В монастыре три церкви - все каменные: 1) Соборная двухэтажная с тремя престолами в каждом этаже; средний престол в верхнем этаже во имя Рождества Пресв. Богородицы, правый во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В нижнем этаже средний престол во имя преп. Иосифа и Георгия, иже в Малеи, левый во имя Рождества Христова и правый еще не освящен; 2) Теплая церковь трехпрестольная, с средним алтарем во имя преподобного Никандра Псковского, с правым во имя вмчк. и целителя Пантелеймона и с левым во имя равноапостольного князя Владимира; 3) теплая церковь при настоятельских кельях, во имя Успения Божией Матери, выстроенная при самом основании монастыря. Постоянными средствами содержания монастыря служат: 1) усадебная земля около монастыря в количестве 14 1/2 д., полевая в даче с. Глухих Полян в количестве 42 д., пожертвованная купцом Струковым, и в Веневском уезде при с. Городенце 60 д„ пожертвованных в 1889 г. отставным вахтером Феодором Ананским: 2) % с капитала в 110697 руб. Монастырская школа помещается в Чулковой слободе. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Монастыри и монастырские церкви, стр. 766 Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в её честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. Начало XIX века является фактической датой основания монастыря в Щеглове. Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле. Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

http://sobory.ru/article/?object=00878

После трудовой недели, снова и снова спешу я, ставший дорогим моему сердцу, Щегловский   Богородичный свято-Пантелеимонов   мужской монастырь. Здесь обрёл я духовного отца, чьими заботами и наставлениями, преодолеваю многие   житейские трудности, чьими молитвами спасаюсь. Как трепещет сердце, когда многоголосый хор слаженно, духовно,   возвышенно пропоет: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». И представлю в тот момент, святого Симеона богоприимца, который держит на своих руках кроткого младенца, Христа. И как радостно слышать звонкий голос юного алтарника: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…», осознавать, что этот мальчик в золотом стихаре, мой сын, дарованный мне Богом. Возжигая свечу перед чудотворным образом Богородицы, именуемым «Млекопитательница», чувствовать Её святое присутствие, покров и заступление. Без веры человек мертв, ему лишь кажется, что он жив но, являясь   потребителем и служителем своих страстей и пороков,   страшно боится неизбежного для всех, смертного часа, надеясь навсегда исчезнуть в безликой пустоте. «Придите ко Мне все труждающие и обременённые, и Я успокою вас».- Сказал Господь. Поверьте, как прекрасно и отрадно Его успокоение, как оно лечит исстрадавшуюся больную душу. Снова вхожу во двор моей святой обители, снова я у чудотворного образа, сердце переполнено благодатной радостью, и хочется говорить стихами: Тулы тихая обитель, Богородичный монастырь. Чудотворная икона в нём, Святыня из святынь. Дивный образ, умиляет, Умягчает сердце и целит. Кто в скорбях к тебе взывает, Кто в слезах благодарит. И духовно созерцая, Видим в образе святом, Кормит Чудного Младенца Материнским молоком, Божья Матерь, Матерь Света Держит на руках Творца. Миром, радостью духовной Наполняются сердца. О, Царица Преблагая, Ты наш Невечерний Свет. О, Предстательница Святая, Избавление от бед. Храма светлое убранство, Цвет духовной чистоты. Ты — заступница   христианства, Ты – погибель сатаны.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/moj-monastyr/

В дни празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году схимонах Варсонофий был канонизирован в Соборе тульских святых. Осенью 2001 года решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь был преобразован в мужской монастырь. С февраля 2002 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом архимандрит Клавдиан (Ларьков) утвержден наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы. Сохранились и восстановлены храмы Богородичной Щегловской обители. На месте святого колодца возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных. Сохранены святыни - две старинные иконы Пресвятой Богородицы Млекопитательницы: список с чудотворной, что хранится в Карейской келии, и список со святого образа, заказанного Василием Макарухиным для устрояемой им обители. По молитвам перед этими святыми образами в наши совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям. Не отказывает монастырь своим прихожанам и в организации паломничества по святым местам соседних областей и всей России - и этим продолжает традицию жизни святого Варсонофия, паломника по призванию. В 2010 году исполнилось 150 лет со дня основания центрального храма в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы, единственного в России освященного в честь этого образа, а в 2008 году исполнилось 140 лет со дня учреждения Богородичного монастыря, названного так по имени центрального храма. Щегловский монастырь был образован в 1859 году известным московским купцом и промышленником В.И. Макарухиным на земле летней архиерейской дачи близ Щегловской заставы в 7 верстах от Тулы. Строителем назначается иеромонах Никандр (Кондратов; + 18.05.1866 г.). Производителем строительных работ назначается Гавриил Васильевич Бочарников (30.03.1804 - 04.02.1880 г.г.). В этой должности он пробыл с 1859 по 1866 гг. Проектировку строений и территории осуществлял его сын - Александр Гавриилович Бочарников (1833 - 13.03.1886 г.г.).

