Так, памятуя о Предтечевом монастыре и о великом событии, в память которого он был построен, граждане всегда и справедливо сожалели о его упразднении и не переставали желать, чтобы он был здесь восстановлен. Но Господу-Промыслителю угодно было указать иное место для обители, которая должна была заменить собой Предтечев монастырь: обитель иноческая должна была возникнуть уже не в средине многолюдного и шумного города, где была обитель Предтечи, а в тиши уединения – под сению вековой Щегловской засеки. Здесь вскоре по открытии Тульской архиерейской кафедры и было обозначено место поселения, первоначально построением здесь архиерейского загородного дома, или летней архиерейской дачи. Именно, второй Епископ тульский Преосвященный Амвросий, столь известный своим талантом проповедническим, озабочиваясь благоустроением своей кафедры и изысканием средств содержания ее, исходатайствовал себе землю для летнего пребывания под самой Щегловской засекой и на этой земле в 1810-м году выстроил обширный архиерейский дом с церковью в нем (домовою) во имя Св. Амвросия Медиоланского , коему был тезоименит Тульский архипастырь. Это место летнего пребывания, или дача, Тульских Епископов с того времени называется – по засеке «Щеглово» 7 . Однако же, ни тогда, ни после того, как устроилась эта архиерейская дача, никто не предполагал даже и возможность быть здесь монастырю: сомневались в этой возможности даже и тогда, как явились ходатаи пред тульским архипастырем об основании здесь обители, и с достаточными для того средствами. Но не таков был о сем совет Божий, полагающий времена и сроки в своей власти. В половине настоящего столетия, в боголюбивой душе одного «неизвестного благотворителя», жившего в Москве, таинственно зародилась мысль совершить истинно доброе и богоугодное дело, но не простой и заурядной благотворительности, а построить какое-либо учреждение или сооружение, отвечающее потребностям общества, хотя бы оно потребовало весьма больших средств и трудов. Тогда этому истинному христолюбцу Господь посылает одного безызвестного инока, который подсказывает ему, что граждане многолюдной Тулы, доселе скорбящие об упразднении существовавшей у них обители, построенной на костях их предков, геройски падших в битве при защите своего родного горда, сердечно желают восстановить древнюю обитель или вместо нее основать новую. И вот, к утешению граждан, истинно ревностных к памятованию деяний своих отцов и дел милосердия Божия, Господь приводит в исполнение мысль «неизвестного благотворителя из Москвы», и близ г. Тулы, на восточной ее стороне (где обитают коренные насельники города), устрояется обитель иноческая – на том месте, где этого дотоле никто не мог и предполагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Богородичный Общежительный, что в Щеглове (при загородном архиерейском доме). Богородичный мужской монастырь очень недавний по своему происхождению. Он устроен был в 1866 г. по общему желанию граждан г. Тулы, по чувству верноподданнической любви к Императору Александру II-мy, в благодарение Господу за чудесное спасение Его Величества, при покушении на его жизнь 4-го апреля 1866 г. Вместе с тем при монастыре устроена была школа на 26 мальчиков, для детей бедных граждан г. Тулы, с наименованием ее по имени Августейшего Монарха Александровской, чтобы чрез это навсегда соединить учреждение обители и школы с воспоминанием о чудесном спасении драгоценной жизни Государя. При испрошении гражданами Высочайшего соизволения на открытие монастыря и школы, Государь Император в 22 день июня 1868 г. Всемилостивейше соизволил написать собственноручно: „Согласен и благодарит”. В монастыре три церкви - все каменные: 1) Соборная двухэтажная с тремя престолами в каждом этаже; средний престол в верхнем этаже во имя Рождества Пресв. Богородицы, правый во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В нижнем этаже