Забота, или промышление, (πρνοια) Божие о первых людях ярко выразилась в том, что «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском»   «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском»    , или в раю (Быт. 2:8, 15). По вещественной стороне, рай был блаженным жилищем человека на земле. По духовной же стороне, райская жизнь была состоянием особенной близости человека к Богу. «Рай, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что, как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным… Телом человек водворялся в божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлой ризой Бога».    Епископ Гурий. Идеальная жизнь богозданного человека//Богозданный человек. – § 1—5//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. – С. 6—15. 7. Грехопадение прародителя и его последствия     Видимая сторона греха наших прародителей состояла в нарушении запретительной заповеди Божией, выраженной в следующих словах: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»   «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»    (Быт. 2:16-17).    Нарушив эту заповедь, прародители впали в грех прямого ослушания, или неповиновения Богу, и таким образом нарушили в самом основании весь нравственный закон, который есть не что иное как благая и совершенная воля Божия (Рим. 12:2). Но нарушая закон Божий, чело век как существо разумное и ответственное за свое поведение становится существом преступным и виновным, пред Богом.    «Пусть никто не думает, – говорит Блаженный Августин, — будто грех первых людей мал и легок потому, что состоял во вкушении от древа, – заповедью требовалось повиновение, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюстительница всех добродетелей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

    Святым человек становится не за собственное богословие. Св. пр. Сергий Радонежский не был богословом, но стал святым, которого Сам Бог прославил. Св. пр. Иоанн Лествичник не занимался богословием, но имел глубокий духовный опыт жизни, который мы используем и сейчас. И таких очень много святых. Человек становится святым не через богословские занятия (хотя все святые были очень глубокими богословами), а через жизнь по заповедям Евангелия и точное исполнение всех слов Божиих о спасении души. Они жили по заповеди Христовой: «Отвергнись себя и возьми крест свои, и следуй за Мною»(Мф.16,24). К этим словам Божиим не относится богословие, ибо таким богословом, как Бог, человеку быть невозможно. Поэтому по отношению к Святым Отцам нужно подходит с точки зрения их правоты по отношению к слову Божиему, т.е. к Священному Писанию и Евангелию. Если их слова не совпадают со словами Священного Писания, то не принимать их по слову Апостола: «Удивляюсь, что вы... так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас... Но если бы мы даже, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал.1,6-9). А за истину принимать только слова Священного Писания: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины»(1 Тим.2,15). Всё, что совпадает со словами Священного Писания и Евангелия, то принимать для себя.     Объяснение здесь одно: если бы Бог Сам открывал святым, то их слова всегда соответствовали бы Священному Писанию, ибо Бог никогда никого не обманывает. Поэтому то, что сказано в Священном Писании есть абсолютная правда и не подлежит перетолковыванию и изменению смыслов человеком. Святые, конечно же, заслужили, чтобы доверять им, но их учение вторично по отношению к слову Божиему. И Апостол Пётр не соглашался с Апостолом Павлом: «Как и возлюбленный брат наш Павел,.. написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное »(2 Пет.3.15,16). Мы же должны исходить из слов Божиих, чтобы познавать Истину и учиться ей, а труды Святых использовать себе в помощь. Но только там, где они совпадают со словом Божиим, ибо не зря сказано Господом Иисусом Христом: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос »(Мф.23,8) . Из этого и нужно исходить. Нужно верить Священному Писанию, не искажать смысл слов Божиих и не толковать их по своему, ибо это есть грех, искажать слова Священного Писания.

