светом, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1: 5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества святитель Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых ХХ века. Мы являемся свидетелями того, как из года в год нарастает всеобщий интерес к жизни и трудам выдающегося исповедника, архиепископа Русской Православной Церкви, доктора медицинских наук, профессора хирургии и педагога, архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Имя святителя Луки при его жизни было известно узкому кругу людей, а сейчас оно известно каждому православному человеку. Почитается свт. Лука как святой другими Поместными Церквями, в частности, Элладской Православной Церковью. Главный сторонник его прославления в Греции – архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей. Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13: 7). Из духовного наследия святителя Луки Архиепископ Лука оставил нам многочисленные работы по медицине, публицистические статьи и богословские труды, печатные и рукописные. Список статей и богословских работ представлен ниже (в него не включены работы на иностранных языках):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На берегу узнали, что это – остров Мелит (нынешняя Мальта). Жители острова приняли всех человеколюбиво; и, чтобы осушить их, и согреть, по причине наставшего дождя и холода, развели огни. И Павел набрал охапку хвороста; но, когда он клал его на огонь, от жары выползла из хвороста ехидна, и повисла у него на руке. Жители острова, увидавши змею, повисшую на руке его, заговорили между собою: «верно, это убийца; хотя он и спасся от моря, но суд Божий не оставляет его жить». Между тем, Павел, стряхнувши змею в огонь, не потерпел от нее никакого вреда. Напрасно ждали, что у него будет воспаление, или он, тотчас же, упадет мертвым: с ним не случилось никакой беды. Тогда переменили мысли, и стали говорить, что он – бог. Публий, начальствовавший на острове, принявши Павла, вместе с его спутниками, три дня дружески угощал их. Павел, узнавши, что отец Публия лежит в горячке и страдает болью в животе, вошел к нему, помолился и, возложивши руки на больного, исцелил его. После этого, и другие больные приходили к Павлу, и получали исцеление. За то, при отъезде снабдили их всем нужным. Через три месяца отплыли в Италию на другом корабле, и вскоре достигли Рима. Там уже были христиане, которые и встретили Павла. (Вероятно, семена веры посеяны были теми Римлянами, которые были свидетелями сошествия Святого Духа на Апостолов в Иерусалиме). Павлу позволено было жить в частном доме с воином, который составлял его стражу. Он обратился, прежде, со словом истины к Иудеям: в назначенный для общего собрания день, излагал им учение о царствии Божием; и из закона Моисеева, и из книг пророческих доказывал им, что Иисус есть обетованный Мессия. Одни убеждались его словами, а другие не верили. Тогда Павел сказал им: «хорошо Дух Святый говорил через пророка Исаию отцам нашим: иди к людем сим и рцы: слухом услышите, и не имате разумети; и видяще узрите, и не имате видети ( Ис. 6:9 ).... Да будет же известно вам, что спасение от Бога послано язычникам; они и услышат». Иудеи пошли от него, и только лишь спорили между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Например, из мглистой дали глубокой древности перед нашим мысленным взором одна за другой встают картины спасения Лота и семейства его от гибели в Содоме, благоволения Божия к семени Давида и израильскому народу ради клятвы Господа Аврааму, Исааку и Иакову 506 , дарование Израилю в тесное для него время спасителей – судей 507 , восстановление оскверненного и поруганного язычниками Иерусалимского храма 508 и другие. Издревле в молитвах человеческих к Богу, задушевных пожеланиях родителей детям, благословениях и песнопениях религиозного содержания, упоминаемых в Библии, неизменно звучат воспоминания о Божием милосердии. «Вседержитель, – молились древние люди, – как милостивый, окажи сынам Твоим милость. Помилуй нас, милостиво управляющий Своим созданием» 509 . Священническое благословение издревле выражалось, между прочим, в словах: «Да призрит на Тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!« 510 »Славьте Господа, – пели евреи, а позднее и христиане, – ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов и... Господа господствующих, ибо вовек милость Его« 511 . Патриарх Иаков, напутствуя сыновей своих, говорил: »Бог всемогущий да даст вам найти милость (в Египте)» 512 . Царь Давид, избиравший себе род наказания за гордость, решительно сказал: «Пусть впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его " 513 . Во времена Нового Завета еще разительнее действие в мире милосердия Божия, так как единородный Сын Божий открыл людям доступ к престолу благодати для получения милости и благодати 514 . Излияние милостей Божиих в видимом мире всегда служило и будет служить предметом песнопений и восхвалений Бога со стороны верующих 515 . Насыщаемые благами Божиими люди не могут не славословить Божественную любовь и хвалебно возвещать ежедневно утром милость Господа и истину в ночи 516 Его. Все вышесказанное дает основание определять милосердие Божие как действие безмерной и праведной любви Бога Троицы, сожалеющей о твари, восполняющей все ее немощи и