Новым рубежом в истории Куликова поля становится постановление советского правительства «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы». Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в с. Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме. Под руководством специалистов Государственного Исторического музея в храме Сергия Радонежского была создана музейная экспозиция, посвященная Куликовской битве. В центре поля сражения местными лесхозами были осуществлены лесные посадки у Зеленой Дубравы. Постановлением Правительства РФ в 1996 г. на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». В 2005 году проходило празднования 625-летия Куликовской битвы. Проведение праздничных мероприятий благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Торжества прошли в Москве, Московской области, Тульской области и других регионах. 21 сентября 2005 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в день 625-летия Куликовской битвы, Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественные богослужения в храме прп. Сергия Радонежского на Красном Холме Куликова поля. Это был третий визит Патриарха Алексия в Тульскую епархию и на Куликово поле. Первая поездка Его Святейшества на место исторического сражения состоялась в 1991 г., вторая — в 2001 г.   Собор Тульских святых Празднование Собора Тульских святых было установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 году. День праздника — 5 октября.   Современное положение епархии В Тульской епархии 9 монастырей — 5 мужских (Свято-Успенский, Свято-Введенский Макариевский, Богородичный Щегловский, Рождества Богородицы Анастасовский, Спасо-Преображенский) и 4 женских (Свято-Казанский, Богородице-Рождественский, Свято-Казанский, Свято-Никольский). При Тульском епархиальном управлении действуют отделы: миссионерский, по религиозному образованию и катехизации, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органам, по благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия Тульского края, по связям с прессой, по взаимодействию с Департаментом образования и управлением образования г. Тулы, реставрационно-строительный отдел, паломнический центр.

http://patriarchia.ru/db/text/578738.htm...

Храм в честь иконы Божией Матери Млекопитательница по своей величественности, красоте наружного и внутреннего оформления, глубо продуманного основателем оснащения, церковной утвари и иконам вполне быть отнесен к благоустроенным соборным храмам. Архитектрура храма, сохраняя чисто русские национальные формы, ранне построенные здания церквей, а имеет свои особенные черты. Каменное здание кубической формы имеет два этажа и вместительное помещение, позже ставшее усыпальницею строителя храма и его ближайших сотрудников. Первоначально храм был задуман одноглавым, позже, по желанию В.И. Макарухина, были добавлены четыре шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре скат, окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются пять куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с пирамидальным покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. Кресты медные, вызолоченные. В среднем куполе восемь окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида, с средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Для стока дождевой воды с крыши были проведены 14 водосточных труб. Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон: в верхнем (холодном) храме их было 22, которые имели одиночные рамы полукруглые вверху без железных решеток, в нижнем храме - 22, были четырехугольные, небольшого размера, с двойными рамами и железными решетками. В притворах верхнего и нижнего этажей по четыре окна. Вход в храм был один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа живописной работы, написанная на железной доске, а вверху стены - крест. Над входной дверью внутри притвора - икона Киево-Печерской Божией Матери. Из притвора для входа в верхнюю церковь сделана каменная лестница с 16 ступенями. В верхнем храме три престола: в центре - во имя иконы Божией Матери Млекопитательница; правый, южный придел - во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый, северный - во имя Василия Блаженного. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными резными позолоченными балясниками. Своды храма, равно как и купол, утверждены на четырехкаменной кладке, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 году столярной работы, весь с резьбой, позолочен и состоял из трех ярусов. Царские Врата - резные, сквозные, позолоченные в середине.

http://sobory.ru/article/?object=00878

В нижнем теплом этаже храма было предположено устрить три престола, но к 1895 году было только два: в центре - св. Иосифа Песнописца, св. Георгия иже в Малеи и в северном приделе - во имя Рождества Христова. По свидетельству Н.И. Троицкого, нижний храм ни в устройстве, ни в убранстве своем не представлял чего-либо примечательного. На юго-восток от главного храма Богородицы Млекопитательница на расстоянии около 20 м от него находится небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы. По времени - это первый храм на территории монастыря: он устроен вместе с монастырской оградой прямо в юго-восточной ее башне, к которой непосредственно примыкают и настоятельские келии. Таким образом, Успенская церковь являлась домовой. Здание каменное, малого размера, без колокольни, покрыто листовым железом, крыша окрашена медянкой, крест на куполе железный, позолоченный. В куполе два окна, а в самой церкви девять окон с двойными рамами и железными решетками. При строительстве церкви в ее фундамент были положены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там освященные. Из той же Лавры привезена небольшая икона Успения - копия Киевской, которая помещалась над царскими вратами. Освящение храма и антиминса состоялось 9 июня 1863 года. Храм Богородицы Млекопитательница был летним храмом и отопления не имел. В непосредственной близости от него, к северо-востоку, в 1886г. было заложено новое здание теплого (отапливаемого) храма, который был освящен 24 сентября 1889 года. В 1889 году отмечалось 25-летие пребывания архиепископа Никандра на Тульской кафедре. Новый храм был посвящен памяти преподобному Никандру Псковскому - покровителю маститого Владыки. В связи с тем, что в зимнее время молящихся собиралось больше, чем мог вместить храм преп. Никандра, в 1891-92гг. племяником В.И. Макарухина, Николаем Феодоровичем Мусатовым, с западной стороны была сделана пристройка, вдвое увеличившая площадь храма. Полукруглые своды на дугообразных арках и крестовидный план здания придают ему массивность и величие. Голосники в сводах дают прекрасную акустику.