http://bogoslov.ru/article/2690377

Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян Игумен Варфоломей (Денисов), кандидат богословия День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нём Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то же время нужно заметить, что в этой оценке ставятся разные акценты, и это связано со спецификой существования данных институтов. Государство ставит перед собой цель внешнего обустройства жизни человека, а Церковь заботится о внутреннем преображении души. В богословской и святоотеческой литературе мы можем встретить множество образов, в которых раскрывается универсальная форма взаимодействия Церкви и государства. К одному из самых удачных примеров можно отнести образ сосуществования души и тела. Человек, согласно христианскому вероучению, должен заботиться как о душе, так и о теле, которое, по словам апостола Павла, есть храм Духа Святаго ( 1Кор.6:19 ). Но в большей степени важно попечение о душе, мир которой требует совершенствования через внутреннее усилие воли человека. Христос призывает: ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Забота о душе человека и есть первостепенная задача Церкви. Церковь с её духовным потенциалом становится стержнем государства, его духовной опорой. Говоря о миссии святых Кирилла и Мефодия, мы должны отдалиться от светской утилитарной оценки их заслуг. Святые братья осуществляли свою миссию не с целью приобщить непросвещённые народы к византийской цивилизации, а в первую очередь с целью евангельской проповеди . Донести весть о воскресшем Христе и было главной задачей славянских просветителей. Миссия есть неотъемлемое свойство Церкви, которое основывается на словах Христа: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все Дни До скончания века ( Мф.28:19–20 ). Но благая весть предполагает не только её принятие, не только веру в воскресшего Христа, как это утверждают протестанты, но и внутренние волевые усилия для преодоления своей греховности и для достижения идеала святости. Эта внутренняя работа воли человека, укрепляемая благодатью Святаго Духа, дарованной в силу искупительной жертвы Господа Иисуса Христа, и есть сердцевина христианского аскетического учения. Без аскетизма христианство превращается в отвлечённую философию, с положениями которой можно соглашаться или оспаривать их истинность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые " (Мф. 7:15-17) Не оскудеет земля русская " талантами " ... Читать труды известного оккультных дел мастера, члена-корреспондента академий с громкими названиями (Академия Энергоинформационных наук, Академия Информатизации, Академия Наук Комплексной Безопасности и т.д.) Николая Левашова - дело неблагодарное. От красивой словесной шелухи на сотнях страниц начинает в прямом смысле мутить, голова тяжелеет, мысль теряет свою ясность. Бесконечный поток сумбурных, понятных только самому автору, псевдонаучных измышлений - типичный прием оккультистов всех времен и народов, опусами которых завалены полки в книжных магазинах. Что тут скажешь: " чем мутнее омут, тем больше утопших " . И все же Левашову нельзя отказать в " таланте " , который выделяет его среди прочих местных и забугорных " астралопитеков " (отдельное спасибо диакону Андрею Кураеву за термин - прим. автора). Например, потрясающее вранье господина академика. Так искренне врать и верить в свою ложь может только талантливый человек! Например, не краснея рассказывать о нейтрализации супершторма " Лили " в Америке силою одной только " левашовской мысли " или об абсолютном очищении всех (!) рек и водоемов Архангельской области за 5 минут. Но об этом чуть ниже. СМЕСЬ ГРАБОВОГО И ФОМЕНКО Оккультный академик прекрасно знает, что чушь оспорить сложно - научная методология просто бессильна при анализе бредовых измышлений. Улучшилась где-то экологическая обстановка, Левашов тут как тут: " это моих рук дело! " . Или, к примеру, бросается громкими историческими " фактами " : " на 80 процентов монголо-татарские орды состояли из русских казаков " , " Куликовская битва - кульминационный момент гражданской войны русских с русскими " и т.д. Особый талант проявляет в религиоведческих и богословских изысканиях: " Мусульманство - это протестантизм восточной христианской секты " . " То что Адам и жена его были наги и не стыдились... может означать ещё и то, что они были людьми чёрной расы и поклонялись Богине Кали - Чёрной Матери и не стыдились этого " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/18/...