средний престол во имя преп. Иосифа и Георгия, иже в Малеи, левый во имя Рождества Христова и правый еще не освящен; 2) Теплая церковь трехпрестольная, с средним алтарем во имя преподобного Никандра Псковского, с правым во имя вмчк. и целителя Пантелеймона и с левым во имя равноапостольного князя Владимира; 3) теплая церковь при настоятельских кельях, во имя Успения Божией Матери, выстроенная при самом основании монастыря. Постоянными средствами содержания монастыря служат: 1) усадебная земля около монастыря в количестве 14 1/2 д., полевая в даче с. Глухих Полян в количестве 42 д., пожертвованная купцом Струковым, и в Веневском уезде при с. Городенце 60 д„ пожертвованных в 1889 г. отставным вахтером Феодором Ананским: 2) % с капитала в 110697 руб. Монастырская школа помещается в Чулковой слободе. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Монастыри и монастырские церкви, стр. 766

http://sobory.ru/article/?object=00878

Новопостриженный о. Герман недолго оставался в приютившей его обители. 4-го января 1877 года он подает прошение преосвященному тульскому Никандру о принятии его в число братства «в знакомый ему Щегловский Богородичный монастырь», но при этом предваряет сына письмом, чтобы и он сам получше обдумал переход отца в Тулу и чтобы лично подал прошение преосвященному. На это сын отвечал от 13 января: «Я вчерашний день, то есть 12-го числа сего января, в 7 часов вечера, был у владыки и подал ему вашу бумагу (прошение), которую он принял с величайшим удовольствием, – был чрезвычайно доволен вами, что вы поторопились присылкою, а то он несколько раз говорил об этом о. эконому Иоанну, который очень рад и благодарен вам за поспешность. Он, т. е. эконом и слышать не хочет, чтобы откладывать это дело до весны. Вероятно, угодно было самому Промыслу Божию так устроить. Владыка сегодня же сделал распоряжение о перемещении вас из Орловской епархии в Тульскую. Вероятно, на днях будет послана бумага в Орловскую консисторию. Эконом о. Иоанн хлопоты об этом деле принял с охотою и усердием на себя. Прошу вас от себя быть во всем спокойным и возложить устройство этого дела на волю Божию. Наш поклон отцу игумену и Сильвестру с Иосифом. Передайте им, что перемещение ваше в тульскую епархию последовало согласно моему желанию. Желание сына – долг священный (исполнить?). Они сердиться на вас не должны. Прощайте, дорогой! – Владыка мне сказал, что вас в Туле ожидает сан иеромонаха, ради общих наших благ». – Однако и после сего Герман сильно колебался и уступил только энергичному настоянию о. эконома Иоанна – подал прошение в Орловскую консисторию о своем перемещении и был перемещен. По приезде в Тулу, вскоре, 12-го мая того же 1877 года, он был посвящен в иеродиакона архиепископом Никандром, а 3-го июля 1877 года – в иеромонаха, в Щегловском монастыре. Совершившееся таинство над старцем Германом глубоко волновало его старческую душу чувством святого умиления видимо для всех при том присутствовавших и близких ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Начальника губернии и тульскую городскую думу; 3) отнестись в ту же думу с прошением сделать зависящие с ее стороны распоряжения: а) о скорейшем устройстве и открытии Александровского училища, и б) о вводе монастыря во владение на пожертвованную купеческим сыном Струковым землю в количестве 42-х десятин; 4) сделать консистории, с своей стороны, зависящее распоряжение о передаче в пользу и ведение Богородичного монастыря почетным гражданином Николаем Никитичем Добрыниным капитала, простирающегося до 31 тысячи, пожертвованного благотворителями сему монастырю; 5) об открытии новоучрежденного монастыря будут сделаны в свое время соответственные сему торжеству распоряжения. – Во исполнение сей резолюции его преосвященства было послано в тульскую думу надлежащее отношение консистории 30 сентября 1868 года за 6589-м 35 . Таким образом, учреждение