http://sobory.ru/article/?object=00878

Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна. Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Место указал схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпите с веселием от источника спасения». Основатель монастыря преподобный Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу " Млекопитательницы " в Москве, где принесенный с Афона список с иконы пребывал два месяца. Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы он получил укрепление в вере и задумал употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело - построить монастырь в честь иконы Божией Матери " Млекопитательница " . В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеимонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь. С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата — части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому Щегловская обитель была именована еще и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия. А Глинская пустынь прислала иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из которых некоторые были настоятелями и духовниками обители. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни. Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский монастырь по праву считался духовным центром Тульской епархии. Особенно известен был праведной жизнью и силой молитвы старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский. Люди приезжали в монастырь сотнями, дожидались от него слова утешения, сидя под деревьями, которые во множестве росли в ограде монастыря. И он, бывало, несколько часов шел после службы из храма до своей келии, останавливаясь возле каждой группы ожидающих его людей, выслушивая нужду и просьбу о молитве за них, беседуя со страждущими. Похоронен старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский» под папертью храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», согласно его завещанию, чтобы люди, по его же словам, после смерти попирали его ногами - «за грехи».

http://sobory.ru/article/?object=00878

Богородицу венчают ангелы в диаконских коротких стихарях, в нижних углах помещены медальоны с образами свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи ( Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 121). Благодаря прекрасному качеству живописи иконописцу удалось передать тесную связь Матери с Младенцем; лику Богоматери придано скорбное выражение, реалистически написана обнаженная грудь, которую обнимает Младенец. Этим икона отличается от копий, на которых св. плоть почти прикрыта, а Божия Матерь показана улыбающейся («Благословение Св. Афонской горы»: К 1000-летию рус. монашества на Афоне: Иконы, рукописи и графика из музейных, библиотечных и частных собр./Ред.: М. А. Бересенева, Я. Э. Зеленина. М., 2016. С. 69). Подобные иконы могли заключать в себе мощи, как икона ок. 1898 г. из ГЭ ( Пятницкий. 2014). Извод «М.» указывается в каталогах печатных икон, к-рые в нач. XX в. можно было приобрести через подворья афонского Ильинского скита в России. Копия XIX в. афонской иконы «М.» из Богоявленского собора является храмовым образом в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском тульском мон-ре в честь иконы «М.» Почитание афонских списков «М.» могло вызвать новый интерес к изводу, что привело к появлению икон «М.» на рубеже XIX и XX вв., напр. иконы в окладе ок. 1908 г. (частное собр., С.-Петербург). Лит.: Шевырев С. П. Афонские иконы визант. стиля в живописных снимках, привезенных в С.-Петербург П. И. Севастьяновым. М., 1850; Собр. гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. СПб., 1878. С. 26-28. (ОЛДП; 2); Лавров А., прот. Описание иконы Чердацкой Божией Матери и летопись церкви Чердацкой//Томские ЕВ. 1881. Ч. неофиц. 19. С. 286-291; 20. С. 316-319; Забелин И. Е., предисл. Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патр. Иоакиму с купцом Василием Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным св. местам 1558 г.//ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XII, 1-32 (отд. паг.); он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