нужды и милостиво покрывающей грехи кающихся людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Наряду с этим библейское учение, снисходя к потребностям человеческого ума, поразительно тонко и прозорливо соединяет в одно целое расчлененные признаки явления любви, указывая их связность и неразрывную соотносительность. Этот богооткровенный синтез беспримерно ценен улавливанием в любви совокупности совершенства 232 , или единства в многогранности и простоты в многообразии. По исключительно проникновенному суждению апостола Павла, любовь, как своего рода душа, лежит в основании множества разных нравственных явлений и состояний человека и есть осуществление разных заповедей закона Божиего. «Она, – по словам апостола, – долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... Теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше« 233 . Без нее ничего не значат сухие познания языков и даже – священных тайн веры, самый дар пророчествования, раздача бедным имения и сожжение своего тела неполезны. Только любящий другого исполнил весь закон, и лишь его вера, действующая любовью от чистого сердца и доброй совести 234 спасительна. Любовь не делает ближнему зла... и есть исполнение закона 235 . Потому-то все заповеди закона таковы: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: »Люби (Бога) и ближнего твоего как самого себя " 236 . Ввиду единственно важного в нравственной жизни значения любви основная задача земной жизни человека состоит в том, чтобы облечься в любовь, как в броню, всегда держаться ее и ни на мгновение не утрачивать готовности служить всем искренне, сердечно, с усердием горячего сочувствия 237 . Библейские мысли о центральном и основоположном значении любви четко оттеняют то, что нравственной делают любовь прилепление ума к истине, сочувствие сердца всем людям ради Бога и ненависть ко всему несовместимому с любовью. Воля любящего придает нравственный характер переживанию любви своим прилеплением к добродетелям и жертвенным служением Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Наступил день Пятидесятницы. Все ученики Христовы, бывшие в Иерусалиме, в этот великий праздник собрались в храм, и находились, по обыкновению, вместе, в одной горнице при храме. Время было утреннее. Множество Иудеев и прозелитов, как из Палестины, так и из других, даже самых отдаленных стран, приходили к храму, для принесения жертв и молитвы. Вдруг, с небес сделался шум, как бы, от порыва сильной бури, и устремился к тому месту, где были собраны ученики Христовы. Бурное дыхание наполнило всю горницу, в которой они сидели. И явились им разделяющиеся языки, как бы, огненные, и ниспустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого, и начали говорить другими языками, на каких Дух давал им провещать. Когда сделался шум, сбежалось множество народа. Вое пришли в смятение, потому что каждый услыхал свое наречие. А тут были Парфяне, Мидяне, Еламиты, жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и стран Ливийских, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и обращенные из язычества, Критяне и Аравитяне. Все изумляются, и с недоумением спрашивают друг друга: «не все ли, которые говорят здесь, Галилеяне? как же мы слышим, что они проповедуют великие дела Божии (не своим, но) собственным, каждому из нас, природным наречием? что бы это значило?» Но нашлись и ругатели (должно быть из Иерусалимлян, не понимавших ни одного чужого наречия), которые с насмешкой говорили: «(верно), они отведали сладкого вина, что покрепче». Тогда Петр, с одиннадцатью Апостолами, выступил перед народом, и начал громко говорить им: «Иудеи, и все жители Иерусалима! вслушайтесь внимательнее в слова мои. Да будет вам ведомо, что они не пьяны, как вы думаете, так как теперь еще только третий час дня 43 . Но вы теперь видите исполнение того, что было предсказано пророком Иоилем: и будет в последние дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Ибо, на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего; и прорекут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не горит ли сердце наше, не замирает ли в сладкой утишенности, когда глаз падает на изумительно-простые слова Руфи к Ноемии: «Не упрашивай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить; твой народ – мой народ, и твой Бог – мой Бог, где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает со мною Господь, пусть и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» ( Руфь1:16–17 ). Не овеет ли нас благоуханной весною, не заластится ли в уши стыдливый ветерок: не надуется ли всё существо белым парусом, когда услышим призывы пастуха: «Встань, подруга моя, красавица моя, иди сюда; потому что зима уже прошла, дождь миновал, прошел; цветы показались на земле; время песней наступило, и голос горлицы слышен уже в земле нашей; ягоды смоковницы созрели, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, подруга моя, красавица моя, иди сюда. Голубка моя, сидящая в ущелии скалы, под кровом утеса! Покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой...» ( Песн.2:10–14 ) 213 . Представим себе, что мы читаем подобные слова или, ещё лучше, какого-нибудь мистика, хотя бы Исаака Сирина , и вполне добросовестно стараемся понять описываемые переживания, но подходим к читаемому с рефлексией. Что