В посланиях апостола Павла благодарение Бога составляет одно из первых выражений апостольского чувства, с каким начинается почти каждое из посланий. Благодарение – ключевая нота посланий и обязательный пункт в общем плане их построения. Говоря обобщенно, благодарственная молитва есть отклик ума и сердца верующих на получение ими от Бога духовно-благодатных и материальных дарований. 3 Если хвалебные и благодарственные молитвы выражают преимущественно радость человека, то просительные молитвы большей частью содержат в себе излияние пред Богом человеческой скорби. По самому характеру земной жизни, исполненной горя и всяких тяжелых переживаний, из человеческих уст исторгаются к Богу чаще всего молитвы просительные. Страдания от всяких врагов, пресыщение бедствиями, нуждами, унижениями до праха немощами и болезнями заставляют людей прибегать к Лицу Божию день и ночь с прошением помощи и заступления. Слуха Господа достигают бесчисленные, как песок, мольбы о спасении от преждевременной смерти, злых помышлений, страстей, от бесчестия, жалобы на горести, утраты, ужас пред врагами и прошения о даровании духовных благ и земного благосостояния. Не находя вокруг себя человеческой поддержки, люди невольно взирают на небо и молитвенно восклицают: «Господи! Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую 293 . Будь моей мышцею с раннего утра и спасением... во время тесное« 294 . «Воззри, Господи, ...мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне» 295 . «Я погряз в глубоком болоте и не на чем мне стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля к Тебе, Господи» 296 ; «Не замедли, ибо Ты – надежда моя... от утробы... матери моей» 297 . В ответ на молитвенные призывы к одним людям Господь быстро приближается, Он как бы говорит им: »Вот Я " 298 . И, подобно дождю, благодатно орошает их 299 . Другим медлит помогать, испытывая их веру и смирение, но после защищает и их 300 . Применительно к сказанному выше, просительную молитву можно определить как умно-сердечное прошение у Бога духовно-телесных благ, низводящее на молящихся дарования Духа Святого и Божию помощь в земных нуждах 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В предусмотренное же время по любви к миру Он, действительно, отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную 146 . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши 147 , Который умер за нас, когда мы были еще грешниками 148 . Здесь мы познали любовь, которую имеет к нам Бог Отец 149 . Он Сам любит (нас), как возлюбил (Христа), потому (мы) возлюбили (Спасителя) и уверовали, что (Он) исшел от Бога 150 . В потусторонней жизни Господь Спаситель обещал еще более совершенно открыть имя Отца верующим, чтобы любовь, которою Отец возлюбил Сына, была в них 151 . Любовь Сына Божия и Святого Духа к людям имеет, по Библии, свои особенные оттенки и действенные проявления. Воплотившийся Сын Божий предал себя на крестную смерть за спасение человеческого рода, который до конца возлюбил 152 . Как представитель его, Он своею смертию в состоянии любви убил на кресте человеческую вражду к Богу греховно настроенного человека, Кровию Своею приблизил людей к Отцу и примирил с Ним действием Святого Духа в Церкви. Христос Спаситель любит всех верующих, объединившихся в Нем, любовию и благодатно питает их в таинствах Церкви. Дух Святой по дару Христову таинственно простирает на всякого человека, обратившегося ко Христу, дыхание Своей животворной любви 153 . Действие любви Святой Троицы обобщенно выражают следующие апостольские слова, имеющие отношение ко всему сонму верующих в Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами " 154 . Это значит, что невещественную любовь Святой Троицы Сын Божий по изволению Отчему и действию Святого Духа в таинствах Церкви преподает как незаслуженную человеком благодать, или благое даяние свыше. Божественная любовь вечно свята, безмерна, самопреданна людям в меру вместимости ими и сообщается путем излияния Духом Святым. Она – непостижимо-огненная сила чувства Божия, отражающаяся в действиях высочайшего Божественного Разума и Воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В процессе воспитания в себе страха Божия усилиям человеческого ума доступно частое держание