В это время, при умножении учеников, возник ропот между теми из уверовавших Евреев, которые родились в языческих землях. Они жаловались на Евреев Палестинских за то, что эти, при ежедневной раздаче потребностей, обделяли их вдовиц. Тогда Апостолы, созвавши учеников, сказали: «нам неудобно оставлять проповедание слова Божия, и заботиться о столах. Лучше, братия, выберите у себя человек семь известных, исполненных Святого Духа и мудрости: им и поручим это дело. А мы не будем прерывать занятия молитвою и служением слову». Это предложение было всеми одобрено: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, потом, Филиппа, и еще пятерых. Поставили их пред Апостолами; и Апостолы, помолившись, возложили на них руки. Таково было начало Диаконской степени в Церкви Христианской. 8. Стефан – первый мученик за Христа (Деян. 6, 7, 8:1, 2) Таким образом, Божественное учение распространялось, и число учеников в Иерусалиме возрастало; даже из священников очень многие покорились вере. Между тем, Стефан, исполненный благодатной силы, творил великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из, так называемой, синагоги Либертинцев, и, отчасти, Киринейцы, Александрийцы, Килнкияне и Азийцы вступили в прение со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, с которым он говорил. Тогда подучили они некоторых сказать, будто они слышали, как Стефан говорил хульные слова на Моисея и на Бога. Этим возбудили народ, и старейшин, и книжников; так что, напавши, схватили его, и отвели в Синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: «этот человек постоянно говорит хульные слова на наше святое место и на закон. Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит это место, и переменит обычаи, какие передал нам Моисей». Все, заседавшие в Синедрионе, смотря на него, видели в лице его лицо ангельское. Тогда первосвященник (Каиафа) спросил: «подлинно ли это так?» Стефану следовало объяснить перед Синедрионом, что, хотя он и говорил о замене ветхого закона Моисеева новым заветом Евангелия Христова, и о предстоящем разрушении Иерусалима и храма, только, отнюдь, не в поношение отечественных обычаев, и безо всякого намерения унизить святое место; и он вознамерился показать, что истинное Богопочтение имело место и без обрядов закона Моисеева, что благоволение Божие не привязано к известному месту, к скинии или рукотворенному храму; и, что Моисея, которого они ставят выше Иисуса, точно так же отвергли, некогда, отцы их, как теперь сами они отвергли Иисуса, истинного Избавителя человеков. Все это он хотел пояснить историей избранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В это время, является с отрядом воинов тысяченачальник полка. Он взял Павла из рук Иудеев, которые били его; велел оковать ого двумя цепями; и расспрашивал, кто он, и что сделал? Но, так как не мог узнать ничего верного, потому что в народе одни кричали одно, другие – другое; то и велел вести его в крепость. При входе в нее, Павел попросил у тысяченачальника позволения говорить к народу; и получил. Ставши на лестнице, он дал рукою знак народу, и заговорил по-Еврейски. Произошло глубокое молчание. Он объявил о себе, что он – Иудей, воспитанник Гамалиила, некогда жаркий ревнитель отеческого закона, так, что последователей учения Христова гнал до смерти; потом рассказал, как, на пути в Дамаск, он поражен был явлением Иисуса Назарея, и от славы небесного света лишился зрения, по прибытии же в Дамаск, через одного из учеников Христовых, именем Анания, получил зрение, узнал о своем назначении быть проповедником имени Иисусова, и принял крещение; наконец, упомянул о своем первом посещении Иерусалима после обращения, и о видении им во храме Господа, Который повелевал ему выйти из Иерусалима, по той причине, что тут не примут его свидетельства. Но, лишь только он произнес слова Господа, Который сказал ему: – «поди, Я пошлю тебя далеко к язычникам», – поднялся крик: «истреби его с земли! не жить ему!» Кричали, бросали одежды, и пыль на воздух. Тысяченачальник, не понимая, почему