Богородичного монастыря, во славу Божию, на радость приснопамятного строителя и благотворителя его, а также к истинному утешению и всех граждан г. Тулы, совершилось. VI. Благоустройство монастыря Основание обители или учреждение монастыря еще не есть его благоустройство, которое упрочивает его дальнейшее существование. Для сего требуется особое внимание к монастырю со стороны православного народа, достаточность средств, удовлетворяющих всякие потребности его быта, и бдительная попечительность его строителей-начальников. Православные обители всегда имели и имеют в недрах священной земли своей или в стенах своих храмов досточтимые святыни – мощи святых угодников Божиих, чудотворные иконы Пр. Богородицы и другие. Эти святыни и служат главными предметами особого внимания благочестивых поклонников, краеугольными камнями благоустроения и благоуспешного существования самих обителей. По сему и Богородичный Щегловский монастырь, как вновь устроявшийся, должен был желать иметь свою святыню. Но, не имея ее в своих недрах и стенах, он мог получить ее из других обителей русских или с востока, как то бывало в старину. Восток, именно святая гора Афон, и на этот раз не лишила своего «благословения» новозданный монастырь и прислала части св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

63. Богородично – Всехсвятский , женский, общежительный, в гор. Болхове, Орловской губ. Существовавшая женская община (см. Рождественский мон. в Болхове) при Введенской церкви в 1856 г. переведена на вновь избранное место при Всехсвятской кладбищенской церкви с наименованием Богородично-Всехсвятской общины, которая в 1875 г. переименована в общежительный женский монастырь. М-рь имеет во владении 115 дес. земли и 9.350 р. капитала; при нем находятся училище и больница на 24 кровати. “Сенат. ведом.”, 1857 г., 7; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 37, ст. 418; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 13 (принята в духов. вед.); 1860 г., 12 (надел. 50 десят. леса); 1875 г., 153 (переим. в м-рь). 64. БогородичныйЩегловский , мужской, общежительпый, при гор. Туле. Основан в 1868 г. по просьбе жителей города в память чудесного избавления Его Величества Александра II от угрожавшей опасности 4 апреля 1866 г. При монастыре учреждено училище для бедных детей граждан гор. Тулы с наименованием его Александровским. Неизвестным благотворителем построены 2 церкви, колокольня, братские кельи и ограда; им же внесен капитал в 30.000 р. на содержание м-ря, а купц. Струковым пожертвовано 42 дес. земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 69, ст. 576; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 149; 1884 г., 238; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 205. 65. Богословский , мужской, ныне церковь во имя Иоанна Богослова в гор. Чердыни, Пермской губ. Основан не позже первой половины XVI ст. и был рассадником христианства между пермяками далекого Верхокамья. Он в 1632 г. приписан к Троице-Сергиеву мон., в 1764 г. оставлен заштатом, в 1784 г. упразднен и приписан к Богоявленской церкви. Нынешняя церковь , единственная уцелевшая во время пожара 1792 г., построена в 1718 г. пленными шведами по приказанию кн. Гагарина, бывшего Сибирским губернатором. В ней находится образ Бож. Матери, писанный в 1698 г. иждивением жены стольника и воеводы кн. Фед. Ив. Дашкова, кн. Евдокии Михаиловны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тула (Горелки). Богородице-Рождественский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2000. В 2001 г. преобразован в женский. Ссылки:   Адрес: Россия, Тульская область, г. Тула, п. Горелки, ул. Мирная, д. 17Б Координаты: 54.256302, 37.615384 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богородице-Рождественский женский епархиальный монастырь Точное время образования прихода на месте нынешнего монастыря не известно. Деревянный храм в пос. Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно, с XV века. Каменный храм построен в 1781 году на месте обветшавшего деревянного. Освящен епископом Феодосием в 1783 году. При храме имелась церковно-приходская школа. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года - иерей Дмитрий Глаголев. (В сане протоиерея после закрытия храма в 30-е годы XX века он отправлен в ссылку и пропал без вести). В советское время храм был разорен (год закрытия неизвестен), служил хранилищем кинопленок. В 1988 году власти вернули храм православной церкви (первый в г. Туле) До 2000 года храм существовал как приходской. Настоятель - протоиерей Василий Гаджега. 28 декабря 2000 года постановлением священного синода Богородицерождественский приход преобразован в мужской монастырь. Наместник - иеромонах Андроник (Поляков). В июле 2001 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла (Наконечного) был расформирован Богородичный Щегловский женский монастырь и часть насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря пос. Горелки. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование обители было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением ностоятельницей монастыря монахини Амвросии (Соломатиной). В настоящее время в монастыре 10 насельниц: 4 схимонахини, 5 монахинь, 1 инокиня. Богослужения совершаются ежедневно. Наиболее известная святыня - местночтимая икона Божией Матери " Тихвинская " . Это единственный образ из храма обители, сохранившийся у прихожан с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00881

После трудовой недели, снова и снова спешу я, ставший дорогим моему сердцу, Щегловский Богородичный свято-Пантелеимонов мужской монастырь. Здесь обрёл я духовного отца, чьими заботами и наставлениями, преодолеваю многие житейские трудности, чьими молитвами спасаюсь. Как трепещет сердце, когда многоголосый хор слаженно, духовно, возвышенно пропоет: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». Дорогие читатели, этот рассказ участвует в конкурсе . Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы Родился и живу я в древнем городе мастеров, Туле. Славен град мой не только оружием, что веками ковали в защиту земли Российской, но и святыми, в земле Тульской просиявшими, множеством великолепных древних храмов, монастырей. Об одном из вышеупомянутых, духоносных мест, и моём тернистом пути к вере,   хотел бы я поведать тебе, дорогой читатель. На завод пришёл я со школьной скамьи, и сразу включился во взрослую жизнь, которая, как мне тогда казалось, заключается в курении сигарет, и распитии спиртных напитков. Мне такая «взрослая жизнь» очень нравилась, до тех пор, пока не почувствовал, что уже ни я управляю пьянством, а пьянство управляет мной. Потом потянулись бесконечные, серые похмельные будни, частые смены мест работы, весь тот набор жизненных трудностей, которые испытывает пьющий человек. Потом встретил людей, которые называли себя «евангельскими христианами», обещали немедленное прозрение и избавление от пьянства. Посещая эти собрания в течение нескольких месяцев, я всё более убеждался, что попал не туда, куда мне было нужно. Сейчас я могу сказать так: «Там нет благодати Божьей». А тогда я ничего этого не знал, лишь чувствовал наигранность поведения и духовную пустоту. Пить я продолжал.   Первым шагом на пути к избавлению от пьянства, считаю   тот день,   когда,   переступив порог православного храма, почувствовал необъяснимую благодать, слёзы радости подступили к глазам, и понял вдруг, что вот он, островок спасения в бушующем море страстей, понял не просто разумом, но душой, которая вдруг ожила после долгой, безнадёжной комы. Православие, это труд. Не один год понадобилось, чтобы запущенный алкоголизм оставил, наконец, меня в покое.   Молитва, покаяние, исповедь и причащение, стали теми ступенями, которыми вышел я из жуткого болота.