Бог есть свет. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ). Бог есть причина и источник света – во свете Твоём мы видим свет ( Пс.35:10 ). Слава Божия является носителем света... Ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). От Господа исходит свет, дарующий людям чистоту, мудрость и святость. Слава Божия – это ещё и красота. Красота Божественного творения, красота добродетели, истины и святости. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек ( Пс.110:3 ). Слава Божия – это преизбыток красоты, великолепие, потому что это красота Самого Господа. Сей, будучи сияние славы ( Евр.1:3 ). Сияние являет силу и мощь, воплощает могущество и величие. Слава Божия являет Божественное бытие и охватывает всё творение – слава Его на земле и на небесах ( Пс.148:13 ). Однако исходит слава Господня от Божественной сущности – над небесами слава Его ( Пс.112:4 ). Сияние славы выражает полноту Божественного бытия, неисчерпаемость благодати, совершенство красоты и очевидность истины. Таким образом, слава Божия – это свойство Бога, но также Его явление, действие, причём действие видимое и постигаемое. Слава Божия явлена в Творении и была доступна человеку в его райском безгрешном бытии, но была утеряна – потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим.3:23 ). И всё же человек по милости Бога может стать причастником славы Божией. Созерцая, воспринимая, приумножая и прославляя славу Господню, человек приобщается к ней. Мы же все... взирая на Славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня духа ( 2Кор.3:18 ). Во всей полноте увидеть и воспринять славу Божию люди смогут в конце времён. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут не просто созерцать славу Божию, но станут соучастниками Божественного бытия и сопричастниками славы Господней. Воньже со славою Судия всех придет. в радость и Божественный чертог славы Его совнидем. Богословская литература Древней Руси: история возникновения и развитие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будничность вступает в свои права, и громыхание ломовиков с досадливой стукотнёю пролёток вытесняет из головы ликующее: «Христос воскресе...» Так было и со Днем Воскресения, Светлым по преимуществу, и Святая Неделя всемирной истории, как и дни ликующей исступленности, когда впервые сверкнёт в сознании радость победы Христовой, потускнела и запылилась. Тогда мы оглянулись кругом и увидели, что есть у нас Краеугольный Камень, есть на Нём надстройка, – но Самый Храм оказался ещё далеко неготовым: порваны верёвки, но пленники не возвращены ещё на свою небесную родину. Смерть изнемогает, но последнего дыхания не испустила ещё, – продолжает покуда царить во Вселенной. Грех, – жало её, – притуплен благодатною силою таинств, но ядовитое остроконечие вонзается ещё в растущее Тело Христово. И бьётся в бешенстве железо-крылая Хищница, хотя дни её сочтены. Подтачиваются изо дня в день бастионы её и твердыни. Но покуда – в них пленники. «Возврати, Господи, пленников наших!..». «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). «С надеждою ожидает откровения сынов Божиих» ( Рим.8:19 ), ожидает «освобождения от рабства тления» и страдает в плену не по своей воле, – «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её» ( Рим.8:20 ). И не кончилась ещё власть суеты над тварью, не сломлено владычество Растления. «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23, 24 ). Так писал Апостол народов. И тёплое Солнышко с глубоким вздохом сказало бы, если бы могло: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это – несравненно лучше. Но Бог поставил меня служить вам, людям, и тем получу я избавление от суеты. Ради служения вам остаюсь я с вами, – жду откровения от вас». И добавило бы Солнышко, снова вздыхая: «Мир так прекрасен, что Творец нашел в нём, всё очень хорошо» ( Быт.6:31 ); так достоин любви, что Бог возлюбил его и Сына Своего единородного не пожалел, отдал Его для спасения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Быт. 3:14–19 Теперь Бог является Судиею, и произносит Свой суд на змея обольстителя, на жену и на мужа. Он сказал змею: «за то, что ты это сделал, проклят ты перед всем скотом и перед