мы увидим тогда? Да ничего, кроме того, что сейчас известно научному миросозерцанию, то есть ничего, кроме физиологических и эмпирио-психологических процессов. Мистические же переживания распадутся на световые, термические, слуховые, мускульные и общесоматические ощущения и на голые утверждения особенности этого комплекса ощущений. Однако последнее, то есть претензия на особенность переживания, останется совершенно неоправданным и даже будет явно противоречить полной разложимости описанных процессов на «обычные» ощущения. Такой разбор описания будет прав по-своему; но он таков именно потому, что у науки нет средств захватить мистические переживания, и, вместо них, она ловит процессы попутные, – не самая суть, а пена, не жемчужина, а тина остаётся в её руках. Но стоит только подступиться иначе, посмотреть непосредственно на произведение, чтобы духу открылось его сверхтерминологическое содержание, чтобы в простых словах, – в словах терминологически ничтожных проснулось и выглянуло на нас что-то бесконечно милое, благоуханное, как полузабытая улыбка ребенка: он только что открыл ясные глазки и тянется ручонками со своей кровати к столбу золотой пыли, прорвавшему занавесь...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Не напрасно у праведного Авраама перед языческим царем Авимелехом Герарским невольно вырвались слова: »Я подумал, что нет на месте сем страха Божия и убьют меня за жену мою« 662 . Отражение чувства страха Божия в богобоязненных поступках столь естественно, что напоминание об этом составляет излюбленную тему библейских нравоучений: «Ходи каждый путями Господа Бога и боясь Его» 663 . Читаем в Библии: »Бойтесь Господа Бога и служите Ему в чистоте и искренности 664 . Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? 665 Будем служить.... Богу с благоговением и страхом 666 . Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу " 667 . Поэтому со страхом и трепетом совершайте свое спасение 668 . Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым 669 , повинуйтесь... как Христу 670 , боясь Бога 671 . В итоге всего сказанного выше о единстве ума, чувства и воли в переживании страха Божиего необходимо отметить еще последствия богобоязненной настроенности человека, влияющей на светлый характер его нравственной жизни, на личный душевный покой и на благословении свыше земным благополучием. Бог благоволит к живущим в страхе Божием, открывает им Свой завет. Молитвы их слышит и прошения исполняет 672 . За то, что они крепко любят Божии заповеди, взаимно и Господь приближается к ним спасающей силой Своей, дарует им опору в Себе, особенно покрывает и защищает их среди искушений и соблазнов. Дух богобоязненных в надежде на Бога бодр и бесстрашен во всяких опасностях и затруднениях 673 . В массе людей Господь выделяет богобоязненных, как старших братьев перед младшими, ставит их выше властелинов, вельмож и судей. На богобоязненных преимущественно обращены очи Божии. Они – свои Богу, собственные Ему. Господь милует их, как человек любимого своего сына. Идут ли они на войну, Господь идет стражем пред ними впереди и с ними позади, чтобы неотступно спасать их 674 от сетей смерти и всякого зла 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Не о том, однако ж, ревную, чтобы, никому другому не принадлежа, вы принадлежали мне; нет, – не мне, а Богу чтоб принадлежали: ревную по вас Божиею ревностью, – тою, какою Бог ревнует по вас, не хотя, чтоб вы увлекались каким-либо суемудрием, а следовали единой истине, Им чрез нас всюду возвещаемой». Св. Златоуст говорит: «Не сказал: ибо люблю вас, но употребил гораздо сильнейшее выражение. Ибо ревнивы души, сильно пламенеющие к любимым ими. И ревность не от чего другого происходит, как от сильного дружества...» «Обручение происходит, когда невеста говорит жениху: отселе я тебе одному принадлежать буду; а жених, еще прежде возлюбивший её, принимает её и себе присвояет. Христос Спаситель все души искупил, возлюбив их прежде, и всё для них приготовил. Затем послал Апостолов – звать души к брачному с Собою союзу. Апостолы ходили по миру и всем благовестили сию радость. Которые души верили и, оставя всё, предавались Господу, тех Апостолы обручали Ему чрез св. крещение и рук возложение (миропомазание)» (там же, 316–317). Брачное соединение Церкви со Христом имеется в виду и в словах: «Разве вы не знаете, братия, – ибо говорю знающим закон, – что закон имеет власть над человеком, пока он жив. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет замуж за другого, называется прелюбодеицею; если же умрёт муж, она свободна от закона и не будет прелюбодеицею, вышедши за другого мужа (ср. 1Кор.7:39 ). Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» ( Рим.7:1–4 ) – στε, δελφο μου, κα μες θανατθητε τ νμ δι το σματος το Χριστο, ες τ γενσθαι μς τρ τ κ νεκρν γερθντι, να καρποφορσωμεν τ θε ( Рим.7:4 ). Тут главными для нас словами являются: ες τ γενσθαι μς τρ, имеющие несомненно значение брачного соединения мужа и жены. Это доказывается прежде всего параллелями: ( γυν) ν γνηται νδρ τρ – если жена выйдет замуж за другого ( Рим.7 :За), (τν γυνν) γενομνην νδρ τρ – жена, вышедшая замуж задругого ( Рим.7 :3б), ες τ γενσθαι μς τρ – чтобы выйти замуж за другого ( Рим.7:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010