в сознании библейских мыслей о страшном величии Небесного Бога Отца, Который есть и Любовь, и в то же время нелицеприятный праведный Судия человека, воздающий каждому по делам его 587 . От здравомыслия о святом Боге прямой путь к благоговейному страху пред Ним, открывающим на земле Свои праведные суды и творящим возмездие рабам Своим 588 . В связи с идеей страха Божия библейские писатели ясно начертывают образ божественных действий в мире, возбуждающих богобоязненность в сердце человека. Библейские мысли в Боге есть вместе с тем переживания Бога. 1 Господь всевышний страшен, – читаем в Библии. – Он великий Царь над всею землею 589 , великий силою, судом и полнотою правосудия. Свято и страшно имя Его 590 как Владыки видимой природы и всевышнего Судии людей. Держава и страх у Бога 591 Вседержителя твари. Он... повелевает молниям, сокрытым в дланях Его, кого разить 592 . Его могущества на облаках трепещет вся тварь 593 , Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его 594 . Он призирает на землю, и она трясется... дрожит 595 . В страхе пред лицем Его море бежит и обнажает сушу дна, как при переходе евреев через Чермное море и Иордан, возвращается назад 596 . Если бы Он расторг небеса и сошел, горы растаяли бы от лица Его, как от плавящего огня, как от кипятящего воду 597 . Во время Всемирного потопа Господь потоками рассек землю. Увидевши Его, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои 598 . Грозный в явлениях природы Бог нелицеприятен и страшен в судах над каждым человеком и целыми народами. Яростный грозный вихрь идет от Него... на голову нечестивых 599 , и они не могут выдержать негодования Божия 600 . Очи Его обращены на праведников... но лице Его против делающих беззаконие, чтобы истребить с земли память их 601 . Для них Он огнь поядающий 602 Господь не убоится человеческого лица и не устрашится величия 603 земного. Он Сам страшен более всех богов 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В результате всего вышесказанного Предание видится как явление совершенно не подверженное философии и пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (ср.: Кол.2:8 ). Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:20–21 ). Итак, Предание и Писание – это не две отличные друг от друга реальности, но разные формы познания и выражения истины 370 . Постановления Соборов, иконография, литургика соотносятся с Преданием так же, как Священное Писание. Стоит лишь добавить, что Писание является самым авторитетным источником 371 . Божественное происхождение Предания осознавалось Церковью с начала Её создания. Апостол Иоанн свидетельствует, что Христос передал ученикам слово Своего Отца: Я передал им слово Твоё ( Ин.17:14 ). Апостол Павел наставляет общины быть внимательными к тому, что они услышали, чтобы не отпасть от спасения. Проповеданное Христом, затем в нас утвердилось слышавшими от Него ( Евр.2:1–3 ). Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Завещаем же, вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию ( 2Фес.3:6 ). Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Таким образом, мы видим, насколько важным было Предание для самих апостолов. Их отношение к Преданию, как к данному Самим Христом и необходимому для стояния в Истине, не вызывает сомнения. Делая вывод из вышесказанного, можно отметить следующее. Позиция баптизма относительно исключительности и самодостаточности Писания не подтверждается самим Писанием. Их методы – вырывание фраз из контекста, присвоение частному значения общего – также показывают богословскую ограниченность их позиции. В общем и целом, в отношении к Писанию и Преданию у баптистов наблюдается уже отмеченный юридический и формальный подход. При этом, являясь заложниками своего протестантского происхождения, баптисты склонны всё упрощать и отбрасывать, а именно то, что было отброшено их реформаторскими предками в борьбе с католицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В русской богословской науке данный вопрос представлен недостаточно подробно: в известной «Толковой Библии » он как-то и вовсе обойдён вниманием, других комментариев на Книги Царств в русской библеистике нет. По данной теме единственным русскоязычным исследованием является статья