http://sobory.ru/article/?object=00878

Тула (Горелки). Богородице-Рождественский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Богородице-Рождественский женский епархиальный монастырь Точное время образования прихода на месте нынешнего монастыря не известно. Деревянный храм в пос. Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно, с XV века. Каменный храм построен в 1781 году на месте обветшавшего деревянного. Освящен епископом Феодосием в 1783 году. При храме имелась церковно-приходская школа. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года - иерей Дмитрий Глаголев. (В сане протоиерея после закрытия храма в 30-е годы XX века он отправлен в ссылку и пропал без вести). В советское время храм был разорен (год закрытия неизвестен), служил хранилищем кинопленок. В 1988 году власти вернули храм православной церкви (первый в г. Туле) До 2000 года храм существовал как приходской. Настоятель - протоиерей Василий Гаджега. 28 декабря 2000 года постановлением священного синода Богородицерождественский приход преобразован в мужской монастырь. Наместник - иеромонах Андроник (Поляков). В июле 2001 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла (Наконечного) был расформирован Богородичный Щегловский женский монастырь и часть насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря пос. Горелки. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование обители было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением ностоятельницей монастыря монахини Амвросии (Соломатиной). В настоящее время в монастыре 10 насельниц: 4 схимонахини, 5 монахинь, 1 инокиня. Богослужения совершаются ежедневно. Наиболее известная святыня - местночтимая икона Божией Матери " Тихвинская " . Это единственный образ из храма обители, сохранившийся у прихожан с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00881

Тула. Богородичный Щегловский монастырь. Андрей Агафонов 1 января 1902 Карта и ближайшие объекты В 1868г. по просьбе тульских горожан был заложен мужской монастырь " в память избавления императора от угрожавшей ему опасности " - покушения студента Дм.Каракозова на Александра II. Два храма, кельи и колокольня были построены на средства схимонаха Варсонофия (в миру - московского купца Василия Манарухина), внесшего еще и капитал в 30 тыс.рубл. на содержание обители. Тульский купец Струков пожертвовал монастырю 42 дес. земли в 4 верст. от Тулы, близ Щегловской архиерейной дачи, отчего монастырь и получил свое название. Богородичным монастырь назывался во имя иконы, которой был посвящен его главный собор - образа Божией Матери Млекопитательницы. Помимо каменного 2-этажного собора в комплекс монастыря входили храмы Успения и прп.Никандра, многочисленные кельи и служебные корпуса, училище для детей неимущих тульских жителей, больница и гостиница для богомольцев. Был закрыт в 1920-ые гг, был в запустении. Реставрировать начали в середине 1980гг, в настоящее время открыт как женская обитель. Информация взята из книги Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви. В. Богородичный Щегловский монастырь, общежительный, в 4 верстах от Тулы, при архиерейской Щегловской даче. Основан в 1868 году в память чудесного избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности 4 апреля 1866 года. При монастыре находится Александровское училище для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Богородичный Общежительный, что в Щеглове (при загородном архиерейском доме). Богородичный мужской монастырь очень недавний по своему происхождению. Он устроен был в 1866 г. по общему желанию граждан г. Тулы, по чувству верноподданнической любви к Императору Александру II-мy, в благодарение Господу за чудесное спасение Его Величества, при покушении на его жизнь 4-го апреля 1866 г. Вместе с тем при монастыре устроена была школа на 26 мальчиков, для детей бедных граждан г. Тулы, с наименованием ее по имени Августейшего Монарха Александровской, чтобы чрез это навсегда соединить учреждение обители и школы с воспоминанием о чудесном спасении драгоценной жизни Государя. При испрошении гражданами Высочайшего соизволения на открытие монастыря и школы, Государь Император в 22 день июня 1868 г. Всемилостивейше соизволил написать собственноручно: „Согласен и благодарит”.