кричат против Павла, приказал, было, пытать его, чтобы узнать причину мятежа. Но когда растянули Павла ремнями, чтобы бичевать его, он сказал: «разве можно бичевать Римского гражданина, да и без суда?» Тысяченачальник, узнавши, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, снял с него оковы, назначил собраться всему Синедриону, и вывел к ним Павла. Апостол начал говорить Синедриону: «братия! даже до сих пор совершенно по чистой совести я жил пред Богом». В это время, первосвященник Анания велел, стоявшим перед ним, бить его по устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Важное место в Посланиях «апостола язычников» занимает учение об основных христианских добродетелях. В данном исследовании даётся систематизация добродетелей по тексту Посланий, на основе святоотеческой экзегезы и православной богословской традиции. Совершенство духовной жизни христианина увенчивается венцом всех добродетелей – любовью, которая включает в себя весь комплекс всех благих деланий. Все добродетели являются основами духовной жизни христианина, без которых человек не может приблизиться к Богу. Следование Священному Преданию и Священному Писанию Проходя свой жизненный путь, человек, стремящийся к единению с Богом, должен достигать совершенства, к которому ведёт духовная жизнь. Основы духовной жизни изложены в Священном Писании и Священном Предании. Их важность в том, что они богодухновенны, и в том, что ведут человека к совершенству: Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это изречение апостола, обращает внимание на важность применения в жизни верующего Священного Писания для совершенствования: «...для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным. Вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда. Если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа (Святого), то не тем ли более нам?» 193 . В Писании, то есть в ряде Священных книг, о котором говорит апостол Павел, можно найти «необходимое к изучению истин веры и благочестия; в нём указывается и путь к обличению лжи и нечестия; в нём подаётся и сила, и увещания к исправлению порочной жизни и образа мыслей; наконец, он же служит и к наказанию, то есть наставлению в жизни добродетельной, примерами и убеждениями» 194 . Новозаветное апостольское учение, предлагаемое адресатам, как заявляет сам апостол Павел, есть именно слово Божие, а не слово человеческое: приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, – которое и действует в вас, верующих ( 1Фес.2:13 ), и подтверждением чего служит то, что «это слово обнаруживает на них (адресатов. – Свящ. Д.Л.) своё чудесное действие, подавая им силы в перенесении страданий от своих неверующих соплеменников» 195 . В данном контексте, по слову святителя Феофана Затворника , апостол Павел утверждает мысль о том, что переданное им слово «просветляет понятия, исправляет чувства, упорядочивает нравы, а внешне – сопровождается дарами благодати Святого Духа» 196 . «Несомненно, апостол Павел был исполнен Духа Святого, дававшего силу пророчествовать ( 1Кор.2:10–13 ) и говорить „иными языками“ ( 1Кор.14:18 ), как Он давал говорить даже вновь крестившимся язычникам ( Деян.19:6 )» 197 , – пишет протоиерей Стефан Жила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Ведомому Богу» – Богу, ведомому нам как Бог, как Безусловность, как Дух, как Святость и Правда – вот начальная формула христианского богопочитания. Требование же «ведомости» – неточное и неотметаемое требование искупленной личности. «Вы не знаете, чему кланяетесь… – говорит Христос язычникам, – но настанет время и настало уже ([λλ’] ρχεται ρα, κα νν στιν), когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине … ([τε ο ληθινο προσκυνητα προσκυνσουσιν τ πατρ], ν πνεματι κα ληθε)…» ( Ин. 4:22–23 ). И, как бы открывая, что пророчество это начало уже осуществляться, в прощальной беседе Он отмечает изменённость сознания. «Я уже не называю вас рабами (Οκτι μας λγω δολους), – обращается Господь к ученикам своим, – ибо раб не знает (τι δολος οκ οδεν), что делает