нашего современника диакона (ныне – священника) Петра Михалева «Восходили ли Енох и Илия на небо?», опубликованная на сайте «Православие.ru». В нашем исследовании будет представлена и обоснована несколько иная точка зрения, нежели в статье диакона Петра. Итак, в русском Синодальном переводе Ветхого Завета читаем: В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо ( 4Цар.2 :1а); и основное место: Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо ( 4Цар.2:11 ). Вроде всё ясно и понятно: пророк Илия был чудесным действием Божиим перенесён на небо. Однако здесь сразу возникает ряд вопросов: как понимать в данном контексте слово «небо», что стало в итоге с пророком Илией (умер или сподобился вечной жизни с телом) и др. Трудностей добавляет чтение Септуагинты, где вместо «простого» «на небо» читается более неопределённое ς ες τν ορανν («как на небо» или «будто на небо»). Итак, вариант «на небо» соответствует чтению Масоретского текста. Правда, есть небольшая загвоздка в том, что в обоих стихах не используется предлог перед словом «небо» , , (ст. 1, похожее чтение в стихе 11). Получается, если переводить слишком буквально, окончание стиха 11 должно выглядеть так: «и взошёл Илия в вихре (в буре) небо». Кажется, сюда «просится» направительный еврейский суффикс -â, который употребляется в двух параллельных местах, где говорится о восхождении на небо: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба (); и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней ( Быт.28:12 ). Она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошёл бы для нас на небо () и принёс бы её нам...» ( Втор.30:12 ) 172 . Так что если бы текст в 1 и 11 стихах 4Цар.2 содержал чтение , перевод «на небо» или «к небу» был бы более очевиден.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидя собравшийся народ, исполнились зависти: начали противоречить Павлу, и хулить то, что он говорил. Тогда Павел и Варнава смело сказали: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но, так как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни; то мы теперь обращаемся к язычникам. Так нам повелел Господь». Язычники, слыша это, радовались, славили Евангельское учение, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Учение Господне начало распространяться по всей этой стране. Видя это, Иудеи стали подстрекать против Павла и Варнавы набожных и почетных женщин, и первых в городе людей; возбудили на них гонение, и выгнали их из своих пределов. Они же, оттрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию, главный город Ликаонии. Оставшихся учеников, утешал Дух Свитый. В Иконии пришли они вместе в Иудейскую синагогу, и говорили так, что великое множество Иудеев и Еллинов уверовали. Довольно долго они пробыли здесь; и проповедь свою подкрепляли чудесами. Но неверующие Иудеи, против уверовавших, восставили язычников. Одни в городе были на стороне Иудеев, а другие – на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на Апостолов, чтобы обругать и побить их камнями, тогда Апостолы удалились в Другие Города Ликаонии, в Листру и Дервию, и в окрестные места; и там стали проповедовать Евангелие. В бытность Апостола Павла с Варнавой в Ликаонском городе Листре, в числе слушателей его, был один хромой, который от самого рождения не владел ногами. Апостол приметил, что в нем утвердилась вера и надежда на помощь Божию; и сказал ему громко: встань на ноги прямо». Тот вскочил, и начал ходить. Народ, увидавши это чудо, поднял крик; заговорили, что «боги в человеческом образе сошли к нам». Варнаву, который и летами был старше, и ростом виднее, называли Дием (Юпитером), а Павла, который вел речь, Ермием (Меркурием). Между прочим, жрец идола Юпитерова, находившегося при входе в город, приведши к воротам волов, и принесши венки, чтобы увенчать жертву, хотел совершить жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В сытой, самодовольной жизни евреи забывались, становились презрителями Закона Божия и начинали пред Богом держать свою шею упруго и хребет упорным. За такое надмение Бог ввергал их в горнило унижения. На них нападали языческие народы, порабощали и смиряли их сердца тяжкими работами. В безысходной скорби они невольно обращали взор свой к