всеми зверями полевыми! Пресмыкаться будешь на чреве твоем и станешь есть прах во всю жизнь свою. И вражду положу между тобою и между женою, между твоим семенем и ее потомством. Один из ее потомков раздавит у тебя голову; тогда как ты ужалишь Его только в пяту. Этими словами прокляты и змей – орудие искушения, и диавол-искуситель. Змей естественный поставлен в презрении у человека; хитрость его, всегда направленная во вред, производит в нас не удивление, а отвращение и боязнь. С другой стороны, хотя диавол и многих между людьми увлечет в соблазн, – не смотря на то, в потомстве жены всегда найдутся избранные, которые будут противодействовать распространению греха и делать безуспешными обольщения диавола; а Один из потомков жены, претерпевши страдания по его наветам, отнимет у него всю силу вредить людям, и решительною победою над ним доставят им избавление от всех бед, навлеченных грехом, и от самой смерти. Жене Господь сказал: «(чтобы ты помнила, какие ужасные бедствия навлекла ты на все потомство свое) с тяжкими болезнями будешь рождать детей; подчинишься мужу своему; и (за то, что взяла верх над ним, когда ввела его в грех , теперь) он будет господствовать над тобою». Наконец, Адаму сказал: «за то, что ты послушал слов жены своей и ел от дерева, с которого Я запретил тебе есть, проклята земля из-за тебя! Со скорбию будешь питаться от нее всю жизнь свою. Терн и волчец она будет произращать тебе; и (в скудости) ты принужден будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего (начнешь добывать себе, и в изнурении сил твоих) будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, потому что ты из нее взят. Ты персть,– и в персть возвратишься». Быт. 3:20–21 После этого праведного осуждения на тяжкие труды и на смерть, Адаму оставалось единственное утешение: ожидать Того Потомка от жены, Который возвратит всем людям жизнь и потерянное блаженство. В этих мыслях он нарек имя жене своей Ева, что значит жизнь, так как от нее, со всеми имеющими жить, должен родиться Податель жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В Кесарии был, некто, Корнелий, сотник из полка, называвшегося Италийским, богобоязненный отец благочестивого семейства, который раздавал много милостыни, и всегда молился Богу. Раз, когда он стоял на молитве в своем доме, в девятом часу дня 45 , вдруг предстал пред ним Ангел Божий, и сказал: «Корнелий!» Он посмотрел на него в страхе, и сказал: «что, Господи?» Ангел сказал: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память Богу: теперь пошли людей в Иоппию, п призови Симона, прозываемого Петром. Он живет у одного кожевника, Симона, которого дом находится близ моря; он придет, и скажет тебе, как тебе спастись со всем домом твоим». Когда Ангел отошел, Корнелий призвал двух слуг и одного благочестивого воина, и, рассказавши им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они были в дороге 46 , и приближались к городу, Петр около полудня взошел на верх дома помолиться. Чувствуя голод, он хотел есть. Между тем, как ему приготовляли, он пришел в исступление, и видит: небо над ним отверсто, и оттуда спускается к нему какое-то вместилище, точно большое полотно, привязанное за четыре угла. Когда это вместилище спустилось, Петр посмотрел в него, и увидал там всяких четвероногих земных зверей, гадов и птиц. И услыхал голос, который повелевал: – «встань, Петр, заколи и ешь». – Но Петр сказал: «нет, Господи! я никогда не едал ничего скверного или нечистого». Тогда опять был к нему голос: – «что Бог признал чистым, того ты не считай скверным». – Это повеление он слышал до трех раз; потом вместилище опять поднялось на небо. Когда же Петр недоумевал, что бы значило это видение, вдруг, посланные от Корнелия из Кесарии, которые уже успели расспросить о доме Симона, явились у ворот, и, кликнув (кого-нибудь), спросили: «здесь ли Симон, прозываемый Петром?» В это время, Дух сказал Петру: – «вот, три человека ищут тебя: сойди вниз, и пойди с ними, нимало не сомневаясь; потому что Я послал их». – Петр сошел к людям, присланным от Корнелия, и сказал: «вы меня ищете; за каким же делом вы пришли?» Они отвечали: «сотник Корнелий, человек добродетельный и богобоязненный, о котором