господин его; но Я назвал вас друзьями ([τ ποιε ατο κριος] μς δ ερηκα φλους), потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (τι πντα κουσα παρ το πατρς μου, γνρισα μν)» ( Ин. 15:15 ). Истинное богопоклонение недоступно для языческого сознания, потому что язычество не знает Предмета своего почитания, воспринимает его рабски, внешне, несвободно и, следовательно, не имеет силы проникнуть во внутреннюю суть Его – в личность Божию: «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Напротив, сознанию христианскому поведаны тайны Божьи; оно знает Отца, Которому кланяется, и потому относится к Отцу как друг и сын, а не как раб; проникает внутрь личности Божьей и не ограничивается одними только явлениями Сил Божьих. «Видевший Меня, – говорит Сын Божий, – видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Древнее богоборчество не могло удовлетвориться созерцанием Сил Божьих, имманентных миру и потому чуждых божественному началу человека. Христианство подымает сознание над всем имманентным миру и ставит лицом к лицу с Самою трансцендентною Личностью Божьей. И тем основное данное христианства оказывается основным искомым внехристианского богоборчества. Этот запрос – поклоняться Богу, как Истине, – удовлетворяется в непосредственных переживаниях Бога человеком, потому что в них только Бог может быть дан, как реальность, и в последней только, в самой реальности, а не в понятии, нами созданном, открывается сущность Бога, implicite 481 , содержащая в себе и данные для оправдания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Во внутри-существенной жизни Своей Бог Един существом и Троичен в Лицах. Отсюда, милость Божия изливается на тварный мир и человечество от Бога Отца и Сына Божия в Духе Святом 489 . Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец есть Отец милосердия, спасший нас во Христе по Своей милости 490 . Он благ даже к неблагодарным и злым. Господь Спаситель заповедал Своим последователям непрерывно подражать богоотеческому милосердию, сказав: »Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд есть " 491 . Сын Божий – Ангел лица Божия 492 явил и благодатно и чувственно Божественное милосердие. Его кровавая крестная жертва умилостивления за людские грехи, множество отдельных случаев милосердования о людях в бытность на земле, прощение грехов кающимся во всем человечестве являют миру в Богосыновнем Лице всегда милостивого Первосвященника пред Богом Отцом для умилостивления за человеческие грехи 493 . Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы, есть излиятель в сердца людей милующей любви Божией 494 . Он называется в Писании еще Духом благим 495 и елеем радости 496 за свое милостивое смягчение благодатию болей человеческих скорбных сердец. Милосердие Бога, в Троице поклоняемого, выражает не только одну снисходительную любовь Божию, но и правду. Оно праведно и истинно, так как Бог творит на земле не одну милость, но вместе с тем суд и правду. Пред Его лицем всегда предходят милость и истина 497 . Потому Его милосердие не потворствует человеческой греховности, Бог с милостивыми поступает милостиво, а с лукавыми по лукавству его... и очи надменные унижает 498 . Предводя людей с милостью и правдою, Он праведно милует их ради веры во Христа Искупителя, но не по существу их добрых дел 499 , на ожесточенных же во грехах гневается. Не умилостивился Он над допотопными отступниками от Него потому, что обличение и гнев Его на нераскаянных грешников так же велики, как велика милость Его 500 . О праведности Своего милосердия Господь устами пророка говорит: «Я устал миловать, и не окажу милосердия вам... дом Израилев... вы оставили Меня, и Я вас оставлю. Просящих у Меня милости не помилую... И узнаете, что Я – Господь каратель " 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Вопрос: Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина, который опирался на идеи святого Максима Исповедника. Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» (Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 20–21).