оставленному Богу и говорили: «Возвратимся к Господу, ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, перевяжет наши раны... будем жить пред лицем Его... и стремиться познать Его " 756 . Так скорби воскрешают в людях все доброе и умерщвляют все злое. Именно по этой причине Господь кого любит, того наказывает, и бьет всякого сына, которого принимает 757 . Попущением скорбей Он сламывает гордое человеческое упорство и богопротивление, наказаниями возбуждает сознание личных грехов и покорность непослушных Божией воле. Когда совне преследуют возгордившегося человека враги, а внутренно терзают непрерывные сердечные муки, беспокойства и изнывания, тогда он не может не искать мира и покоя в Боге. В печалях и безысходных томлениях никнет его высоко поднятая голова и благоговейно преклоняется пред Богом. Бедность, голод и нужда заставляют его вспоминать о милости Божией и щедротах, о забытой им отеческой любви Господа 758 . Скорби смиряют даже нечестивейших еврейских царей Ахава и Манассию. Первый, одевшись во вретище и постясь, умолял Бога о помиловании и снискал Божие милосердие. Второй, скованный цепями и заключенный в медного быка вавилонянами, был услышан Господом в своем покаянии и возвращен на царство. Смирили себя пленные евреи пред Богом в персидском рабстве постом и молитвою, и персидский царь Артаксеркс, по действию Божию, дал им свободу. На родине пленники вновь ожили и свободно вздохнули после тяжкого гнета 759 . Скорбные события жизни заставляют всякого себялюбца стать пред Богом не спиной, а лицом, греховно упавшего побуждают встать, совратившегося на кривой путь поставляют на прямую дорогу. Даже самый бесстыдный, оглушаемый скорбью, начинает сознавать свою нравственную черноту, краснеет за допущенные мерзости и говорит: «Что я сделал?» Во время исторических народных потрясений, когда земля шатается, как пьяный, и качается, как колыбель 760 , и беззаконники, как прах, сильным дуновением Божиим выбрасываются из насиженных родных мест, события дня сильнее всяких слов говорят всем людям: «Воздайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В Тире, некоторые ученики, по внушению Духа, предостерегали Павла, что он идет в Иерусалим навстречу опасностям. А в Кесарию пришел из Иудеи один пророк, Агав, и, взявши пояс Павлов, связал себе руки и ноги, и сказал: «вот, что говорит Дух Святый: – человека, которому принадлежит этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи, и предадут в руки язычникам». – Тамошние стали, было, просить Павла, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел отвечал: «что вы делаете? зачем плачете и расстраиваете сердце мое? Я готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Когда же не могли уговорить его; то успокоились и сказали: «да будет воля Господня!» В Иерусалиме братия приняли Павла с радостью; и когда он пришел к Иакову, пришли туда и все пресвитеры. Павел рассказал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Все прославляли Бога; но заметили ему: «брат! ты видишь, сколько здесь тысяч Иудеев уверовавших; и все они – ревнители по законе. А о тебе наслышались, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, запрещая обрезывать детей и соблюдать обрядовые законы. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, которые имеют на себе обет; очистись вместе с ними, и возьми на себя издержки на жертвы за них: тогда узнают все, что молва о тебе несправедлива, а что и ты продолжаешь соблюдать закон. Что же касается до уверовавших язычников, мы положили и писали, чтобы им не соблюдать ничего такого, а только беречься от идоложертвенного, от крови, удавленины и блуда». Павел последовал этому совету. Но, когда Асийские Иудеи увидели его в храме, возмутили весь народ, и, наложивши на него руки, кричали: «Израильтяне! помогите: вот этот человек везде своим учением восставляет всех против нашего народа, против закона и этого места, он же ввел и Еллинов в храм, и осквернил это святое место». (А перед тем они видели с ним в городе Трофима из Ефеса, и вообразили, что Павел водил его в храм). Весь город пришел в движение; сбежался народ; Павла схватили, извлекли из храма, и хотели убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В указанном смысле любовь