отлично отзываются все Иудеи, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать твоих речей». Тогда Петр пригласил их войти в дом, и угостил; а на другой день пошел с ними, в сопровождении шести человек из братий Иоппийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В начале истории Исхода есть рассказ, который в глубокой богословской рефлексии даёт некое знание о тайне Бога Израиля. Первым и уникальным по значению в этом отношении, без сомнения, является текст книги Исх.3:14–15 , где говорится о великой теофании при неопалимой купине. Имя Божие, открытое Моисею, в библеистике имеет название священной тетраграммы – это четыре буквы древнееврейского алфавита , которые можно условно читать как YHWH («Яхве»). Та роль, которую Моисей играл в народе Божием, та его миссия, которую он возглавил, связана именно с моментом откровения ему имени Божия. В Моисее даже вдохновенный законодатель отступает на второй план перед пророком. Именно как пророку ему было открыто имя Божие. И когда Моисей стоит на Хориве и слышит голос из среды пылающей купины, он говорит: Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ( ). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий () послал меня к вам ( Исх.3:13–14 ). Моисей, согласно легендарной истории его детства ( Исх.1–2 ), чудесным образом избежал смерти, когда египетский царь приказал убить еврейских мальчиков. Он вырос при дворе фараона как приёмный сын египетской принцессы и ознакомился с жизнью и культурой Египта. Но наступил момент, когда Моисей узнал о коренной связи со своим народом. Возмущённый обидой, которую египетский чиновник нанёс одному еврею, он убивает египтянина. Фараон, узнав об этом, полагает убить Моисея. Даже его собратья, с которыми он выразил солидарность, не желают иметь с ним дела. Поэтому он бежит из Египта в пустыни Синая к Мадианитянам и женится там на дочери священника Иофора. Он пасёт овец своего тестя в степи. Но именно тогда, когда он отказался от всех собственных планов, его настигает призыв Божий. Моисей должен вернуться в Египет и исполнить задание, в котором он ранее потерпел неудачу, будучи самостоятельным в своих поступках. Он должен вывести Израиль из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Новом Завете так же, как и в библейской религии Израиля, прослеживается поэтапное развитие богословских представлений, связанных с характером или сущностью Бога: отождествляя Себя с YHWH посредством абсолютных «γ εμ», Иисус учением, знамениями и делами открывал Своим последователям сущность, характер YHWH как спасительное присутствие, как γπη (ср.: 1Ин.4:8–16 ; Втор.6:5 ; Ин.13:34 ). После Воскресения, явившись в совершенной славе Сына Божьего, Иисус становится в представлении уверовавших в Него Господом – их Господом и одновременно Господом всего сотворённого мира, «небесных, и земных, и преисподних». В творениях апостола Павла эта простая вера в Иисуса Сына Божьего трансформируется в строгое богословское исповедание Иисуса Христа Господом, Мессией. Иисус не поднимал вопроса об онтологическом статусе YHWH в духе позднейшей интерпретации греческой конструкции γ εμ ν ( Исх.3:14 ) в переводе LXX, но уже в прологе к Евангелию от Иоанна онтологическая проблема попадает в поле богословской рефлексии: В начале было Слово, и Слово было у Бога, Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:3–4 ). И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Однако полномасштабная теоретическая разработка данной проблемы происходит в патристический период – в точке пересечения христианской религиозной веры с философским наследием Античности. Вариант передачи конструкции ehyeh aser ehyeh как γ εμ ν, предложенный авторами Септуагинты, был с большим энтузиазмом воспринят христианской святоотеческой традицией: «Средневековые теологи с не истощавшейся за столетия радостью комментировали этот текст, в котором они усматривали точку схода между откровением и умозрением, между мудростью Библии и мудростью Афин. Их ликованию не было предела: на их глазах авторитет веры подтверждал их страстную философскую убеждённость, а авторитет философии подтверждал их библейскую веру» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010