http://pravmir.ru/moj-monastyr/

Погребение совершено 16-го марта 1886 года. Так окончилась жизнь этого энергичного деятеля, который, вышед из мещанской семьи, личной энергией достиг почтенного общественного звания и значительных прав и, умирая, оставил о себе добрую память. Хорошо его знавшие уважали его за многие черты его личного характера. Это был человек приветливый, ласковый, добрый; услужливый, расторопный, почти постоянно благодушный и весьма подвижной 23 . Все эти простые, но умные и энергичные чисто русские люди – иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и Александр Гаврилович Бочарниковы, отлично отвечали заветным намерениям В. И. Макарухина; это были простые, но крепкие и истинно трудовые руки, существенно необходимые для такого многосложного и чрезвычайно хлопотливого дела, как создание целого монастыря. Все они, вместе со своим первоначальником В. И. Макарухиным, похоронены в стенах ими созданной св. обители и останутся в ней навсегда истинно достопамятными. IV. Основание обители Аще не Господь созиждет дом, Всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранит град, Всуе бде стрегий.   Пс. 126:1   Настойчивым и честным трудом составив значительное состояние и при этом ведя строго скромный образ жизни, В. Ив. Макарухин естественно пришел к мысли – назначить или определить свое состояние на одно доброе и богоугодное дело, которое бы благословил Господь как истинную жертву благоговейного раба своего. Но – какое же дело? – По обычаю древнерусскому Вас. Ив. нашел себе советника в лице своего тайного духовника старца-иеромонаха Никандра. Однажды, полный святых дум о высоком деле благотворительности, В. Ив-ч приходит к о. Никандру и со всем детским простосердечием открывается ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании св. обители там, где ее не существует, но где она была, именно в Туле. Сюда направлена была мысль о. Никандра потому, что он по происхождению был туляк и знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Предтечев монастырь. Любя свой родной город Тулу, о. Никандр усердно и убедительно ходатайствовал пред В. Ив-чем о том, чтобы в Туле устроилась св. обитель иночествующих. Беседа его по сему предмету с В. Ив-чем закончилась полным успехом: В. Ив-ч дал на то свое полное согласие пред Боголюбской иконой Пр. Богородицы, пред которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Царица Небесная была, так сказать, единственной посредницей между ними. И вот почему сия икона Богородицы составляет заветную святыню Тульской Щегловской обители. Она помещается в храме Богородицы-Млекопитательницы на левом северном столбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

После трудовой недели, снова и снова спешу я, ставший дорогим моему сердцу, Щегловский   Богородичный свято-Пантелеимонов   мужской монастырь. Здесь обрёл я духовного отца, чьими заботами и наставлениями, преодолеваю многие   житейские трудности, чьими молитвами спасаюсь. Как трепещет сердце, когда многоголосый хор слаженно, духовно,   возвышенно пропоет: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». И представлю в тот момент, святого Симеона богоприимца, который держит на своих руках кроткого младенца, Христа. И как радостно слышать звонкий голос юного алтарника: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…», осознавать, что этот мальчик в золотом стихаре, мой сын, дарованный мне Богом. Возжигая свечу перед чудотворным образом Богородицы, именуемым «Млекопитательница», чувствовать Её святое присутствие, покров и заступление. Без веры человек мертв, ему лишь кажется, что он жив но, являясь   потребителем и служителем своих страстей и пороков,   страшно боится неизбежного для всех, смертного часа, надеясь навсегда исчезнуть в безликой пустоте. «Придите ко Мне все труждающие и обременённые, и Я успокою вас».- Сказал Господь. Поверьте, как прекрасно и отрадно Его успокоение, как оно лечит исстрадавшуюся больную душу. Снова вхожу во двор моей святой обители, снова я у чудотворного образа, сердце переполнено благодатной радостью, и хочется говорить стихами: Тулы тихая обитель, Богородичный монастырь. Чудотворная икона в нём, Святыня из святынь. Дивный образ, умиляет, Умягчает сердце и целит. Кто в скорбях к тебе взывает, Кто в слезах благодарит. И духовно созерцая, Видим в образе святом, Кормит Чудного Младенца Материнским молоком, Божья Матерь, Матерь Света Держит на руках Творца. Миром, радостью духовной Наполняются сердца. О, Царица Преблагая, Ты наш Невечерний Свет. О, Предстательница Святая, Избавление от бед. Храма светлое убранство, Цвет духовной чистоты. Ты — заступница   христианства, Ты – погибель сатаны.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/moj-monastyr/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010