действительно исходит от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Его 192 . Как изливаемая в сердца наши Духом Святым благодатная любовь есть плод Духа, знак нашего пребывания в Боге и состоит во всякой благости 193 . Если мы в Духе Святом любим друг друга, то Бог в нас пребывает... и мы пребываем во свете, и нет в нас соблазна 194 . Действием Святого Духа благодать любви преподается нам от Бога Отца и от Иисуса Христа, Сына Отчего 195 . «Какую любовь дал нам Отец (в том), чтобы нам называться и быть детьми Божиими, – восклицает апостол Иоанн Богослов, – мы теперь дети Божии 196 , если во всем являем себя как служители Божии и показываем делами свою благость и нелицемерную любовь. Нам, сынам и наследникам Божиим, через Иисуса Христа Бог Отец послал в сердца... Духа Сына Своего, вопиющего: авва, Отче!» 197 Излияние Духом Святым Божественной силы любви укореняет и утверждает человеческое сердце в личном переживании любви и разумении превосходящей разумение любви Христовой 198 , оно невыразимо приращает естественную нашу силу любить помощию свыше 199 . Благодать Божия делает природную любовь верующего к Богу и людям чрезвычайной, изобильной, неизменной, преисполненной во всяком благом деле и познании Бога, управляемой и направляемой в сердце к Богу. От благодати проистекает для воли человеческой сохранять себя в любви Божией 200 . Воля становится тогда крепка, как смерть в любви. Большие воды не могут потушить (такой) деятельной любви, и реки не зальют ее 201 . Она непрерывно возрастает в познании, всяком чувстве, чистоте, плодоносности и непреткновенности 202 . Сердечное переживание огня благодатной любви углубляет ум облагодатствованного в познании любви Христовой, проявившейся в крестной смерти Его, и приводит к пониманию слов апостола: «Если один Христос умер за всех, то все умерли " 203 , т. е. понесли в Нем следствие своего греха по приговору Божией правды. А Христос за всех умер (с тем), чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В христианском богословии вопросы этики относятся к дисциплине нравственного богословия. Эта наука систематически излагает евангельский нравственный закон применительно к конкретной человеческой жизни 326 . Вот как определяет нравственность преподаватель нравственного богословия Киевской духовной семинарии Гермоген Иванович Шиманский († 1970): «...предметом нашей науки нравственного богословия является христианская нравственность (слово „нравственность“ одного корня со словами „нрав“ и „нравиться“. „Нрав“ есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся и во внешней жизни. Глагол же „нравиться“ указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворённость. Внутреннюю же удовлетворённость и приятность чувств вносит в душу добро, осуществление добра в жизни. Отсюда – общее определение нравственности. Но это общефилософское определение с богословской точки зрения неудовлетворительно, именно вследствие неопределённости и отвлечённости самого понятия добра... В основу нравственности надо полагать то, что выше отвлечённого добра, а именно личное общение человека с живым личным Богом-Отцом Небесным, жизнь по воле Божией, для славы Божией)» 327 . Евангельской нравственности, о которой проповедовал Христос Спаситель и образец которой Он всесовершенно явил в Себе, предшествует нравственность ветхозаветная. Она стала своего рода приготовлением жестоковыйного народа к принятию истины Христовой. Ветхозаветный закон был дан Богом через пророка Моисея на Синайской горе. Его необходимость была обусловлена недостатком так называемого естественного нравственного закона, который присущ каждому человеку. Естественный нравственный закон – это присущее человеку от рождения свойство различать добро и зло. О.А. Казаков, составитель практической энциклопедии по православной этике, приводит высказывание игумена Филарета (Вознесенского) : «Различие это (меж добрым и злым. – Авт.) совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека, мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности» 328 . Об этом нравственном законе свидетельствует святой апостол Павел: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа ( Рим. 2:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010