http://pravoslavie.ru/30488.html

Вот и говори потом, кто мудрее. 5 марта 2006 Подходит мужчина. – Можно вам задать богословский вопрос? – Пожалуйста. Открывает Библию. Листает, внимательно всматривается. – Вот, – говорит, – читаем у апостола Павла: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 12 ). А вопрос такой: что это они такое делают?.. 6 марта 2006 Читаю вечером Псалтирь. Псалом 127: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плод своих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои, яко новосаждена маслина, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа» . Какие прекрасные обещания праведнику! Жена его, как плодовитая виноградная лоза, дети его, как побеги маслины, наполняют дом, окружают стол. И подумал: как грустно, что это лишь поэтическое преувеличение. В реальности часто бывает, что праведный не имеет детей или болеет он сам или близкие (жена, дети). И молятся, и трудятся, а ничего не выходит. Так всю жизнь и страдают. А неверующий человек все имеет. И здоровье, и потомство, и т.д. Как же это понять? А не является ли эта мысль, отраженная в псалме, не духовным законом, как мы часто представляем (раз так написано в Св. Писании, значит, так и есть), а просто отражением представлений того времени?.. Разве не с таким излишне оптимистичным и поэтому однобоким взглядом полемизирует книга Иова? Вот, он был праведником, а страдал. Жизнь глубже, серьезней и трагичней представлений, что, если ты живешь праведно, все у тебя будет замечательно. А если так, значит, не надо бояться говорить о том, что Библия – это не запись «под диктовку» Божию каких-то правил и законов духовной жизни. Библия – это и документ своего времени. И в нее много вошло от человеческого понимания того или иного вопроса. Не идеального понимания, несовершенного… Типичный пример – про «кроткого» царя Давида. Я очень не люблю это место в Библии и с радостью соглашусь, если ученые объявят это «поэтическим преувеличением», «поздней вставкой» или чем-то подобным: «И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее… А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим» ( 2 Цар. 12, 29,31 ). Но, скорее всего, это подлинная историческая зарисовка, и она говорит о том, что Давид действовал, как и любой ближневосточный царь его времени. Ему нужно было устрашить врагов, и он это делал жестоким и беспощадным образом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Вот, когда я обдумывал всё это, опять, в Крестопоклонную Неделю совершились медленно-обдуманные, хладнокровные убийства, взлелеянные неделями. Люди вмешались в решения Божии, отняли жизнь. Заключённых в темницу можно выпустить, связанного развязать, лишённого прав наградить правами. Но никакими раскаяниями, никакими стараниями не вернуть жизни казнённому. Свершилось дело невозвратимое и бесповоротное – человеческое предварение суда Божия – дело безбожное. Оборвана возможность покаяния, и новый грех лёг на наши головы. Сам Бог наложил знак на чело Каину, братоубийце, чтобы кто-нибудь не убил его, чтоб на убийце не отомстилось в-восмеро. И вот, когда со всех концов России говорилось об отмене казни, когда учёные и неучёные, мужчины и женщины, девушки и подростки, кухарки и барыни, мужики и писатели, все слои общества, не исключая военных, давали отголосок на готовившееся страшное дело, Церковь Православная опять не остановила кровопролития, опять – и это на Крестопоклонной Неделе! – промолчала. Церковь – самое дорогое, что есть для нас на земле, – мост к небу; и он оказался непроходимым. Зато голос крови брата кричит ко Господу. Вот за литургией выносят св. Чашу, но в неё упала тяжелая капля крови. Смотрите же, не берите на душу ещё новых грехов убитых. Церковь не отвергла их при жизни. Как же может она отвергнуть их ныне, как может она не молиться за убитых? Мы должны помолиться не раз и не два за душу убиенных, за душу казнённых. Смотрите, чтоб не сбылись над нами слова Господа Иисуса: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Да минует нас сие, Господи Иисусе! Не дай новым фарисеям вновь насмеяться над Твоею смертью, когда воспоминаются страдания Твои. С чистым сердцем дай нам «Кресту Твоему поклониться». Аминь. Слово на освящение храма 956 Разве вы не знаете, что вы – храм Божий и дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Вот уже не я говорю, а Господь Бог: «руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием: уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не подымет голоса на неправду, и никто не судится по истине» ( Ис.56 ). И теперь, ступая по лужам крови, мы лицемерно постимся и лживо каемся! Приносим в церковную кружку серебренники с пятнами крови! «Слышите слово Господне, начальники Содома! Когда вы приходите явиться пред лице мое, то кто требует от вас, чтобы вы попирали дворы мои? Не приносите больше лицемерных даров... Когда вы простираете руки, я удаляю от вас взор свой; даже когда вы много молитесь, я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очистите себя; научитесь делать добро» ( Ис.1 ). «Не полагайтесь на обманчивыя слова говорящих: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень... Если не станете обижать пришельца, сироты и вдовицы, не будете проливать невинную кровь на месте сем... Тогда я оставлю вас жить на месте сем... Вот вы надеетесь на обманчивыя слова, который для вас бесполезны». Вы творите тысячи преступлений. «Потом приходите вы и становитесь пред Лицем Моим в этом доме, который называется Моим именем, и говорите: мы спасены, чтобы снова совершать все эти мерзости. Разве вертепом разбойников стал в глазах ваших этот дом, который называется Именем Моим: Вот Я Сам вижу это, говорит Господь» ( Иер.7, 4, 6:8–11 ). Так говорит Господь Бог: «Каждый день они ищут Меня и желают узнать мои пути, как бы народ поступающий справедливо и не оставляющий закона Бога Своего; они спрашивают Меня о судах правды и желают приблизиться к Богу: «Почему, мол, мы постимся, а Ты не видишь, мучим самих себя, а Ты не знаешь?» Вот вы поститесь, чтобы спорить и ссориться и чтобы нечестивою рукою бить других; но не так поститесь, как ныне, чтоб услышан был ваш голос. Не это ли пост, который Мне угоден, чтоб ты расторг союз неправды, разрешил оковы рабства, дал свободу угнетённым и сокрушил всякое ярмо» ( Ис.58:1–7 ) О, Русь святая, терпящая избиения сынов своих! О, народ православный, даже в Великом посту не прекращающий казней, пред страстною неделей издевающийся над муками Спасителя! Смотри, Русь святая, не оказаться бы тебе с Иудой и Каином! Смотри, народ православный, не быть бы тебе позорищем истории! «Хотя бы ты умыла себя щелоком и много употребила на себя мыла, нечестие твое все останется пятном перед Мною», – говорит Господь Бог ( Иер.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Второй момент. Исходя из указанного выше понимания грехопадения и искупления, смысл того, что сделал для людей Христос, заключается в Его смерти за грешников (вместо грешников), посредством которой Он становится жертвой умилостивления, принесённой Богу-Отцу. В этой связи баптизм отстаивает доктрину так называемой «заместительной жертвы» Иисуса Христа. Опору данной доктрины баптисты находят в ветхозаветном законодательстве, в частности в Лев.6:24–30 (установление жертвы за грех), Лев.16:20–22 (обряд с козлом отпущения), а также в 12 главе книги Исход (установление Пасхи). Пророческие слова из Ис.53:5–6 – Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились... и Господь возложил на Него грехи всех нас – тоже, по мнению баптистских богословов, указывают на заместительный характер жертвы Христа. В Новом Завете евангельские христиане также находят подтверждение своей точки зрения. В этом смысле интерпретируются следующие отрывки: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками ( Рим.5:8 ); Христос умер за грехи наши по Писанию ( 1Кор.15:3 ); Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец ( Ин.10:11 ). Таким образом, баптизм представляет смерть Христа как расплату за грехи людей. Этот, по своей сути законнический, подход рождается из понимания справедливости как основной (довлеющей) характеристики Бога-Отца, а также из представления о Нём как строгом судье и «мироправителе», Который не может простить грех, основываясь только на покаянии падшего, но «может простить грех только тогда, когда прежде понесено наказание». «Иисус умер, чтобы не нарушалась справедливость, как часть Божьей природы» 353 . Доктрина «заместительной жертвы» появилась в реформаторстве, а в баптистском богословии доводится до крайнего предела. При этом все богословские построения данной доктрины логически приводят к фактическому отрицанию смысла всей земной жизни Иисуса Христа, кроме того её периода, который связан непосредственно с Его страданиями и распятием на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010