http://sobory.ru/article/?object=00878

После трудовой недели, снова и снова спешу я, ставший дорогим моему сердцу, Щегловский Богородичный свято-Пантелеимонов мужской монастырь. Здесь обрёл я духовного отца, чьими заботами и наставлениями, преодолеваю многие житейские трудности, чьими молитвами спасаюсь. Как трепещет сердце, когда многоголосый хор слаженно, духовно, возвышенно пропоет: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». Дорогие читатели, этот рассказ участвует в конкурсе . Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы Родился и живу я в древнем городе мастеров, Туле. Славен град мой не только оружием, что веками ковали в защиту земли Российской, но и святыми, в земле Тульской просиявшими, множеством великолепных древних храмов, монастырей. Об одном из вышеупомянутых, духоносных мест, и моём тернистом пути к вере,   хотел бы я поведать тебе, дорогой читатель. На завод пришёл я со школьной скамьи, и сразу включился во взрослую жизнь, которая, как мне тогда казалось, заключается в курении сигарет, и распитии спиртных напитков. Мне такая «взрослая жизнь» очень нравилась, до тех пор, пока не почувствовал, что уже ни я управляю пьянством, а пьянство управляет мной. Потом потянулись бесконечные, серые похмельные будни, частые смены мест работы, весь тот набор жизненных трудностей, которые испытывает пьющий человек. Потом встретил людей, которые называли себя «евангельскими христианами», обещали немедленное прозрение и избавление от пьянства. Посещая эти собрания в течение нескольких месяцев, я всё более убеждался, что попал не туда, куда мне было нужно. Сейчас я могу сказать так: «Там нет благодати Божьей». А тогда я ничего этого не знал, лишь чувствовал наигранность поведения и духовную пустоту. Пить я продолжал.   Первым шагом на пути к избавлению от пьянства, считаю   тот день,   когда,   переступив порог православного храма, почувствовал необъяснимую благодать, слёзы радости подступили к глазам, и понял вдруг, что вот он, островок спасения в бушующем море страстей, понял не просто разумом, но душой, которая вдруг ожила после долгой, безнадёжной комы. Православие, это труд. Не один год понадобилось, чтобы запущенный алкоголизм оставил, наконец, меня в покое.   Молитва, покаяние, исповедь и причащение, стали теми ступенями, которыми вышел я из жуткого болота.

http://pravmir.ru/moj-monastyr/

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь. 2. Утвердить иеромонаха Никона (Анненкова) наместником Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском в городе Владивостоке. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об освобождении архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области и о назначении на эту должность иеромонаха Герасима (Гавриловича). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Вениамина (Трепалюка) от обязанностей наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. 2. Утвердить иеромонаха Герасима (Гавриловича) наместником Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в селе Калинине Кунгурского района Пермской области. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона об открытии в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие в Ставропольской епархии Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить архимандрита Власия (Тюрина) наместником обители. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

На Юго-Востоке: Ново-Нямецкий Вознесенский мон. На Кавказе: Иоанно-Мариинский в Ставрополе, Мамай-Маджарский Воскресенский, Марие-Магдалининский женский Куб. обл., Ново-Афонский и Драндский (с причислением к ним Ардонской Семинарии). На Востоке: Иверский женский (Пермь), Николаевский мужск. (местопр. Еп. Тихона Уральскаго), Троицкий-Раковский, Николаевский Уральский, Богородичный женский (Казань), Челябинский жен., Кустанайский женский. В Центре: Серафимо-Дивеевский, Александровский Успенский женск. (Влад. губ.), Коренной мон., Белогородский, Оптина пустынь, Пафнутиев Боровский мон., Скорбященский Москов. и Покровский миссион. мон., Знаменский Московский, Высокопетровский в Москве муж. мон., Чудовский, Никольский Единоверч., Савинский, Богородице-Гуслицкий, Спасо-Преображенский Гуслицкий, Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский Московский, Донской Московск., Саровский, Вышенкий, Вышневолоцкий женск., Козинский мон., Щегловский мон. с подворьем (Тульской еп.). Ко 2-й категории: На Севере: Соловецкий, Александро-Ольшевский, Александро-Свирский, Зеленецкий, Вятский Трифонов, Валдайский, Хутынский-Ульянов (Волог.), Спасо-Суморин мужск., Тотемский, Павло-Обнорский, Югский м.м. На Юге: Ряснянский, Хорошевский женск., Куряжский, Жабский женский монастырь Кишиневской епархии. На Юго-Востоке: Гиржавский мон., Курковский, Суручанский, Куприяновский, Добруджский. На Кавказе: Михайловская Афонская пустынь, Лебяжий мужской. На Востоке: Святогорский (Пермск.), Седмиозерная пуст. (Казанск.), Успенский женск. (Оренбург), Мещеряковский мужск. (Оренбург), Разгуляевский женск. В Центре: Оранский, Понетаевский, Флорищева пуст., Столбенская пуст., Лукьяновская пуст., Введенская пуст., Даниловский м. в г. Переяславе, Боголюбов мон., Белобережская пуст., Брянский-Свенский мон., Карачаевский-Одрин, Севская-Богород-Площанская пуст., Преподобенский м. (Владимирской еп.), Покровский (Влад. еп.), Глинская пуст., Софрониева пуст., Белогорская пуст., Курский-Знаменский монастырь, Тихоновский муж. мон., Бронская пуст., Петропавловская пуст., Трегуляевская пуст., Нилова пуст., Калязинский мон., Николо-Теребинский. Нижне-Лясовский-Казанский мон., Наровчатский Сканов мон., Пайчармский женск. Мон., Исааковская женск. пуст. Пошехонскаго у., Успенский женск. мон. в Туле.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010