В Тульской духовной семинарии прошла аккредитация курсов для монашествующих Тульской митрополии 18 мая 2023 г. 13:35 12 мая 2023 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Тульскую духовную семинарию посетила выездная аккредитационная группа в составе: председатель — иеромонах Апполинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви; секретарь — инокиня Спиридония (Свердленко), помощник секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. По прибытии в Тулу, перед началом работы члены выездной комиссии встретились с ректором Тульской духовной семинарии иереем Львом Махно. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Тульской митрополии прошла в виде аттестации на зачете по дисциплине «История монашества и аскетика» у 16 насельников и насельниц восьми монастырей Тульской и Белевской епархий: Богородице-Рождественского женского монастыря п. Горелки, Никольского женского монастыря с. Венев-Монастырь, Казанского женского монастыря с. Папоротка Богородицкого района, Казанского женского монастыря с. Колюпаново, Крестовоздвиженской женской монашеской общины г. Белева, Введенского Макарьевского Жабынского мужского монастыря, Покровского мужского монастыря с. Доброе, Рождества Богородицы Анастасова мужского монастыря с. Анастасово. На зачете присутствовали руководитель курсов и ответственный за взаимодействие с Межведомственной комиссией по образованию монашествующих, проректор по учебной работе Тульской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин), старший преподаватель семинарии и преподаватель курсов по дисциплине «История монашества и аскетика», благочинный Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря иеромонах Лазарь (Поляков).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Главная святыня обители – чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесенная в монастырь в 1708 году. 26 июня ежегодно устраивается крестный ход при большом стечении богомольцев. При монастыре имеется училище для девиц духовного звания. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья. Троице-Пятницкий монастырь в Весьегонском уезде. Близ села Чистой Дубравы, Весьегонского уезда, расположен Троице-Пятницкий общежительный монастырь. Монастырь этот недавнего происхождения; в 1899 году на этом месте была устроена женская община, которая затем была преобразована в монастырь (1906 г.). Обитель пока не многолюдна. Управляет ею игуменья. Успенская единоверческая община в Твери. Успенская община находится в самом г. Твери. Она недавнего происхождения и учреждена, по определению Св. Синода, 26 января 1905 года. В ней один храм в честь Успения Божией Матери. Община пока только устраивается и потому немноголюдна. Шестаковская Вознесенская община в Кашинском уезде. Эта община расположена при реке Сити, близ Боженок, в 70 верстах от уездного города Кашина. Основана она в 1887 году; при ней устроено училище для девочек и богадельня для призрения престарелых женщин. В настоящее время количество сестер общины довольно значительно. Управляет ею начальница-монахиня. Тульская губерния Обителей мужских 5, женских 7. Мужские обители Богородичный монастырь, что в Щеглове Тульского уезда. Эта обитель получила начало свое сравнительно очень недавно, в 1868 году. Учреждена она по просьбе жителей города Тулы, в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему 4 апреля 1866 года опасности. Неизвестным благотворителен, имя которого обнаружилось только значительно позднее, – это был схимонах Варсонофии, в мире Василий Иванович Манарухин, богатый московской купец, – были построены здесь сначала 2 храма, колокольня, братские кельи и ограда. Им же был внесен на содержание обители капитал в 30000 рублей, а тульский купец Струков пожертвовал ей 42 десятины земли в четырех верстах от Тулы, недалеко оп архиерейской Щегловской дачи, откуда и получил монастырь свое нынешнее наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  ЖУРНАЛ 93 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых. Справка: 31 марта 1999 года (журнал 27) Священный Синод назначил секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых клирика Московской епархии протоиерея Максима Максимова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразив благодарность протоиерею Максиму Максимову за труды, понесенные в качестве секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, освободить его от этой должности с сохранением за ним членства в комиссии. 2. Секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых назначить игумена Дамаскина (Орловского), клирика Московской епархии, члена комиссии.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященных митрополита Тульского и Белевского Алексия, архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана об утверждении их в должности настоятелей (игуменов) особо значимых обителей их епархий. Справка: Освященный Архиерейский Собор, прошедший в Москве в феврале 2011 года, постановил, что «правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархий в порядке исключения» (п. 25 Определения «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 2. Утвердить Преосвященного архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря города Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря города Вологды. 4. Наместников прочих мужских монастырей Тульской, Новосибирской и Вологодской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница» начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него. Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах. В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001 г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

http://sobory.ru/article/?object=06946

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кутепов Андрей Николаевич; род. 10.05.1953, Москва), митр. Тульский и Ефремовский. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический фак-т МГПИ. Оставив ин-т, в 1972-1975 гг. учился на заочном секторе МДС, в 1975-1979 гг.- на заочном отд-нии МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. по кафедре патрологии «Святоотеческое учение о Божией Матери». 15 февр. 1975 г. рукоположен во диакона, 22 июня 1975 г.- во священника и назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора Иркутска, секретарем еп. Иркутского и Читинского Серапиона (Фадеева) и благочинным храмов 1-го и 2-го Иркутских округов. 7 сент. 1975 г. в Никоновском приделе Троицкого собора ТСЛ еп. Серапионом пострижен в монашество с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского; 8 сент. 1975 г. возведен в сан игумена, 20 нояб.- в сан архимандрита. В мае 1980 г. переведен во Владимирскую епархию настоятелем кафедрального Успенского собора , секретарем правящего архиерея и благочинным храмов Владимирского и Муромского округов. 27 марта 1984 г. назначен наместником ТСЛ. 30 нояб. 1988 г. наречен, 1 дек. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, 30 дек. 1988 г. возведен в сан архиепископа. С 1988 по 1990 г. председатель Хозяйственного управления Московской Патриархии. 20 июля 1990 г. назначен на Алма-Атинскую и Семипалатинскую кафедру (с 1 апр. 1999 архиеп. Астанайский и Алматинский). 16 июля 1995 г. Свящ. Синод РПЦ образовал Православную межъепархиальную комиссию под председательством А., в к-рую вошли правящие архиереи епархий, находящихся на территории Казахстана. 7 окт. 2002 г. определением Священного Синода переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 26 дек. 2002 г. назначен ректором Тульской ДС. 20 апр. 2009 г. возведен в сан митрополита. 27 июля 2011 г. решением Свящ. Синода А. утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 27-28 дек. 2011 г. определением Свящ. Синода назначен главой Тульской митрополии с титулом Тульский и Ефремовский. Награжден орденами РПЦ и поместных Церквей. Соч.: Преподобный Сергий как русский идеал святости//БТ. 1989. Сб. 29. С. 183-193. Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Кутепова) во епископа Зарайского//ЖМП. 1989. 3. С. 14-17. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64666.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010